Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этапы становления культурных растенийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Развитие представлений о происхождении культурных растений дает возможность улучшить технологические приемы их возделывания, привнести в них новые данные о биологии. Кроме того, как отмечал Н. И. Вавилов, владея систематико -географическими знаниями о происхождении культурных; растений, можно сознательно подойти к подбору исходного миториала для селекции, к решению задач экспериментальной филогенетики и растениеводства. Статус культурного растения Накопленные знания о культурных растениях дают возможность сформулировать статус их, в котором были бы отражены важнейшие особенности. 1. Культурные растения — это особая ветвь эволюции. Oна имеет свои специфические закономерности развития и объединяет все растения, изменяющиеся под воздействием производственной деятельности человека. 2. Культурные растения изменяются более быстрым темпами чем дикорастущие, что обусловливается все возрастающим влиянием антропогенного фактора. 3. Если для эволюции дикорастущих растений характерны монофилетическое их происхождение, ограниченность гибридизационных процессов и дивергенция, то для культурных растений характерными являются полифилетизм, гибридизация иконвергенция. 4. Эволюция культурных растений идет в направлений лучшего удовлетворения потребностей человека, в то время как дикорастущих форм во взаимоотношении с видами в процессе эволюции вырабатываются защитные признаки и свойства, обеспечивающие им лучшее существование. 5. Культурные растения имеют центры происхождения и разнообразие, тогда как у диких видов этого не наблюдается. 6. Культурные растения характеризуются большим полиморфизмом и увеличением размеров тех или иных органов, ради которых они возделываются. У них наблюдается более высокое отношение этих органов к общей массе растения. 7. Культурные растения имеют большее разнообразие форм пределах вида и большую выравненность растений в пределах сорта. 8. Возделываемые растения отличаются высокой специализацией, связанной с их использованием (корнеплоды, листовые зерновые, крупяные, дающие волокно, источник сахара и др.). 9. Культурные растения имеют высокую продуктивность большую отзывчивость на изменения условий произрастания, также высокий коэффициент использования фотосинтетически активной радиации (ФАР). 10. Культурные растения вне специальных условий, создаваемых человеком, либо совсем не могут существовать, либо произрастают, но значительно снижают урожайность и его качество. 11 В обычных условиях произрастания культурные растения более изменчивы, чем дикорастущие. Степень их окультуренности и изменчивости в определенной мере соответствует общему уровню земледелия и способам возделывания. 12. Возделываемые растения менее устойчивы к неблагоприятным условиям произрастания, чем дикорастущие. 13. Семена культурных растений всходят и созревают более дружно, чем дикорастущих. 14. Распространение культурных растений всецело зависит от человека поэтому они в той или иной степени утратили специальные приспособления для распространения органов размножения (шипы, летучки и др.).
С развитием растениеводства как науки из нее выделился ряд самостоятельных дисциплин: овощеводство, плодоводство, луговодство, лесоводство, технология сельскохозяйственных продуктов и другие. В настоящее время вопросы растениеводства успешно разрабатываются во многих учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях страны. На основе этих работ с учетом достижений как растениеводства, так и смежных наук —земледелия, агрохимии, агрометеорологии, селекции, физиологии, фитопатологии, энтомологии, механизации, экономики и других было сформулировано следующее определение растениеводства как науки:
«РАСТЕНИЕВОДСТВО — ЭТО НАУКА О РАСТЕНИЯХ ПОЛЕВОЙ КУЛЬТУРЫ, ИЗУЧАЮЩАЯ РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ РАСТЕНИЙ, ОСОБЕННОСТИ ИХ БИОЛОГИИ И ФИЗИОЛОГИИ, ТРЕБОВАНИЯ К ФАКТОРАМ СРЕДЫ И НАИБОЛЕЕ СОВЕРШЕННЫЕ ПРИЕМЫ ВЫРАЩИВАНИЯ ВЫСОКИХ УРОЖАЕВ ЛУЧШЕГО КАЧЕСТВА».
Основу растениеводства как науки составляют проблемы, посвященные плодородию почвы, системам земледелия и значимости жизненно важных для растений факторов: света, тепла, воздуха, влаги и элементов питания.
Перед растениеводством как наукой поставлены следующие цели: — изучение закономерностей формирования урожайности; — установление резервов увеличения производства продуктов полеводства; — разработка теории и технологии получения высоких урожаев наилучшего качества при наименьших затратах.
Важнейшими задачами современного растениеводства являются: — выявление новых видов и форм растений для внедрения их в культуру и широкого использования в народном хозяйстве; – изучение возможности расширения ареала важнейших полевых культур; – разработка приемов возделывания этих культур при систематическом повышении их урожайности и качества продукции в разных зонах страны.
Для выполнения поставленных целей и задачей, их оптимизации необходима классификация растений полевой культуры. Разнообразие полевых культур по ботаническим и биологическим признакам, по образу жизни, по получаемой продукции, по особенностям' их возделывания затрудняет их классификацию. Сложно это и потому, что использование культурных растений очень разнообразно. Так, например, зерно кукурузы используется в пищу человека, на корм животным и как сырье для промышленности. Такими же универсальными культурами являются картофель, ячмень, овес и др.
Таблица 1. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ И БОТАНИКО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ ГРУППИРОВКА ПОЛЕВЫХ КУЛЬТУР
Существует классификация на производственные группы и подгруппы: - зерновые культуры (рожь, пшеница, овес, тритикале, гречиха, просо, сорго, рис, кукуруза), - зернобобовые (горох, бобы, фасоль, чина, нут, соя, люпин, чечевица), - клубнеплоды (картофель, свекла, брюква, турнепс, морковь), - кормовые культуры (кормовая капуста, кольраби, кормовые бахчевые культуры, клевер, люцерна, эспарцет, донник, вика, сераделла, суданская трава, могар, райграс, тимофеевка, овсяница, житняк, двукисточник, борщевик, окопник, амарант, горец, сильфия, козлятник, мальва, редька, сурепица, рапс), - масличные (подсолнечник, сафлор, горчица масличная, рапс, рыжик, клещевина, кунжут, мак масличный, арахис, перилла, ляллеманция), - эфиромасличные (кориандр, тмин, анис, мята перечная, шалфей, роза), - прядильные (хлопчатник, лен долгунец, конопля, кенаф, джут), - наркотические (табак, махорка, мак снотворный). - Как известно большую роль в становлении культурных растений играли и играют способы их возделывания. В одних случаях человек наблюдал за растениями, и условиями в которых они развивались наилучшим образом. В других случаях, применяя различные приемы возделывания, земледелец сам устанавливал оптимальные сроки и способы высева, систему обработки, систему удобрений, сроки уборки и так далее.
В соответствии со способами возделывания все растения делятся на следующие группы: 1. Однолетники. Растения высеваемые ежегодно. 2. Двулетники. Растения высеваемые в первый год семенами, а на второй год получение семян обеспечивается высадкой корнеплодов, луковиц. 3. Многолетники. Растения высеваемые семенами один раз в несколько лет.
Все эти культуры по способу сева подразделяются на: 1.Группу растений сплошного способа сева, 2.Группу растений широкорядного и ленточного способов сева, 3.Группу растений факультативно широкорядного и ленточного способов сева, которые в зависимости от условий могут быть возделываемы и при сплошном, и при широкорядном и при ленточном способах посева.
Сплошной способ сева означает наименьшее расстояние между соседними рядами растений, до 15 см. Широкорядный посев – от 40 до 70 см. Ленточный посев – посев лентами, когда расстояние между рядами в ленте одно, а между лентами другое. При широкорядном и ленточных посевах обеспечивается наилучшая освещенность растений, улучшается аэрация почвы, обеспечивается более эффективная борьба с сорняками.
Выбор способов посева определяется отзывчивостью той или иной культуры к свету, аэрации почвы, степени выносливости к боковому затенению, особенностью строения корневой системы и характером ее расположения в разных слоях почвы и в соответствии с этим возможностью использовать питательные вещества из разных слоев почвы. Выбор оптимальных сроков сева пропашных культур определяется степенью холодостойкости растений, продолжительностью вегетационного периода и сроками созревания. Учитывая необходимость систематической обработки междурядий, пропашные культуры можно классифицировать по форме всходов растений и характеру бокового ветвления.
По этим показателям пропашные культуры можно подразделить на 2 группы: 1. Одностебельные слабоветвящиеся (подсолнечник, кукуруза). 2. Розеточные (сахарная и кормовая свекла, морковь, брюква). Способ обработки пропашных культур в значительной мере зависит от выноса семядольных листьев на поверхность почвы и характера роста стеблей. В соответствии с этим следующая классификация растений. 1. Семядольные листья выносятся на поверхность почвы (подсолнечник, фасоль). 2.Семядоли остаются в почве (горох, клещевина). 3. Всходы растут в вертикальном направлении (кукуруза, сорго, подсолнечник, конопля). 4. Раннее образование листьев розеточного типа (сахарная свекла). 5. Раннее образование стелющихся побегов (арбуз, тыква, дыня).
Аналогично этому можно также классифицировать виды сельскохозяйственных растений сплошного сева подразделив их на: 1.Группу растений весеннего раннего и среднего сроков сева (яровая пшеница, яровая вика, овес, ячмень). 2.Весеннего среднего и позднего сроков сева (просо, могар, суданская трава). 3.Осенних сроков сева (озимые пшеница, рожь, ячмень, овес, вика). Таким образом, существующие классификации позволяют выделять группы полевых культур по ботаническим и биологическим признакам, образу жизни, продолжительности жизни, получаемой продукции, особенностям возделывания.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.112.15 (0.009 с.) |