Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Историография всеобщей истории↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Историография всеобщей истории Учебно-методический комплекс дисциплины
Бийск БПГУ имени В.М. Шукшина 2009
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Бийский педагогический государственный университет имени В.М. Шукшина»
Историография всеобщей истории Учебно-методический комплекс дисциплины
Бийск БПГУ имени В.М. Шукшина 2009
ББК Д Печатается по решению
Научный редактор: канд. ист. наук, доцент Рецензент: доцент Г.В. Скопинцева канд. ист. наук, доцент БПГУ
Д Историография всеобщей истории [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины. /Сост.: С.А.Гущина; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2009. – 48 с.
Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, диагностические материалы, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний.
Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности 032600.00 (050401.65) «История с дополнительной специальностью»
Ó БПГУ им. В.М. Шукшина, 2009. Ó Сост.: С.А. Гущина, 2009.
Рабочая программа
Кафедра всеобщей истории
Шифр и наименование дисциплины: ДПП.Ф.06. Историография всеобщей истории Статус дисциплины: обязательная
Специальности (направления): 032600.00 (050401.65) «История с дополнительной специальностью»
Формы обучения: дневная
Объем дисциплины: 68 часа Распределение по семестрам
Рабочая программа составлена на основании ГОС направлений и специальностей высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31.01.2005 года. ДПП.Ф.06. «Историография всеобщей истории» Предмет историографии как специальной исторической дисциплины, изучающей Развитие исторических знаний и исторической науки. Становление и эволюция направлений и школ в зарубежной историографии, их связь с идейно-политическими течениями. Творческое наследие крупнейших историков. Основные исторические и социологические проблемы в историографии различных направлений.
Разработчик канд. ист. наук, доцент С.А. Гущина
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры всеобщей истории
Заведующий кафедрой _____________________ С.А. Гущина
Одобрена Ученым советом факультета истории и права
«_______»_____________________ Председатель __________________________
Содержание Пояснительная записка ……………………………………………………….. с.7 1. Организационно-нормативная документация 1.1. Учебная программа ……………………………………………………….. с.8 1.1.1. Цели и задачи дисциплины ……………………………………………. с.8 1.1.2. Содержание дисциплины ДПП.Ф.06. «Историография всеобщей истории»…………………………………………………………………...с.8 1.1.3.Требования ГОС к содержанию курса ДПП.Ф.06. «Историография Всеобщей истории»………………………………………………………. с.8 Программа дисциплины «Историография всеобщей истории» ………. с.9. 1.1.4. Требования к уровню освоения содержания дисциплины ……………. с.13 1.1.5. Учебно-методическая карта дисциплины ……………………………… с.13 1.1.6. Карта самостоятельной работы студента по дисциплине …………….. с.15 1.1.7. Карта согласования рабочей программы дисциплины ДПП.Ф.02 «История средних веков» с другими дисциплинами специальности ………. с.17 1.2. Карты ресурсов 1.2.1. Карта обеспечения дисциплины учебно-методической литературой… с.17 1.2.2. Карта обеспечения дисциплины оборудованием………………………. с. 20 2. Дидактические материалы (средства обучения)……………………………. с.20 2.1. Печатные дидактические материалы………………………………………. с.20 2.2. Печатные электронные материалы ……………………………………….. с.52 3. Средства контроля 3.1.1. Рейтинговая книжка студента IX семестр………………………………. с.23 3.2. Контрольно-измерительные материалы …………………………………. с. 25 3.2.1. Текущий контроль ………………………………………………………. с. 25 3.2.2. Итоговый контроль ……………………………………………………… с. 31 4. Методические рекомендации 4.1. Методические рекомендации для студентов……………………………… с.32 4.2. Методические рекомендации для преподавателей………………………. с.38 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Государственный образовательный стандарт рассматривает курс "Историография" как обязательный компонент блока дисциплин предметной подготовки по специальности 032600.00 «история» Курс состоит из двух взаимосвязанных частей - "историография всеобщей истории" и "историография отечественной истории", читаемых в соответствующей последовательности. Курс историографии имеет важное значения для профессиональной подготовки специалистов историков, соответствующих современном уровню развития науки. Он читается на пятом курсе, так как для освоения его материала требуется знакомство студентов с конкретно-историческим материалом и определенные теоретико-методологические знания и навыки. Предварительные знания о теоретических основах исторической науки они получают на втором курсе, где читаются «Основы философии и методологии истории» Учебный курс историографии всеобщей истории сопряжен как с общеисторическими курсами (всеобщей истории, истории мировой культуры), так и с основными курсами социально-гуманитарного цикла (философия, культурология, социология, политология) и читается после них. Основная задача курса - сообщить студенту знания по истории развития исторической мысли в Западной Европе и Америке от ее возникновения до современности. Предполагается не только овладение фактическим материалом, но и уяснение процесса развития исторического познания, его механизма и закономерностей. Предполагается, что, прослушав курс, студент получит профессиональные знания и навыки, необходимые в различных областях общественной жизни, в том числе в рамках преподавательской, научно-исследовательской, культурно-просветительской и экспертно-аналитической работы. Итогом курса являются зачет. В процессе изучения дисциплины преподавателем осуществляется рейтинг-контроль, который включает ответы на семинарских занятиях, написание конспектов, ведение терминологического словаря, написание реферата, результаты промежуточных и итоговых тестов, посещаемость занятий. Все компоненты находят свое отражение и оценку в рейтинговой книжке студента и в итоге суммируются. Недостающие для зачета баллы студенты могут получить в форме индивидуального задания или дополнительного тестирования. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА 1.1.1. Цели и задачи дисциплины Курс историографии всеобщей истории выявляет специфику исторического познания, трактует процесс зарождения и развития исторических знаний, механизм превращения их в науку, становление и эволюцию ведущих направлений и школ зарубежной исторической науки. Цель курса – сформировать целостное представление о становлении исторической мысли и исторической науки на основных этапах ее развития, выработать навыки анализа историографических источников Структура курса историографии всеобщей истории включает в себя лекции и семинарские занятия. Задачи лекционных занятий: сообщить студенту знания по истории развития исторической мысли в Западной Европе и Америке от ее возникновения до современности. Познакомить студентов с теоретическими проблемами историографического исследования. Дать студентам представление о механизмах и закономерностях процесса развития исторического познания, основных направлениях и школах исторической науки, современном состоянии исторического познания, углубить теоретико-методологические знания, развить способности структурировать информацию, полученную из разных источников, и делать на этом основании самостоятельные выводы и обобщения. Задачи семинарских занятий: проконтролировать самостоятельную работу студентов, проверить понимание ими содержания рекомендованной литературы. Основное предназначение семинара – овладение понятийно-терминологическим аппаратом историографии, свободное оперирование им, выработка навыков работы с историографическими источниками, развитие самостоятельного мышления и закрепление навыков устного выступления. В процессе освоения дисциплины студенты конспектируют литературу по темам курса, ведут терминологический словарь, готовят рефераты и доклады, подвергаются промежуточному и итоговому тестированию. Рабочая программа составлена на основании учебного плана и государственного стандарта высшего профессионального образования.
1.1.2. Содержание дисциплины ДПП.Ф.06. «Историография всеобщей истории» Предметом изучения учебного курса историографии всеобщей истории являются процесс накопления исторических знаний и превращение их в науку, характеристика наиболее результативных исторических направлений и школ, а также процесс совершенствования методов исторического исследования. Требования ГОС к содержанию курса Введение Понятия «историография», «история исторической науки», «история исторической мысли», «история исторического знания». Эволюция понимания предмета историографического исследования. Предмет и задачи курса «историография всеобщей истории». Соотношения исторической науки и исторического сознания. Типы исторического сознания. Социальные функции исторического знания. Методы и принципы историографического исследования. Основные категории историографического анализа: историческая концепция, исторический факт, историографический факт, историографический источник, научная парадигма, исторический дискурс, научные школы. Периодизация, хронологические и географические рамки курса.
КАРТЫ РЕСУРСОВ 1.2.1. Карта обеспечения дисциплины учебно-методической литературой ДПП.Ф.06 Историография всеобщей истории для студентов образовательной профессиональной программы 032600.00 (050401.65) «История с дополнительной специальностью (право) по очной форме обучения
1.2.2. Карта обеспечения дисциплины оборудованием Историография всеобщей истории (60 часов) для студентов образовательной профессиональной программы 032600.00 (050401.65) «История с дополнительной специальностью (право)» по очной форме обучения
2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ (СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ) СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ 3.1. Рейтинговая книжка студента по дисциплине «Историография всеобщей истории» IX семестр Текущий контроль Формы текущего контроля: рефераты, рейтинговое оценивание, тестирование, ответы на семинарах, конспекты, ведение терминологического словаря. Содержание текущих контрольных мероприятий: примерный перечень рефератов и заданий для семинарских занятий представлен в методических рекомендациях для студентов (см.п. 4.1.) Диагностические материалы (IX семестр) Введение 1 - 5 1. Указать правильный ответ. Историография это: а) интегративная историческая дисциплина б) вспомогательная историческая дисциплина. 2. Выбрать один или несколько правильных вариантов ответа. Историография это: а) совокупность работ по определенной проблеме; б) историческая наука какой-либо страны в определенный период; в) теория исторической науки; г) философия истории; д) история исторической науки. 3. Указать правильный ответ. Историографический факт это: а) труд историка; б) историческая периодика; в) историческая концепция ученого; г) диссертационные исследования историков. 4. Верно ли данное утверждение? Закономерностью историографии является преемственность в накоплении исторических знаний и периодические разрывы с предшествующей традицией. а) да, б) нет. 5. Установить соответствие: а) историческая школа, б) историографическое направление, в) единство взглядов на исторический процесс, г) единство научной проблематики, теоретических взглядов и методологических принципов. Античная историография 6 - 10 6.Указать правильный ответ. Концепция четырех мировых царств зародилась в а) эпоху античности, б) средневековье, в) эпоху Возрождения, г) Новое время. 7. Верно ли утверждение, что первая «Всеобщая история» была написана Титом Ливием. А) да, б) нет. 8. Выбрать правильный вариант ответа. Проблему объективности исторического познания впервые поставил а) Тацит, б) Леопольд фон Ранке, в) Фукидид, г) Карл Маркс, д) Геродот. 9. Определить хронологическую последовательность. а) Фукидид, б) Плутарх, в) Полибий, г) Тацит, д) Помпей Трог. 10. Установить соответствие (выбрать современников): а) Геродот, б) Плутарх, в) Тацит, г) Фукидид, д) Помпей Трог, е) Тит Ливий. Итоговый контроль Форма итогового контроля: зачет.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ (IX семестр)
1. Предмет и задачи историографического исследования. 2. Основные категории историографического анализа (историческая концепция, историографический факт, историографический источник, парадигма, научная школа). 3. Проблема возникновения ранних форм исторических знаний. Ранние формы фиксации исторической информации в Древней Греции. Логографы. 4. Жизнь и творчество Геродота. 5. Исторические взгляды Фукидида. 6. Историческая мысль эпохи эллинизма. Полибий. 7. Особенности римской исторической мысли республиканского периода. 8. "История Рима от основания города" Тита Ливия. 9. Жизнь и творчество Тацита. 10. Историческая мысль императорского Рима. Светоний. 11. Философия истории Августина Аврелия. 12. Германские истории раннего средневековья. Иордан. Григорий Турский. 13. Западноевропейские средневековые хроники. 14. Историческая мысль итальянского Возрождения. Риторическая и эрудитская школы. 15. Политическая школа гуманистической историографии. Н. Макиавелли. 16. Западноевропейская историческая мысль XVII века. Эрудиты. "Социальная физика". 17. Основные черты исторической мысли французского Просвещения. Вольтер как историк. 18. Просвещение в Германии и историческая мысль. Исторические взгляды И.Г. Гердера. 19. Историческая мысль английского Просвещения. Д. Юм и Э. Гиббон. 20. Романтизм и историческая мысль. 21. Философия истории Г.В. Ф. Гегеля. 22. Французская либеральная школа историков первой половины XIX века. 23. Исторические взгляды Ж. Мишле. 24. Историческая школа права. 25. Исторические взгляды Л. фон Ранке. 26. Историческая наука в Англии первой половины XIX века. Т. Карлейль 27. Позитивизм и историческая наука XIX века. 28. Марксистская концепция исторического процесса. 29. Проблема кризиса исторической науки конца XIX - начала 20 вв. в современной литературе. Основные подходы. 30. теория исторического познания. 31. Философия истории А. Тойнби. 32. Французская историческая наука первой половины ХХ в. Формирование исторической школы "Анналов". М. Блок и Л. Февр. 33. Историческая наука Великобритании первой половины ХХ века. 34. Историческая наука Германии 1920-1940-х гг. Историческая наука и нацизм. 35. Основные тенденции развития английской историографии во второй половине ХХ века. "Социальная история". 36. Историческая концепция Ф.Броделя. 37. Теоретические взгляды ведущих представителей школы "Анналов" в 70-80-е годы. 38. Историческая антропология и история ментальности. 39. Постмодернистский вызов историческому познанию. 40. Концепция исторического познания Х. Уайта.
4.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИДЛЯ СТУДЕНТОВ Курс «Историография истории России» на очной форме обучения включает 20 лекционных часов, 10 часов семинарских занятий на каждую группу, самостоятельную работу студентов, текущие и итоговые тестовые задания, зачет. На заочном отделении предусмотрены только 18 лекционных часов, что увеличивает объем самостоятельной работы студентов. Лекционный курс посвящен основным теоретическим положениям предмета историографии, раскрывает этапы развития исторических знаний в Европе, характеризует историографические направления и школы, знакомит с творчеством крупнейших западных историков. В нем даются современные оценки историографических явлений, приводятся различные точки зрения на дискуссионные проблемы. Материалы лекций включены в тестовые задания. Добросовестное отношение студентов к лекционным занятиям, их конспектирование с выделением ключевых положений, имен и дат являются, при ограниченном количестве учебно-методических изданий, условием успешного изучения предмета. Практические занятия, являющиеся важной составной частью учебного процесса и играют особую роль в курсе историографии всеобщей истории. В его рамках практические занятия выполняют ряд взаимосвязанных функций. Во-первых, они позволяют на практике овладеть навыками историографического анализа. Во-вторых, семинарские занятия дают возможность понять важнейшие особенности основных этапов развития европейской исторической мысли в ходе знакомства с работами, тех историков, в творчестве которых наиболее ярко отразились ведущие тенденции ее развития. Вместе с тем, студент получает возможность проследить, как менялась оценка творчества того или иного мыслителя в ходе последующей эволюции исторической мысли. Выбирая тексты, которые будут использоваться на семинарах в качестве основных историографических источников, следует руководствоваться следующими принципами. Во-первых, в текстах выбранных авторов должны быть наглядно представлены основные тенденции развития исторической мысли определенного периода. Во-вторых, эти тексты должны давать возможность для реконструкции теоретико-методологических представлений мыслителей. Дело в том, что тематика исследований и источниковая база у разных историков могут быть различными, сопоставление же теоретико-методологических представлений дает возможность выявить те концептуальные модели, с помощью которых авторы объясняли общий ход исторического процесса. При этом важны не только теория исторического процесса, но и теория исторического познания. В-третьих, идеи выбранных авторов должны быть актуальными, т.е. сопоставимыми с проблемами современного исторического сознания и познания, с образом истории, сложившимся в собственном сознании студента. Наконец, в-четвертых, труды избранных авторов должны быть доступны в той или иной форме. В ходе семинарских занятий должны найти применение биографический метод, позволяющие выяснить, какие события в жизни ученого повлияли на его научные взгляды; типологический, позволяющий реконструировать общие для того или иного этапа исторической мысли черты; метод логической реконструкции исторической концепции. Вводное, занятие посвящено теоретическим проблемам историографического исследования. В ходе этого занятие следует познакомиться с основными подходами к определению целей, задач и методов историографического исследования, сложившимися в современной науке, а так же овладеть базовым категориальным аппаратом историографического анализа. В ходе последнего, итогового занятия, проводимого в форме коллоквиума, студенты знакомятся со сложившимися в историографии подходами к оценке современного состояния исторической науки, основных тенденций и перспектив ее развития Знакомство с монографическими исследованиями, рекомендованными к семинарам, требует учета особенностей ситуации в период их создания. Могут потребоваться терминологические и оценочные поправки, особенно, если работа издана давно. Доступность тестовых заданий, предполагает, что студенты выполняют их по мере изучения темы и выявляют те вопросы, которые вызывают наибольшие затруднения.
Тематика лекционных занятий (22 часов ) 1. Введение. Предмет и задачи курса историографии всеобщей истории. 2. У истоков исторической мысли. Античная историография. 3. Историческая мысль Средневековья. 4.Историческая мысль эпохи Возрождения и Реформации 5. Историческая мысль эпохи Просвещения. 6. Историография эпохи Романтизма. 7. Историческая мысль и историческая наука во II пол. XIX века. 8. Историческая наука на рубеже веков: проблема методологического и общего кризиса. 9. Основные тенденции развития исторической науки в I пол. ХХ в. 10. Историческая наука во второй половине ХХ века 11. История на рубеже ХХ –XXI в.: постмодернистский вызов.
Вопросы, рассматриваемые на лекциях Тема 1. Введение. 1. Предмет, характер и задачи курса. 2. Основные компоненты историографического исследования. Историографический источник и факт. 3. Принципы и методы историографического познания. Периодизация исторической науки. Вопросы к семинарским занятиям. Подготовка рефератов по тематике курса 1. Основные черты европейской историографии XVII века. 2. «Энциклопедия» Д. Дидро и Ж. Д'Аламбера и ее влияние европейскую историческую мысль. 3. Историческая наука Англии первой половины XIX в. основные тенденции развития и школы. Т.Маколей и Т. Карлейль. 4. Исторические взгляды Ш. Монтескье. 5. Исторические взгляды Г. Мабли. 6. Позитивизм в английской историография второй половины XIX в. 7. Историческая концепция У. Стеббса. 8. Историко-экономическое направление. Т. Роджерс. 9. Концепция генезиса английского феодализма Ф. Сибома. 10. Позитивистская историография во Франции второй половины XIX в. 11. «Введение в историю» Ш. Ланглуа и Ш.-В. Сеньобоса как образец позитивистских взглядов на историю. 12. Творчество И. Тэна и Э. Ренана. 13. Исторические взгляды А. Токвиля. 14. Историческая концепция Н.Д. Фюстеля де Куланжа. 15. Исторические взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса. 16. Марксистское направление в исторической науки Западной Европы второй половины XIX - начала ХХ вв. 17. Распространение позитивизма в Германии. Творчество К. Лампрехта. 18. «Новая историческая наука» II пол. XX в.: основные достижения и проблемы.
Методические рекомендации для преподавателей 4.2.1. В процессе преподавания историографии всеобщей истории следует опираться не только на знания студентами конкретно-исторического материала по разделам всеобщей истории, но и философские (при изучении историософских и теоретических проблем), источниковедческие (при характеристике источниковой базы исторических исследований) и методологические их представления (при обращении к вопросам о методах исторического исследования). Следует стремиться к тому, чтобы не только познакомить студентов с историей исторических знаний и исторической науки, дать представление об основных этапах ее развития, но и привлечь их внимание к тому, что между проблематикой исторических исследований и потребностями общества, идеологическим и интеллектуальным контекстом эпохи существует неразрывная связь. Вместе с тем наука имеет и собственные закономерности развития. Избранный разработчиком УМКД вариант проведения семинарских занятий представляет собою обзор основных периодов развития исторических знаний и исторической науки. Существует опасность, что студенты ограничатся пересказом формулировок лекций и учебных пособий. Избежать этой опасности можно в том случае, если настойчиво требовать, чтобы изложение вопросов сопровождалось анализом конкретного историографического источника. Представление о схеме такого анализа дает первое семинарское занятие в той его части, где обсуждаются основные структурные уровни исторической науки (проблематика, источниковая база, методология, концепция) 4.2.2. Успеваемость студента по дисциплине контролируется при помощи системы рейтинг-контроля. Оценка складывается из многих компонентов: посещаемости, ответов на семинарских занятиях, написании конспектов, ведении терминологического словаря, написании реферата, результатов промежуточного тестирования. Все компоненты входят в рейтинговую книжку студента и в итоге суммируются. На основании общей суммы студент либо освобождается от сдачи зачета, либо сдает его по вопросам раздела 3.2.2. Материалы итогового контроля включают в себя: 1) теоретические и научно-методические вопросы, 2) конкретно-исторические и историографические аспекты,
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 560; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.204 (0.013 с.) |