Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Новая и новейшая история зарубежных стран↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Барнаульский государственный педагогический университет» Кафедра Всеобщей истории УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ: Новая и новейшая история зарубежных стран Новая история стран Азии и Африки (Новая и новейшая история зарубежных стран)
Специальность: 050401.65 История (код) (наименование)
Барнаул
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Барнаульский государственный педагогический университет»
Кафедра Всеобщей истории Учебно-методический комплекс модуля: Новая история стран Азии и Африки АННОТАЦИЯ 1. Минимальные требования к содержанию модуля: Новая история стран Азии и Африки. Основные проблемы и тенденции развития восточных обществ. Возникновение представлений о единстве исторического процесса в общечеловеческом масштабе, связанное с эпохой Великих географических открытий и складыванием колониальной системы. Борьба народов Азии и Африки против монополий. Особенности хозяйственного и социально-политического развития и формирование новых буржуазно-националистических идеологий. Передел мира и буржуазные революции на Востоке. 2. Взаимосвязь модуля с другими дисциплинами учебного плана специальности: «Новая история стран Азии и Африки» является одним из компонентов курса «Новая и новейшая история зарубежных стран». Данный модуль тесно связан с такими дисциплинами как: «Новая история стран Европы и Америки», «Историография», «Источниковедение», «Социология», «Политология», «Экономика». 3. Перечень элементов учебно-методического комплекса:
4. Список авторов элементов УМК: к.и.н., доцент Т.А. Шеметова
5. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УМК: - ГОС ВПО по специальности; - Оценочные и диагностические средства для итоговой аттестации выпускников вузов по педагогическим специальностям (рекомендованы Министерством образования РФ, 2003 г.). - Положение по УМК (Барнаул, 2007)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Барнаульский государственный педагогический университет» Кафедра Всеобщей истории Учебно-методический комплекс модуля: Новая история стран Азии и Африки УТВЕРЖДАЮ I Проректор по УР___________________ "____"______________200_г. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА По модулю Новая история стран Азии и Африки
Специальность 050401.65 «История» код наименование
Факультет/институт Исторический / БГПУ
Курс обучения ___4____/_______/________ Семестр ____7___/_______/________ Всего часов по учебному плану: ___268____ В том числе по формам обучения: очная / очно-заочная /заочная - лекции ____90___/____________/_______ - практикум ____44___/____________/______ - самостоятельная работа ___134____/____________/_______ Формы итогового контроля знаний: - зачет ____сем./ ____сем./ ____сем. - экзамен __7__сем./ ____сем./ ____сем.
Барнаул 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ: Новое время является одним из наиболее насыщенных периодов мировой истории. Оно связано с развертыванием процессов глобализации всемирного исторического процесса, радикального изменения характера развития европейской цивилизации, сопряженного с формированием индустриальной общественной модели, сложным взаимным влиянием цивилизационных систем Запада и Востока. Целью дисциплины «Новая история стран Азии и Африки» является комплексное, систематизированное изучение социально-экономических, правовых, политических и духовных процессов, обозначивших магистральный путь развития общества в XVI-XX вв., а также специфики развития отдельных стран и регионов в течение этого времени. Познавательные и развивающие задачи дисциплины связаны с формированием у студентов представления о многообразии методологических принципов изучения исторического прошлого, развитием у них навыков источниковедческой и историографической работы, исследовательской мотивации, возможности самостоятельного построения и аргументированного обоснования трактовок фактов, версий, оценок, альтернатив развития исторического процесса, формированием ценностных ориентаций, основанных на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта исторического развития общества. 2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ: В результате изучения дисциплины студент должен знать: - системную периодизацию курса всемирной истории; - основные тенденции общественного развития на каждом из этапов исторического процесса; - основные события и даты истории зарубежных стран XVI-XX вв., - имена и биографические сведения о выдающихся исторических деятелях; - основные историографические трактовки ключевых проблем новой и новейшей истории зарубежных стран. Владеть современным понятийным и категориальным аппаратом исторической науки. Студент должен иметь навыки работы с различными типами исторических источников, работы с учебно-методической и научной литературой по проблематике курса, выполнения учебных (практических) и научно-исследовательских заданий, самостоятельного поиска, обработки и использования различных типов информации. Студент должен уметь грамотно воспроизвести научную информацию о предмете изучения, комплексно проанализировать причинно-следственные связи исторических событий и процессов, выявить ключевые тенденции общественного развития, определить их региональную специфику, прокомментировать исторические процессы с точки зрения основных научных теорий и методологических подходов. 3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
4.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5.1. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
5.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Для обеспечения данной дисциплины необходимы: библиотечные фонды, учебно–методическая литература, карты и атласы.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Для обеспечения данной дисциплины необходимы: оборудованные аудитории, различные технические средства обучения, аудио – видеоаппаратура, наглядные пособия, мультимедийные средства.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕКУЩЕГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ 7.1. ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ: тест 7.2. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ: экзамен, тест
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности История 032600.
Программу составила: к.и.н., доцент Т.А. Шеметова Программа одобрена и утверждена на заседании кафедры ____________________________ Протокол № _______1_______ от ________11.09.2007___________
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Барнаульский государственный педагогический университет»
Кафедра Всеобщей истории РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА Специальность: 050401.65 История
Ведущий лектор: Шеметова Т.А., к.и.н., доцент
Барнаул ПЛАН ЛЕКЦИИ № 1 Тема: Страны Азии и Африки к началу нового времени. Особенности восточного феодализма.
Страны Азии и Африки в предшествующий исторический период, их превосходство над странами Запада по многим критериям социально-экономического, политического и культурного развития. Средние века в свете основных концепций развития человечества. Категория и хронология средних веков. Сопоставительная характеристика Востока и Запада в средние века. Причины отставания Востока в позднее средневековье и его связь с особенностями и отличиями восточного типа феодализма от западного. Эволюция западноевропейских представлений о Востоке в средние века. Причины обострения интереса к Востоку в ХVII – ХVIII вв. Ф.Бернье. Ш.Л. Монтескье и Ф.М.А. Вольтер. Ограниченность просветительского подхода к Востоку. Становление востоковедения как науки в ХIХ в. Археологические открытия и дешифровка древних систем письма. Европоцентризм и его критика. К.Маркс о Востоке. Марксизм и Восток: формационный подход и концепция «азиатского способа производства» (АСП). Природа и общество на Востоке в средние века. Природный фактор в истории человечества. Обусловленность отличий от различных условий географической среды, климатических, экологических и т.д. особенностей. Абсолютное преобладание поливного земледелия. Зависимость сельского хозяйства от наличия сложнейших ирригационных систем, строительство и эксплуатация которых была задачей исключительно общегосударственной. Азиатский земледельческий тип производства (АТП). Сопоставительная характеристика азиатского и европейского типов производства. Эволюция азиатского способа производства. Верховная государственная собственность на землю, воплощенная в лице монарха и формирование особого типа монархии “восточной деспотии”. Прочность военно-ленной феодальной системы и сельской общины. Слабая связь сельского и городского обществ, неразвитость внутренней торговли при наличии в каждой общине сельских ремесленников и “домашней промышленности полноправных общинников”. Проживание в городах большого числа феодалов и их активное вмешательство в городскую экономику. Зависимое и бесправное положение городской буржуазии и торгово-ростовщических слоев. Отсутствие системы расширенного воспроизводства. Особенности социально-политических отношений на Востоке. Сравнительный анализ тенденций развития социальных структур на Западе и Востоке. Проблема классов. Значение традиционных социальных связей: племя, род, община, городской «цех». Корпоротивность: касты, кланы, тайные общества, секты, землячества. Проблема зарождения новых социальных слоев. Положение горожан. Купечество и его роль в обществе. Формы зависимости. Рабство. Наемный труд. Положения высшего слоя. Восточный деспотизм как форма государства. Положения правителя и эффективность управления. Проблема социальной опоры власти. Роль армии и войн. Крупные империи, стремление к централизации и причины ее непрочности. Религиозно-культурный фактор в развитии стран Востока. Отношения народа к власти, существующим нормам права. Этническое и национальное самосознание. Культура и ментальность. Ценностные установки народов исламского, конфуцианского, буддийско-индуистского регионов.
ПЛАН ЛЕКЦИИ № 2 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Барнаульский государственный педагогический университет»
Кафедра Всеобщей истории СТРУКТУРА И СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
1. ВВЕДЕНИЕ: Целью дисциплины «Новая история стран Азии и Африки» является комплексное, систематизированное изучение социально-экономических, правовых, политических и духовных процессов, обозначивших магистральный путь развития общества в XVI-XX вв., а также специфики развития отдельных стран и регионов в течение этого времени. Познавательные и развивающие задачи дисциплины связаны с формированием у студентов представления о многообразии методологических принципов изучения исторического прошлого, развитием у них навыков источниковедческой и историографической работы, исследовательской мотивации, возможности самостоятельного построения и аргументированного обоснования трактовок фактов, версий, оценок, альтернатив развития исторического процесса, формированием ценностных ориентаций, основанных на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта исторического развития общества.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
Литература:
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
Литература:
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
Тема: Складывание колониальной капиталистической системы.
Продолжительность _2_ часа
a) конкуренция между европейскими державами, «торговые войны», создание кампаний-монополий и их роль в закабалении Востока; b) первые неравноправные договоры и этапы складывания колониальной системы в разных частях афро-азиатского региона. Формы и методы эксплуатации; c) последствия вторжения колонизаторов в Азию и Африку для их стран и народов.
Вопросы для самостоятельной работы:
Заполните таблицу
Дайте определение понятий: ü колония; ü полуколония; ü протекторат; ü доминион; ü Азиатский способ производства; ü Европейский способ производства; ü деспотия; ü корпоративность.
Объясните:
Сущность двух методологических подходов объяснения истории развития человечества: «всемирно-исторический» (формационно-стадиальный) подход, «культурно-исторический» (цивилизационный).
Литература:
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
Тема: Османская империя в XVII – начале XVIII вв.
Продолжительность _2_ часа
1. Османская империя к началу нового времени: a. Создание Османского государства; b. Территория и население к началу нового времени; c. Политический строй; d. Особенности религиозной ситуации; e. Аграрные отношения, формы землевладения и землепользования, феодальная эксплуатация крестьян; f. Группа турецких феодалов; g. Особенности османского феодализма. 2. Развитие Османской империи в XVIII в.: a. Изменения в формах эксплуатации земли и крестьянства; b. Подъем национально-освободительной борьбы (причины, повод, движущие силы, задачи формы борьбы, причины поражения или победы, последствия); c. Проявление раздробленности империи. Изменение турецких феодальных народных движений в своих личных целях.
Литература:
2. Шпилькова В.И. Младотурецкая революция 1908-1909 гг. - М, 1977. 3. Петросян И.Е. Османская империя. - М., 1993. 4. Новичев Л.Д. История Турции. - М., 1973. 5. Энциклопедия, дипломатический словарь.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5
Тема: Османская империя в начале – середине XVIII вв.
Продолжительность _2_ часа
1. Русско-турецкие войны XVIII в. и начало зависимости Османской империи от западных держав. 2. Начало «египетского кризиса» в Османской империи: a. Экспедиция Бонапарта в Египет и действия турецкого султана; b. Приход к власти в Египте Мухаммеда Али; c. Вмешательство капиталистических держав в дела Османской империи во время египетского кризиса и усиление ее зависимости.
Литература:
12. Шпилькова В.И. Младотурецкая революция 1908-1909 гг. - М, 1977. 13. Петросяп И.Е. Османская империя. - М., 1993. 14. Новичев Л.Д. История Турции. - М., 1973. 15. Энциклопедия, дипломатический словарь.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6
Тема: Начало периода реформации в Османской империи в конце XVIII – первой трети XIX вв.
Продолжительность _2_ часа
1. Реформы Селима III: a. Социально-экономические и политические предпосылки реформ Селима III; b. Социальная база; c. Цели и задачи реформ; d. Основные положения реформ; e. Практическая реализация реформ Селима III; f. Противники реформ; g. Последствия реформ для Османской империи. 2. Реформы Махмуда II: a. Предпосылки I этапа реформ Махмуда II; b. Социальная база; c. Цеди и задачи реформ; d. Основные положения реформ; e. Практическая реализация и последствия I этапа реформ Махмуда II для Османской империи; f. Предпосылки II этапа реформ Махмуда II; g. Социальная база; h. Цели и задачи реформ; i. Основные положения реформ; j. Практическая реализация реформ Махмуда II; k. Противники реформ; l. Последствия реформ для Османской империи. 3. Первый танзимат. 4. Второй танзимат.
Вопросы для самоконтроля:
1. Дата образования Османского государства. 2. Основатель Османского государства. 3. Государственная религия Османского государства. 4. Первый султан Османского государства. 5. Первый император Порты. 6. Основные формы землевладения и землепользования. 7. Основные виды налогов в Османской империи. 8. Основа установления налогов. 9. Феодальная иерархия. 10. Социальная структура. 11. Даты миграционных волн на территорию Малой Азии. 12. Хронологические рамки русско-турецких войн в XVIII в. Название договоров. 13. Основные восстания и национально-освободительные движения в XVII, XVIII, первой половине XIX вв. (причины, ход, движущие силы, руководители последствия). 14. Каким образом произошли изменения эксплуатации основных форм земли и крестьянства в XVIII в. 15. Основные признаки османского феодализма. 16. Хронологические рамки «золотого века», «периода остановки», «периода кризиса» в Османской империи. 17. Проявление феодального сепаратизма в Османской империи в XVII, XVIII, первой половине XIX вв. (территория, руководитель, хронологические рамки). 18. Экспедиция Бонапарта в Египет (причины, хронологические рамки, последствия). 19. Дата прихода к власти Мухаммеда Али. 20. Проявление зависимости Османской империи от капиталистических держав в конце XVIII – первой половине XIX вв. 21. Даты правления Селима III и Махмуда II. 22. Год ликвидации янычарского корпуса. 23. Дата ликвидации военно-ленной системы. 24. Назовите инициатора реформ Первого танзимата. 25. Годы правления Абдул-Меджида. 26. Какие условия для развития капиталистических отношений предполагалось создать реформами Первого танзимата. 27. Хронологические рамки Первого и Второго танзимата? 28. Годы создания и название первых банков в Османской империи. 29. Какие законопроекты были приняты в Османской империи на основе реформ Первого танзимата? 30. Назовите формы и методы превращения Османской империи в полуколонию в период Второго танзимата. 31. Хронологические рамки 1-й и 2-й турецко-египетских войн. 32. Основные причины турецко-египетских войн. 33. Дата создания янычарского войска. 34. Духовный орден – покровитель янычар. 35. Основные сражения периода турецко-египетских войн (место и дата). 36. Год подписания Ункяр-Искелийского русско-турецкого договора. 37. первый раздел Османской империи (дата и название договора). 38. Дата зарождения движения «новых османов». 39. Назовите основных представителей движения «новых османов». 40. Основная цель движения «новых османов», методы и формы борьбы.
Вопросы для самостоятельной работы:
I. Дайте определение понятий:
ü удж; ü лен; ü «восточный вопрос»; ü восстание; ü национально-освободительное движение; ü низим-и-джезид; ü девширме; ü каймакам; ü феллах; ü государство; ü империя.
II. Заполните таблицу по восстаниям и национально-освободительным движениям XVII, XVIII, первой половины XIX вв.
Сравните эти движения по основным параметрам. Объясните причины изменений причин, движущие силы, формы и методы борьбы.
III. Подготовьте доклад (2-3 мин.) о Селиме III, Махмуде II, Решид-паше.
IV. Подготовьте сообщение о предложениях высших кадров Османской империи по необходимости реформ в период правления Селима III.
V. Заполните таблицу по русско-турецким войнам XVII в.
VI. На основе анализа документов, посвященным реформам в Османской империи (см. Хрестоматию по новой истории Востока, ч. 1-2, с. 419, 423, 424-430) составьте таблицу «Социально-экономические и политические реформы в Османской империи в конце XVIII – 1870 г.»
Литература:
19. Шнплькова В.И. Младотурецкая революция 1908-1909 гг. - М, 1977. 20. Петросяп И.Османская империя. - М., 1993. 21. Новичев Л.Д. История Турции. - М., 1973. 22. Энциклопедия, дипломатический словарь.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7
Тема: Социально-экономическое и политическое развитие Ирана в XVII – начале XVIII вв.
Продолжительность _1_ часа
1. Общие характеристики Ирана к началу XVI в.: a. Территория и население; b. Политический строй; c. Особенности религиозной ситуации. 2. Объединение Ирана: a. Предпосылки объединения Ирана в XV – начале XVI вв.; b. Внутренняя и внешняя политика Исмаила Сефи; c. Установление в Иране власти Сефевидов (особенности агарных отношений «пятигранная форма ренты-налога», группы иранских феодалов, хозяйство и социально-политическая структура города, кочевой элемент, шиитское духовенство); d. Внутренняя и внешняя политика Аббаса I. 3. Ирана в период кризиса: a. Причины кризиса в Иране во второй половине XVII в.; b. Социально-экономическое и политическое развитие Ирана в период правления Сулеймана I и Хусейна. Особенности восстания в Иране в начале XVIII в.; c. Ухудшение внешнеполитической ситуации в Иране. Вторжение афганцев.
Литература: 1. Бойс М. Зороастрийцы: их верования и обычаи. – Спб., 1994. 2. Бушев П.П. История посольств и дипломатических отношений русского и иранского государств в 1613 – 1621 гг. – М., 1987. 3. Жигалина О.И. Этносоциальная эволюция иранского общества. – М., 1996. 4. История Ирана. – М., 1977. 5. Луконин В.Р. Древний и средневековый Иран. – М., 1987. 6. Туманович Н.Н. Европейские державы в Персидском заливе в XVI – XIX вв. – М., 1982. 7. Иванов М.С. Очерки по истории Ирана. – М., 1976. 8. Хрестоматия по новой истории Ирана. – М., 1988. 9. История Ирана. Киев-Москва, 2003
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8
Тема: Иран в XVIII – начале XIX вв.
Продолжительность _1_ часа
1. Внутриполитическая борьба в Иране в XVIII в.: a. Внутренняя и внешняя политика Тахмаспа; b. Внутренняя и внешняя политика Надир-шаха и приход к власти династии Афшаров; c. Внутренняя и внешняя политика Керим-хан Зенда; d. Внутренняя и внешняя политика Ага-Мухаммеда. Приход к власти династии Каджаров. 2. Борьба Англии, Франции и России за влияние в Иране в начале XIX в.: a. Англо-иранские неравноправные договоры (1804, 1809, 1814, 1841 гг.); b. Англо-французский неравноправный договор (1807 г.); c. Русско-иранские войны. Гюлистанский (1813г.) и Туркманчайский (1828 г.) неравноправные договоры. 3. Последствия проникновения иностранных государств для социально-экономического и политического развития Ирана. Вопросы для самоконтроля:
1. Определение принципа государственного национализма. 2. Древняя религия персов. 3. Назовите основные персидские племена. 4. Начало объединения Ирана. 5. Объединитель иранского государств
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 600; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.136 (0.029 с.) |