Историография II пол. XIX в. 31 – 40. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Историография II пол. XIX в. 31 – 40.



31. Установить соответствие:

        а) Просвещение

        б) романтизм

        в) позитивизм

             г) история это фактография

             д) история это умозрительная схема

             е) история это приключенческий роман.

32. Определить последовательность:

         а) позитивизм

         б) романтизм

         в) просвещение

         г) гуманизм

              д) XV – XVII в.

              е) XVIII в.,

              ж) первая половина XIX в.

              з) вторая половина XIX в.

33. Указать правильный ответ.

  Основоположником позитивизма был:

              а) Г. Спенсер

              б) О. Конт

              в) Г. Гегель

              г) И. Тэн.

34. Верно ли данное утверждение?

Эталонный метод в историческом познании связан с именем Генри Томаса Бокля.

            а) да, б) нет.

35. Указать правильный ответ.

  Статистический метод появился в рамках:

            а) романтизма

            б) марксизма

            в) позитивизма

            г) неокантианства.

36. Верно ли данное утверждение?

 С именем К. Маркса связан тезис о фундаментальном значении в истории экономических структур.

           а) да, б) нет.

37. Установить соответствие:

           а) К. Маркс

           б) Ш. Монтескье

              в) И. Тэн, г) Г.Гельвеций

                д) географический детерминизм

                е) демографический детерминизм

                ж) экономический детерминизм

                з) психологический детерминизм.

38. Указать неправильный ответ.

  Признаком превращения истории в науку является:

                      а) систематизация и классификация материала

                      б) секуляризация истории,

                      в) выработка особого понятийного аппарата

                      г) дилетантизм.

39. Установить соответствие:

                     а) Вольтер

                     б) Гегель

                     в) Маркс

                     г) Л. Фон Ранке

                             д) борьба классов

                             е) саморазвитие духа

                             ж) развитие разума

                              з) провидение.

40. Указать правильный ответ.

  Гегель считал, что в основе исторического процесса лежит:

               а) экономическая структура

               б) божественное провидение

               в) развитие абсолютного духа

               г) множество факторов.

Историческая мысль и историческая наука в I пол. XX в. 41 – 45.

41. Указать правильный ответ.

  Историческая парадигма это:

              а) теория исторического процесса

              б) методология истории

              в) методика преподавания истории

              г) научная традиция.

42. Указать неправильный ответ.

Парадигма истории на рубеже XIX – XX в. включала в себя следующие черты:

              а) рационализм

              б) идею прогресса

              в) гносеологический пессимизм

             г) убежденность в закономерном характере истории.

43.Верно ли данное утверждение?

В. Виндельбанд считал, что история относится к номотетическим (открывающим законы) наукам.

              а) да, б) нет.

44. Указать правильный ответ.

  С именем М. Вебера связано:

              а) выделение трех видов времени

              б) теория модернизации

              в) понятие «идеального типа»

              г) цивилизационный подход к истории.

45. Верно ли утверждение, что книга А. Тойнби «Постижение истории» явилась воплощением европоцентристской схемы мировой истории.

               а) да, б) нет.

Историография II пол. XX в. 46 – 50.

46. Выбрать один или несколько правильных вариантов.

   Основатель школы Анналов

             а) М. Блок

             б) Л. Февр

           в) Ф. Бродель

           г) Ж. Ле Гофф

           д) М. Вебер.

47. Указать правильный ответ.

  Три вида исторического времени выделены

                а) М. Блоком

              б) Ф. Броделем

              в) М. Вебером

              г) О. Шпенглером.

48. Указать правильный ответ.

  Цивилизационный подход к истории предполагает:

             а) признание уникальности отдельных цивилизаций

             б) выявление общественно-экономических формаций

             в) изучение связей между цивилизациями,

             г) изучение истории отдельных национальных государств.

49.Указать правильный ответ.

   Для школы Анналов характерно

              а) стремление к синтезу гуманитарных наук

              б) признание цикличности исторического процесса

              в) экономический детерминизм

              г) признание индивидуальности исторических фактов.

50. Установить соответствие:

             а) клиометрия

             б) нарративная история

             в) позитивизм

             г) постмодернизм

                            д) идеография

                            е) многофакторный анализ

                            ж) математическая статистика

                             з) микроуровень.

 

               Ключи

 

1 а; 2 а, б, д; 3 в; 4 а; 5 а – г, б – в; 6 б; 7 в; 8 а, в, д, г, б; 9 а – г, б – в, д – е; 10 а – в, б – г;; 11 б; 12 а; 13 б, в; 14 а – ж, б – е, в – и, г – к, д – з; 15 в; 16 в; 17 а – е, б – г, в – д; 18 а, б; 19 а – д, б – е, в – г; 20 а; 21 б; 22 а; 23 а – е, б – г, в – д; 24 в;  25 а; 26 д; 27 а – и, б – ж, в – з, д – е; 28 б; 29 в; 30 б; 31 а – д, б – е, в – г; 32 г – д, в – е, б – ж, а – з; 33 б; 34 б; 35 б; 36 а; 37 а – ж, б – д, в – з, г – е; 38 г; 39 а – ж, б – е, в – д, г – з; 40 в; 41 в; 42 в; 43 б; 44 в; 45 б; 46 а, б; 47 б; 48 а; 49 а; 50 а – ж, б – д, в – е, г – з.

 

Итоговый контроль

Форма итогового контроля: зачет.

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ (IX семестр)

 

1. Предмет и задачи историографического исследования.

2. Основные категории историографического анализа (историческая концепция, историографический факт, историографический источник, парадигма, научная школа).

3. Проблема возникновения ранних форм исторических знаний.

Ранние формы фиксации исторической информации в Древней Греции. Логографы.

4.  Жизнь и творчество Геродота.

5. Исторические взгляды Фукидида.

6. Историческая мысль эпохи эллинизма. Полибий.

7. Особенности римской исторической мысли республиканского периода.

8. "История Рима от основания города" Тита Ливия.

9. Жизнь и творчество Тацита.

10. Историческая мысль императорского Рима. Светоний.

11. Философия истории Августина Аврелия.

12. Германские истории раннего средневековья. Иордан. Григорий Турский.

13. Западноевропейские средневековые хроники.

14. Историческая мысль итальянского Возрождения. Риторическая и эрудитская школы.

15. Политическая школа гуманистической историографии. Н. Макиавелли.

16. Западноевропейская историческая мысль XVII века. Эрудиты. "Социальная физика".

17. Основные черты исторической мысли французского Просвещения. Вольтер как историк.

18. Просвещение в Германии и историческая мысль. Исторические взгляды И.Г. Гердера.

19. Историческая мысль английского Просвещения. Д. Юм и Э. Гиббон.

20. Романтизм и историческая мысль.

21. Философия истории Г.В. Ф. Гегеля.

22. Французская либеральная школа историков первой половины XIX века.

23. Исторические взгляды Ж. Мишле.

24. Историческая школа права.

25. Исторические взгляды Л. фон Ранке.

26. Историческая наука в Англии первой половины XIX века. Т. Карлейль

27. Позитивизм и историческая наука XIX века.

28. Марксистская концепция исторического процесса.

29. Проблема кризиса исторической науки конца XIX - начала 20 вв. в современной литературе. Основные подходы.

30.  теория исторического познания.

31. Философия истории А. Тойнби.

32. Французская историческая наука первой половины ХХ в. Формирование исторической школы "Анналов". М. Блок и Л. Февр.

33. Историческая наука Великобритании первой половины ХХ века.

34. Историческая наука Германии 1920-1940-х гг. Историческая наука и нацизм.

35. Основные тенденции развития английской историографии во второй половине ХХ века. "Социальная история".

36. Историческая концепция Ф.Броделя.

37. Теоретические взгляды ведущих представителей школы "Анналов" в 70-80-е годы.

38. Историческая антропология и история ментальности.

39. Постмодернистский вызов историческому познанию.

40. Концепция исторического познания Х. Уайта.

 

4.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИДЛЯ СТУДЕНТОВ

 Курс «Историография истории России» на очной форме обучения включает 20 лекционных часов, 10 часов семинарских занятий на каждую группу, самостоятельную работу студентов, текущие и итоговые тестовые задания, зачет. На заочном отделении предусмотрены только 18 лекционных часов, что увеличивает объем самостоятельной работы студентов.

 Лекционный курс посвящен основным теоретическим положениям предмета историографии, раскрывает этапы развития исторических знаний в Европе, характеризует историографические направления и школы, знакомит с творчеством крупнейших западных историков. В нем даются современные оценки историографических явлений, приводятся различные точки зрения на дискуссионные проблемы. Материалы лекций включены в тестовые задания. Добросовестное отношение студентов к лекционным занятиям, их конспектирование с выделением ключевых положений, имен и дат являются, при ограниченном количестве учебно-методических изданий, условием успешного изучения предмета. 

Практические занятия, являющиеся важной составной частью учебного процесса и играют особую роль в курсе историографии всеобщей истории. В его рамках практические занятия выполняют ряд взаимосвязанных функций. Во-первых, они позволяют на практике овладеть навыками историографического анализа. Во-вторых, семинарские занятия дают возможность понять важнейшие особенности основных этапов развития европейской исторической мысли в ходе знакомства с работами, тех историков, в творчестве которых наиболее ярко отразились ведущие тенденции ее развития. Вместе с тем, студент получает возможность проследить, как менялась оценка творчества того или иного мыслителя в ходе последующей эволюции исторической мысли. Выбирая тексты, которые будут использоваться на семинарах в качестве основных историографических источников, следует руководствоваться следующими принципами.

Во-первых, в текстах выбранных авторов должны быть наглядно представлены основные тенденции развития исторической мысли определенного периода. Во-вторых, эти тексты должны давать возможность для реконструкции теоретико-методологических представлений мыслителей. Дело в том, что тематика исследований и источниковая база у разных историков могут быть различными, сопоставление же теоретико-методологических представлений дает возможность выявить те концептуальные модели, с помощью которых авторы объясняли общий ход исторического процесса. При этом важны не только теория исторического процесса, но и теория исторического познания. В-третьих, идеи выбранных авторов должны быть актуальными, т.е. сопоставимыми с проблемами современного исторического сознания и познания, с образом истории, сложившимся в собственном сознании студента. Наконец, в-четвертых, труды избранных авторов должны быть доступны в той или иной форме.

 В ходе семинарских занятий должны найти применение биографический метод, позволяющие выяснить, какие события в жизни ученого повлияли на его научные взгляды; типологический, позволяющий реконструировать общие для того или иного этапа исторической мысли черты; метод логической реконструкции исторической концепции.

Вводное, занятие посвящено теоретическим проблемам историографического исследования. В ходе этого занятие следует познакомиться с основными подходами к определению целей, задач и методов историографического исследования, сложившимися в современной науке, а так же овладеть базовым категориальным аппаратом историографического анализа.

В ходе последнего, итогового занятия, проводимого в форме коллоквиума, студенты знакомятся со сложившимися в историографии подходами к оценке современного состояния исторической науки, основных тенденций и перспектив ее развития

 Знакомство с монографическими исследованиями, рекомендованными к семинарам, требует учета особенностей ситуации в период их создания. Могут потребоваться терминологические и оценочные поправки, особенно, если работа издана давно.

Доступность тестовых заданий, предполагает, что  студенты выполняют их по мере изучения темы и выявляют те вопросы, которые вызывают наибольшие затруднения.

 

 

Тематика лекционных занятий (22 часов )

1. Введение. Предмет и задачи курса историографии всеобщей истории.

2. У истоков исторической мысли. Античная историография.

3. Историческая мысль Средневековья.

4.Историческая мысль эпохи Возрождения и Реформации

5. Историческая мысль эпохи Просвещения.

6. Историография эпохи Романтизма.

7. Историческая мысль и историческая наука во II пол. XIX века.

8. Историческая наука на рубеже веков: проблема методологического и общего кризиса.

9. Основные тенденции развития исторической науки в I пол. ХХ в.

10. Историческая наука во второй половине ХХ века

11. История на рубеже ХХ –XXI в.: постмодернистский вызов.

 

Вопросы, рассматриваемые на лекциях

Тема 1. Введение.

1. Предмет, характер и задачи курса.

2. Основные компоненты историографического исследования. Историографический источник и факт.

3. Принципы и методы историографического познания. Периодизация исторической науки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.055 с.)