История средних веков стран Запада 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История средних веков стран Запада



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермский государственный педагогический университет»

 

Кафедра всеобщей истории

 

 

 

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ СТРАН ЗАПАДА

 

Учебно-методический комплекс курса

 

Направление 050400 - «Социально-экономическое образование

(профили юриспруденция, экономика)»

 

 

Пермь

ПГПУ

УДК 940

ББК Т3(0)4я73

И 907

Р е ц е н з е н т:

канд. ист. наук, доцент кафедры древнего мира и средних веков Пермского государственного университета В.М. Раков

Автор-составитель: канд. ист. наук, доцент кафедры всеобщей истории

В. С. Ковин

 

История средних веков стран Запада: у чеб.-метод. комплекс

И 907 курса. Направление 540400 - социально-экономическое образование (профили юриспруденция и экономика) / авт.-сост. В.С. Ковин; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. – 42 с.

 

 

Учебно-методический комплекс курса «История средних веков стран Запада» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по подготовке бакалавров по направлению подготовки 540400 «Социально-экономическое образование» двух профилей (юриспруденция и экономика).

Комплекс предназначен для студентов 2 курса юридического отделения исторического факульте­та, а также студентов факультета информатики-экономики очной формы обучения ПГПУ.

УДК 940

ББК Т3(0)4я73

 

 

Печатается по решению учебно-методического совета

Пермского государственного педагогического университета

 

© Ковин В.С., составление, 2008

© ГОУ ВПО «Пермский государственный

Педагогический университет», 2008


СОДЕРЖАНИЕ

 

I. Рабочая программа дисциплины ………………………………………….……..4

1. Цели и задачи изучения дисциплины…………………………………….....4

2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины………………....5

3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля……..7

3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы…………….……………….7

3.2.Распределение часов по темам и видам учебной работы………….……..7

4. Содержание курса…………………………………………………………….8

5. Темы семинарских занятий………………………………………………...15

6. Тематика контрольных работ и методические указания по их выполнению…………………….………………………………………………..22

6.1. Задания для контурных карт……………………………………………..22

6.2. Письменные контрольные работы……………………………………….25

6.3. Электронная презентация……………………………………….………..26

7. Учебно-методическое обеспечение…………………………………………27

7.1. Список литературы..……………………………………………………...27

7.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины…………………………………………………………………….30

7.3. Методические указания студентам………………………………….…..32

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций…….…………………………………38

 

 

I. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

1. Цели и задачи изучения дисциплины

Учебно-методический комплекс по предмету «История средних веков стран Запада» является составной частью дисциплины «История средних веков», входящей в блок ОПД ГОС ВПО по направлению 540400 - «Социально-экономическое образование» профилей «юриспруденция» и «экономика». Комплекс составлен с учётом государственных требований и минимума содержания к уровню подготовки выпускника педагогического вуза, а также многолетней практи­ки преподавания курса.

Цель преподавания предмета:

состоит в овладении студентами знаниями об особенностях и историческом значении средневекового европейского общества через изучение основных этапов его развития и важнейших событий, а также в понимании студентами социально-экономических, политико-правовых и культурных основ эпохи.

Задачи дисциплины:

· сформировать систему знаний об основных этапах, процессах и важнейших событиях западноевропейской средневековой истории, о множественности и вариативности исторического процесса в средние века; формирование целостного подхода к средневековой истории;

· познакомить со спецификой и основными видами источников по истории средних веков, на практических занятиях сформировать основные навыки работы с ними;

· определить значение средних веков в эволюции западноевропейской цивилизации как периода развития феодально-традиционного общества;

· познакомить с основными этапами и направлениями развития западной и отечественной медиевистики;

· охарактеризовать специфику и особенности средневекового общества и человека; проследить развитие основных социальных институтов в средние века (церковь, государство, право, сословия, город); дать представление об особенностях мировоззрения средневекового человека;

· познакомить с видными историческими деятелями эпохи;

· познакомить с особенностями и основными тенденциями политико-правового и социально-экономического развития отдельных европейских стран в средние века;

· определить особенности, стили и этапы развития средневековой культуры;

· стимулировать интерес студентов к культурно-историческим традициям и памятникам минувших эпох;

· познакомить с методами решения научно-исследовательских задач с различ­ных теоретико-методологических позиций на материале истории стран Европы в период средних веков.

Учебно-методический комплекс «История средних веков стран Запада» отражает системное содержание исторического материала, изучаемого на лекциях и се­минарских занятиях студентами как дневного, так и заочного отделений. Он предусматривает также самостоятельную работу студентов и является основным методическим документом для подготовки к экзаменам.

 

2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

Требования ГОСа высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по направлению 540400 - Социально-экономическое образование.

Сущность переходного периода от античности к средневековью, различия в судьбах Западной и Восточной Римской империи. Роль германских и славянских народов в генезисе средневековых государств Европы. Закономерности и региональные особенности феодализма в странах Европы и Азии. Преемственность культурных традиций античности в средние века на Западе и Востоке. Становление и развитие христианской цивилизации. Роль христианской церкви в феодальном обществе, разделение церквей, особенности их организационной структуры. Основные этапы развития феодальных монархий в Европе. Христианский мир и Восток в их взаимодействии и противостоянии. Мусульманская культура и мусульманский Ренессанс в странах арабского Востока. Сословный характер феодального общества и проявление его в идеологии и культуре средневековья. Гуманизм как система мышления в эпоху Возрождения. Католическая церковь и процесс складывания централизованных национальных государств в Европе. Реформация и ее формы. Развитие науки и техники. Великие географические открытия и их последствия. Страны Востока (Индия, Китай, Япония) в период средних веков. Своеобразие социально-политической истории и культуры стран Востока. Распространение мировых религиозно-философских систем. Проникновение европейцев в страны Востока. Генезис капитализма, его специфика в различных странах и социальные последствия.

 

В результате освоения дисциплины бакалавр (дипломированный специалист) в области социально-гуманитарного должен

знать:

– периодизацию средних веков, основные даты и события;

– принципы и типы генезиса и развития феодализма;

– роль германских и славянских народов в генезисе средневековых государств Европы;

– роль христианской церкви в процессе становления и развития феодализма в европейской цивилизации; разделение церквей и особенности их организационной структуры;

– закономерности социально-экономической и политической жизни стран средневековой Европы; специфику развития отдельных стран в период средневековья;

– основные этапы развития феодальных монархий в Европе;

– преемственность культурных традиций в средние века в странах Западной Европы; особенности средневековой культуры; гуманизм как систему мышления эпохи Возрождения;

– развитие науки и техники;

– важнейшие исторические источники по проблемам курса.

Студент также должен уметь:

– оценивать факты средневековой истории стран Западной Европы и оперировать ими;

– выделять причины и следствия исторических событий, оценивать их значение и роль в развитии отдельных государств и Западной Европы в целом;

– вскрывать и прослеживать внутреннюю логику развития того или иного события, явления, процесса;

– сопоставлять различные исторические факты, выделять в них общее и особенное;

– соотносить событие и время, событие и личность;

– свободно и четко излагать исторический материал с использованием научной лексики, оперировать понятийным аппаратом по данному курсу (см. перечень основных понятий);

– анализировать средневековые источники и современную историческую литературу; проводить поиск исторической информации;

– излагать и аргументировать собственную точку зрения по дискуссионным вопросам;

– работать с картой; выделять основные политические и социально-экономические регионы средневековой Европы и уметь демонстрировать их на карте;

– работать с современной научной литературой по истории средних веков, проводить сравнительный анализ различных исследовательских гипотез и концепций;

– работать с историческими картами;

– иметь опыт анализа научных точек зрения на историческое событие, явление.

Студент также должен:

приобрести навыки устного и письменного изложения своих взглядов на основные и наиболее актуальные вопросы познания исторического процесса;

иметь опыт уметь представления результатов изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, контрольной работы, электронной презентации.

 

 

3. Объём дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля

 

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

направление юриспруденция экономика
форма обучения очное очное
Семестр 3, 4 3, 4
Аудиторные занятия:    
лекции    
семинарские занятия    
Самостоятельная работа    
Всего часов на дисциплину    
Текущий контроль     Работа на семинарских занятиях, выполнение контр. работ Работа на семинарских занятиях, выполнение контр. работ
Промежуточный контроль 3 семестр - зачет, 4 семестр - экзамен 3 семестр - зачет, 4 семестр – экзамен

 

 

Содержание курса

Место дисциплины в системе социально-экономического образования:

Курс призван сформировать систему знаний об определенном этапе исторического развития европейской цивилизации и всемирной истории в целом, а также способствовать формированию исторического мышления, которое является обязательной составляющей современного социогуманитарного образования. Современный специалист должен уметь сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам отечественной и зарубежной истории и современности. Историческое образование должно способствовать формированию национальной идентичности, демократизма, толерантности. уважения к историческому пути своего и других народов.

В концептуальном плане курс истории средних веков базируется на современных историографических подходах, отраженных в исследованиях Ж. Ле Гоффа, Ж.Дюби, Ф. Броделя, А.Я. Гуревича, Л.П. Репиной, Ю.Л. Бессмертного, А.Л Ястребицкой, Л.М.Баткина и др. Она учитывает сложившиеся отечественные традиции изучения мировой истории, заложенные Р.Ю. Виппером, М.И. Кареевым, Л.П.Карсавина и др. Исследования этих и других авторов представлены в списке основной литературы к программе дисциплины «История средних веков». Программа составлена в соответствии с современными подходами к периодизации европейской средневековой истории. Период к. XV-XVII вв. выделен в самостоятельный курс Истории Раннего нового времени и будет изучаться в конце четвертого семестра. Курс истории средних веков состоит из разделов базирующихся на проблемно-региональном подходе. Каждый раздел состоит из тем, включающих историю регионов в данную эпоху. Темы представлены основными линиями содержания. Они включают историко-хронологическую последовательность событий и явлений, а также важнейшие историографические факты (научные дискуссии, основополагающие работы историков). Курс «История средних веков стран Запада» отражает системное содержание исторического материала, изучаемого на соответствующих лекциях, семинарах и практических занятиях студентами заочного отделения.

Содержание курса

«История Средних веков стран Запада»

 

Темы семинарских занятий

 

Семинарские занятия призваны помочь студентам приобрести умение анализировать исторические источники западноевропейского средневековья и научно-историческую литературу, приобрести навыки устного изложения своих взглядов на изучаемые проблемы средневековой истории. На основе изучения источников предполагается формирование понимания основных принципов и особенностей развития западноевропейского феодального общества.

По их выполнению

Контрольные работы представлены в 3 формах: заполнение контурных карт, выполнение письменных заданий (таблицы, рефераты), изготовление электронных презентаций. Срок выполнения заданий контрольных работ устанавливается преподавателем (обычно 1 неделя с момента объявления).

 

6.1. Задания для контурных карт:

Выполнение контрольных работ по контурным картам предполагает выполнение конкретных заданий и составление легенды карты. Задания должны выполняться аккуратно, цветными карандашами или ручками. Заполнение контурной карты цветными фломастерами не допускается.

 

1. Контурная карта № 1. Великое переселение народов.

 

1) Обведите границы Западной и Восточной Римских империй до начала вторжения варваров. Укажите их столицы и крупнейшие города.

2) Попишите места расселения германских племен и других варваров, принявших участие в Великом переселении народов.

3) Обозначьте различными стрелками направления и надпишите годы основных завоевательных походов варварских племен, имена наиболее известных вождей племен.

4) Укажите места и надпишите годы важнейших сражений.

5) Обозначьте и заштрихуйте территории варварских государств возникших на месте Западно-Римской империи. Надпишите время возникновения и существования этих государств.

 

2. Контурная карта № 2. Возникновение и развитее королевства франков.

 

1) Закрасьте область первоначального расселения франков.

2) Надпишите крупнейшие города Галлии.

3) Закрасьте разными цветами области заселенные и завоеванные франками при Хлодвиге и его приемниках в V-VIII.

4) Укажите места и надпишите годы важнейших сражений.

5) Надпишите названия и столицы франкских королевств, образовавшихся после смерти Хлодвига.

6) Обозначьте стрелками направления и годы основных походов Карла Великого.

7) Закрасьте земли, завоеванные Карлом Великим и зависимые от короля франков.

8) Обведите границы империи Карла Великого.

9) Обозначьте расселение соседних племен.

10) Укажите границы государств, на которые была разделена империя Карла Великого по Верденскому договору.

 

3. Контурная карта № 3. Византийская империя при Юстиниане.

 

1) Обозначьте границы Восточно-Римской империи к сер.V в.

2) Надпишите крупнейшие города на территории империи.

3) Укажите места расселения племен и территории государств соседей Византийской империи.

4) Обозначьте стрелками направления и годы основных походов полководцев императора Юстиниана.

5) Укажите места и надпишите годы важнейших сражений.

6) Закрасьте территорию и обозначьте границы Византийской империи к концу правления Юстиниана.

7) Обозначьте стрелками направления и годы вторжений племен славян, и арабов в VI-VII вв., территории потерянные Византией.

 

4. Контурная карта № 4. Крестовые походы.

 

1) Обозначьте территории и границы европейских стран к XII в., их крупнейшие города и столицы.

2) Покажите страны и города, где начинались крестовые походы.

3) Покажите страны и территории, через которые проходили и в которые направлялись крестовые походы. Надпишите крупнейшие города.

4) Обозначьте стрелками направления и годы I, III, IV крестовых походов.

5) кажите места и надпишите годы важнейших сражений.

6) Укажите границы государств крестоносцев возникших на Ближнем Востоке и годы их существования.

7) Укажите важнейшие города Востока.

 

5. Контурная карта № 5. Объединение Франции.

 

1) Обозначьте крупнейшие феодальные сеньории на территории Франции к сер. XI вв. и годы их последующего присоединения к королевскому домену.

2) Закрасьте земли королевского домена.

3) Закрасьте разным цветом земли, присоединенные к королевскому домену при различных правителях в к. XI- н.XIV вв.

4) Укажите владения английской короны на территории Франции к н. XIV в.

5) Укажите места и надпишите годы важнейших сражений.

 

6. Контурная карта № 6э. Развитие ремесла и торговли в Западной Европе (экономисты).

 

1) Укажите крупнейшие торговые и ремесленные центры Западной Европы. Обозначьте виды ремесел, наиболее распространенные в выделенных центрах.

2) Обозначьте места добычи и разработки полезных ископаемых.

3) Укажите места проведения крупнейших ярмарок в Западной Европе.

4) Проведите основные сухопутные и морские торговые пути в Европе и из европейских стран на Восток. Укажите перевозимые товары (экспорт, импорт).

5) Обозначьте районы производства сельскохозяйственных продуктов идущих на рынок.

6) Укажите города, вошедшие в крупнейшие торговые союзы (Ганза и др.)

 

7. Контурная карта № 6ю. Политическая структура Европы к к.XV вв. и международные отношения (юристы).

 

1) Закрасьте территории и обозначьте границы европейских государств к к.XV в.

2) Укажите крупнейшие города-политические центры в Италии и Германии.

3) Закрасьте владения римско-католической церкви в Италии и Германии.

4) Обведите границы Священной Римской империи.

5) Укажите места и надпишите годы важнейших сражений Столетней войны, Итальянских войн, Реконкисты в Испании, гуситских войн в Чехии.

6) Обозначьте границы самостоятельных феодальных владений к к.XV в

7) Укажите центры изучения права в Европе.

 

Электронная презентация.

Студентам предоставляется возможность объединиться в группы 2-3 человека и подготовить презентацию на одну из тем.

Для студентов-юристов предлагаются темы связанные с системой государственного устройства и управления, деятельностью средневековых правителей, внесших заметный вклад в развитие средневекового общества и государства.

Например:

1. Король фраков Хлодвиг;

2. Государственность франков при Меровингах;

3. Империя Карла Великого;

4. Альфред Великий;

5. Англосаксонские королевства.;

6. Возникновение раннефеодального государства в Германии;

7. Генрих I;

8. Оттон I;

9. Византийские императоры (любой на выбор);

10. Характеристика Священной Римской империи;

11. Политика Вильгельма 1 Завоевателя;

12. Процесс формирования единого централизованного государства Испании;

и т. д. Могут быть выбраны и согласованы и другие темы подобного рода.

 

Для студентов-экономистов тема презентации должна быть связана с экономическим развитием стран, регионов средневековой Европы, или с характеристикой конкретных видов хозяйственной деятельности.

Например:

1. Деревенские ремесла и их место в развитии европейской экономики ХI-ХП вв.

2. Средневековые ярмарки;

3. Мореплавание в средние века;

4. Экономическое развитие Англии в XIII в.

5. Ганзейский торговый союз;

6. Международная торговля в XIV –XV вв.

7. Развитие металлургии в средневековой Западной Европы;

и т. д. Могут быть выбраны и согласованы и другие темы подобного рода.

Главное требование к выполнению презентации – мультимедийность, т.е. представление информации в разных интерактивно связанных между собой формах (текст, изображение, звук, видео и др.). При выборе темы для презентации целесообразно исходить не только из интереса к теме, но и из наличия литературы в библиотеках, и информации в Интернете. К каждой теме студент указывает основные монографические работы и ссылки на сайты. Поиск материала студент осуществляет самостоятельно. К информации содержащейся в Интернете необходимо относиться достаточно критически. Объем презентации 20-25 слайдов.

 

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

 

Список литературы

Основной:

История Европы. Т.2. Средневековая Европа – М., 1992.

История крестьянства в Европе – М., 1986. – Т.1-2.

История средних веков. В 2-х тт. Учеб. / Под ред. С.П.Карпова. – М., «Высшая школа». 2005

История средних веков. В 2-х тт. Учеб. Для вузов по спец. «История» / Под ред. З.В. Удальцовой и С.П. Карпова. – М.; Высш шк., 1990.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Ж. Ле Гофф. – М., 1992.

Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков / А.Д. Люблинская. – Л., 1955.

Средневековая Европа глазами современников и историков. Книга для чтения в пяти часах / отв. ред. А.А.Сванидзе. – М., 1995.

 

Дополнительный:

1. Алексеев B.C. История средних веков. Конспект лекций / B.C. Алексеев. – Ростов н/Д. 2004.

2. Барг М.А. Проблемы социальной истории в освещении современной западной медиевистики / М.А. Барг. – М., 1973.

3. Басовская Н.И. Столетняя война / Н.И. Басовская. – М., 1986.

4. Бибихин В.В. Новый Ренессанс. / В.В. Бибихин– М., «Наука». 1999

5. Буданова В.П. Готы в эпоху Великого переселения народов / В.П. Буданова. – М., 1990.

6. Вайнштейн О.Л. Западноевропейская средневековая историография / О.Л. Вайнштейн. – М., Л., 1964.

7. Возникновение феодальных отношений в Западной Европе / сост. А.Ф.Корсунский. – М., 1973. – Вып. 1-2.

8. Грацианский Н.П. Из социально-экономической истории западно-европейского средневековья / Н.П. Грацианский. – М., 1960.

9. Грацианский Н.П. Парижские ремесленные цехи в XIII-XIV столетиях / Н.П. Грацианский. – Казань, 1911.

10. Грацианский Н.П. Проблема генезиса феодализма в Западной Европе / Н.П. Грацианский. – М., 1960.

11. Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов» / А.Я. Гуревич. – М., 1993.

12. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры / А.Я. Гуревич. – М., 1972.

13. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников / А.Я. Гуревич. – М., 1989.

14. Гуревич А.Я. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе / А.Я. Гуревич. – М., 1970.

15. Гутнова Е.В. Возникновение английского парламента / Е.В. Гутнова– М., 1960.

16. Дворецкая И.А. Возникновения раннефеодального государства в Северной Италии VI-VIII / И.А. Дворецкая. – М., 1982.

17. Дилль Ш. Византийские портреты. / Ш. Дилль – М., «Искусство», 1996.

18. Добиаш-Рождественская О.А. История письма в средние века. / О.А. Добиаш-Рождественская. – М., 3-е изд. 1987.

19. Дэвис Н. История Европы / Н. Дэвис – Изд-во АСТ. 2004.

20. Дюби Ж. Средние века (от Гюго Капета до Жанны д,Арк) / Ж. Дюби – М., «Международные отношения», 2000.

21. Заборов М.А. История крестовых походов в документах и материалах / М.А. Заборов. – М., 1977.

22. Заборов М.А. Крестоносцы на востоке / М.А. Заборов. – М., 1980.

23. История Византии. В 3 т. – М., 1967.

24. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. М., «Высшая школа», 1999.

25. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства / Ф. Кардини. – М., 1987.

26. Карсавин Л.П. Основы средневековой религиозности в XII-XIII веках, преимущественно в Италии / Л.П. Карсавин. – Пг., 1915.

27. Кин М., Рыцарство. М., «Научный мир», 2000.

28. Козьякова М.И. История, культура, повседневность. Западная Европа: от античности до 20 века. М., «Весь мир», 2002.

29. Колесницкий Н.Ф. Исследование по истории феодального государства в Германии (IX- п/п XII в.) / Н.Ф. Колесницкий. – М., 1959.

30. Корсунский А.Р. Образование раннефеодального государства в Западной Европе / А.Р. Корсунский. – М., 1968.

31. Культура Византии в 3 т. – М., 1984-89.

32. Курбатов Г.Л. История Византии / Г.Л. Курбатов. – Л., 1971.

33. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века / Ж. Ле Гофф – «Изд-во С-Петербургского ун-та», 2003.

34. Лебедев А. История разделения церквей в IX, X и XI веках / А. Лебедев. – СПб., 1999.

35. Лебек С. Происхождение франков. V-IX века / С. Лебек. – М., 1993.

36. Левандовский А.П. Карл Великий. / А.П. Левандовский. – М., 1995.

37. Левицкий Я.А. Города и городское ремесло в Англии в X-XII вв. / Я.А. Левицкий. – М-Л., 1960.

38. Литаврин Г.Г. Византийское общество и государство в X-XI вв. / Г.Г. Литаврин. – М., 1977.

39. Лозинский С.Г. История папства / С.Г. Лозинский. – М., 1976.

40. Люблинская А.Д. и др. Очерки истории Франции / А.Д. Люблинская и др. – Л., 1957.

41. Мельникова Е.А. Меч и лира. Англосаксонское общество в истории и эпосе / Е.А. Мельникова. – М., 1987.

42. Мильская Л.Т. Светская вотчина в Германии VIII-IX вв. и ее роль в закрепощении крестьянства / Л.Т. Мильская. – М., 1957.

43. Неусыхин А.И. Общественный строй древних германцев / А.И. Неусыхин. – М., 1929.

44. Неусыхин А.И. Проблемы европейского феодализма / А.И. Неусыхин. – М., 1974.

45. Петрушевский Д.М. Восстание Уота Тайлера / Д.М. Петрушевский. – М., 1937.

46. Петрушевский Д.М. Очерки по истории английского государства и общества в средние века / Д.М. Петрушевский. – М., 1937.

47. Репина Л.П. Женщины и мужчины в истории: Новая картина европейской истории прошлого. Очерки. Хрестоматия / Л.П. Репина – ИВИ РАН., 2002.

48. Савело К.Ф. Раннефеодальная Англия / К.Ф. Савело. – Л., 1977.

49. Сборник документов по социально-экономической истории Византии – М., 1951.

50. Сказкин С.Д. Очерки по истории западно-европейского крестьянства / С.Д. Сказкин. – М., 1963.

51. Стоклицкая-Терешкович В.В. Основные проблемы истории средневекового города X-XV вв. / В.В. Стоклицкая-Терешкович. – М., 1960.

52. Хачатурян Н.А. Сословная монархия во Франции XIII-XV вв. / Н.А. Хачатурян.– М., 1989.

53. Хейзинга Й. Осень средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV-XV вв. во Франции и Нидерландах / Й. Хейзинга. – М., 1995.

54. Хёйзинга Й. Осень Средневековья. М, 2000.

55. Человек в культуре Возрождения – М., «Наука», 2001.

56. Шервуд Е.А. От англосаксов к англичанам. (К проблеме формирования английского народа) / Е.А. Шервуд. – М., 1988.

57. Штокмар В.В. История Англии в средние века / В.В. Штокмар. – Л., 1973.

58. Ястребицкая А.Л. Западная Европа XI-XIII вв.: Эпоха. Быт. Костюм. / А.Л. Ястребицкая. – М., 1978.


Вопросы для повторения

 

1. Периодизация эпохи средневековья в Западной Европе. Источники по истории средних веков.

2. Характеристика феодализма. Феодальный мир.

3. Характеристика раннего средневековья.

4. Древние германцы.

5. Великое переселение народов. Образование варварских королевств.

6. Сущность генезиса феодализма. Типы генезиса феодализма.

7. Возникновение франкского государства. «Салическая правда».

8. Франкская держава Меровингов.

9. Реформы Карла Мартелла. Франкская держава VIII в.

10. Империя Карла Великого и ее распад.

11. Складывание основ феодальных отношений в Каролингской державе.

12. Феодальная вотчина, ее экономическая и политическая характеристика.

13. Англия раннего средневековья. Общественный строй англосаксов.

14. Византия в IV- сер.VII вв.

15. Византия в VII - XI вв.

16. Византия в XI-XII вв.

17. Церковь в раннее средневековье.

18. Общая характеристика развитого европейского средневековья.

19. Производительные силы западно-европейского общества в XI-XV вв.

20. Феодальное общество к XI в.

21. Средневековые ереси XI-XV вв. и борьба с ними.

22. Католическая церковь в XII-XV вв.

23. Характеристика средневекового города.

24. Средневековые ремесленные цехи и развитие торговли. Зарождение банков.

25. Причины и последствия крестовых походов.

26. I и III крестовые походы и государства крестоносцев на Востоке.

27. IV крестовый поход и Латинская империя.

28. Нормандское завоевание Англии и его последствия.

29. Англия в XII в. Реформы Генриха II.

30. Англия в первой половине XIII в. «Великая хартия вольностей».

31. Социально-экономическое развитие Англии в XIII в. Возникновение Парламента.

32. Англия в XIV-XV вв. Восстание Уота Тайлера.

33. Реконкиста в Испании. Образование Испанского королевства.

34. Период феодальной раздробленности во Франции XI-XII вв.

35. Процесс объединения во Франции XIII-XIV вв. Генеральные штаты.

36. Начальный период Столетней войны.

37. Второй этап Столетней войны. Жанна Д’Арк.

38. Окончание Столетней войны и политическое объединение Франции.

39. Кризис XIV в. Народные восстания во Франции.

40. Германия в XI-XIII вв. Борьба за инвеституру.

41. Особенности экономического и политического развития Германии в XIII-XV вв.

42. Византия в середине XIII-XV вв.

43. Италия в XI-XIII вв.

44. Италия в XIII-XV вв. Флоренция и восстание чомпи.

45. Культура Западной Европы в раннее средневековье.

46. Культура Западной Европы в развитое средневековье.

47. Культура Византии IV- начале XIII вв.

48. Культура Византии середине XIII-XV вв.

49. Раннее Возрождение и гуманизм в Италии XIV-XV вв.

 


 

 

Методическое издание

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермский государственный педагогический университет»

 

Кафедра всеобщей истории

 

 

 

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ СТРАН ЗАПАДА

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.206 с.)