Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда с детьми с нарушениями зрения↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Срок реализации: 2019-2020 учебный год
Учитель-логопед: Жежу Валентина Ивановна г.Лангепас, 2019 г. Оглавление
I. Целевой раздел. Пояснительная записка У детей с нарушением зрения чаще, чем у детей с нормальным зрением возникают проблемы в овладении речью. Это объясняется тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у детей с нормальным зрением, поэтому в группах с нарушением зрения многие дети имеют двойной дефект: нарушения зрения и речи одновременно. Программа строится на основе общих закономерностей и особенностей развития этих детей с учетом сензитивных периодов в развитии психических процессов. Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер и направлена на исправление речевых нарушений детей среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста с нарушением зрения, имеющих различные речевые патологии: фонематическое, фонетическое, фонетико-фонематическое, общее недоразвитие речи (I, II, III, IV уровня речевого развития).
Программа разработана на основе: 1. Адаптированной образовательной программой группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения (с 4 до 7 лет); 2. Комплексной образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н.В.Нищевой; 3. Каше Г.А., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»; 4. Каше Г.А., Филичева Т.Б. «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе)». Рабочая Программа разрабатывалась с учетом концептуальных положений общей и коррекционной педагогики, педагогической и специальной психологии. Она базируется: 1. на современных представлениях лингвистики о языке как важнейшем средстве общения людей, освоения окружающей действительности и познания мира; 2. на философской теории познания, теории речевой деятельности: о взаимосвязях языка и мышления, речевой и познавательной деятельности. В основе рабочей Программы лежит психолингвистический подход к речевой деятельности как к многокомпонентной структуре, включающей семантический, синтаксический, лексический, морфологический и фонетический компоненты, предполагающей интенсивный и экстенсивный пути развития и формирование «чувства языка». Рабочая Программа рассчитана на пребывание ребенка с нарушениями зрения с четырехлетнего, пятилетнего, шестилетнего или семилетнего возраста. Программа создана для детей с первым, вторым, третьим, четвертым уровнем речевого развития при общем недоразвитии речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи, фонетическим недоразвитием речи фонематическим недоразвитием речи.
Планируемые результаты (целевые ориентиры) освоения Программы Федеральный Государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:
1. активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; 2. способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты; 3. может фантазировать вслух, играть звуками и словами; 4. проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; 5. обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет. По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры. На высоком уровне после проведенной коррекционно-логопедической работы ребенок в конце средней группы объем пассивного словаря соответствует норме. Ребенок понимает различные формы словоизменения и не допускает ошибок при выполнении тестовых заданий. Понимание обращенной речи в норме. Ребенок дифференцирует оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, и не допускает ошибок. Ребенок дифференцирует оппозиционные звуки, смешиваемые в произношении, и не допускает ошибок. Активный словарь в норме. Ребенок не допускает ошибок при грамматическом оформлении высказываний. Может самостоятельно пересказать текст из 3–4 предложений с опорой на картинки. Ребенок не нарушает звукослоговую структуру слов. Состояние звукопроизношения соответствует возрастной норме. У ребенка достаточный объем дыхания, нормальный темп, правильная расстановка пауз в речевом потоке. Ребенок умеет употреблять основные виды интонации. Ребенок не допускает ошибок при повторении слогов с оппозиционными звуками. После освоения программы старшей группы предполагается, что пассивный словарь ребенка соответствует возрастной норме. Ребенок может показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию; показать на предложенных картинках названные логопедом действия; показать по картинкам предметы определенной геометрической формы, обладающие определенными свойствами. Ребенок понимает различные формы словоизменения и не допускает ошибок при выполнении тестовых заданий; понимает предложно-падежные конструкции с простыми предлогами, уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных, дифференцирует формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы с приставками. Ребенок понимает смысл отдельных предложений, хорошо понимает связную речь. Ребенок без ошибок дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении. Уровень развития экспрессивного словаря соответствует возрасту. Ребенок безошибочно называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов; обобщает предметы и объекты, изображенные на картинке. Ребенок не допускает ошибок при назывании действий, изображенных на картинках. Ребенок называет основные и оттеночные цвета, называет форму указанных предметов. Уровень развития грамматического строя речи соответствует возрастной норме. Ребенок правильно употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, имена существительные в косвенных падежах; имена существительные множественного числа в родительном падеже; согласовывает прилагательные с существительными единственного числа; без ошибок употребляет предложно-падежные конструкции; согласовывает числительные 2 и 5 с существительными. Ребенок образовывает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и названия детенышей животных. Уровень развития связной речи соответствует возрастной норме. Ребенок без помощи взрослого пересказывает небольшой текст с опорой на картинки. Ребенок не нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов. Состояние звукопроизношения соответствует возрастной норме. Объем дыхания достаточный, продолжительность выдоха нормальная, сила голоса и модуляция в норме. Темп и ритм речи, паузация нормальные. Ребенок употребляет основные виды интонации. Ребенок без ошибок повторяет слоги с оппозиционными звуками, выделяет начальный ударный гласный из слов.
Ожидаемые результаты освоения программы детей седьмого года жизни на высоком уровне таковы. Объем пассивного словаря соответствует возрасту. Ребенок безошибочно показывает по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов. Ребенок безошибочно показывает по несколько предметов, относящихся к понятиям: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, домашние птицы, дикие птицы, домашние животные, дикие звери, транспорт). Ребенок безошибочно показывает по просьбе логопеда предметы, обладающие определенными признаками. Ребенок понимает различные формы словоизменения, предложно-падежные конструкции с предлогами; понимает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, формы единственного и множественного числа глаголов, дифференцирует глаголы с различными приставками. Ребенок понимает смысл отдельных предложений и связных текстов. Ребенок безошибочно дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении. Объем активного словаря ребенка соответствует возрастной норме. Ребенок может назвать по 4-5 существительных по всем, предложенным логопедом темам; может назвать части тела и части указанных предметов; может обобщить (назвать одним словом) предметы или объекты, изображенные на картинке; использует в речи антонимы. Объем глагольного словаря достаточный. Ребенок может назвать действия по указанным картинкам. Объем словаря прилагательных достаточный. Ребенок может назвать признаки предметов по указанным картинкам. Уровень развития грамматического строя речи соответствует возрастной норме. Ребенок правильно образует формы существительных в именительном падеже единственного и множественного числа; формы существительных в косвенных падежах; существительные множественного числа в родительном падеже. Ребенок правильно согласовывает прилагательные с существительными единственного числа; правильно употребляет предложно-падежные конструкции. Ребенок умеет образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительные с суффиксами онок, енок, ат, ят; умеет образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных; умеет образовывать приставочные глаголы, глаголы совершенного вида. Уровень развития связной речи соответствует возрастной норме. Ребенок без помощи взрослого может составить рассказ по серии картинок. Ребенок не нарушает звукослоговую структуру сложных слов. Звукопроизношение соответствует возрастной норме. Объем дыхания достаточный. Продолжительность выдоха достаточная. Дыхание диафрагмальное. Сила и модуляция голоса нормальные. Темп и ритм речи нормальные. Паузация нормальная. Речь богато интонирована. Ребенок безошибочно повторяет цепочки слогов с оппозиционными звуками, умеет выделять конечный и начальный согласный из слов, определять количество и последовательность звуков в слове.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи и повлиять на дальнейшее усвоение языковых компетенций.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Содержание коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда 2.2.2. Средняя группа. Примерное перспективно-календарное планирование коррекционно-развивающей деятельности Сентябрь – обследование состояния речи. Выявление структуры и механизма речевых нарушений, заполнение речевых карт. I квартал (октябрь, ноябрь) Звукопроизношение 1. Уточнить произношение гласных звуков, а также согласных [б], [п], [м], [н], [д], [т], [г], [к], [х], [в], [ф] и их мягких вариантов. 2. Отработать чистое произношение в звукоподражаниях: ко-ко-ко, ку-ку, га-га-га, гав-гав и т.д. 3. С помощью упражнений артикуляционной гимнастики подготовить артикуляционный аппарат к формированию правильной артикуляции нарушенных звуков. Лексика 1. Обобщить и расширить представления детей по данным темам. 2. Учить детей устанавливать простейшие связи. 3. Пополнять словарный запас детей существительными, прилагательными, глаголами по темам. Лексические темы 1. Деревья осенью 2. Огород. Овощи. 3. Сад. Фрукты 4. Лес. Грибы и лесные ягоды. 5. Перелетные птицы, водоплавающие птицы.
6. Одежда, головные уборы. 7. Обувь. 8. Посуда. 9. Мебель Октябрь
Ноябрь
Звукопроизношение 1. Продолжать подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики и артикуляционного массажа. 2. Сформировать правильную артикуляцию нарушенных звуков и начать их автоматизацию. 3. Закрепить в речи чистое произношение гласных и наиболее легких согласных звуков: [б], [п], [м], [н], [д], [т], [г], [к], [х], [в], [ф] и их мягких вариантов. Лексика 1. Обобщить и расширить представления детей по данным темам. 2. Учить детей устанавливать простейшие связи. 3. Пополнять словарный запас детей существительными, прилагательными, глаголами по темам. Лексические темы 1. Зима. Зимующие птицы. Зимние месяцы. 2. Домашние животные и их детеныши зимой. 3. Дикие животные и их детеныши зимой. 4. Новый год. 5. Комнатные растения. 6. Животный мир морей и океанов. 7. Орудия труда и инструменты. 8. Грузовой и пассажирский транспорт. 9. Профессии на транспорте. 10. Наша армия. 11. Стройка. Профессии на стройке. Декабрь
Январь С 10 по 25 января – проводится промежуточный мониторинг уровня речевого развития воспитанников, зачисленных на коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом, для оценки состояния качества коррекционной деятельности, выявления возможных проблем и своевременного внесения изменений в индивидуальную программу воспитанника.
Февраль
Звукопроизношение 1. Продолжить работу по подготовке артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции всех групп звуков. 2. Продолжить процесс автоматизации нарушенных звуков в речи у всех детей. Лексика 1. Уточнить представления детей о признаках весны. 2. Расширить представления детей по каждой из тем. 3. Пополнять словарный запас детей. Лексические темы 1. Весна. Весенние месяцы. Мамин праздник. Профессии мам. 2. Приметы весны. Первые весенние цветы. 3. Космос. 4. Почта. 5. Наша Родина-Россия 6. Наш родной город. 7. Весенние работы на селе. 8. Откуда хлеб пришел? 9. Повторение пройденных тем. 10. Правила дорожного движения. 11. Поздняя весна. 12. Растения и животные весной. Перелетные птицы. 13. Лето. Насекомые. 14. Лето. Цветы на лугу. Развитие грамматического строя речи 1. Закрепить в речи все пройденные предлоги: на, с, в, из, под. 2. Продолжать работу над умением согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже. 3. Учить употреблять в речи формы повелительного наклонения глаголов: идти, лежать, бежать. 4. Учить употреблять существительные с суффиксами –онок, -енок в форме родительного падежа множественного числа: лисят, волчат и т.д. Март
Апрель
Май С 15 по 31 мая – проводится итоговый мониторинг уровня речевого развития воспитанников, зачисленных на коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом.
Примерное перспективно-календарное планирование коррекционно-развивающей деятельности (старшая, подготовительная группа) (Приложение 5, 6).
III. Организационный раздел План работы учителя-логопеда по взаимодействию с педагогическим коллективом
Учителя-логопеда Коррекционные программы: · Программой Каше Г.А., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи». · Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. – М.: Школьная Пресса, 2003. · Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи//Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008. · Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В //Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М.2009 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Срок реализации: 2019-2020 учебный год
Учитель-логопед: Жежу Валентина Ивановна г.Лангепас, 2019 г. Оглавление
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 571; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.233.121 (0.014 с.) |