Рабочая программа старшей группы компенсирующей направленности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рабочая программа старшей группы компенсирующей направленности



Утверждаю

Заведующий ГБДОУ д/с № …

 

личная подпись

место для печати

Приказ № от

 

 

Рабочая программа старшей группы компенсирующей направленности

№ … для детей с тяжелыми нарушениями речи

(общим недоразвитием речи)

Учитель-логопед_____________________________________________________________

Педагог-психолог___________________________________________________________

Воспитатели________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Музыкальный руководитель________________________________________________

Инструктор по физическому воспитанию____________________________

 

Принято

Протокол педагогического совета

№ от

 

Санкт-Петербург

I. Целевой раздел

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими документами:

· Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

· Федеральным государственным стандартом дошкольного образования;

· указом президента РФ № 761 от 01.06.2012 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 21012-2017 годы»;

· концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2012 года (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р);

· приказом Минобрнауки от 30.08.2013 № 10145 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программа дошкольного образования»;

· стратегией развития системы образования Санкт-Петербурга до 2020 (2025) года»;

· Законом Санкт-Петербурга № 461 от17.07.2013 «Об образовании в Санкт-Петербурге».

Рабочая программа разработана на основе Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 7 лет (автор Нищева Н. В.), интегрированной программы «Цвет творчества» (автор Дубровская Н. В.), Парциальной программы физического развития детей с тяжелыми нарушениями речи (автор Кириллова Ю. В.).

Рабочая программа рассчитана на один учебный год, который длится с 1 сентября по 1 июля.

Целью данной рабочей программы является построение системы коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 5 до 6 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей дошкольников. Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией (общим недоразвитием речи).

Одной из основных задач рабочей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.

Главная задача рабочей программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).

Объем учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.

Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность, основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

В соответствии с рабочей программой коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

Осуществляя педагогическую деятельность в соответствии с рабочей программой педагоги под руководство учителя-логопеда решают следующие задачи:

· охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников, формирование основ двигательной и гигиенической культуры;

· осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников;

· создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения и саморазвития;

· обеспечение познавательного, речевого, социально- коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей;

· воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

· взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений с целью обеспечения полноценного развития воспитанников;

· воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;

· развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;

· пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность;

В основу приоритетов деятельности группы положены следующие факторы:

· учет государственной политики;

· особенности контингента детей и кадрового состава группы;

· учет запроса родителей;

· особенности региона.

Группу посещают дети шестого года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи II и III уровней речевого развития).

У дошкольников со вторым уровнем речевого развития при ОНР активный словарный запас составляет обиходная предметная и глагольная лексика. Пассивный словарный запас тоже снижен и не соответствует возрастной норме. Понимание обращенной речи затруднено. В самостоятельных высказываниях у детей есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

У дошкольников с третьим уровнем речевого развития при ОНР в активной речи представлены простые распространенные предложения. Речь характеризуется элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В активном словаре представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий. Появляются первые навыки словообразования. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Понимание речи приближается к норме.

Режим работы группы — пятидневный с … до … с … -часовым пребыванием детей в учреждении, выходные дни – суббота, воскресение.

Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета, группового помещения и участка обеспечивает полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям и полностью соответствует требованиям Примерной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (автор Нищева Н. В.).

Группа воспитанников шестого года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) имеет возможность посещать в соответствии с учебным планом кабинеты учителя-логопеда, педагога-психолога, невропатолога, массажный, медицинский кабинеты, процедурный кабинет, музыкальный зал, физкультурный зал, комнату релаксации. В групповом помещении представлены следующие развивающие центры, имеющие необходимое оснащение:

· центр «Будем говорить правильно»;

· центр «Наша библиотека»;

· центр науки и природы;

· центр математического развития;

· центр конструктивно-модельной деятельности;

· центр художественного творчества;

· музыкальный центр;

· центр «Играем в театр»;

· центр сюжетно-ролевых игр;

· центр «Умелые руки»;

· физкультурный центр.

 

В кабинете учителя-логопеда представлены следующие развивающие центры:

· центр речевого и креативного развития;

· центр сенсорного развития;

· центр моторного и конструктивного развития.

ТАБЛИЦА 1

ТАБЛИЦА 2

ТАБЛИЦА 3

II. Содержательный раздел

Проектирование образовательного процесса

Формы планирования коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда представлены в виде комплексно-тематического планирования (2 варианта: таблица и текстовой вариант) и модели ежедневного планирования подгрупповых занятий учителя-логопеда (сетки).

Вариант 1

 

Комплексно-тематическое планирование работы

таблица 7 [1]

I период работы

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

 

Месяц, неделя, Лексическая тема, задачи и содержание работы Итоговые мероприятия, праздничные даты, традиции
  Сентябрь, 1-4 недели       Исследование индивидуального развития детей учителем-логопедом и воспитателями. Заполнение речевых карт учителем-логопедом и альбома диагностики индивидуального развития детей воспитателями. Индивидуальные занятия учителя-логопеда с детьми. Праздник «Здравствуй, осень!» Выставка рисунков «Как я провел лето» Народный календарь – журавлиный лет. День знаний.
Октябрь 1 неделя Осень. Признаки осени. Деревья осенью. Создание достаточного словарного запаса. Формирование доступных родовых и видовых обобщающих понятий. Расширение активного глагольного словаря. Формирование умения образовывать относительные прилагательные. Совершенствование навыка согласования прилагательных с существительными. Формирование умения составлять простые предложения по картинке, распространять предложения прилагательными; составлять рассказ из четырех простых предложений по картинке. Закрепление навыка мягкого голосоведения, правильного произношения имеющихся звуков в свободной речевой и игровой деятельности. Обучение различению длинных и коротких слов. Совершенствование умения различать на слух гласные звуки. Закрепление представлений о гласных и согласных звуках. Формирование навыков выделения конечных и начальных твердых согласных из трехзвучных слов.   Интегрированное занятие «Как лебедь остался один» из цикла «Новые развивающие сказки» с участием учителя-логопеда, воспитателей, родителей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.   Народный календарь – Сергий капустник. День учителя.
Октябрь 2 неделя Огород. Овощи. Расширение объема правильно произносимых существительных и глаголов по теме. Усвоение понимания действий, выраженных приставочными глаголами. Расширение понимания простых предлогов и активизация использования их в речи. Развитие ритмичности и выразительности речи. Подготовка артикуляционного аппарата к формированию укладов шипящих звуков. Формирование навыков слогового анализа слов. Упражнение в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки. Воспитание активного произвольного внимания к речи, совершенствование умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.   Коллективная аппликация «Вот так урожай!» (совместная деятельность воспитателей с детьми при участии учителя-логопеда).   Народный календарь – Покров.     Совместный с родителями субботник по уборке листьев на прогулочном участке. Изготовление гирлянд и венков из собранных листьев
Октябрь 3 неделя Сад. Фрукты. Расширение объема правильно произносимых существительных, глаголов, прилагательных по теме. Обогащение активной речи относительными прилагательными. Совершенствование навыка согласования прилагательных с существительными. Ознакомление с буквой Б и звуками [б], [б’]. Закрепление представлений о гласных и согласных звуках. Формирование представления о твердости и мягкости согласных звуков. Подготовка к формированию укладов шипящих звуков. Совершенствование навыков слогового анализа слов. Упражнение в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки. Формирование навыков звукового анализа и синтеза обратных слогов.   Выставка рисунков «Мои любимые фрукты» (совместное с родителями творчество).   Народный календарь – Ознобицы.   Чаепитие в родителями «Чай с вареньем»
Октябрь 4 неделя     Ноябрь, 1 неделя     U LqSckvJU8o9JY2xMY+kQ/zZxik4VjQ5TohLauN9VDe2xVT7EH1kPXCPtS1Pt01rSOOCaErPx8uO5 /qin9O//c/0NAAD//wMAUEsDBBQABgAIAAAAIQCPPjG63wAAAAkBAAAPAAAAZHJzL2Rvd25yZXYu eG1sTI9BTsMwEEX3SNzBGiQ2VevUomkIcSpUiQ0sKIUDOPGQRNjjELupe3vMCpaj//T/m2oXrWEz Tn5wJGG9yoAhtU4P1En4eH9aFsB8UKSVcYQSLuhhV19fVarU7kxvOB9Dx1IJ+VJJ6EMYS85926NV fuVGpJR9usmqkM6p43pS51RuDRdZlnOrBkoLvRpx32P7dTxZCc+vh8VFxHzxvd00+zgXJr54I+Xt TXx8ABYwhj8YfvWTOtTJqXEn0p4ZCct1dpfQFBQCWALuxSYH1kgQWwG8rvj/D+ofAAAA//8DAFBL AQItABQABgAIAAAAIQC2gziS/gAAAOEBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBl c10ueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADj9If/WAAAAlAEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALwEAAF9yZWxz Ly5yZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhANeoWOLwAQAA5wMAAA4AAAAAAAAAAAAAAAAALgIAAGRycy9l Mm9Eb2MueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAI8+MbrfAAAACQEAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAASgQAAGRy cy9kb3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPMAAABWBQAAAAA= " strokecolor="black [3040]"/> Ноябрь, 2 неделя   Ноябрь, 3 неделя   Ноябрь, 4 неделя     Лес. Грибы и лесные ягоды. Расширение объема правильно произносимых существительных, глаголов, прилагательных по теме. Формирование понятия слово и умения оперировать им. Совершенствование умения составлять простые предложения по вопросам, по картинке, по демонстрации действий. Обеспечение дальнейшего усвоения и использования некоторых форм словоизменения. Подготовка к формированию правильных укладов шипящих звуков. Совершенствование навыков слогового анализа слов. Формирование навыков звукового анализа и синтеза обратных и прямых слогов. Закрепление представлений о твердости-мягкости и звонкости-глухости согласных звуков. Совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца. Обучение составлению рассказов-описаний о предметах и объектах по образцу, алгоритму, предложенному плану; связному рассказыванию по серии сюжетных картинок.   Одежда, головные уборы. Расширение объема правильно произносимых существительных – названий предметов, их частей. Обучение группировке предметов по признакам их соотнесенности и на этой основе развитие понимания обобщающего значения слов, формирование родовых и видовых обобщающих понятий. Расширение глагольного словаря на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами. Обогащение активного словаря относительными прилагательными. Расширение экспрессивной речи притяжательными местоимениями (мой, твой, наш, ваш, его, ее) указательными наречиями (тут, здесь, там). Развитие навыков образования и практического использования в активной речи форм единственного и множественного числа имен существительных. Совершенствование умения образовывать и использовать в экспрессивной речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (кофточка, носочек, свитерок). Обучению составлению простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по картине и согласованию слов в предложении. Совершенствование навыка распространения простого нераспространенного предложения однородными членами. Дальнейшее развитие правильного речевого дыхания и длительного речевого выдоха. Закрепление навыка мягкого голосоведения. Формирование правильных укладов шипящих звуков. Совершенствование навыков слогового анализа слов. Формирование навыков звукового анализа и синтеза обратных и прямых слогов, трехзвучных слов. Закрепление представлений о твердости-мягкости и звонкости-глухости согласных звуков. Совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца. Обучение составлению рассказов-описаний о предметах по образцу, алгоритму, предложенному плану; связному рассказыванию по серии сюжетных картинок.   Обувь. Расширение объема правильно произносимых существительных – названий предметов, их частей. Обучение группировке предметов по признакам их соотнесенности и на этой основе развитие понимания обобщающего значения слов, формирование родовых и видовых обобщающих понятий. Обогащение активного словаря относительными прилагательными. Совершенствование навыка согласования и использования в речи прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже. Закрепление в речи понятия слово и умения оперировать им. Воспитание умеренного темпа речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением. Развитие ритмичности речи, ее интонационной выразительности, модуляции голоса в специальных игровых упражнениях. Совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца. Обучение составлению рассказов-описаний о предметах по образцу, алгоритму, предложенному плану; связному рассказыванию по серии сюжетных картинок. Совершенствование навыка пересказа хорошо знакомых сказок («Три медеведя») и коротких текстов со зрительной опорой и помощью педагога. Формирование правильного произношения шипящих звуков в игровой и свободной речевой деятельности. Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию звуков всех остальных групп.   Игрушки. Обогащение активного словаря существительными, относительными прилагательными, глаголами, личными и притяжательными местоимениями, указательными частицами, простыми предлогами. Закрепление в речи понятия слово и умения оперировать им.Совершенствование умения образовывать и использовать в экспрессивной речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Совершенствование навыков образования и использования в экспрессивной речи глаголов с различными приставками. Формирование умения пользоваться несклоняемыми существительными (пальто, кофе, какао). Совершенствование навыка согласования и использования в речи прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеж. Обучение составлению простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по картине и согласованию слов в предложении. Совершенствование навыка распространения простого нераспространенного предложения однородными членами. Развитие ритмичности речи, ее интонационной выразительности, модуляции голоса в специальных игровых упражнениях. Формирование правильных укладов йотированных звуков и аффрикат, автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, потешках, текстах, в свободной речевой и игровой деятельности. Закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук. Формирование понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук. Закрепление навыка выделения согласных звуков из конца и начала слова. Совершенствование навыка анализа и синтеза закрытых и открытых слогов, слов из трех звуков ). Обучение составлению рассказов-описаний о предметах и объектах по образцу, алгоритму, предложенному плану; связному рассказыванию по серии сюжетных картинок. Посуда. Обогащение активного словаря существительными, относительными прилагательными, глаголами, личными и притяжательными местоимениями, указательными частицами, простыми предлогами. Обучение группировке предметов по признакам их соотнесенности и на этой основе развитие понимания обобщающего значения слов, формирование родовых и видовых обобщающих понятий (посуда, чайная посуда, столовая посуда, кухонная посуда). Закрепление в речи понятия слово и умения оперировать им. Совершенствование навыка образования и употребления существительных в косвенных падежах без предлога и с некоторыми простыми предлогами. Совершенствование навыка согласования и использования в речи прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже. Воспитание умеренного темпа речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением. Развитие ритмичности речи, ее интонационной выразительности, модуляции голоса в специальных игровых упражнениях. Формирование правильных укладов йотированных звуков и аффрикат, автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, потешках, текстах, в свободной речевой и игровой деятельности.. Закрепление навыка выделения согласных звуков из конца и начала слова. Совершенствование навыка анализа и синтеза закрытых и открытых слогов, слов из трех звуков (ам, бу, ни, мак, кит). Обеспечение усвоения звукослоговой структуры двусложных слов с одним закрытым слогом (бидон), двумя закрытыми слогами (кувшин), трехсложных слов, состоящих из открытых слогов (ка-стрю-ля) и использования их в речи. Закрепление понятия слог, умения оперировать им и выполнять слоговой анализ двусложных и трехсложных слов. Совершенствование навыка составления рассказа-описания о предмете по образцу, алгоритму, предложенному плану; связному рассказыванию по серии сюжетных картинок. Совершенствование навыка пересказа коротких текстов со зрительной опорой и помощью педагога. Инсценировка сказки В. Сутеева «Под грибом» с участием родителей.     Выставка поделок из природного материала, подготовленных с родителями   Народный календарь – Прасковья Грязнуха.     Вечер досуга с использованием фольклорного материала. «Топ-топ-топотушки».   Народный календарь – Прасковья Льняница.   День народного единства.       Спортивный праздник «Папа, мама и я – спортивная семья»     Народный праздник – Кузьминки.     Изготовление игрушек из природного материала для младшей группы     Народный календарь – Федот Ледостав.     Выставка поделок из пластилина, глины, соленого теста «Моя любимая чашка» (совместная с родителями деятельность).   Выставка рисунков «Мамочка моя».   Народный календарь – Федот Студит.   День матери   .  

II период работы

(декабрь, январь, февраль)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.184.62 (0.019 с.)