Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экспериментальная проверка эффективности коррекционно-развивающих программСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Нами была сделана попытка оценить предлагаемую коррекционно-развивающую программу с точки зрения ее эффективности, поскольку школьному психологу, учителю, прежде чем приступать к такой работе, важно знать: 1) будет ли прогрессе умственном развитии ребенка? 2) в чем конкретно он может находить свое проявление? Для ответа на первый вопрос, то есть для оценки результативности программы, может быть использована следующая схема доказательства: у школьников дважды измеряется уровень умственного развития - до начала работы по коррекционно-развивающей программе и после нее. Если показатели умственного развития при повторном тестировании окажутся существенно выше по сравнению с теми, которые были вначале, то можно сделать вывод о том, что программа обладает определенной результативностью. Однако ответ на второй вопрос - в чем конкретно эти изменения могут проявиться - представляется достаточно проблематичным. Как показывает практика, научить школьников начальным логическим приемам мышления несложно. Но для того чтобы эти приемы оказали положительное влияние на учение в той степени, в какой можно было бы ожидать, необходимо, чтобы они из пассивной формы перешли в активную. Иначе трудно обеспечить полноценный перенос мыслительных умений, полученных в результате коррекции, на учебную деятельность. Так, известно, что на начальном этапе школьного обучения наиболее часто используется прием буквального запоминания. Это во многом связано с особенностями учебного материала, который действительно требует точного заучивания многочисленных стихотворений, таблицы умножения, правил и т.д. Поэтому для младшего школьника задание выучить тот или иной материал зачастую означает запомнить его дословно. Даже уже владея необходимыми мыслительными действиями, ребенок без специальной стимуляции может продолжать работать по-старому, поскольку так ему проще, привычнее. В задачу учителя входит помочь школьнику включить сформированные умственные приемы в свою учебную деятельность. Для этого следует постоянно обращать внимание детей на то, что установка запомнить все подряд далеко не всегда является необходимой. Гораздо важнее сначала понять материал, проанализировать его, выделить главную и второстепенные мысли, проследить последовательность и логику изложения и т.д. Однако такой способ работы должен быть не просто декларирован; необходимо его поощрять и применять на уроках. Итак, сформированность умственных действий не обязательно приводит к их применению в учебной деятельности. Мы можем только утверждать, что дети подготовлены к качественному усвоению учебного материала, но произойдет ли это - будет зависеть от многих других факторов, в первую очередь от школы, от методов преподавания. В нашей практике было много случаев, когда ученики, имея высокий уровень умственного развития, не отличались хорошими
показателями успеваемости. На вопрос, почему у них такие низкие школьные достижения, они отвечали примерно одинаково: «В школе скучно, неинтересно, меня больше интересует другое» - и называли виды деятельности, лежащие вне школы. В действительности у таких учащихся имелся высокий познавательный интерес, но направлен он был не на учебную деятельность. Особенно трудно ожидать, что коррекционные занятия приведут к позитивным сдвигам в учебной деятельности тех учащихся, которые имеют хронические пробелы в знаниях. Включать сформированные мыслительные приемы в учебную деятельность и выводить их на актуальный уровень в этом случае сложно, поскольку учебный материал не усвоен. Здесь в первую очередь нужна коррекция исходного уровня знаний, предполагающая индивидуальные занятия с учителем или с компьютером. Несмотря на трудности, которые возникают при оценке эффективности коррекционно-развивающей программы, мы в специально проведенном исследовании попытались ответить как на первый вопрос (наблюдается ли прогресс в умственном развитии ребенка после коррекционных воздействий?), так и на второй (в чем конкретно этот процесс проявляется?). Для ответа на первый вопрос исследование проводилось на выборке учащихся двух 5-х классов одной из московских школ (58 человек). Эти классы по количеству учеников, их социальному составу и уровню успеваемости были примерно одинаковыми. Так, по успеваемости основную группу (58-60%) в этих классах составляли те, кто оценивались как средние; группы хорошо успевающих составляли 28-32% и группы неуспевающих - 8-12%. Один из этих классов (5 А) рассматривался нами как экспериментальный, поскольку там планировалось проведение коррекционно-развивающей работы, а другой (5 Б) - как контрольный (коррекционно-развивающая работа не проводилась). На начальном этапе как в экспериментальном, так и в контрольном классе была проведена диагностика умственного раз- I вития учащихся. Для этого использовался Групповой Интеллектуальный Тест (ГИТ), После окончания коррекционных занятий с помощью того же теста была проведена повторная диагностика умственного развития пятиклассников. Результаты тестирования учащихся двух классов сравнивались между собой как до. начала-коррекции, так и после нее. Как уже отмечалось, если показатели умственного развития учеников, с которыми проводились коррекционные занятия, окажутся существенно выше по сравнению с учениками, у которых таких занятий не было, то можно будет сделать вывод о результативности разработанной программы. Описание теста умственного развития Использованный для диагностики умственного развития тест ГИТ предназначен для детей 9-12 лет. Тест был любезно предоставлен нам национальным предприятием «Психодиагностика» (Братислава). Перевод теста на русский язык осуществлялся нами совместно с коллегами из Братиславы, а затем тест адаптировался на российской выборке [4]. ГИТ, как и другие тесты интеллекта, выявляет, насколько испытуемый овладел к моменту обследования предлагаемыми ему в заданиях словами и терминами, а также умениями выполнять с ними некоторые логические действия. Все это характеризует уровень умственного развития испытуемого, существенный для успешного прохождения школьного курса. ГИТ представлен в двух формах - А и Б, которые являются взаимозаменяемыми. Он содержит следующие субтесты: «Исполнение инструкций», «Арифметические задачи», «Дополнение предложений», «Определение сходства и различия понятий», «Числовые ряды», «Аналогии», «Символы». На выполнение каждого субтеста отводится от 1,5 до 6 минут; все исследование занимает 45 минут. В первом субтесте («Исполнения инструкции») от испытуемого требуется как можно быстрее и точнее выполнить ряд простых указаний (подчеркнуть самое большое из чисел, оценить число букв в трех словах и подчеркнуть то, которое является самым длинным, и т.д.). Для выполнения всех заданий требуются элементарные знания в объеме 3-го класса и умение понимать смысл прочитанного текста. Второй субтест («Арифметические задачи») выявляет овладение конкретными учебными навыками в области математики. Третий субтест («Дополнение предложений») содержит предложения с пропущенными словами. Эти пропуски должен самостоятельно заполнить школьник. Успешность выполнения заданий зависит от умения улавливать смысл предложения, от навыков правильного построения предложения и словарного запаса. В четвертом субтесте («Определение сходства и различия понятий») логическая операция, производимая в нем, требует нахождения синонимов и антонимов. В пятом субтесте («Числовые ряды») нужно заканчивать числовые ряды, поняв закономерность их построения. Недостаточная гибкость мышления, неумение быстро найти новый способ действия приводят к ошибкам. Шестой субтест - «Аналогии». Овладение этим умственным действием необходимо и на этапе усвоения знаний, и на этапе ихприменения. Понятия, включенные в задания субтеста, находятся между собой в различных логико-функциональных отношениям (таких, как «вид - род», «часть - целое», «противоположность»! «порядок следования»). Успешность решения зависит от степени! овладения понятиями и логическими отношениями. Качественный анализ теста ГИТ, проведенной Е. М. Бори-1 совой и Г. П.Логиновой [2], показал основные причины затрудне-1 ний, которые могут испытывать учащиеся. Среди них: а) отсутст-1 вие конкретных знаний в определенной области (незнание поня-1 тий, сложных синтаксических структур и т.д.); б) недостаточное владение некоторыми логико-функциональными отношениями ] между словами; в) определенная ригидность, стереотипность подЛ ходов к решению; г) некоторые возрастные особенности мышления младших подростков (ассоциативность, недостаточно глубокий анализ понятий и др.). Результаты первого тестирования пятиклассников представле-1 ны в табл. 1. Таблица 1
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.97 (0.009 с.) |