Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Показатели умственного развития учеников 5-х классов при повторном тестировании↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Как видно из таблицы, в том классе, где проводились коррекционно-развивающие занятия (5 А), произошел существенный рост показателей умственного развития по сравнению с параллельным классом (5 Б), где такая работа не велась. Так, в 5 А классе почти в три с половиной раза сократилось число учеников с низким уровнем умственного развития. Многие из этой группы после коррекционно-развивающей работы оказались средними по уровню умственного развития. Только у пятерых учеников этот уровень остался прежним. В 5 Б классе за тот же период сдвиг в умственном развитии учеников оказался незначительным. Только у двоих учащихся, имевших низкий уровень умственного развития, этот показатель достиг средней степени. Все другие остались на своих прежних местах. Все различия между классами статистически значимы. Таким образом, можно констатировать ярко выраженную положительную динамику роста умственного развития детей в том классе, где была применена разработанная нами коррекционно-развивающая программа, и отсутствие положительной динамики там, где такая работа не проводилась. Прогресс в умственном развитии учащихся экспериментального класса после проведения с ними коррекционно-развивающей работы очевиден, что позволяет сделать вывод об эффективности программы. Что касается ответа на второй вопрос (в чем конкретно могут проявиться изменения в умственном развитии?), то, на наш взгляд, таким проявлением может быть осознание, степень осмысления учащимися своей большей, чем раньше, подготовленности к восприятию, усвоению учебного материала. Для того чтобы это зафиксировать, нами была проведена дополнительная работа с небольшой группой учеников экспериментального класса (6 человек), имеющих специфические отличия от остальной выборки. Эти учащиеся при хорошей успеваемости по | всем предметам (4 и 5) на первом тестировании показали низкий уровень умственного развития, то есть несформированность умственных действий, формально-логических мыслительных операций. Правда, двое из них были охарактеризованы по умственному развитию как средние, но их показатели оказались ближе к нижней границе нормы. Такие случаи расхождений школьной успеваемости и показателей умственного развития встречаются в младших классах до- вольно часто. Не обсуждая здесь достоинства и недостатки школьной отметки как критерия усвоения знаний, подчеркнем, что она не отражает (или почти не отражает) процесс, способы, приемы приобретения и использования знаний, то есть уровень развития мышления. Хорошо известно, что приемы приобретения и использования знаний могут быть разными. Зубрежка, механическое запоминание, с одной стороны, и сознательное усвоение с включением логического мышления, с другой, - неравноценны. Они неравноценны как по конечному результату (уровню умственного развития), так и по своей эффективности. В младших классах, когда объем информации еще не очень большой, учащиеся, используя неэффективные приемы усвоения, могут учиться успешно. Но по мере перехода в старшие классы, где объем информации, подлежащий усвоению, велик и разнообразен, недостатки умственного развития рано или поздно отразятся на успешности обучения. Данная группа учеников была выбрана нами не случайно. По отзывам учителей, они не имели пробелов в знаниях, были очень старательными, усидчивыми, аккуратными, всегда готовили домашние задания. У этих учеников было развито умение ориентироваться на систему требований - «слушать», «запоминать и воспроизводить». Коррекционная работа именно с этими детьми могла оказаться особенно эффективной, так как их отношение к учению, к получению новых знаний было заинтересованным. Мы предположили, что именно у них после коррекции умственного развития возможны осознанные качественные изменения в способах работы с учебным материалом. Сформированность операциональной системы мышления - вот то, чего им не хватало для полноценного усвоения знаний. Забегая вперед, подчеркнем, что такой группе учащихся очень важно как можно раньше помочь сформировать необходимые мыслительные операции, действия. Отсутствие пробелов в знаниях, с одной стороны, и приобретение необходимых способов и форм мышления, с другой, помогут им при переходе в старшие классы избежать трудностей в усвоении знаний, и их дальнейшие успехи могут только возрасти. Для осознанного, осмысленного применения новых форм мыслительной работы очень важно наличие как внутреннего, так и внешнего подкрепления. С одной стороны, нужно, чтобы ученик сам убедился в своем успехе, а с другой - чтобы учитель положительно оценивал использование новых способов умственной деятельности. Внешнее подкрепление способствует осознанию правильности осуществляемых приемов и целесообразности их упрочения и развития. Оба вида подкрепления вызывают положительные эмоции, укрепляют самооценку и уверенность в себе и, таким образом, служат мощным стимулом для использования сформированных способов мышления. После прохождения в полном объеме коррекционно-развиваю-щих занятий, которые эти ученики посещали с большой охотой, уровень их умственного развития существенно повысился. Двое из них (ранее входивших в среднюю группу) по результатам повторного тестирования показали высокий уровень умственного развития, четверо попали в среднюю группу. Чтобы понять, произошло ли у этих учащихся осознание, понимание того, что приобретенные мыслительные навыки помогают им более успешно справляться с учебной деятельностью, спустя 1,5 месяца после коррекционных занятий с ними была проведена беседа по заранее заготовленному плану. Известно, что младший школьный возраст очень сензитивен для становления произвольного, логического запоминания. Но чтобы сензитивность реализовалась, сначала надо овладеть необходимыми для этого умственными действиями. Основой произвольной памяти является использование умственных действий в качестве опоры, средства для запоминания. Такая основа была у наших учеников сформирована. Поэтому в беседах главный акцент делался на то, как эти дети стали заучивать материал по таким предметам, как история, литература, обществоведение, где объем информации большой и установка «просто запомнить» уже не позволяет справиться с учебной нагрузкой. Выяснялись следующие моменты: - есть ли какие-нибудь различия в том, как учащиеся запоминали материал раньше и как они стали это делать теперь; - есть ли различия в том, как они составляли планы раньше и - легче или труднее стало готовить уроки; больше или меньше Все ученики, с которыми мы беседовали, отметили, что тот способ запоминания, который они использовали раньше (многократное повторение), их не очень удовлетворял. Приходилось тратить много времени, чтобы все запомнить, хотя, как подчеркивали они, у них в принципе хорошая память. Кроме того, их часто посещало тревожное чувство, что у доски они не вспомнят выученный материал. После «психологического практикума» дети поняли, что не надо стараться запоминать все подряд. «Надо понять, что здесь главное, а что это главное дополняет». Но, как ученики признают сами, пока такой анализ не всегда получается; иногда они опять возвращаются к старому способу - многократному повторению (то есть механическому запоминанию). Правда, дети заметили, что, если им удается выделить главные мысли текста, его намного легче и быстрее запомнить. И еще они заметили, что учителя их больше хвалят в том случае, когда они излагают материал с опорой на главную мысль. Стало легче составлять планы, они стали понимать, что в них надо включать. Раньше их планы были очень подробными, содержали много ненужных пунктов, с ними потом было сложно работать. Поэтому при повторении пройденного материала ученики возвращались только к тексту. Учителя также подтвердили, что на данном этапе планы этих учеников стали более содержательными. Педагоги не раз хвалили их за это, подчеркивая, что материал хорошо понят. На вопрос о том, легче или труднее стало готовить уроки, больше или меньше учащиеся стали тратить на это времени, однозначного ответа мы не получили. Как уже говорилось выше, когда удается выделить из текста главные мысли, запоминание материала происходит значительно легче. Но сама операция выделения основного, главного стержня, смысловых единиц в текстах пока представляет трудности, и именно на это уходит много времени. Однако ученики хорошо осознали, что возвращаться к старому способу не следует, поскольку он неэффективен. Как сказал один ученик: «Зубришь, зубришь, а потом это все быстро улетучивается. Сколько можно зубрить? Надоело!» Дети как бы уже были внутренне готовы к тому, чтобы выходить на более рациональные способы усвоения знаний. Важно отметить еще один момент, на который указывали все ученики данной группы: после «психологического практикума» они стали более уверенно чувствовать себя, у них ослабла внутренняя напряженность, тревога, появилась уверенность в своих возможностях. «Понравилось думать, рассуждать, а не просто запоминать». Мы им посоветовали у себя дома над письменным столом поместить цитату из Льва Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не одной памятью». Итак, проведенное исследование подтвердило эффективность разработанной коррекционно-развивающей программы, направленной на формирование умственных действий, мышления младших школьников. Об этом можно судить как по тем позитивным изменениям, которые происходят в умственном развитии ребенка, так и по проявлениям личностного характера. Первое - рост познавательной активности учеников. Учителя отметили, что у ряда детей (особенно у тех, с которыми мы проводили беседу) про- явился более активный стиль работы как на уроках, так и при выполнении домашних заданий. Они стали чаще задавать вопросы, которые касаются не оценки конечного результата, а правильности способов рассуждения, мыслительного анализа. У детей возник интерес к заданиям «на сообразительность», при выполнении которых они предпочитают помучиться, но самим найти ответ, а не получить его в готовом виде. Другими словами, доминирующим фактором работы стала самостоятельность мышления. Возросло число детей, которые при подготовке домашних заданий пользуются энциклопедическими словарями: некоторые даже завели свои словарики, куда записывают значения слов, встречающихся им впервые. Все это является не чем иным, как показателем интеллектуальной активности. И самое главное, что позволяет говорить об эффективности применения коррекиионно-развивающей программы, - это снижение учебной тревожности. У детей укрепляется чувство уверенности в себе, в своих силах, складывается спокойный, деловой подход к работе. Все это способствует формированию положительной самооценки.
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.156.58 (0.009 с.) |