Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формы коррекционно-развивающей работыСодержание книги Поиск на нашем сайте
Фронтальная работа При фронтальной форме работы представленный комплекс коррекционно-развивающих упражнений может быть использован для стимулирования умственного развития детей. Упражнения могут выполнять функцию «интеллектуальной разминки». Такая работа должна проводиться возможно чаще и будет полезна всем учащимся, поскольку она направлена прежде всего на развитие, тренировку элементарных мыслительных операций, на активизацию мыслительной деятельности, на отработку способов, обеспечивающих общую организованность мыслительного процесса. Начинать проводить «интеллектуальную разминку» желательно со 2-го класса, чтобы как можно раньше стимулировать в детях самостоятельность мысли, привить им интерес к умственной работе. Такие занятия проводятся на любом уроке в течение 10-15 минут. Количество предлагаемых упражнений может быть небольшим (три-четыре задания на одном уроке). Задания могут предъявляться устно, а могут быть написаны на доске. Можно раздавать их детям в виде карточек с одинаковым для всех или разным содержанием. Ответы возможны как в устной, так и в письменной форме. В некоторых случаях, как советует Ш. А.Амонашвили, можно подходить к каждому ребенку и просить прошептать ответ на ухо. Есть и другие варианты: например, трое или четверо учеников выполняют предложенные упражнения у доски; каждому из них назначается дублер, который в случае затруднения напарника должен ему помочь. На следующем занятии уже другие ученики выполняют такие функции. Занятия могут протекать и в форме фронтальной дискуссии. Учитель задает вопрос, вызывает ученика, желающего ответить, и, выслушав ответ, спрашивает у детей: «Кто согласен?» Иногда, чтобы оживить работу в классе, учитель сам может высказать спорное суждение или поддержать ошибочный ответ, вызвав таким образом на спор учеников, организуя обмен мнениями между ними. Обязательным условием эффективности «интеллектуальной разминки» является сопоставление предложенных ответов и развернутое коллективное обсуждение, какие ответы являются правильными и почему. На каждом последующем занятии повторяются упражнения, введенные ранее, и предлагаются два-три новых. Учитель ненавязчиво должен вовлекать в работу тех, кто пока еще не проявил достаточной активности. Учитель должен подходить к коррекционно-развивающей работе творчески, внося в проведение занятий элементы игры, соревнования. Групповая работа Многие психологи считают, что наиболее продуктивной является такая форма работы, когда учитель взаимодействует не целиком с классом, а с отдельными его группами. В этом случае и дети контактируют не только непосредственно с учителем, но и друг с другом. Такая работа особенно эффективна для проведения коррекционных занятий. Говоря об эффективности групповой работы, исследователи указывают на два момента: воспитательный и дидактический. За счет возникающего в группе эмоционального контакта резко повышается интерес к занятиям. Общение в группе становится главным фактором успешного усвоения новой информации. При умелой организации групповой работы занятия, первоначально вызывающие интерес как средство общения, начинают постепенно приобретать самостоятельную значимость, собственную побудительную силу. Параллельно работа в группе формирует у детей навыки делового общения: воспитываются умения выслушивать другую точку зрения, понимать и оценивать действия других людей и т. д. Дидактические возможности групповой работы также очень велики. Эффективность усвоения учеником информации зависит от возможности как-то относиться к ней, например обсуждать ее с равными себе, отстаивать свою точку зрения, спорить и доказывать правильность своих ответов. Как считают психологи, лишь при такой ситуации возможны «интерпретация», присвоение знаний, умений, навыков, то есть превращение их в собственное достояние [5; 29]. Перед учителем, начинающим групповую коррекционно-развивающую работу, встает вопрос о том, как эти группы формировать. Эффективную форму выделения внутри класса групп учащихся предложила и апробировала заведующая экспериментальной психолого-педагогической лабораторией гимназии Волгограда психолог В. В. Шмидт. Она предлагает в начале с целым классом провести пробное фронтальное собеседование-обследование (в течение одного урока). Учитель, объяснив правила выполнения нескольких первых типов заданий, проверяет на отдельных примерах, насколько объяснения усвоены каждым учеником. Затем весь класс по результатам фронтального обследования разбивается на три группы: 1) быстро усвоившие объяснения; 2) не сразу понявшие; 3) не усвоившие или плохо усвоившие. Дальнейшая работа строится с каждой группой учащихся отдельно, по своему временному графику. Учащиеся работают, обсуждая решение отдельных задач между собой и с учителем. При этом организуется соревнование. Правильный ответ, быстрое решение каждого типа заданий вознаграждаются фишками; по этому показателю определяют победителей. На каждом занятии учащимся предлагается не более 5-7 задач одного типа. Если следующее занятие продолжает уже начатый тип задания, то оно начинается с повторения инструкции. Каков должен быть количественный состав группы? Эта проблема изучалась с разных сторон, и было доказано, что группа в два человека выполняет задания лучше, чем одиночки, а в четыре человека— лучше, чем пары. С дальнейшим возрастанием численного состава групп снижается их продуктивность. Кроме того, в больших группах уменьшается число активно работающих учеников, а в малых оно увеличивается. Признается оптимальным состав группы не более чем в пять человек. Коррекция, осуществляемая в микрогруппах (по 2-5 человек), оказывается очень эффективной, так как позволяет организовать конструктивное общение между детьми и сохранить возможности диалога с каждым учеником. Психологи рекомендуют в группе из пяти человек избирать старосту, которому учитель выдает задания и просит его взять на себя руководство их выполнением. Модель работы может быть такая. Ученики знакомятся с заданием, и каждый приступает к его решению. После выполнения задания каждый сообщает старосте группы свой ответ. Если он совпадает с ответами остальных, то группа переходит к другому заданию, если нет - начинается обсуждение. В этом обсуждении может принять участие и учитель. Основываясь на наблюдениях за тем, как разные группы выполняют задания, какие типичные ошибки они допускают, учитель планирует, что следует обсудить со всем классом, на что следует обратить особое внимание. За групповой работой может последовать фронтальная. Так, учитель просит старост двух групп, которые имеют разные ответы на одно и то же задание, написать ответы на доске. Затем в беседе с классом выясняется, какой из двух ответов является правильным и почему. Также разбирается и ошибочный вариант и выясняется, по какой причине была допущена ошибка. Нужно стараться, чтобы каждый ученик побывал в роли старосты, поскольку эта роль способствует повышению интереса к работе даже у тех, у кого раньше он не отмечался. Такая организация не даст кому-то спрятаться за спины товарищей, не позволит не принимать участия в работе [5]. Эксперименты показали, что групповая форма коррекционно-развивающей работы оказалась в равной степени эффективной как для самых маленьких детей, так и для старшеклассников. Проводить такого рода занятия учитель может во внеурочное время, в течение не более 40 минут. Занятия рекомендуется проводить не реже двух раз в неделю - в начале и в конце ее.
Индивидуальные занятия Индивидуальные занятия чаще всего проводятся с детьми, имеющими ярко выраженные учебные проблемы. Коррекционная работа с конкретным учеником строится в форме диалога. При объяснении сути задания следует уделять большое внимание примерам, так как часто именно через примеры приходит понимание того, что надо делать. От учащегося требуется постоянное проговаривание вслух всех способов решения, поисков правильного ответа. Это дает возможность вовремя вносить исправления в ответы, оказывать дозированную помощь, фиксировать, где происходят заминки, где имеются пробелы в знаниях и умениях. Темп работы каждого учащегося может быть различным в зависимости от исходного уровня его мышления и других индивидуальных особенностей. От этого зависит общее количество занятий для прохождения коррекционной программы. Одним учащимся может понадобиться восемь занятий, другим - двенадцать а третьим - пятнадцать и более. В начале каждого нового занятия нужно дать учащемуся возможность вспомнить, какие упражнения он делал в прошлый раз, и предложить еще раз их выполнить. Если учащийся справляется с этими заданиями самостоятельно, легко и без ошибок, четко понимая, какую операцию нужно осуществить, можно переходить к новому типу заданий. Если же возникают какие-либо затруднения, следует еще раз совместно разобрать способ выполнения данного типа заданий. Не исключено, что с кем-то из учеников необходимо повторять пройденный материал несколько раз. В итоге нужно добиться того, чтобы задание целиком выполнялось самостоятельно и без ошибок. В такой ситуации учитель должен оказывать ребенку психологическую поддержку: стараться выделять успешные действия ребенка, демонстрировать веру в него, в его силы и способности и всячески, словами или действиями, сообщать ему об этом. Занятия рекомендуется проводить не реже двух раз в неделю -в начале и в конце ее, не более 40 минут. Индивидуальная коррекция может иметь некоторые негативные стороны. Как отмечают некоторые психологи [35], при такой форме работы у детей повышается тревожность из-за возможных насмешек со стороны одноклассников. Дети могут избегать занятий, так как боятся, что про них скажут: «Ты один ходишь на занятия, значит, у тебя не все в порядке».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.153 (0.013 с.) |