Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Межкультурное взаимодействие в современном миреСтр 1 из 4Следующая ⇒
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ для самостоятельной работы по учебной дисциплине Межкультурное взаимодействие в современном мире
обучающегося 1 курса
по направлению подготовки _________________________________ (код и наименование направления подготовки)
__________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество)
Группа __________
Симферополь 2019 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая тетрадь представляет собой дидактический комплекс, предназначенный для самостоятельной работы обучающегося и позволяющий оценивать уровень усвоения им учебного материала. Кроме того, задания тетради позволяют выявить уровень сформированности необходимых требований компетенций: - знание ключевых форм, особенностей и проблем межкультурного взаимодействия; ценностных установок, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности в поликультурной среде. - умение использовать возможности и учитывать ограничения поликультурной среды в профессиональной деятельности; применять различные методы обработки и интерпретации информации для решения профессиональных задач в зависимости от культурных особенностей среды; вырабатывать эффективные коммуникативные стратегии в ситуации межкультурного взаимодействия при осуществлении профессиональной деятельности; обеспечивать соблюдение этических норм взаимоотношений в поликультурной среде. - владение навыками адаптации к профессиональной деятельности и коммуникации во всех сферах жизни в условиях культурного разнообразия; навыками отбора и применения эффективных коммуникативных стратегий для решения профессиональных и иных задач в ситуации межкультурного взаимодействия. Рабочая тетрадь составлена в виде заданий по основным разделам курса «Межкультурное взаимодействие в современном мире» в соответствии с рабочей программой дисциплины. Рабочая тетрадь содержит задания нескольких типов: - «открытые» вопросы, на которые обучающийся должен дать ответ самостоятельно, вписав ответы в свободные строки; - «закрытые» вопросы, ответ (или несколько ответов) на которые обучающийся должен выбрать из предложенных вариантов; - задания на заполнение таблиц; - задания на приведение в соответствие 2 и более списков,когда обучающийся должен указать порядковые номеранапротив верных вариантов;
- практические задания. Критерии оценивания:
0 баллов – ответ на вопрос содержит ошибки, свидетельствующие о незнании и непонимании соответствующих разделов программного материала, задачи не решены или решены частично. «Закрытые» вопросы оцениваются в 1 балл в зависимости от правильности ответа. (1 балл) – данправильный ответ на «закрытый» вопрос; ответ на «открытый» вопрос в принципе правильный, но неполный, допущены неточности в формулировках. «Открытые» вопросы оцениваются до 2 баллов в зависимости от правильности и полноты ответа. Практическое задание оценивается до 10 баллов в зависимости от полноты и качества выполнения.
Содержание Тема 1. Введение в предмет: основные понятия и термины...................................4
Тема 2. Усвоение родной культуры...........................................................................6
Тема 3. Проблемы восприятия чужой культуры....................................................10
Тема 4. Сущность, формы и элементы межкультурного взаимодействия..........16
Тема 5. Язык и проблема межкультурного взаимодействия.................................21
Тема 6. Невербальная коммуникация и ее роль в межкультурном взаимодействии..........................................................................................................24
Тема 7. Проблема интерпретации невербальных сообщений...............................28
Тема 8. Культура конфликтного взаимодействия..................................................29
Планы семинарских занятий...................................................................................35
Практические задания на выбор..............................................................................36
Вопросы к зачету.......................................................................................................37
Список литературы к курсу......................................................................................38 Тема 1. Введение в предмет: основные понятия и термины Литература: 1. Курбан Е.Н., Кривошлыкова М.В. Межкультурное взаимодействие и межкультурная коммуникация: к определению аспектов [Электронный ресурс] / Е.Н. Курбан, М.В. Кривошлыкова // Социум и власть. – 2013. – № 1 (39). – С. 97-101.
2. Бицилли П. М. «Восток» и «Запад» в истории Старого света [Электронный ресурс] / П.М. Бицилли. // Бицилли П.М. Избранные труды по филологии. – М.: Наследие, 1996. – С. 21-35. 3. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учебное пособие / А.П. Садохин. – М.: КИОРУС, 2014. – С. 7-18, 52-87. 4. Иконникова С.Н., Большаков В.П. Теория культуры в 2 ч.: Учебное пособие / С. Н. Иконникова [и др.]; под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. - М.: Издательство Юрайт, 2018. – Часть I. – Тема 3, 7, 9. 1. Какие подходы к определению понятий «межкультурное взаимодействие» и «межкультурная коммуникация» существуют в современной науке? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какие компоненты межкультурного взаимодействия выделяют Е.Н. Курбан и М.В. Кривошлыкова в статье «Межкультурное взаимодействие и межкультурная коммуникация: к определению аспектов» в исследованиях философов-антропологов и культурологов? Дайте определение и приведите примеры для каждого из них. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Дайте определение понятию «диалог культур»? В чем заключается специфика диалогического общения? Приведите примеры из истории культуры ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какие направления взаимодействия западной и восточной цивилизаций представлены в работах П.М. Бицилли «Восток и Запад в истории Старого Света» и С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций» ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
U -кривая и ее фазы
Литература: 1. Андрейчук Н.В. Феномен глобализации и проблема культурного разнообразия социума [Электронный ресурс] / Н.В. Андрейчук // Вестник Балтийского университета. – 2010. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-globalizatsii-i-problema-kulturnogo-raznoobraziya-sotsiuma 2. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учебное пособие / А.П. Садохин. – М.: КИОРУС, 2014. – С. 146-185. 3. Иконникова Н.К. Механизмы межкультурного восприятия / Н.К. Иконникова // Социологические исследования. – 1995. – № 11. – С. 26-34. 4. Гавров С.Н. Взаимодействие культур и поиск новой идентичности / С.Н. Гавров // Вопросы социальной теории. – 2010. –Том IV. – С. 501-505. 5. Гей У. Процессы глобализации и наука глобалистика / У. Гей // Век глобализации. – 2008. – № 1. – С. 23-30. 6. Оксинойд К.Э. Типология организационных культур Герта Хофстеда [Электронный ресурс] / Koнcтaнтин Элиacович Окcинoйд. – Режим доступа: https://www.cfin.ru/management/people/culture/Hofstede.shtml 7. Основы социокультурной интеграции и адаптации: Учебное пособие / Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГАО УВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»; сост. М.Е. Попов, С.В. Попова. – Ставрополь: СКФУ, 2015. – 121 с. 8. Ходинова О. С. Интеркультурализм как новая стратегия включения мигрантов в европейскую нацию (на примере Франции) // Власть. – 2019. – Том. 27. – № 1. – C. 170-176. 9. Борисова М.В. Теория и практики интеркультурализма в современном мире / М.В. Борисова // Проблемы истории, филологии, культуры. – 2014. – № 2(44). – С. 367-374. 10. Гавров С.Н. Взаимодействие культур и поиск новой идентичности / С.Н. Гавров // Вопросы социальной теории. – 2010. –Том IV. – С. 501-505.
33. Дайте определение понятию «межкультурное взаимодействие». В чем заключается его сущность? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
34. Дайте определение основным формам взаимодействия культур: Аккультурация – это _________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________ Культурная диффузия – это ____________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________ Межкультурный конфликт – это _______________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________
35. Дайте определение и приведите известные вам исторические примеры следующих стратегий и видов взаимодействия культур:
36. Что означает понятие «стресс аккультурации» («культурный шок»)? Назовите его причины и возможные симптомы. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
37. Заполните таблицу:
38. Дайте определение понятиям «диалогическое общение» («диалог») и «толерантность» как основным принципам успешного межкультурного взаимодействия:
Диалогическое общение – это ________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Толерантность – это___________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приведите исторические примеры успешного межкультурного взаимодействия, основанного на этих принципах_______________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 39. Согласны ли вы со следующим высказыванием Д.С.Лихачёва: «Культура не имеет границ и обогащается от общения с другими культурами. Национальная замкнутость неизбежно ведёт к обеднению и вырождению культуры»? Обоснуйте свою точку зрения и приведите примеры
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
40. Назовите важнейшие международные нормативные документы ЮНЕСКО, касающиеся вопросов межкультурного взаимодействия, сохранения культуры и культурного многообразия ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 41. Расскажите о плюсах и минусах глобализации в контексте межкультурного взаимодействия и сохранения культурного разнообразия ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
42. В чем, на ваш взгляд, проявились достоинства и недостатки политики мультикультурализма? Приведите примеры ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Планы семинарских занятий
Семинар 1. Семинар 2. Задание 1. Подготовьте «памятку» для туриста, который собирается впервые посетить Россию. Она должна включать рекомендации по поведению в различных общественных местах и в ситуациях общения с местными жителями Задание 2. Составьте «сборник» русских пословиц и поговорок, в которых нашли отражение этнические авто- и гетеростереотипы (с «расшифровкой» стереотипов) Задание 3. Подготовьте сообщение с презентацией по теме «Особенности национального характера...» (народ – по выбору) Задание 4. Подготовьте сообщение с презентацией по теме «Особенности национального коммуникативного поведения...» (народ – по выбору)
Страны и народы на выбор: Австрия, Австралия, Бразилия, Великобритания, Вьетнам, Испания, Италия, Израиль, Египет, Канада, США, Германия, Республика Корея, КНДР, КНР, Португалия, Таиланд, Турция, Франция, Швеция, Швейцария, Япония и другие. Вопросы к зачету «Межкультурное взаимодействие в современном мире» 1. Межкультурная коммуникация и межкультурное взаимодействие: соотношение понятий 2. Культурная идентичность. Дихотомия «свой» - «чужой» 3. Национальный характер и его роль в межкультурном взаимодействии 4. Освоение родной культуры: социализация и инкультурация 5. Понятие и сущность этноцентризма 6. Особенности восприятия «чужой» культуры 7. Предрассудки и стереотипы, их роль в восприятии «чужой» культуры 8. Теория культурных измерений Г. Хофстеде 9. Теория Э. Холла: типы контекста культуры 10. Важнейшие виды и формы межкультурного взаимодействия (аккультурация, культурная диффузия, культурная экспансия, культурный конфликт и др.) 11. Стратегии аккультурации (ассимиляция, маргинализация, сепарация, интеграция) и их особенности 12. Понятие культурного шока, его признаки и пути преодоления 13. Язык и проблема межкультурного взаимодействия 14. Невербальная коммуникация в межкультурном взаимодействии 15. Жесты, позы, движения в межкультурной коммуникации 16. Массовая культура и межкультурная коммуникация 17. Культура конфликтного взаимодействия 18. Феномен толерантности в условиях современного межкультурного взаимодействия 19. Политика мультикультурализма, ее достоинства и недостатки 20. Основные проблемы межкультурного взаимодействия в начале ХХI в. Диалог и столкновение культур в современном мире СПИСОК литературы
Основная учебная литература: 4. Алефиренко Н.Ф. Лингвокультурология: ценностно-смысловое пространство языка: Учебное пособие/ Н.Ф. Алефиренко. – М.: Флинта, 2016. – 360 с. 5. Иконникова С.Н., Большаков В.П. Теория культуры в 2 ч. Часть I: Учебное пособие / С. Н. Иконникова [и др.]; под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. - М.: Издательство Юрайт, 2018. – 300 с. 6. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика: язык тела и естественный язык / Крейдлин Г.Е. – М.: Новое литературное обозрение, 2002. – 592 с. 7. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учебное пособие / А.П. Садохин. – М.: КИОРУС, 2014. – 254 с. 8. Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии от 2 ноября 2001 г. 9. Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. 10. Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 года 11. Конституция Российской Федерации. – М.: ВИТРЭМ, 2001. – 40с. 12. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст.3010. – С. 6226 13. Федеральный закон «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 года № 74-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. – №25. – Ст. 2965. Дополнительная учебная литература: 14. Амелин В.В. Межкультурные взаимодействия в условиях полиэтнической области: (Пример русских и татар в Оренбуржье) [Электронный ресурс] / В.В. Амелин // Этнопанорама / Администрация Оренбургской области. Комитет по межнациональным отношениям. – Оренбург, 1999. – № 1. – Режим доступа: http://www.tatar-history.narod.ru/orenburg.htm 15. Амелин В.В. Этнокультурная политика в многонациональном регионе / В.В. Амелин // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2004. – Т. 7. – № 1. – С. 159-173. 16. Андрейчук Н.В. Феномен глобализации и проблема культурного разнообразия социума [Электронный ресурс] / Н.В. Андрейчук // Вестник Балтийского университета. – 2010. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-globalizatsii-i-problema-kulturnogo-raznoobraziya-sotsiuma 17. Арутюнов С. А., Джарылгасинова Р. Ш. Япония: народ и культура / С.А. Арутюнов, Р. Ш. Джарылгасинова. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 65 с. 18. Бицилли П. М. Два лика евразийства / П. М. Бицилли // Бицилли П.М. Избранные труды по филологии. – М.: Наследие, 1996. – С.35–48. 19. Бицилли П. М. Нация и язык / П. М. Бицилли // // Бицилли П.М. Избранные труды по филологии. – М.: Наследие, 1996. – С. 79-97. 20. Бицилли П. М. «Восток» и «Запад» в истории Старого света [Электронный ресурс] / П.М. Бицилли. // Бицилли П.М. Избранные труды по филологии. – М.: Наследие, 1996. – С. 21-35. 21. Боголюбова, Н.М. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен: Учебное пособие / Н.М. Боголюбова, Ю.В. Николаева. - СПб: Издательство «СПбКО», 2009. – 416 с. 22. Борисова М.В. Теория и практики интеркультурализма в современном мире / М.В. Борисова // Проблемы истории, филологии, культуры. – 2014. – № 2(44). – С. 367-374. 23. Бутовская M.Л. Язык тела: природа и культура (эволюционные и кросс-культурные основы невербальной коммуникации человека). – М.: Научный мир, 2004. – 440 с. 24. Гавров С.Н. Взаимодействие культур и поиск новой идентичности / С.Н. Гавров // Вопросы социальной теории. – 2010. –Том IV. – С. 501-505. 25. Гачев Г.Д. Национальные образы мира: Курс лекций / Г.Д. Гачев. – М.: Академический Проект,1998. – 432 с. 26. Гей У. Процессы глобализации и наука глобалистика / У. Гей // Век глобализации. – 2008. – № 1. – С. 23-30. 27. Дарчиева Д.Г. Проблемы взаимодействия культур народов России в государственной национальной политике РФ [Электронный ресурс] // Проблемы всеобщей истории и политологии: Сборник научных трудов / Под ред. Б.Г. Койбаева; Сев.- Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова. – Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2008. – Выпуск № 1. – Режим доступа: http://kvkz.ru/politologia/3318-problemy-vzaimodeystviya-kultur-narodov-rossii-v-gosudarstvennoy-nacionalnoy-politiki-rf.html 28. Диалог культур и цивилизаций на примере Британской империи: Учебное пособие / В.В. Высокова, В.Н. Грак, И.А. Савинов, Е.Ю. Чемякин; Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; под общ. ред. В.В. Высоковой. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2012. – 140 с. 29. Диспозиция «свой – чужой» в культуре: Монография / Редкол.: В. Т. Титов [и др.]. – Воронеж: Изд.-полигр. центр Воронеж. гос. ун-та, 2007. – 257 с. 30. Жукова И.Н. Словарь терминов межкультурной коммуникации / Жукова И.Н., Лебедько М.Г., Прошина З.Г., Юзефович Н.Г. – М.: Флинта, 2013. – 632 с. 31. Идентичность и толерантность: Сб. статей / под ред. Н.М. Лебедевой. – М., 2002. – 416 с. 32. Иконникова Н.К. Механизмы межкультурного восприятия / Н.К. Иконникова // Социологические исследования. – 1995. – № 11. – С. 26-34. 33. Иноземцев В. Л. Современная глобализация и ее восприятие в мире / В.Л. Иноземцев // Век глобализации. – 2008. – № 1. – С. 31-44. 34. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учебное пособие [Электронный ресурс] / Кашкин В.Б. –Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. –Лекция 5. Семиотика коммуникации. – Режим доступа: http://mediaeducation.ucoz.ru 35. Клепцова, Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. Учебное пособие для слушателей системы дополнительного профессионального педагогического образования / Е.Ю. Клепцова. – М.: Академический проект, 2004. – 177 с. 36. Куликова Л.В. Коммуникация. Стиль. Интеркультура: прагмалингвистические и культурно-антропологические подходы к межкультурному общению: учебное пособие / Л.В. Куликова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Сибирский Федеральный университет. – Красноярск: Сибирский федеральный ун-тет, 2011. – 268 с. 37. Курбан Е.Н., Кривошлыкова М.В. Межкультурное взаимодействие и межкультурная коммуникация: к определению аспектов [Электронный ресурс] / Е.Н. Курбан, М.В. Кривошлыкова // Социум и власть. – 2013. – № 1 (39). – С. 97-101. 38. Межкультурная коммуникация в условиях глобализации: Учебное пособие / Бирюков Н.И. и др. – М.: МГИМО, 2008. – 204 с. 39. Новикова И.А., Борзенко И.Л. Нормы и ценности в формировании навыков межкультурного взаимодействия / Новикова И.А., Борзенко И.Л. // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – № 1 (56). – С. 204-206. 40. Оксинойд К.Э. Типология организационных культур Герта Хофстеда [Электронный ресурс] / Koнcтaнтин Элиacович Окcинoйд. – Режим доступа: https://www.cfin.ru/management/people/culture/Hofstede.shtml 41. Основы социокультурной интеграции и адаптации: Учебное пособие / Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГАО УВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»; сост. М.Е. Попов, С.В. Попова. – Ставрополь: СКФУ, 2015. – 121 с. 42. Понять другого: Межкультурное взаимопонимание в современном глобальном мире. Сборник материалов пятой Всероссийской научно-практической конференция «Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития»: 20–21 ноября 2015 г. – М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. – 147 с. 43. Почебут, Л.Г. Кросс-культурная и этническая психология: Учебное пособие / Л.Г. Почебут. – СПб.: Питер, 2012. – 336с. 44. Прохоров Ю.Е., Стернин И.А. Русские: коммуникативное поведение / Ю.Е. Прохоров, И.А. Стернин. – М.: «Флинта», «Наука», 2006. – 193 с. 45. Психологические исследования этнической толерантности / Н.М. Лебедева, В.Ю. Хотинец и др. – Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2003. – 240 с. 46. Россия – Монголия: культурная идентичность и межкультурное взаимодействие: коллективная монография / отв. ред. В.М. Дианова. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 471 с. 47. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Межкультурное взаимодействие в современном мире / Рябова Е.Л., Терновая Л.О. – М.: Этносоциум, 2011. – 375 с. 48. Семенов Е.В. Будущее России в контексте российской полиментальности / Е.В. Семенов // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2009. – Сер. 12. – Вып. 3. – Ч. I. – С. 153-165. 49. Соколков Е.А. Проблемы поликультур и полиязычий в гуманитарном образовании / Е.А. Соколков, Н.Е. Буланкина. – М.: Логос, 2008. – 105 с. 50. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебное издание / Стефаненко Т.Г. – М.: ИП РАН, Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – Глава III. Универсальные и культурно-специфичные аспекты общения. – С. 149-174. 51. Стратегии межкультурного взаимодействия мигрантов и населения России: Сборник научных статей / Под ред. Н.М. Лебедевой и А.Н. Татарко. – М.: РУДН, 2009. – 420 с. 52. Теория и практика межкультурной коммуникации: Учебное пособие / Е.Н. Белая. – М.: Форум, 2011. – 208 с. 53. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. – М.: Слово, 2002. – 146 с. 54. Толерантность в мультикультурном обществе: региональный аспект / Н.А. Кудрина, М.В. Белозёрова, А.Н. Садовой и др. – Кемерово: КемГУКИ, 2013. – 384 с. 55. Утехина, А.Н. Межкультурное образование молодежи в полиэтничном регионе / А.Н. Утехина. – М.: Флинта, 2012. – 152 с. 56. Феномен глобализации в контексте диалога культур. – М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2010. – 304 с. 57. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций [Электронный ресурс] / С. Хантингтон / пер. с англ. Т. Велимеева, Ю. Новикова. – М: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 603 с. – Режим доступа: http://yanko.lib.ru/books/politologiya/huntington-stolk_civil-a.htm 58. Ходинова О. С. Интеркультурализм как новая стратегия включения мигрантов в европейскую нацию (на примере Франции) // Власть. – 2019. – Том. 27. – № 1. – C. 170-176. 59. Хотинец В. Ю. Этническая идентичность и толерантность / Хотинец В.Ю. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. – 124 с. 60. Чеснокова Т. А. Россия – Швеция. Диалог культур / Т.А. Чеснокова. – М.: РГГУ, 2004. – 184 с. 61. Чиркова Е. И. Внимание, невербалика! Невербальные средства коммуникации при обучении иностранному языку / Е.И. Чиркова. – СПб.: КАРО, 2009. – 272 с. РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ для самостоятельной работы по учебной дисциплине Межкультурное взаимодействие в современном мире
обучающегося 1 курса
по направлению подготовки _________________________________ (код и наименование направления подготовки)
__________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество)
Группа __________
Симферополь 2019 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая тетрадь представляет собой дидактический комплекс, предназначенный для самостоятельной работы обучающегося и позволяющий оценивать уровень усвоения им учебного материала. Кроме того, задания тетради позволяют выявить уровень сформированности необходимых требований компетенций: - знание ключевых форм, особенностей и проблем межкультурного взаимодействия; ценностных установок, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности в поликультурной среде. - умение использовать возможности и учитывать ограничения поликультурной среды в профессиональной деятельности; применять различные методы обработки и интерпретации информации для решения профессиональных задач в зависимости от культурных особенностей среды; вырабатывать эффективные коммуникативные стратегии в ситуации межкультурного взаимодействия при осуществлении профессиональной деятельности; обеспечивать соблюдение этических норм взаимоотношений в поликультурной среде. - владение навыками адаптации к профессиональной деятельности и коммуникации во всех сферах жизни в условиях культурного разнообразия; навыками отбора и применения эффективных коммуникативных стратегий для решения профессиональных и иных задач в ситуации межкультурного взаимодействия. Рабочая тетрадь составлена в виде заданий по основным разделам курса «Межкультурное взаимодействие в современном мире» в соответствии с рабочей программой дисциплины. Рабочая тетрадь содержит задания нескольких типов: - «открытые» вопросы, на которые обучающийся должен дать ответ самостоятельно, вписав ответы в свободные строки; - «закрытые» вопросы, ответ (или несколько ответов) на которые обучающийся должен выбрать из предложенных вариантов; - задания на заполнение таблиц; - задания на приведение в соответствие 2 и более списков,когда обучающийся должен указать порядковые номеранапротив верных вариантов; - практические задания. Критерии оценивания:
0 баллов – ответ на вопрос содержит ошибки, свидетельствующие о незнании и непонимании соответствующих разделов программного материала, задачи не решены или решены частично. «Закрытые» вопросы оцениваются в 1 балл в зависимости от правильности ответа. (1 балл) – данправильный ответ на «закрытый» вопрос; ответ на «открытый» вопрос в принципе правильный, но неполный, допущены неточности в формулировках. «Открытые» вопросы оцениваются до 2 баллов в зависимости от правильности и полноты ответа. Практическое задание оценивается до 10 баллов в зависимости от полноты и качества выполнения.
Содержание Тема 1. Введение в предмет: основные понятия и термины...................................4
Тема 2. Усвоение родной культуры...........................................................................6
Тема 3. Проблемы восприятия чужой культуры....................................................10
Тема 4. Сущность, формы и элементы межкультурного взаимодействия..........16
Тема 5. Язык и проблема межкультурного взаимодействия.................................21
Тема 6. Невербальная коммуникация и ее роль в межкультурном взаимодействии..........................................................................................................24
Тема 7. Проблема интерпретации невербальных сообщений...............................28
Тема 8. Культура конфликтного взаимодействия..................................................29
Планы семинарских занятий...................................................................................35
Практические задания на выбор..............................................................................36
Вопросы к зачету.......................................................................................................37
Список литературы к курсу......................................................................................38 Тема 1. Введение в предмет: основные понятия и термины Литература: 1. Курбан Е.Н., Кривошлыкова М.В. Межкультурное взаимодействие и межкультурная коммуникация: к определению аспектов [Электронный ресурс] / Е.Н. Курбан, М.В. Кривошлыкова // Социум и власть. – 2013. – № 1 (39). – С. 97-101. 2. Бицилли П. М. «Восток» и «Запад» в истории Старого света [Электронный ресурс] / П.М. Бицилли. // Бицилли П.М. Избранные труды по филологии. – М.: Наследие, 1996. – С. 21-35. 3. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учебное пособие / А.П. Садохин. – М.: КИОРУС, 2014. – С. 7-18, 52-87. 4. Иконникова С.Н., Большаков В.П. Теория культуры в 2 ч.: Учебное пособие / С. Н. Иконникова [и др.]; под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. - М.: Издательство Юрайт, 2018. – Часть I. – Тема 3, 7, 9. 1. Какие подходы к определению понятий «межкультурное взаимодействие» и «межкультурная коммуникация» существуют в современной науке? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какие компоненты межкультурного взаимодействия выделяют Е.Н. Курбан и М.В. Кривошлыкова в статье «Межкультурное взаимодействие и межкультурная коммуникация: к определению аспектов» в исследованиях философов-антропологов и культурологов? Дайте определение и приведите примеры для каждого из них. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 7976; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.177.14 (0.162 с.) |