Межкультурное взаимодействие в современном мире 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Межкультурное взаимодействие в современном мире



РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

для самостоятельной работы

по учебной дисциплине

Межкультурное взаимодействие в современном мире

 

обучающегося 1 курса

 

по направлению подготовки _________________________________

(код и наименование направления подготовки)

 

 

__________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

 

Группа __________

 

 

Симферополь

2019


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая тетрадь представляет собой дидактический комплекс, предназначенный для самостоятельной работы обучающегося и позволяющий оценивать уровень усвоения им учебного материала. Кроме того, задания тетради позволяют выявить уровень сформированности необходимых требований компетенций:

- знание ключевых форм, особенностей и проблем межкультурного взаимодействия; ценностных установок, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности в поликультурной среде.

- умение использовать возможности и учитывать ограничения поликультурной среды в профессиональной деятельности; применять различные методы обработки и интерпретации информации для решения профессиональных задач в зависимости от культурных особенностей среды; вырабатывать эффективные коммуникативные стратегии в ситуации межкультурного взаимодействия при осуществлении профессиональной деятельности; обеспечивать соблюдение этических норм взаимоотношений в поликультурной среде.

- владение навыками адаптации к профессиональной деятельности и коммуникации во всех сферах жизни в условиях культурного разнообразия; навыками отбора и применения эффективных коммуникативных стратегий для решения профессиональных и иных задач в ситуации межкультурного взаимодействия.

Рабочая тетрадь составлена в виде заданий по основным разделам курса «Межкультурное взаимодействие в современном мире» в соответствии с рабочей программой дисциплины.

Рабочая тетрадь содержит задания нескольких типов:

- «открытые» вопросы, на которые обучающийся должен дать ответ самостоятельно, вписав ответы в свободные строки;

- «закрытые» вопросы, ответ (или несколько ответов) на которые обучающийся должен выбрать из предложенных вариантов;

- задания на заполнение таблиц;

- задания на приведение в соответствие 2 и более списков,когда обучающийся должен указать порядковые номеранапротив верных вариантов;

- практические задания.

Критерии оценивания:

 

0 баллов – ответ на вопрос  содержит ошибки, свидетельствующие о незнании и непонимании соответствующих разделов программного материала, задачи не решены или решены частично.

«Закрытые» вопросы оцениваются в 1 балл   в зависимости от правильности ответа.

 (1 балл) – данправильный ответ на «закрытый» вопрос; ответ на «открытый» вопрос в принципе правильный, но неполный, допущены неточности в формулировках.

«Открытые» вопросы оцениваются до 2 баллов   в зависимости от правильности и полноты ответа.

Практическое задание оценивается до 10 баллов в зависимости от полноты и качества выполнения.

 

 


Содержание

Тема 1. Введение в предмет: основные понятия и термины...................................4

 

Тема 2. Усвоение родной культуры...........................................................................6

 

Тема 3. Проблемы восприятия чужой культуры....................................................10

 

Тема 4. Сущность, формы и элементы межкультурного взаимодействия..........16

 

Тема 5. Язык и проблема межкультурного взаимодействия.................................21

 

Тема 6. Невербальная коммуникация и ее роль в межкультурном взаимодействии..........................................................................................................24

 

Тема 7. Проблема интерпретации невербальных сообщений...............................28

 

Тема 8. Культура конфликтного взаимодействия..................................................29

 

Планы семинарских занятий...................................................................................35

 

Практические задания на выбор..............................................................................36

 

Вопросы к зачету.......................................................................................................37

 

Список литературы к курсу......................................................................................38


Тема 1. Введение в предмет:

основные понятия и термины

Литература:

1. Курбан Е.Н., Кривошлыкова М.В. Межкультурное взаимодействие и межкультурная коммуникация: к определению аспектов [Электронный ресурс] / Е.Н. Курбан, М.В. Кривошлыкова // Социум и власть. – 2013. – № 1 (39). – С. 97-101.

2. Бицилли П. М. «Восток» и «Запад» в истории Старого света [Электронный ресурс] / П.М. Бицилли. // Бицилли П.М. Избранные труды по филологии. – М.: Наследие, 1996. – С. 21-35.

3. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учебное пособие / А.П. Садохин. – М.: КИОРУС, 2014. – С. 7-18, 52-87.

4. Иконникова С.Н., Большаков В.П. Теория культуры в 2 ч.: Учебное пособие / С. Н. Иконникова [и др.]; под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. - М.: Издательство Юрайт, 2018. – Часть I. – Тема 3, 7, 9.

1. Какие подходы к определению понятий «межкультурное взаимодействие» и «межкультурная коммуникация» существуют в современной науке? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Какие компоненты межкультурного взаимодействия выделяют Е.Н. Курбан и М.В. Кривошлыкова в статье «Межкультурное взаимодействие и межкультурная коммуникация: к определению аспектов» в исследованиях философов-антропологов и культурологов? Дайте определение и приведите примеры для каждого из них.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Дайте определение понятию «диалог культур»? В чем заключается специфика диалогического общения? Приведите примеры из истории культуры ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Какие направления взаимодействия западной и восточной цивилизаций представлены в работах П.М. Бицилли «Восток и Запад в истории Старого Света» и С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

U -кривая и ее фазы

 

 


Тема 4. Сущность, формы и элементы межкультурного взаимодействия

Литература:

1. Андрейчук Н.В. Феномен глобализации и проблема культурного разнообразия социума [Электронный ресурс] / Н.В. Андрейчук // Вестник Балтийского университета. – 2010. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-globalizatsii-i-problema-kulturnogo-raznoobraziya-sotsiuma

2. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учебное пособие / А.П. Садохин. – М.: КИОРУС, 2014. – С. 146-185.

3. Иконникова Н.К. Механизмы межкультурного восприятия / Н.К. Иконникова // Социологические исследования. – 1995. – № 11. – С. 26-34.

4. Гавров С.Н. Взаимодействие культур и поиск новой идентичности / С.Н. Гавров // Вопросы социальной теории. – 2010. –Том IV. – С. 501-505.

5. Гей У. Процессы глобализации и наука глобалистика / У. Гей // Век глобализации. – 2008. – № 1. – С. 23-30.

6. Оксинойд К.Э. Типология организационных культур Герта Хофстеда [Электронный ресурс] / Koнcтaнтин Элиacович Окcинoйд. – Режим доступа:  https://www.cfin.ru/management/people/culture/Hofstede.shtml

7. Основы социокультурной интеграции и адаптации: Учебное пособие / Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГАО УВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»; сост. М.Е. Попов, С.В. Попова. – Ставрополь: СКФУ, 2015. – 121 с.

8. Ходинова О. С. Интеркультурализм как новая стратегия включения мигрантов в европейскую нацию (на примере Франции) // Власть. – 2019. – Том. 27. – № 1. – C. 170-176.

9. Борисова М.В. Теория и практики интеркультурализма в современном мире / М.В. Борисова // Проблемы истории, филологии, культуры. – 2014. – № 2(44). – С. 367-374.

10. Гавров С.Н. Взаимодействие культур и поиск новой идентичности / С.Н. Гавров // Вопросы социальной теории. – 2010. –Том IV. – С. 501-505.

 

33. Дайте определение понятию «межкультурное взаимодействие». В чем заключается его сущность?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

34. Дайте определение основным формам взаимодействия культур:

Аккультурация – это _________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Культурная диффузия – это ____________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Межкультурный конфликт – это _______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

35. Дайте определение и приведите известные вам исторические примеры следующих стратегий и видов взаимодействия культур:

 

Форма Определение Примеры
  Ассимиляция    
  Интеграция    
  Маргинализация    
  Сепарация    
  Сегрегация      
Культурная экспансия    
  Колонизация      
  Дискриминация      
  Геноцид      

 

36. Что означает понятие «стресс аккультурации» («культурный шок»)? Назовите его причины и возможные симптомы. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

37. Заполните таблицу:

 

Тип конфликта Исторические примеры
территориальный    
экономический    
политический    
исторический    
ценностный    
конфессиональный    

 

38. Дайте определение понятиям «диалогическое общение» («диалог») и «толерантность» как основным принципам успешного межкультурного взаимодействия:

 

Диалогическое общение – это ________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Толерантность – это___________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Приведите исторические примеры успешного межкультурного взаимодействия, основанного на этих принципах_______________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

39. Согласны ли вы со следующим высказыванием Д.С.Лихачёва: «Культура не имеет границ и обогащается от общения с другими культурами. Национальная замкнутость неизбежно ведёт к обеднению и вырождению культуры»? Обоснуйте свою точку зрения и приведите примеры

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

40. Назовите важнейшие международные нормативные документы ЮНЕСКО, касающиеся вопросов межкультурного взаимодействия, сохранения культуры и культурного многообразия

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

41. Расскажите о плюсах и минусах глобализации в контексте межкультурного взаимодействия и сохранения культурного разнообразия ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

42. В чем, на ваш взгляд, проявились достоинства и недостатки политики мультикультурализма? Приведите примеры

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


Планы семинарских занятий

 

Семинар 1.

Семинар 2.

Задание 1.

Подготовьте «памятку» для туриста, который собирается впервые посетить

Россию. Она должна включать рекомендации по поведению в различных общественных местах и в ситуациях общения с местными жителями

Задание 2.

Составьте «сборник» русских пословиц и поговорок, в которых нашли отражение этнические авто- и гетеростереотипы (с «расшифровкой» стереотипов)

Задание 3.

Подготовьте сообщение с презентацией по теме «Особенности национального характера...» (народ – по выбору)

Задание 4.

Подготовьте сообщение с презентацией по теме «Особенности национального коммуникативного поведения...» (народ – по выбору)

 

Страны и народы на выбор: Австрия, Австралия, Бразилия, Великобритания, Вьетнам, Испания, Италия, Израиль, Египет, Канада, США, Германия, Республика Корея, КНДР, КНР, Португалия, Таиланд, Турция, Франция, Швеция, Швейцария, Япония и другие.


Вопросы к зачету

«Межкультурное взаимодействие в современном мире»

1. Межкультурная коммуникация и межкультурное взаимодействие: соотношение понятий

2. Культурная идентичность. Дихотомия «свой» - «чужой»

3. Национальный характер и его роль в межкультурном взаимодействии

4. Освоение родной культуры: социализация и инкультурация

5. Понятие и сущность этноцентризма

6. Особенности восприятия «чужой» культуры

7. Предрассудки и стереотипы, их роль в восприятии «чужой» культуры

8. Теория культурных измерений Г. Хофстеде

9. Теория Э. Холла: типы контекста культуры

10. Важнейшие виды и формы межкультурного взаимодействия (аккультурация, культурная диффузия, культурная экспансия, культурный конфликт и др.)

11. Стратегии аккультурации (ассимиляция, маргинализация, сепарация, интеграция) и их особенности

12. Понятие культурного шока, его признаки и пути преодоления

13. Язык и проблема межкультурного взаимодействия

14. Невербальная коммуникация в межкультурном взаимодействии

15. Жесты, позы, движения в межкультурной коммуникации

16. Массовая культура и межкультурная коммуникация

17. Культура конфликтного взаимодействия

18. Феномен толерантности в условиях современного межкультурного взаимодействия

19. Политика мультикультурализма, ее достоинства и недостатки

20. Основные проблемы межкультурного взаимодействия в начале ХХI в. Диалог и столкновение культур в современном мире


СПИСОК  литературы

 

Основная учебная литература:

4. Алефиренко Н.Ф. Лингвокультурология: ценностно-смысловое пространство языка: Учебное пособие/ Н.Ф. Алефиренко. – М.: Флинта, 2016. – 360 с.

5. Иконникова С.Н., Большаков В.П. Теория культуры в 2 ч. Часть I: Учебное пособие / С. Н. Иконникова [и др.]; под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. - М.: Издательство Юрайт, 2018. – 300 с.

6. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика: язык тела и естественный язык / Крейдлин Г.Е. – М.: Новое литературное обозрение, 2002.  – 592 с.

7. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учебное пособие / А.П. Садохин. – М.: КИОРУС, 2014. – 254 с.

8. Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии от 2 ноября 2001 г.

9. Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.

10. Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 года

11. Конституция Российской Федерации. – М.: ВИТРЭМ, 2001. – 40с.

12. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст.3010. – С. 6226

13. Федеральный закон «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996 года № 74-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. – №25. – Ст. 2965.

Дополнительная учебная литература:

14. Амелин В.В. Межкультурные взаимодействия в условиях полиэтнической области: (Пример русских и татар в Оренбуржье) [Электронный ресурс] / В.В. Амелин // Этнопанорама / Администрация Оренбургской области. Комитет по межнациональным отношениям. – Оренбург, 1999. – № 1. – Режим доступа: http://www.tatar-history.narod.ru/orenburg.htm

15. Амелин В.В. Этнокультурная политика в многонациональном регионе / В.В. Амелин // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2004. – Т. 7. – № 1. – С. 159-173.

16. Андрейчук Н.В. Феномен глобализации и проблема культурного разнообразия социума [Электронный ресурс] / Н.В. Андрейчук // Вестник Балтийского университета. – 2010. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-globalizatsii-i-problema-kulturnogo-raznoobraziya-sotsiuma

17. Арутюнов С. А., Джарылгасинова Р. Ш. Япония: народ и культура / С.А. Арутюнов, Р. Ш. Джарылгасинова. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 65 с.

18. Бицилли П. М. Два лика евразийства / П. М. Бицилли // Бицилли П.М. Избранные труды по филологии. – М.: Наследие, 1996. – С.35–48.

19. Бицилли П. М. Нация и язык / П. М. Бицилли // // Бицилли П.М. Избранные труды по филологии. – М.: Наследие, 1996. – С. 79-97.

20. Бицилли П. М. «Восток» и «Запад» в истории Старого света [Электронный ресурс] / П.М. Бицилли. // Бицилли П.М. Избранные труды по филологии. – М.: Наследие, 1996. – С. 21-35.

21. Боголюбова, Н.М. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен: Учебное пособие / Н.М. Боголюбова, Ю.В. Николаева. - СПб: Издательство «СПбКО», 2009. – 416 с.

22. Борисова М.В. Теория и практики интеркультурализма в современном мире / М.В. Борисова // Проблемы истории, филологии, культуры. – 2014. – № 2(44). – С. 367-374.

23. Бутовская M.Л. Язык тела: природа и культура (эволюционные и кросс-культурные основы невербальной коммуникации человека). – М.: Научный мир, 2004. – 440 с.

24. Гавров С.Н. Взаимодействие культур и поиск новой идентичности / С.Н. Гавров // Вопросы социальной теории. – 2010. –Том IV. – С. 501-505.

25. Гачев Г.Д. Национальные образы мира: Курс лекций / Г.Д. Гачев. – М.: Академический Проект,1998. – 432 с.

26. Гей У. Процессы глобализации и наука глобалистика / У. Гей // Век глобализации. – 2008. – № 1. – С. 23-30.

27. Дарчиева Д.Г. Проблемы взаимодействия культур народов России в государственной национальной политике РФ [Электронный ресурс] // Проблемы всеобщей истории и политологии: Сборник научных трудов / Под ред. Б.Г. Койбаева; Сев.- Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова. – Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2008. – Выпуск № 1. – Режим доступа: http://kvkz.ru/politologia/3318-problemy-vzaimodeystviya-kultur-narodov-rossii-v-gosudarstvennoy-nacionalnoy-politiki-rf.html

28. Диалог культур и цивилизаций на примере Британской империи: Учебное пособие / В.В. Высокова, В.Н. Грак, И.А. Савинов, Е.Ю. Чемякин; Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; под общ. ред. В.В. Высоковой. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2012. – 140 с.

29. Диспозиция «свой – чужой» в культуре: Монография / Редкол.: В. Т. Титов [и др.]. – Воронеж: Изд.-полигр. центр Воронеж. гос. ун-та, 2007. – 257 с.

30. Жукова И.Н. Словарь терминов межкультурной коммуникации / Жукова И.Н., Лебедько М.Г., Прошина З.Г., Юзефович Н.Г. – М.: Флинта, 2013. – 632 с.

31. Идентичность и толерантность: Сб. статей / под ред. Н.М. Лебедевой. – М., 2002. – 416 с.

32. Иконникова Н.К. Механизмы межкультурного восприятия / Н.К. Иконникова // Социологические исследования. – 1995. – № 11. – С. 26-34.

33. Иноземцев В. Л. Современная глобализация и ее восприятие в мире / В.Л. Иноземцев // Век глобализации. – 2008. – № 1. – С. 31-44.

34. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учебное пособие [Электронный ресурс] / Кашкин В.Б. –Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. –Лекция 5. Семиотика коммуникации. – Режим доступа: http://mediaeducation.ucoz.ru

35. Клепцова, Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. Учебное пособие для слушателей системы дополнительного профессионального педагогического образования / Е.Ю. Клепцова. – М.: Академический проект, 2004. – 177 с.

36. Куликова Л.В. Коммуникация. Стиль. Интеркультура: прагмалингвистические и культурно-антропологические подходы к межкультурному общению: учебное пособие / Л.В. Куликова; Министерство образования и науки Российской Федерации, Сибирский Федеральный университет. – Красноярск: Сибирский федеральный ун-тет, 2011. – 268 с.

37. Курбан Е.Н., Кривошлыкова М.В. Межкультурное взаимодействие и межкультурная коммуникация: к определению аспектов [Электронный ресурс] / Е.Н. Курбан, М.В. Кривошлыкова // Социум и власть. – 2013. – № 1 (39). – С. 97-101.

38. Межкультурная коммуникация в условиях глобализации: Учебное пособие / Бирюков Н.И. и др. – М.: МГИМО, 2008. – 204 с.

39. Новикова И.А., Борзенко И.Л. Нормы и ценности в формировании навыков межкультурного взаимодействия / Новикова И.А., Борзенко И.Л. // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – № 1 (56). – С. 204-206.

40. Оксинойд К.Э. Типология организационных культур Герта Хофстеда [Электронный ресурс] / Koнcтaнтин Элиacович Окcинoйд. – Режим доступа:  https://www.cfin.ru/management/people/culture/Hofstede.shtml

41. Основы социокультурной интеграции и адаптации: Учебное пособие / Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГАО УВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»; сост. М.Е. Попов, С.В. Попова. – Ставрополь: СКФУ, 2015. – 121 с.

42. Понять другого: Межкультурное взаимопонимание в современном глобальном мире. Сборник материалов пятой Всероссийской научно-практической конференция «Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития»: 20–21 ноября 2015 г. – М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. – 147 с.

43. Почебут, Л.Г. Кросс-культурная и этническая психология: Учебное пособие / Л.Г. Почебут. – СПб.: Питер, 2012. – 336с.

44. Прохоров Ю.Е., Стернин И.А. Русские: коммуникативное поведение / Ю.Е. Прохоров, И.А. Стернин. – М.: «Флинта», «Наука», 2006. – 193 с.

45. Психологические исследования этнической толерантности / Н.М. Лебедева, В.Ю. Хотинец и др. – Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2003. – 240 с.

46. Россия – Монголия: культурная идентичность и межкультурное взаимодействие: коллективная монография / отв. ред. В.М. Дианова. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 471 с.

47. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Межкультурное взаимодействие в современном мире / Рябова Е.Л., Терновая Л.О. – М.: Этносоциум, 2011. – 375 с.

48. Семенов Е.В. Будущее России в контексте российской полиментальности / Е.В. Семенов // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2009. – Сер. 12. – Вып. 3. – Ч. I. – С. 153-165.

49. Соколков Е.А. Проблемы поликультур и полиязычий в гуманитарном образовании / Е.А. Соколков, Н.Е. Буланкина. – М.: Логос, 2008. – 105 с.

50. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебное издание / Стефаненко Т.Г. – М.: ИП РАН, Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – Глава III. Универсальные и культурно-специфичные аспекты общения. – С. 149-174.

51. Стратегии межкультурного взаимодействия мигрантов и населения России: Сборник научных статей / Под ред. Н.М. Лебедевой и А.Н. Татарко. – М.: РУДН, 2009. – 420 с.

52. Теория и практика межкультурной коммуникации: Учебное пособие / Е.Н. Белая. – М.: Форум, 2011. – 208 с.

53. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. – М.: Слово, 2002. – 146 с.

54. Толерантность в мультикультурном обществе: региональный аспект / Н.А. Кудрина, М.В. Белозёрова, А.Н. Садовой и др. – Кемерово: КемГУКИ, 2013. – 384 с.

55. Утехина, А.Н. Межкультурное образование молодежи в полиэтничном регионе / А.Н. Утехина. – М.: Флинта, 2012. – 152 с.

56. Феномен глобализации в контексте диалога культур. – М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2010. – 304 с.

57. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций [Электронный ресурс] / С. Хантингтон / пер. с англ. Т. Велимеева, Ю. Новикова. – М: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 603 с. – Режим доступа: http://yanko.lib.ru/books/politologiya/huntington-stolk_civil-a.htm

58. Ходинова О. С. Интеркультурализм как новая стратегия включения мигрантов в европейскую нацию (на примере Франции) // Власть. – 2019. – Том. 27. – № 1. – C. 170-176.

59. Хотинец В. Ю. Этническая идентичность и толерантность / Хотинец В.Ю. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. – 124 с.

60. Чеснокова Т. А. Россия – Швеция. Диалог культур / Т.А. Чеснокова. – М.: РГГУ, 2004. – 184 с.

61. Чиркова Е. И. Внимание, невербалика! Невербальные средства коммуникации при обучении иностранному языку / Е.И. Чиркова. – СПб.: КАРО, 2009. – 272 с.

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

для самостоятельной работы

по учебной дисциплине

Межкультурное взаимодействие в современном мире

 

обучающегося 1 курса

 

по направлению подготовки _________________________________

(код и наименование направления подготовки)

 

 

__________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

 

Группа __________

 

 

Симферополь

2019


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая тетрадь представляет собой дидактический комплекс, предназначенный для самостоятельной работы обучающегося и позволяющий оценивать уровень усвоения им учебного материала. Кроме того, задания тетради позволяют выявить уровень сформированности необходимых требований компетенций:

- знание ключевых форм, особенностей и проблем межкультурного взаимодействия; ценностных установок, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности в поликультурной среде.

- умение использовать возможности и учитывать ограничения поликультурной среды в профессиональной деятельности; применять различные методы обработки и интерпретации информации для решения профессиональных задач в зависимости от культурных особенностей среды; вырабатывать эффективные коммуникативные стратегии в ситуации межкультурного взаимодействия при осуществлении профессиональной деятельности; обеспечивать соблюдение этических норм взаимоотношений в поликультурной среде.

- владение навыками адаптации к профессиональной деятельности и коммуникации во всех сферах жизни в условиях культурного разнообразия; навыками отбора и применения эффективных коммуникативных стратегий для решения профессиональных и иных задач в ситуации межкультурного взаимодействия.

Рабочая тетрадь составлена в виде заданий по основным разделам курса «Межкультурное взаимодействие в современном мире» в соответствии с рабочей программой дисциплины.

Рабочая тетрадь содержит задания нескольких типов:

- «открытые» вопросы, на которые обучающийся должен дать ответ самостоятельно, вписав ответы в свободные строки;

- «закрытые» вопросы, ответ (или несколько ответов) на которые обучающийся должен выбрать из предложенных вариантов;

- задания на заполнение таблиц;

- задания на приведение в соответствие 2 и более списков,когда обучающийся должен указать порядковые номеранапротив верных вариантов;

- практические задания.

Критерии оценивания:

 

0 баллов – ответ на вопрос  содержит ошибки, свидетельствующие о незнании и непонимании соответствующих разделов программного материала, задачи не решены или решены частично.

«Закрытые» вопросы оцениваются в 1 балл   в зависимости от правильности ответа.

 (1 балл) – данправильный ответ на «закрытый» вопрос; ответ на «открытый» вопрос в принципе правильный, но неполный, допущены неточности в формулировках.

«Открытые» вопросы оцениваются до 2 баллов   в зависимости от правильности и полноты ответа.

Практическое задание оценивается до 10 баллов в зависимости от полноты и качества выполнения.

 

 


Содержание

Тема 1. Введение в предмет: основные понятия и термины...................................4

 

Тема 2. Усвоение родной культуры...........................................................................6

 

Тема 3. Проблемы восприятия чужой культуры....................................................10

 

Тема 4. Сущность, формы и элементы межкультурного взаимодействия..........16

 

Тема 5. Язык и проблема межкультурного взаимодействия.................................21

 

Тема 6. Невербальная коммуникация и ее роль в межкультурном взаимодействии..........................................................................................................24

 

Тема 7. Проблема интерпретации невербальных сообщений...............................28

 

Тема 8. Культура конфликтного взаимодействия..................................................29

 

Планы семинарских занятий...................................................................................35

 

Практические задания на выбор..............................................................................36

 

Вопросы к зачету.......................................................................................................37

 

Список литературы к курсу......................................................................................38


Тема 1. Введение в предмет:

основные понятия и термины

Литература:

1. Курбан Е.Н., Кривошлыкова М.В. Межкультурное взаимодействие и межкультурная коммуникация: к определению аспектов [Электронный ресурс] / Е.Н. Курбан, М.В. Кривошлыкова // Социум и власть. – 2013. – № 1 (39). – С. 97-101.

2. Бицилли П. М. «Восток» и «Запад» в истории Старого света [Электронный ресурс] / П.М. Бицилли. // Бицилли П.М. Избранные труды по филологии. – М.: Наследие, 1996. – С. 21-35.

3. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учебное пособие / А.П. Садохин. – М.: КИОРУС, 2014. – С. 7-18, 52-87.

4. Иконникова С.Н., Большаков В.П. Теория культуры в 2 ч.: Учебное пособие / С. Н. Иконникова [и др.]; под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. - М.: Издательство Юрайт, 2018. – Часть I. – Тема 3, 7, 9.

1. Какие подходы к определению понятий «межкультурное взаимодействие» и «межкультурная коммуникация» существуют в современной науке? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Какие компоненты межкультурного взаимодействия выделяют Е.Н. Курбан и М.В. Кривошлыкова в статье «Межкультурное взаимодействие и межкультурная коммуникация: к определению аспектов» в исследованиях философов-антропологов и культурологов? Дайте определение и приведите примеры для каждого из них.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 7976; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.177.14 (0.162 с.)