Программа формирующего эксперимента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа формирующего эксперимента



№ урока Тема урока Учебные задачи Формируемые знания и умения
1. Ахматова А.А. «Мужество» 1. Постановка речевого дыхания. 2. Анализ лирического стихотворения с целью уточнения языковых средств выразительности. 3. Наблюдения над связью между чувствами лирического героя и постановкой логического ударения при чтении стихотворения.   1. Умение правильно брать дыхание. 2. Развитие поэтического слуха и навыка слушания. 3. Умение определять языковые средства. 4. Умение правильно ставить логическое ударение в тексте. 5. Умение правильно проанализировать текст.
2. Пастернак Б.Л. «Осень» 1. Постановка речевого дыхания. 2. Анализ лирического стихотворения с целью уточнения языковых средств выразительности. 3. Наблюдение над связью между чувствами лирического героя, постановкой логического ударения и изменением силы голоса при чтении стихотворения.     1. Умение правильно брать дыхание. 2. Умение целостно воспринять и осмыслить текст. 3. Умение правильно определять эпитеты. 4. Умение правильно ставить логическое ударение в тексте. 5. Умение правильно использовать силу голоса. 6. Умение мысленно воссоздавать образы, описанные поэтом.
3. Клычков С. А. «Ранняя весна», «Весна в лесу» 1. Постановка речевого дыхания. 2. Работа над анализом произведения. Наблюдение над связью между чувствами лирического героя и изменением силы голоса при чтении стихотворения. 1. Умение правильно брать дыхание. 2. Умение целостно воспринять и осмыслить текст. 3. Умение правильно изменять силу голоса. 4. Умение мысленно воссоздавать образы, описанные поэтом.
4. Есенин С.А. «Погасло солнце», «Задремали звезды золотые» 1. Анализ лирического стихотворения с целью уточнения языковых средств выразительности. 2. Наблюдение над связью между чувствами лирического героя, изменением силы голоса и выбором правильной интонации при чтении стихотворения.   1. Умение целостно воспринять и осмыслить текст. 2. Умение чувствовать и понимать образный язык поэтической речи. 3. Умение мысленно воссоздавать образы, описанные поэтом. 4. Умение правильно выбирать нужную интонацию. 5. Умение правильно изменять силу голоса.
5. Есенин С.А. «Я покинул родимый дом» 1. Работа над анализом лирического произведения: строфическая организация стихотворения, языковые особенности стихотворения. Наблюдение над связью между чувствами лирического героя и выбором правильной интонации при чтении стихотворения. 1. Умение целостно воспринять и осмыслить текст. 2. Умение чувствовать и понимать образный язык поэтической речи. 3. Умение различать поэтические средства. 4. Умение правильно выбирать нужную интонацию.
6. Прокофьев А.А. «Закат», «Я поднял дерево»   1. Ра бота над художественными образами с целью уточнения языковых средств выразительности.   2. Наблюдение над связью между чувствами лирического героя и правильной расстановкой пауз при чтении стихотворения.   1. Умение целостно воспринять и осмыслить текст. 2. Умение чувствовать и понимать образный язык поэтической речи. 3. Умение различать поэтические средства. 4. Умение мысленно воссоздавать образы, описанные поэтом. 5. Умение правильно делать паузы при чтении лирического стихотворения.
7. Кедрин Д.Б. «Бабье лето» 1. Работа над анализом лирического произведения: строфическая организация стихотворения, языковые особенности стихотворения. 2. Наблюдение над связью между чувствами лирического героя и правильной расстановкой пауз при чтении стихотворения. 1. Умение целостно воспринять и осмыслить текст. 2. Умение чувствовать и понимать образный язык поэтической речи. 4. Умение мысленно воссоздавать образы, описанные поэтом. 5. Умение правильно делать паузы при чтении лирического стихотворения.
8. Рубцов Н.М. «Тихая моя родина» 1. Работа над анализом лирического произведения, поэтическими средствами. 2. Наблюдение над связью между чувствами лирического героя и правильным выбором темпа чтения.   1. Умение целостно воспринять и осмыслить текст. 2. Умение чувствовать и понимать образный язык поэтической речи. 4. Умение мысленно воссоздавать образы, описанные поэтом. 5. Умение правильно выбрать оптимальный темп чтения.
9. Рубцов Н.М. «Сентябрь» 1. Работа над анализом лирического произведения, поэтическими средствами. 2. Наблюдение над связью между чувствами лирического героя, правильным выбором темпа чтения, расстановкой логических ударений и пауз, выбором нужной интонации при чтении стихотворения.   1. Умение целостно воспринять и осмыслить текст. 2. Умение чувствовать и понимать образный язык поэтической речи. 4. Умение мысленно воссоздавать образы, описанные поэтом. 5. Умение правильно выбрать оптимальный темп чтения. 6. Умение правильно выбирать интонацию. 7. Умение правильно делать логические паузы и ударения при чтении лирического стихотворения.

(Тексты стихотворений в Приложении 3)

Разработанная программа включает в себя два взаимосвязанных направления:

1. Работа над восприятием лирического стихотворения (работа над языковыми особенностями стихотворения, работа над образом лирического героя, определение темы и идеи стихотворения)

2. Работа над компонентами выразительности: постановка пауз и ударений, дыхание, сила голоса, темп чтения, интонация.

 

Покажем, как проводилась работа над установлением зависимости между особенностями лирического стихотворения и выбором тех или иных компонентов выразительности при чтении.

1. Например, при изучении стихотворения А. Ахматовой «Мужество» учащиеся наблюдали за связью между эмоциями лирического героя и правильной постановкой логического ударения. После вторичного чтения текста состоялась беседа:

У: Объясните, о каких «весах» говорит поэтесса?

Д: Весы правосудия.

У: Найдите описание русского характера.

Д: Мужественный, храбрый.

 И мужество нас не покинет.

 У: Ради чего совершался героизм? Подтвердите строчками из
стихотворения.

Д: Ради того, чтобы русский народ не был взят в плен и жил свободно, русский язык остался чистым и свободным.

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

У: Объясните смысл слова «мужество».

Д: Храбрость, присутствие духа в опасности.

У: Так что же «ныне лежит на весах»?

Д: Память и забвение.

У: Ребята, какие звуки повторяются с 5 — 7 строки и что они рисуют?

Д: Звук [р] подчеркивает твердость характера, стойкость духа русского.

У: Найдите эпитеты и слова, которые они определяют.

Д: «не страшно», «не горько», «сохраним», «русская речь», «русское слово»

У: Ребята, а сейчас нам нужно выяснить, на какое слово падает логическое ударение в каждой из строк, чтобы верно передать те чувства, которые охватывают автора.

(Разбор каждой строчки вместе с детьми. Дети карандашом ставят ударение в учебнике над нужным словом):


Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах.

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

 

Изучая стихотворение Клычкова «Ранняя весна» и «Весна в лесу», учащиеся наблюдали за взаимосвязью между чувствами лирического героя и силой голоса при чтении стихотворения. После вторичного чтения текста состоялась беседа:

У: Какие поэт использует художественные средства, чтобы передать восприятие увиденного?

Д:(Метафора «упали грачи», «грачи будили» скрытое сравнение. Крики грачей, суета вокруг гнезда создают впечатление, что сад как бы проснулся от зимней спячки.

Олицетворение «пруд ворочался и пух»; представляется пруд в виде просыпающегося в берлоге медведя. Его берлога ходит ходуном, когда тот ворочается с бока на бок, разбуженный первыми ручейками)

У: Найдите строки, как автор воспринимает увиденное?

Д: «Я слу­шал, притаясь...»

У: Как вы понимаете эту строку?

Д: Т.е. автор спрятался, стараясь оставаться незамеченным, чтобы не пропустить ничего.

У: Давайте понаблюдаем с одинаковой ли силой голоса надо читать все стихотворение?

Д: Нет, сила голоса будет изменяться. В первых 8 строчках описывается шумное пробуждение природы, значит, будем читать их громко. А в последнем четверостишье лирический герой притаился и тихонько слушал, значит, будем читать стихотворение тише.

У: Значит, от чего зависит сила голоса при чтении стихотворения?

Д: От чувств, которые охватываю лирического героя.

 

Изучая стихотворение Есенина «Погасло солнце», «Задремали звезды золотые», учащиеся наблюдали за связью между эмоциями лирического героя, силой голоса и выбором нужной интонации при чтении стихотворения. После вторичного чтения текста состоялась беседа:

 

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

 

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

 

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

У: Какое настроение поэта вы почувствовали? Докажите.

Д: Радостное, ведь просыпается вся природа и от этого на душе становится веселее.

У: Какие поэтические средства использует поэт, чтобы создать
такое настроение?

Д: Эпитеты, олицетворение.

У: Выпишите на доску эпитеты из стихотворения.

Д: (Звезды) золотые, (заводи) речные, сонные ( березки ), шелковые (ко­сы), зеленые (сережки), серебряные (росы), яркий (перламутр) и т. д.

У: Охарактеризуйте эпитеты Есенина.

Д: Яркие, насыщенные цвета, краски.

У: На каком главном поэтическом средстве построено все стихотворение.

Д: Очеловечивание природы: крапива шепчет, улыбаются березки, за­дремали звезды.

У: Как в детском мироощущении. Окружающий ребенка мир — живой, он одухотворен детским сознанием. Ведь именно в дет­ском возрасте так остро ощущается сила веры и свежесть любви. Так в поэзии Есенина просматривается искренняя, по-детски чистая лю­бовь к Родине.

У: Подумайте и докажите: рассмотренные нами произведения
С. Есенина относятся к лирическим или эпическим?

Д: Это лирические стихотворения, так как в них выражены душевные переживания поэта, чувства поэта.

У: А сейчас, давайте посмотрим с одинаковой ли интонацией нужно читать это стихотворение?

Д:   Нет, все стихотворение читается с повествовательной интонацией, а последнюю строку нужно прочитать более радостно.

У: Хорошо, давайте с вами посмотрим, с одинаковой ли силой голоса читается все стихотворение.

Д: В первом четверостишье говорится о  самых первых признаках рассвета, когда первые лучи касаются небосклона, еще не поют птички и стоит полная тишина. Поэтому здесь мы должны понизить голос, а во втором четверостишье природа уже проснулась, поэтому читать надо немного громче.

У: А сейчас, давайте потренируемся в выразительном чтении этого стихотворения, соблюдая интонацию и силу голоса, у кого лучше получится.

 

При чтении стихотворения Прокофьева «Закат» и «Я поднял дерево», учащиеся наблюдали за связью между чувствами лирического героя и правильной постановкой пауз. После вторичного чтения текста состоялась беседа:

У: Какое настроение автора вы почувствовали?

Д: Печаль, сожаление, скорбь.

У: О чем это стихотворение?

Д: Об искореженном ветром дереве

У: Как автор пишет об остальных деревьях леса?

Д: «Кронами встречают синеву», «Ликуя, внешней свежестью дыша»

У: Подчеркните слова и выражения, относящиеся к описанию
деревца.

Д: «Оно росло не стоя», «оно ползло, униженное ветром», «бро­шенное намертво»

У: Поясните сравнение «Лесок его, как в битве, потерял».

Д:Это  деревце не устояло в битве с ветром, и погибло.

У: Как в последнем абзаце автор говорит о деревце?

Д: Как о человеке: я поднял, «как друга».

У: Какое поэтическое средство использовал Прокофьев, чтобы
сравнить деревце с человеком?

Д: Олицетворение (неживому приписываются свойства живо­го); «как заговорила в нем душа!»

У: Какая мысль заложена автором в стихотворении?

Д: Что у всего живого на земле есть душа и сердце. Нельзя быть черствым по отношению к окружающему

У: Стихотворение Прокофьева «Я поднял дерево» во многом аллегорично, иносказательно. Посмотрите вокруг, сколько людей нуждается в руке помощи, а порой кому-то достаточно доброго, искреннего,
поддерживающего взгляда, и сразу человеку становится легче. Как много играет в жизни человека слово, взгляд, прикосновение. Знайте, что
словом можно не только оскорбить, но и убить человека.

У: Ребята, чтобы прочитать стихотворение выразительно, необходимо правильно ставить паузы, т.к. при неверной паузе нарушается смысл предложения. Сегодня мы с вами разберем как правильно поставить паузы при чтении этого стихотворения. Вы уже знаете, что после знаков препинания должна быть пауза. После запятой пауза короткая. После точки – подольше, а после многоточия – более длинная. Также пауза ставится и после тире. Но пауза возникает и там где нет знаков препинаний. Для того чтобы правильно поставить паузу, нужно хорошо знать, какой смысл вложен в ту или иную строчку.

Давайте сейчас все вместе расставим в тексте паузы. Короткую паузу обозначим ½, длинную - ½½. (Дети в учебнике карандашом расставляют паузы).

Я поднял дерево.

Я поднял дерево – ½½

Оно росло не стоя, ½½

Лесок его, ½½ как в битве, потерял. ½½

Оно½ не говорило со звездою, ½½

И соловей его½ не удивлял. ½½

 

Оно½½, скажу, ½½ ползло в лесу заветном, ½½

Что кронами встречает синеву, ½½

Оно ползло, ½½

Униженное ветром½½

И брошенное намертво в траву! ½½

О нем ½уже не помнила округа, ½½

Ликуя, ½½  вешней свежестью дыша…½½

Я поднял это дерево, ½½

Как друга. ½½

О, ½½ как заговорила в нем душа!

 

 

При изучении стихотворения Рубцова «Тихая моя родина», учащиеся наблюдали за связью между чувствами лирического героя и таким компонентам выразительности как темп чтения. После вторичного чтения текста состоялась беседа:

 

У: Какое чувство при чтении стихотворения возникло; радость,
восторг, сожаление, грусть?

Д: Грусть, так как лирический герой грустит о своей родине и о детстве.

У: О чем это стихотворение?

Д: О родине, о деревне.

У: О чем мы узнали из первого четверостишия?

Д: Мать Рубцова похоронена в той деревне, куда он вернулся.

У: Все ли осталось по-прежнему, как и в детские годы поэта?
Д: Нет, в тихую обитель поэта постепенно входит прогресс: нет реки,
«где я плавал за рыбами», здесь уже гребут сено. Появился канал.

У: Радуют ли поэта новшества?

Д: Нет. Природа испорчена человеком.

У: Прочитайте, как выглядит кладбище. О чем это говорит?

Д: «Купол церковной обители

Яркой травою зарос...».

Деревенское кладбище - символ заброшенного края.

У: Определите отношение поэта к малой родине. Подтвердите
цитатами.

Д: В стихотворении звучит тоска по родине: «...Я ничего не забыл»; «Чувствую... самую смертную связь».

У: Назовите поэтические средства, которые помогли поэту выра­зить свои чувства.

Д:    Эпитеты: (речка) туманная, зеленый (простор), смертная (связь)

У: Почему автор умышленно повторяет эпитет «тихая», дважды
повторяет строку «Тихо ответили жители».

Д: Чтобы подчеркнуть, что, несмотря на все перемены, происходящие в деревне, в памяти поэта она останется такой, какой он видел ее в детстве.

У: В каких строчках, на ваш взгляд, заключается главная мысль
поэта?

Д: Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

У: Для того чтобы выразительно прочитать стихотворение необходимо не только правильно ставить ударения, соблюдать интонацию, ставить паузы, но и соблюдать правильный темп чтения. Темп чтения, так же как и все другие компоненты зависит от того, какие чувства мы хотим передать. Если лирический герой испытывает чувство грусти, мы не должны читать его быстро, и наоборот, если у поэта на душе радость нельзя его читать очень медленно. С каким темпом нужно читать это стихотворение?

Д: Так как поэт испытывает грусть, то нужно читать его медленно, нельзя торопиться.

Работа по формированию навыка выразительного чтения лирических стихотворений по программе данного эксперимента оказалась эффективной. Результаты изложены в контрольном эксперименте.

Контрольный эксперимент

Для того, чтобы определить уровень сформированности умения выразительно читать лирику после специального обучения, был проведен контрольный эксперимент в двух классах: экспериментальном 4 «В» - 21 человек и контрольном 4 «Б» - 21 человек в СОШ №1 п. Славянка. Эксперимент проводился в апреле 2004 года.

Детям из обоих классов было предложено выразительно прочитать наизусть уже знакомое стихотворение М.И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка».

Бежит тропинка с бугорка,

Как бы под детскими ногами,

Все так же сонными лугами

Лениво движется Ока;

 

Колокола звонят в тени,

Спешат удары за ударом,

И все поют о добром, старом,

О детском времени они.

 

О, дни, где утро было рай,

И полдень рай, и все закаты!

Где были шпагами лопаты

И замком царственный сарай.

 

Куда ушли, в какую даль вы?

Что между нами пролегло?

Все так же сонно-тяжело

Качаются на клумбах мальвы…

Порядок проведения контрольного среза.

Каждый из учащихся выразительно читает стихотворение наизусть. Сформированность навыка выразительного чтения лирических стихотворений осуществлялась по следующими критериям:

1. правильное словесное ударение;

2. правильное дыхание;

3. изменение силы голоса;

4. правильная интонация;

5. правильная постановка фразового и логического ударения;

6. правильная постановка пауз;

7. оптимальный темп чтения.

Полученные данные подсчитаны и приведены в количественном и процентном соотношении в таблице.

Таблица 3

Характеристика выразительного чтения знакомого лирического стихотворения в 4 «в» и 4 «б» классах.

Критерии оценки сформированности навыка выразительного чтения

Результаты в процентном и количественном соотношении

4 «в» класс (экспериментальный) 4 «б» класс (контрольный)
Неправильное дыхание 4 чел. (19%) 7 чел. (33%)
Отсутствие смены силы голоса 8 чел. (38%) 12 чел. (57 %)
Неверный выбор интонации 8 чел. (38%) 11 чел. (52 %)
Неправильная постановка фразового и логического ударения 8 чел. (38%) 13 чел. (62 %)
Неправильная постановка пауз 10 чел. (48%) 11 чел. (52 %)
Неверный темп чтения 8 чел. (38%) 13 чел. (62 %)

 

Результаты данного эксперимента показывают, что после специального обучения в экспериментальном классе повысился уровень сформированности навыка выразительного чтения лирики.

- Умение правильно управлять дыханием увеличилось на 19 %;

- Умение изменять силу голоса – на 28 %;

- Умение выбирать нужную интонацию – на 19 %;

- Умение правильно ставить фразовое и логическое ударение – на 24%;

- Умение правильно ставить паузы – на 23 %;

- Умение читать с нужным темпом – на 28 %.

По этим результатам можно сделать вывод, что эффективнее всего была работа над формированием таких компонентов выразительности, как сила голоса, темп чтения и постановка фразового и логического ударения. Уровень сформированности остальных компонентов выразительности (интонации, пауз, дыхания) тоже возросли.

В контрольном 4 «б» классе, где не формировался навык выразительного чтения лирики при помощи специального обучения, результаты практически не изменились.

Выводы по главе II:

 

Во II главе описан педагогический эксперимент, который проходил в 3 этапа. Не первом этапе был проведен констатирующий эксперимент целью которого, было выявление начального уровня сформированности навыка выразительного чтения знакомого лирического стихотворения.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что этот навык у детей развит на невысоком уровне.

Чтобы повысить уровень сформированности навыка выразительно читать лирические стихотворения был разработан и проведен формирующий эксперимент. Программа формирующего эксперимента включает в себя два взаимосвязанных направления:

1. Работа над восприятием лирического стихотворения (работа над языковыми особенностями стихотворения, работа над образом лирического героя, определение темы и идеи стихотворения)

2. Работа над компонентами выразительности: постановка пауз и ударений, дыхание, сила голоса, темп чтения, интонация.

 

На третьем этапе был проведен контрольный эксперимент с целью, выявления сформированности навыка выразительного чтения лирических стихотворений после специального обучения.

Результаты педагогического эксперимента показали, что при специальном обучении формирование у младших школьников навыка выразительного чтения эффективно на материале лирических стихотворений.

По окончанию педагогического эксперимента, во время которого было проведено 9 уроков, направленных на формирование навыка выразительного чтения лирических стихотворений, были получены такие результаты:

- Умение правильно управлять дыханием увеличилось на 19 %;

- Умение изменять силу голоса – на 28 %;

- Умение выбирать нужную интонацию – на 19 %;

- Умение правильно ставить фразовое и логическое ударение – на 24%;

- Умение правильно ставить паузы – на 23 %;

- Умение читать с нужным темпом – на 28 %.

 

Эти результаты показывают, что у детей начальной школы можно сформировать навык выразительного чтения лирических стихотворений, если на каждом уроке уделять этому внимание.

 


Заключение.

Лирику от других жанров отличают эмоционально-окрашенные размышления поэта, его чувства и переживания, а главным объектом художественного познания в лирике является характер поэта, прежде всего его внутренний мир, его умонастроения и эмоции. Также важнейшим свойством лирики является претворение черт личности поэта в образ лирического героя.

При чтении лирики главным является предать чувства и переживания поэта. А это возможно только при выразительном чтении.

Основными компонентами выразительности являются: дыхание, сила голоса, интонация, фразовое и логическое ударение, логические и психологические паузы, тем и ритм, тембр, мимика и жест.

Для того, чтобы дети научились выразительно читать лирику, необходимо у них сформировать интонационные умения.

Но, учитывая возраст детей начальной школы, мы не можем формировать у них все умения сразу. Они формируются последовательно одно за другим на всем этапе обучения литературе. Поэтому можно выделить основные умения, которые необходимо сформировать у учащихся начальной школы:

- умение управлять дыханием;

- умение правильно проанализировать текст;

- умение мысленно воссоздать образы, переданные автором;

- умение выбирать нужную интонацию;

- умение пользоваться логическими и психологическими паузами;   

- умение правильно ставить фразовое и логическое ударение;

Формирование интонационных умений в начальной школе в соответствии с возрастом детей достигается путем практической работы над выразительным чтением без опоры на какие-либо теоретические знания.

Подготовку к выразительному чтению условно делят на три этапа:

а) выяснение конкретного содержания произведения, анализ мотивов поведения действующих лиц, установление идеи произведения и т. п., иначе говоря: осмысливание идейно-тематической основы произведения, его образов в единстве с художественными средствами;

б) разметка текста: проставление пауз, логических ударений,
определение темпа чтения;

в) упражнение в чтении (возможно повторное чтение, пока
не удастся голосом   передать мысли автора, его отношение к
изображенным событиям и действующим лицам).

Но выразительное чтение не является заключительной частью работы над произведением.

Анализ содержания и идейной направленности произведения включает в себя обучение выразительному чтению; они выступают в определенном единстве.

Выразительное чтение лирики отличается от других жанров лишь тем, что, читая лирику необходимо обладать особым чутьем, нужно полностью войти в образ лирического героя и вместе с ним пережить события происходящие с ним.

Так же при чтении лирического стихотворения большое значение играет воображение. Ведь только представив себе ситуацию, которую описывает поэт, ее можно передать при помощи выразительного чтения.

Для того, чтобы у детей формировать навык выразительного чтения лирических стихотворений необходима методическая опора. В школе такой основной опорой является учебник по литературному чтению. Но анализ учебников показал, что на современном этапе авторы-составители учебников очень мало внимания уделяют выразительному чтению лирических стихотворений. Этот вывод сделан на основе отсутствия заданий и вопросов после текста стихотворения, которые бы помогали учителю формировать навык выразительного чтения при чтении лирического стихотворения.

Но, несмотря на то, что учебники не предполагают работу над выразительным чтением лирических стихотворений, этот навык можно сформировать у учащихся младших классов, если на каждом уроке проводить работу по формированию этого навыка.

Для выявления эффективности формирования навыка выразительного чтения на материале лирических стихотворений был проведен педагогический эксперимент, который проходил в 3 этапа. Не первом этапе был проведен констатирующий эксперимент целью которого, было выявление начального уровня сформированности навыка выразительного чтения знакомого лирического стихотворения.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что этот навык у детей развит на невысоком уровне.

Чтобы повысить уровень сформированности навыка выразительно читать лирические стихотворения был разработан и проведен формирующий эксперимент. Программа формирующего эксперимента включает в себя два взаимосвязанных направления:

1. Работа над восприятием лирического стихотворения (работа над языковыми особенностями стихотворения, работа над образом лирического героя, определение темы и идеи стихотворения)

2. Работа над компонентами выразительности: постановка пауз и ударений, дыхание, сила голоса, темп чтения, интонация.

На третьем этапе был проведен контрольный эксперимент с целью, выявления сформированности навыка выразительного чтения лирических стихотворений после специального обучения.

Результаты педагогического эксперимента показали, что при специальном обучении формирование у младших школьников навыка выразительного чтения эффективно на материале лирических стихотворений.

По окончанию педагогического эксперимента, во время которого было проведено 9 уроков, направленных на формирование навыка выразительного чтения лирических стихотворений, были получены такие результаты:

- Умение правильно управлять дыханием увеличилось на 19 %;

- Умение изменять силу голоса – на 28 %;

- Умение выбирать нужную интонацию – на 19 %;

- Умение правильно ставить фразовое и логическое ударение – на 24%;

- Умение правильно ставить паузы – на 23 %;

- Умение читать с нужным темпом – на 28 %.


Библиография.

 

1. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. – М.: Просвещение, 1979. С. 101-135.

2. Аксенов В.Л. Искусство художественного слова. – М.: Просвещение, 1954, С. 64-125

3. Артоболевский Г.В. Художественное чтение. - Книга для учителя и руководителей худож. самодеятельности. - М.: Просвещение, 1978. С. 192-211

4. Баранова С.П., Сластенин В.А. Педагогика - М.: Просвещение, 1976. С. 256 – 277

5. Блинов И.Я. Выразительное чтение и культура устной речи. – М.: Просвещение, 1946. С. 153 - 165

6. Воскресенская А.И., Закожурникова М.Л. Практическое руководство к преподаванию русского языка в начальной школе. – М.: Учпедгиз, 1950. С. 245- 368.

7. Галкина – Федорук Е.М. Современный русский язык. Синтаксис. – М.: 1958. С. 113-121

8. Голованова М.В., Горецкий В.Г. Родная речь – Учебн. по чтению для учащихся нач.шк. В 3 кн. – М.: Просвещение, 1996. – 208 С.

9. Головенченко Ф.М. Введение в литературоведение. - М.: Просвещение, 1979. С. 67-118.

10. Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание. – Учебн. пособие для студентов пед. училищ. Изд. 3-е, перераб. – М.: «Просвещение», 1975. 135 С.

11. Гринберг И.Л. Лирическая поэзия. - М.: Просвещение, 1955. С. 12 -228.

12. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи. – М.: Просвещение, 1966. С. 23 -60.

13. Исаковский М.В. О поэтическом мастерстве. – М.: Сов. писатель, Изд. 3-е, доп., 1960. С. 28 – 43.

14. Завадская Т.Ф. Методика выразительного чтения. – М.: Просвещение, 1985. С. 57-59.

15. Кононыкин Н.П., Щербакова Н.А. Методика русского языка в начальной школе. – Л.: Учпедгиз, 1950. С. 356-518.

16. Карсалова Е.В. Стихи живые сами говорят… - М.: Просвещение, 1991. С. 29- 173.

17. Ковалева А.Г., Степанова А.А. Общая психология. - М: Просвещение, 1973. С. 243 – 264.

18. Кузнецова Е.Г. Урок поэзии в III классе // Нач.шк. - 1994. - №3. - С. 81-85

19. Лисовский А.М. Изучение лирики в школе - Киев: Рад. шк., 1987. С. 123- 190.

20. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт, 1998. С.398- 464.

21. Д.Б. Лихачев Теория эстетического воспитания школьников – М.: Просвещение, 1995. С. 45-55.

22. Михайлов А.А. Азбука стиха. – М.: Мол. гвардия, 1982. С. 135-219.

23. Морозов В.П. Тайны вокальной речи. – Л.: Учпедгиз, 1967. С. 40 – 41.

24. Найденов Б. С., Завадская Т. Ф., Соловьева Н.М. Выразительное чтение. – Пособие для студентов пед.институтов – М.: Просвещение, 1972. – С. 34 -190.

25. Рождественский Н.С. Основы методики начального обучения русскому языку. - М.: Просвещение, 1965. С. 345-534

26. Поспелов Г. Н. Введение в литературоведение. - М.: Просвещение, 1975 С. 156 – 164.

27. Рамзаева Т. Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1979. – С.153-163

28. Редозубов С. П. Методика русского языка в начальной школе. – М.: Учпедгиз, 1954. С. 200-288.

29. Сальникова Т.П. Методика обучения чтению - М.: Просвещение, 1996. С. 111- 154.

30. Тимофеев Л.И. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 1973. С. 65-66

31. Шварц А.И. В лаборатории чтеца. – М.: Просвещение, 1968, с. 113 - 132



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 626; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.101 (0.158 с.)