Компоненты выразительного чтения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Компоненты выразительного чтения



Выразительное чтение как высший тип чтения – это умений использовать основные средства выразительности для отражения в чтении своего понимания, оценки содержания и смысла текста, отношения к нему, стремление с наибольшей полнотой, убедительностью и заразительностью донести все это до слушателя или аудитории, сделать понятной для них то намерение, с которым читающий взялся за чтение и которое он пытается раскрыть посредством своего чтения.

К основным средствам выразительности относятся: дыхание, логические и психологические паузы, логические и фразовые ударения, темпоритм, повышение и понижение голоса (мелодика), сила голоса, окраска голоса (тембр), тон, интонация, мимика и жест.

Дыхание. Понятие «техника речи» включает правильное дыхание (физиоло­гическая основа речи), голос (длящийся звук), произношение (дик­ция) в процессе речи и чтения.

Правильное дыхание заключается в экономном, равномерном расходовании воздуха. Это достигается при условии использования всего мышечного аппарата грудной клетки. Пополнение легких воздухом происходит незаметно в перерывах между словами или фра­зами, там, где это требуется по смыслу речи.

Правильный тип дыхания — смешанное реберно-диафрагматическое дыхание. Нижние доли легких наиболее емки. При глубоком вдохе они наполняются воздухом, грудная клетка расширяется и при постепенном расходовании воздуха во время чтения опадает. При этом энергично двигаются ребра и диафрагма.

Надо научиться управлять дыханием так, чтобы оно во время чтения не мешало чтецу и не отвлекало слушателей.

Правильное дыхание в процессе речи заключается не только в экономном расходовании воздуха, но и в своевременном и незамет­ном пополнении его запаса в легких (во время остановок — пауз). Во время чтения вслух плечи неподвижны, грудь слегка приподнята, низ живота подтянут.

При неправильном грудном дыхании используется лишь часть мышц грудной клетки, причем наиболее слабая. Такое дыхание утом­ляет грудную клетку частыми вдохами, воздух расходуется нераци­онально.

Голос. Произнося слова, мы выдыхаем из легких воздух, который через дыхательные пути проходит в гортань, где в результате смыкания и размыкания голосовых связок он образует звук, который называется голосом.

Голос имеет следующие свойства: силу, высоту, длительность (темп), полетность, качество (тембр). Эти свойства голоса являются важным условием выразительности.

Следует различать силу звука и громкость. «Сила звука - та объективная величина, характеризующая реальную энергию звука... Громкость - отражение в нашем сознании этой реальной силы зву­ка, т. е. понятие субъективное... Разгадка несоответствия силы и громкости звуков - в неодинаковой чувствительности нашего слуха к тонам различной высоты, хотя и равной силы» (2; 40).

Громкость надо понимать как полнозвучность голоса. Смена силы голоса используется как одно из выразительных средств. Говорить можно громко, средне и тихо, в зависимости от содержания читаемого. Чтение только громкое или только тихое вызывает впе­чатление однообразия.

На протяжении определенного отрезка речи тон последовательно меняется по высоте: становится то выше, то ниже. Чтобы голос легко переходил от низкого тона к высокому и наоборот, надо развивать его гибкость и диапазон.

Хорошо поставленный голос отличается полетностью. Полет­ность — это способность звука лететь вдаль, распространяться на большие расстояния, выделяться на фоне других звуков.

Кроме силы, высоты и длительности, звучание голоса разли­чается еще по своему качеству, т. е. по окраске голоса — тембру. «Тембр, то есть звуковая окраска голоса, так же как и сила звука, мягкость его и «теплота», может улучшиться при постоянной заботе о нем, при специальных упражнениях, всякий раз индивидуально отбираемых для данного голоса»(2;40).

Интонация. Совокупность совместно действующих звуковых элементов уст­ной речи, определяемая содержанием и целями высказывания, носит название интонации.

Основные элементы (точнее, компоненты) речевой интонации сле­дующие:

1) сила, определяющая динамику речи и выражаемая в ударени­ях;

2) направление, определяющее мелодику речи и выражаемое в движении голоса по звукам разной высоты (мелодика);

3) скорость, определяющая темп и ритм речи и выражаемая в
длительности звучания и остановках (паузах);

4) тембр (оттенок), определяющий характер звучания (эмоциональную окраску речи).

Значение интонации в выразительной речи очень велико. «Ни­какая живая речь без интонации невозможна»,— говорят психо­логи (12; 55). «Интонация есть высшая и самая острая форма речевого воз­действия», — утверждают мастера художественного слова (2; 121). Она фо­нетически организует речь, расчленяя ее на предложения и фразы (синтагмы), выражает смысловые отношения между частями предло­жения, придает произносимому предложению значение сообщения, вопроса, приказания и т. д., выражает чувства, мысли, состоя­ния говорящего — так оценивают роль интонации филологи (3; 192).

Элементы интонации по их совокупной роли в устной речи долж­ны рассматриваться как нераздельное целое. Однако для удобства освещения приходится, несколько искусственно выделяя основные компоненты интонации, говорить о каждом из них отдельно.

Логическое и фразовое ударение. Цельная синтаксическая интонационно-смысловая ритмическая единица носит название синтагмы или фразы. Синтагмой может быть одно слово или группа слов, например: Осень. Осыпается весь наш бедный сад. От паузы до паузы слова произносятся слитно. Слит­ность эта диктуется смыслом, содержанием предложения.

Группа слов, представляющая синтагму, имеет ударение на одном из слов, большей частью на последнем.

От фразового надо отличать логическое ударение. (Правда, иног­да эти виды ударения совпадают: одно и то же слово несет на себе и фразовое, и логическое ударение.) Главные по мысли слова в пред­ложении выделяются, тоном голоса и силой выдыхания они выдви­гаются на первый план, подчиняя себе другие слова. Это «выдвиже­ние тоном голоса и силой экспирации (выдыхания)слова на первый план в смысловом отношении и называется логическим ударением» (7; 114). В простом предложении, как правило, одно логическое ударение, но часто встречаются предложения с двумя и несколькими логиче­скими ударениями.

Логическое ударение очень важно в устной речи. Называя его козырем выразительности устной речи, К. С. Станиславский гово­рил: «Ударение — указательный палец, отмечающий самое главное слово в фразе или в такте! В выделяемом слове скрыта душа, внутрен­няя сущность, главные моменты подтекста!» (10; 33). Большое значение придавал Станиславский логическому ударению в художествен­ной (сценической) речи: «Ударение — это любовное или злобное, почтительное или презрительное, открытое или хитрое, двусмыслен­ное, саркастическое выделение ударного слога или слова. Это преподнесение его, точно на подносе»(10; 33).

Если логическое ударение выделить неверно, то смысл всей фра­зы может быть тоже неверным.

Вы сегодня будете в театре? (а не кто-либо другой?)

Вы сегодня будете в театре? (придете или нет?)

Вы сегодня, будете в театре? (а не завтра, не послезавтра?)

Вы сегодня будете в театре? (а не на работе, не дома?)

Логическая и психологическая пауза. Осмысленное произношение предложения требует правильного членения его на звенья, такты. Но «в обыкновенной связной речи нет четкой делимости на слова, так что промежутки, белые пространства, отделяющие слова друг от друга в писаном или печатном тексте, не всегда являются показателями членения речи в произношении».

Знаком, сигналом остановки служит смысловая законченность син­тагмы или предложения.

Членение речи обозначается паузами. Пауза объединяет слова в непрерывный ряд звуков, но в то же время и разделяет группы слов, ограничивает их. Это логическая пауза. Паузы могут быть разной длительности, в зависимости от высказываемой мысли, от содержа­ния читаемого. Чтец, соблюдая логические паузы, произносит сло­ва, заключенные между ними, слитно, как одно слово. Пауза членит фразу на звенья.

При неверной паузе нарушается смысл предложения, содержа­ние его становится неясным, извращается основная мысль.

Логические паузы оформляют речь, придают ей законченность. Иногда логическая пауза переходит в психологическую. Логиче­ской паузе «отведено более или менее определенное, очень неболь­шое время длительности. Если это время затягивается, то бездей­ственная логическая пауза должна скорее перерождаться в ак­тивную психологическую» (10; 39).

Психологическая пауза — это остановка, которая усиливает, выявляет психологическое значение фразы, отрывка. Она богата вну­тренним содержанием, активна, так как обусловливается отноше­нием чтеца к событию, к действующему лицу, к его поступкам. Она отражает работу воображения читающего, тотчас же отражается на интонации, иногда даже меняет логическую группировку слов, так как проистекает из внутренней жизни, из жизни воображения.

Психологическая пауза — выразительное средство при чтении произведения. По выражению К. С. Станиславского, «красно­речивое молчание» и есть психологическая пауза. Она является чрезвычайно важным орудием общения» (10; 40). «Все они (паузы)умеют досказать то, что недоступно слову, и нередко действуют в молчании гораздо интенсивнее, тоньше и не­отразимее, чем сама речь. Их бессловесный разговор может быть инте­ресен, содержателен и убедителен не менее, чем словесный» (10; 40). «Пауза — важный элемент нашей речи и один из главных ее козы­рей» (10; 40).

Паузное членение речи (паузировка) очень важно для осмысле­ния читаемого и произносимого текста. Именно между двумя пауза­ми, следующими одна за другой, выделяется отрезок речи, который является основной интонационной единицей.

С паузировкой неразрывно связаны темп и ритм речи.

«Темп есть быстрота чередования условно принятых за единицу одинаковых длительностей в том или другом размере.

Ритм есть количественное отношение действенных длительно­стей (движения, звука) к длительностям, условно принятым за еди­ницу в определенном темпе и размере» (10; 40).

Так определяет К. С, Станиславский понятия темпа и ритма, необходимые нам для изучения устной выразительной речи. Эти понятия очень близки, а самые явления почти неразделимы в речи, К. С. Станиславский объединяет темп и ритм в одно понятие — «темпо-ритм».

«Буквы, слоги и слова,— говорит он»— это музыкальные ноты в речи, из которых создаются такты, арии и целые симфонии. Не­даром же хорошую речь называют музыкальной» (10; 41).

Тембр - это специфическая (сверхсегментная) окраска речи, придающая ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства.

Тембр рассматривается как очень важное, но дополнительное средство обогащения мелодики речи и органически связан с ней, обусловливает ее.

У каждого человека есть свои особенности звучания речи, свя­занные с устройством и работой его речевого аппарата, характером звуков его голоса. По совокупности этих признаков, даже не видя человека, можно узнать, что говорит именно он.

Но окраска речи может меняться, отклоняться от обычной нор­мы, в зависимости от эмоций. Чем сильнее эмоции, тем больше от­клонений от обычного звучания.

Выразительность речи и сообщается этим отклонением.

Тембр окрашивает все произведение, наделяя его бесконечно разнообразными оттенками.

Тембр — выразитель художественной интерпретации текста, чтец не только передает его в соответствии с пониманием творческих задач автора произведения, но и обогащает звучание собственными творческими замыслами. Каких-либо рецептов «раскраски тембра» нет. Вдумчивое чтение текста, «вживание» в образы писателя, поэ­та — вот что дает основу эмоционально-экспрессивного чтения. «Гармоническое единство интонации речи с ее внутренними корнями должно обеспечить речи ту естественность и простоту, которые доро­же необдуманной «красивости» (5; 153).

Мимика — это выразительные движения мышц лица, которые яв­ляются одной из форм проявления различных чувств. Сопровождая речь, они дополняют и усиливают ее смысл. Для чтеца и рассказ­чика мимика является одним из дополнительных средств воздейст­вия на аудиторию. Через выражение лица, глаз рассказчик передает свои переживания, свое отношение к событиям, лицам и обстоятель­ствам.

Мимика тесно связана с мыслями, действиями и чувствами го­ворящего, со всей его внутренней жизнью. Это дает основание, на­блюдая действительность и изучая проявления внутренних пере­живаний, использовать мимику в процессе выразительной устной речи, т. е. сделать мимические движения произвольными.

Особым средством выразительности является и жест. Это также дополнительное средство выразительности речи, всецело подчинен­ное ей. Умелый отбор определенных жестов помогает чтецу рас­крыть существенные стороны изображаемой в рассказе жизни. Вме­сте с тем чтецу и рассказчику нужен такой жест, который не дубли­ровал бы речь, не конкурировал бы с ней, а вытекал из содержания, обусловливался им. «...Даже самая полная и разнообразная сис­тема жестов значительно беднее системы слов... при условии даже самой ограниченной выдержки жест никогда не вызовет того отклика в сознании, в воображении слушателя, которое всегда вызывает наполненное мыслью слово» (2; 134).

Наиболее ценен психологический жест как проявление мысли, внутреннего переживания говорящего. Психологический жест стре­мится к раскрытию подтекста, выявлению замысла. Заполняя пси­хологическую паузу, он делает ярче последующие слова, усиливая действие интонации. Появление жеста не прикрепляется к опре­деленному моменту речи: он может предшествовать слову, сопро­вождать его или следовать за ним, подчеркивая значение произносимого, убеждая слушателя.

 

Таким образом, для того чтобы выразительно прочитать произведение, необходимо уметь правильно пользоваться всеми этими интонационными средствами. Ведь они и являются составляющими выразительного чтения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 672; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.238.138.162 (0.103 с.)