Умение правильно проанализировать текст 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Умение правильно проанализировать текст



Существует мнение, что анализ сушит, «обесцвечивает» восприятие произведения. Но по-настоящему   постичь глубину художественного произведения без раздумий о нем, только путем чтения, невозможно. И дело не в том, что анализ мешает непосредственному восприятию, а в том, что излишняя рассудочность анализа разрушает художественное восприятие: «...в искусстве рассудочный анализ, взятый сам по себе и для себя, вреден, так как он нередко, благодаря своей интеллектуальности, математичности, сухости, не окрыляет, а, напротив, охлаждает порыв артистического увлечения и творческого восторга»,— пишет К. С. Станиславский (3; 193).

Когда увлекаешься произведением, естественно хочется его перечитывать, глубоко вдумываться в содержание, вглядеться в форму, а это и есть анализ.

Ход творческого анализа должен быть естественным и представ­лять ряд ответов на вопросы, которые возникают по мере того, как мы вдумываемся в произведение.

Разумеется, нам хочется узнать, кто автор. Это, с одной стороны, результат родившегося чувства симпатии, а с другой - желание по­нять, почему он так смог написать.

Мы стремимся, прежде всего, узнать об авторе потому, что каждое художественное произведение есть отражение мира в восприятии данного художника, и потому для настоящего глубокого понимания художественного произведения необходимо не только знать, изобра­женную жизнь, но и того, кто по-своему ее изобразил, внес в это произведение нечто от себя.

Разбор самого произведения можно вести в разной последователь­ности: путем дедукции (от общего к частному) или путем индукции (от частного к общему). Первый путь, когда идут от определения те­мы, идеи и композиции к системе образов, напоминает путь автора. Индуктивный же путь соответствует последовательности, в которой читатель знакомится с произведением. Он вначале прослеживает развитие сюжета и композиции и одновременно знакомится с образами и лишь в конце решает вопрос о теме и идее произведения.

Каким путем целесообразнее идти, зависит от размера и особен­ностей произведения. Но каким бы путем мы ни шли, совершенно необходимо будущему исполнителю самостоятельно продумать произ­ведение, чтобы иметь свое мнение о нем. Конечно, разъяснение пре­подавателя и критические статьи помогают пониманию литературно­го произведения, но, готовясь к исполнению, эти чужие высказывания следует глубоко продумать и сделать своими, либо отвергнуть, но ни в коем случае не принимать их пассивно на веру.

Разбор произведения обычно начинают с определения жанра. Жанр нередко обозначен в подзаголовке произведения. Некоторые та­кие обозначения сразу указывают на особенности произведения и со­ответствующее их исполнение. Во всех случаях чтец не должен проходить мимо вопроса о жанре, так как жанр во многом определяет манеру исполнения.

Следующий вопрос, который встает перед разбирающим произве­дение - вопрос о теме произведения, о том, какое явление жизни за­ставило автора взяться за перо.

Есть немало произведений, в которых тему определить просто.

Определяя тему, нельзя забывать, что литература - человековедение. Поэтому тема всегда лежит в сфере человеческих отношений.

Определить идею художественного произведения обычно труднее, чем тему. Есть произведения, в которых автор облегчил читателю понимание идеи, сформулировав ее (большинство басен, ряд лири­ческих стихотворений). Но в большинстве произведений идея автором не формулируется. Она вытекает из всего содержания произведения.

При определении идеи произведения нужно избегать упрощенных формулировок, а с другой стороны, необходимо среди многих идей найти главную.

Чтецу, в том числе и учителю, редко приходится читать большие эпические произведения полностью, чаще читают отрывки из них. При определении темы и идеи отрывка необходимо учитывать тему и идейную направленность всего произведения. Иначе может произойти грубое нарушение авторского замысла.   



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.003 с.)