Роль воображения при выразительном чтении лирических стихотворений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль воображения при выразительном чтении лирических стихотворений



 

Все психические процессы участвуют при выразительном чтении лирики: память, мышление, внимание, эмоции. Большую роль при выразительном чтении играет воображение.

Воображение — это преобразование представлений и формирование на их основе образов, реализация которых при­водит к созданию новых материальных и духовных ценностей; воображение — это также создание образов существующих объектов, но не встречавшихся в личном опыте человека (17; 243).

Выразительное чтение предъявляет определенные требования к воображению ребенка. Школьник должен не только запомнить содержание текста, но и представить себе картины прошлого, пейзажи, людей, которых он никогда не видел.

Основное направление в развитии детского воображения — это переход ко все более правильному и полному отражению действительности на основании соответствующих знаний. С воз­растом реализм детского воображения усиливается. Это обус­ловливается накоплением знаний и развитием критичности мышления.

Воображение младшего школьника на первых порах харак­теризуется незначительной переработкой имеющихся представ­ лений. Так, в игре дети изображают виденное и пережитое поч­ти в той последовательности, в какой оно имело место в жизни. В дальнейшем появляется творческая переработка представле­ний.

Характерной особенностью воображения младшего школь­ника является его опора на конкретные предметы. Так, в игре дети используют игрушки, домашние вещи и т. д. Без этого им трудно создать образы воображения. Точно так же при чтении и рассказывании ребенок опирается на картинку, на конкрет­ный образ. Без этого учащийся не может вообразить, воссоз­дать описываемую ситуацию.

Постепенно на первое место начинает выступать опора не на предмет или действие, а на слово, которое дает возмож­ность мысленно создать новый образ. В. Г. Короленко описы­вает, как они с братом играли в детстве в путешествия. За­бравшись в старую карету, стоявшую на свалке, они просижи­вали в ней часами, внешне почти ничего не делая; брат лишь изредка понукал воображаемых лошадей, а маленький Коро­ленко произносил иногда несколько слов, обращаясь к вообра­жаемым встречным. Основное содержание игры развертыва­лось во внутреннем, мысленном плане. Они воображали себе далекие страны, которые они посещают, опасные происшествия, которые им приходится пережить в пути.

Значительные изменения происходят в самих образах вооб­ражения, создаваемых младшими школьниками. Так, первона­чально изображения предметов и людей по представлению от­личаются бедностью и нерасчлененностью: две-три части, две-три детали (например, голова, туловище и ноги у человека). По­степенно образы становятся полнее, увеличивается число дета­лей. При этом, как показано в исследовании Е. И. Игнатьева, образы воображения могут резко изменяться, если детей систе­матически обучать рисованию.

Развитие образов воображения у учащихся младших клас­сов изучали А. Я. Дудецкий и Д. Д. Алхимов. На основе сло­весных описаний незнакомых предметов дети выполняли рисун­ки соответствующих объектов. Исследования показали, что у детей I класса образы носят схематический характер. В рисун­ке изображается только общий контур объекта, опускаются многие подробности и, прежде всего детали, связанные с отоб­ражением действия объекта. Так, от учащихся требовалось воссоздание действующего вулкана, что можно было изобра­зить в виде горы с дымовым облаком над ее вершиной. Многие учащиеся (40%) изобразили действующий вулкан без дымово­го облака. Учащиеся III—IV классов в образ включают в сред­нем на 1—2 признака больше, чем первоклассники.

Число признаков, которые включаются в воссоздаваемый образ, несколько увеличивается от класса к классу. Но, отра­жая только отдельные яркие признаки, учащиеся не отражают скрытые существенные признаки и взаимосвязь между ними.

Рисунки первоклассников, так же как и дошкольников, мож­но назвать рисунками-описаниями. Усовершенствование изображения они достигают путем дорисовок, и присоединений. Для того чтобы рисунок был похож на изображаемый предмет, дети просто увеличивают число деталей, а не ищут сходства между образом и предметом через установление связей между деталя­ми. Это объясняется особенностями мыслительной деятельности первоклассников, взаимоотношением между восприятием и мыш­лением, которое существует в этом возрасте. Для них преобла­дающим является элементный анализ, а синтез вообще отстает от анализа. В силу этого они не ставят еще перед собой задачи на установление взаимосвязи между частями, признаками вос­принимаемого предмета, а, следовательно, и воссоздаваемого образа. Чтобы учащиеся включали в воссоздаваемый образ не­обходимые, признаки предметов и отражали бы в этом образе их взаимосвязь, необходимо сделать это специальной задачей обучения.

Пропуск признаков, частей, деталей предметов приводит к тому, что воссоздаваемые образы носят фрагментарный харак­тер, особенно у первоклассников. Воссоздание целостного, пра­вильного образа в основном характерно для школьников IV клас­са, но это не означает, что учащиеся I-III классов при систематическом обучении не могут воссоздать правильные, целостные образы.

Целостность образа зависит не только (и не столько) от количества отражаемых признаков, но, прежде всего от их ком­позиционного расположения.

Качественные различия в композиционном расположении признаков-образов у детей младшего, школьного возраста показаны в работе Е. И. Игнатьева «Влияние восприятия пред­мета на изображение по представлениям». Учащиеся I клас­са иллюстрировали прочитанную ими басню И. А. Крыло­ва «Ворона и Лисица». Первоклассники и второклассники в своих рисунках, не отражали последовательность происходящих событий. Их рисунки носили повествовательный характер, пер­сонажи были изображены рядом, один за другим. Между пер­сонажами не было никакой связи. Образы состояли из отдель­ных деталей-фрагментов. Только третьеклассники проявили умение связывать отдельные части образа. Они продумывали довольно сложную композицию, отражающую сущность взаи­моотношений Вороны и Лисицы.

 Наряду с развитием целостности образы, воображения млад­шего школьника становятся все более и более дифференциро­ванными. Образы первоклассников отличаются расплывчатостью. В создаваемый образ они вносят не только то, что есть в тексте, но и много лишнего. У второклассников таких дополнительных деталей уже нет.

В образах, создаваемых первоклассниками, исключительно ярко проявляется непроизвольность, неуправляемость их умст­венной деятельности, слабость мышления. Образы во многом связаны с их прошлым опытом, который сам собой вливается в воспринимаемое. Первоклассники, как и старшие дошкольни­ки, не могут отвлечься от образов прошлого опыта и создать образ, который соответствовал бы поставленной задаче.

Непроизвольность воображения в этом возрасте хорошо опи­сана в воспоминаниях С. Т. Аксакова. В повести «Детские го­ды Багрова - внука» он рассказывает, что в детстве чтение ска­зок «Тысячи и одной ночи» будило в нем такое сильное вооб­ражение, что, пересказывая эти сказки, он, помимо своей воли, придумывал ряд новых событий и дополнительных подробно­стей, которых не было в прочитанном тексте. Однажды тетка уличила его в том, что он «привирает», рассказывает то, чего не было. После этого, пишет С. Т. Аксаков, «я стал осторож­нее и наблюдал за собой, покуда не разгорячился; в горячности же я забывал все, и мое пылкое воображение вступало в без­граничные свои права».

В результате постоянной работы учителя, развитие вообра­жения начинает идти в следующих направлениях.

1. Сначала образ воображения расплывчат, неясен, далее он становится более точным и определенным.

2.  В образе отражается вначале только несколько признаков, а к третьему-четвертому классу гораздо больше, причем существенных.

3. Переработка образов, накопленных представлений в I классе незначительна, а к IV классу учащийся приобретает гораздо больше знаний и образ становится обобщенней и ярче. Дети могут изменить сюжетную линию рассказа, вводят условность, понимая ее сущность.

4. Вначале всякий образ воображения требует опоры на конкретный предмет (при чтении и рассказе, например, опора на картинку), а далее развивается опора на слово. Именно оно позволяет школьнику создать мысленно новый образ, (дети пишут сочинения по рассказу учителя, по прочитанному в книге).

В процессе обучения при общем развитии способности управлять своей умственной деятельностью воображение стано­вится также все более управляемым процессом, и образы его возникают в русле задач, которые ставит перед ними содержа­ние учебной деятельности.

Итак, в IV классе дети уже могут мысленно создавать образы в своем воображении, без опоры на картинку, а это является очень важным элементом при выразительном чтении. Ведь только представив себе ситуацию, которую описывает поэт и, прочувствовав, ее можно передать при помощи выразительного чтения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.158 (0.009 с.)