Обучение младших школьников выразительному чтению лирических стихотворений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучение младших школьников выразительному чтению лирических стихотворений



Обучение младших школьников выразительному чтению лирических стихотворений

 

Дипломная работа

Выполнила: студентка заочного отделения Тимахова Ольга Владимировна

 

Научный руководитель: к.п.н., ст. преподаватель кафедры ПиМНО Шкляр Ирина Алексеевна

 

 

Дипломная работа защищена

«16» июня 2004 года.

оценка_______________

Председатель ГАК

 

 

Уссурийск, 2004


Оглавление.

Введение......................................................................................................... 3

Глава 1. Теоретические основы обучения выразительному чтению лирических стихотворений (по данным психолого-педагогической, литературоведческой, методической литературы)............................................................................ 7

1. 1. Особенности лирических стихотворений............................................... 7

1.2.Компоненты выразительного чтения.................................................... 10

1. 3.Особенности выразительного чтения лирики...................................... 18

1.4. Психолого-педагогический аспект обучения выразительному чтению лирических стихотворений.......................................................................... 22

1.4.1. Эстетическое воспитание детей в процессе обучения выразительному чтению лирических стихотворений.......................................................................... 22

1. 4.2. Роль воображения при выразительном чтении лирических стихотворений....................................................................................................................... 24

1.5. Методические основы формирования у младших школьников умения выразительно читать лирические стихотворения....................................... 29

1.5.1. Умения, необходимые для выразительного чтения. Формирование интонационных умений................................................................................ 29

1.5.2. Возможности учебников по литературному чтению для осуществления работы над выразительным чтением лирическими стихотворениями...... 36

Глава 2. Особенности формирования у учащихся 4-го класса умения выразительно читать лирические стихотворения (по данным педагогического эксперимента)............................................................................................... 41

2. 1. Констатирующий эксперимент........................................................... 41

2.2. Формирующий эксперимент................................................................. 43

2.3. Контрольный эксперимент................................................................... 54

Заключение................................................................................................... 59

Библиография............................................................................................... 63


Введение.

Актуальность исследования. Чтение, книга – это мощное средство образования, воспитания и развития: умственного, языкового, речевого, нравственного культурного, эстетического, информационного, говоря шире – интеллектуального и чувственного, средство развития всех способностей.

Отсюда одна из первоочередных забот учителя – воспитание у школьников полноценного эмоционального восприятия художественной литературы. Этому содействуют разные виды активной творческой деятельности учащихся на уроке, и в первую очередь выразительное чтение.

Процесс подготовки выразительного чтения создает на уроке атмосферу творческого приобщения к искусству, помогает школьникам с наибольшей полнотой и эмоциональностью постигать идейно-художественную суть изучаемого произведения, формирует умения и навыки творческого подхода к анализу художественного текста и его воплощению в звучащем слове, играет важную роль в развитии устной речи.

Особенно большое значение играет выразительное чтение при изучении лирики.

Лирическая поэзия – важный элемент школьного курса литературы. Она приобщает к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых многообразных её проявлениях.

Являясь высшим выражением духовной культуры народа, она играет чрезвычайно важную роль в формировании гуманистических идеалов и эстетических потребностей личности, особенно в период её становления и развития. Отражая тонкие и сложные движения души, лирическая поэзия открывает младшим школьникам величие цели и смысл гуманистических устремлений человека, нелегкие пути его к добру, красоте и правде. Глубина чувства, отраженная в лирическом произведении, побуждает читателя пристальнее вглядываться в человека, глубже понимать окружающий мир. Лирические строки, воспринятые сердцем, делают нас лучше, отзывчивее, благороднее. Подлинная поэзия проникает в самые сокровенные уголки сознания. Она расширяет духовные горизонты, формирует способность понимать нравственную ценность личности, умение сопереживать.

Все это возможно лишь тогда, когда чтец донесет до слушателя все те чувства и переживания, которые испытывал поэт, то волнение, которое охватывало его душу. И происходит это посредством выразительного чтения, которое помогает воспринять произведение, правильно его проанализировать, а потом передать эти чувства и переживания другим слушателям.

Ребенка можно научить выразительно читать лирику, применяя специальное обучение. И эмоциональность младших школьников создает все предпосылки для работы над навыком выразительного чтения.

Но, к сожалению, на уроках чтения мало внимания уделяется этому навыку, о чем говорят результаты констатирующего эксперимента, который был проведен в марте месяце в школе №1 п. Славянка в 4-х классах.

Не умеют правильно управлять дыханием 8 чел. в экспериментальном и 7 человек в контрольном классе; изменять силу голоса – 14 чел. в экспериментальном и 13 чел. в контрольном; выбирать нужную интонацию - 12 чел. в экспериментальном и 11 чел. в контрольном классе; правильно ставить логическое ударение - 13 чел. в экспериментальном и 14 человек в контрольном классе; правильно ставить паузы - 15 чел. в экспериментальном и 13 человек в контрольном классе; выбирать нужный темп - 14 чел. в экспериментальном и 13 человек в контрольном классе.

Поэтому возникает, проблема исследования, которая заключается в поиске оптимальных путей формирования навыка выразительного чтения при изучении лирических стихотворений в начальной школе.

Объектом исследования является учебно-познавательная деятельность младших школьников, направленная на изучение лирических стихотворений и формирование в процессе его усвоения полноценного навыка чтения.

Предмет состоит в определении наиболее эффективных способов формирования навыка выразительного чтения на материале лирических стихотворений в начальной школе.

Проблема, объект и предмет исследования указывают на необходимость постановки цели: уточнить методические условия формирования у учащихся начальной школы умения выразительно читать лирические стихотворения.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Анализ психолого-педагогической, литературоведческой, методической литературы с целью определения теоретических основ обучения выразительному чтению лирических стихотворений в начальной школе;

2. Определение у учащихся 4-х классов начального уровня сформированности умения выразительно читать лирические стихотворения;

3. Разработка и апробация методический условий формирования у учащихся 4 класса умения выразительно читать лирические стихотворения;

4. Определение у учащихся 4 класса уровня сформированности умения выразительно читать лирические стихотворения после специального обучения;

Гипотеза исследования:

1. Формирование у младших школьников навыка выразительного чтения эффективно на материале лирических стихотворений.

2. Успешность формирования умения выразительно читать лирические стихотворения зависит от соблюдения следующих условий:

- практическое знакомство с признаками лирического стихотворения;

- выразительное чтение стихотворения учителем наизусть в процессе первичного восприятия текста учениками;

- наличие у ученика комплекса жизненных обстоятельств, мыслей и чувств, вызвавших переживания, переданные в стихотворении.

- установление связи между композиционными особенностями лирического стихотворения и компонентами выразительного чтения.

Методы исследования:

· анализ литературоведческой, психолого-педагогической и методической литературы;

· педагогический эксперимент;

· изучение результатов учебно-познавательной деятельности школьников;

· наблюдение за деятельностью учителя и учащихся в процессе обучения.

Практическая значимость состоит в уточнении достаточных и доступных для учащихся 4-го класса сведений о лирическом стихотворении, в определении компонентов выразительного чтения, над которыми следует работать, а также эффективных приемов и заданий, направленных на формирование умения выразительно читать лирическое стихотворение.

Положения, выносимые на защиту:

1. Работа над лирическими стихотворениями создает большие возможности для совершенствования навыка выразительного чтения, для эстетического развития младших школьников.

2. Эффективность формирования у учащихся умения выразительно читать лирические стихотворения зависит от соблюдения следующих методических условий:

- работа ведется в двух взаимосвязанных направлениях: работа над средствами выразительности и работа над восприятием лирических стихотворений;

- работа над следующими компонентами выразительности: интонация, сила голоса, темп, логическое ударение, паузы, дыхание;

- осознание детьми зависимости между художественными особенностями лирического стихотворения и выбором средств выразительности при устном воспроизведении текста;

- учет имеющихся в опыте ребенка жизненных обстоятельств, мыслей и чувств, соотнесение их с теми, что переданы в стихотворении;

- использование следующих приемов: выразительное чтение стихотворения учителем наизусть в процессе первичного восприятия текста детьми; экскурсии на природу; рассматривание репродукций картин, прослушивание записей мастеров художественного слова и композиторов.

Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.

Подготовка к исполнению лирического произведения

Подготовка чтеца к исполнению лирического произведения идет в основном тем же путем, каким обычно пользуются при подготовке к чтению любого художественного произведения. Определение темы, идеи, деление на части, определение исполнительских задач и т.д. Чтец уясняет обстоятельства, связанные с созданием данного стихотворения, продумывает отраженные в нем жизненные ситуации. В воображении чтеца в процессе подготовки возникают определенные картины жизни.

 В лирическом произведении основным содержанием являются мысли и переживания лирического героя. Чтец выражает их как свои собственные. По словам Белинского, даже в тех случаях, «когда лирический поэт выражает чувство, по-видимому, совершенно внешнее его личности, заимствованное им из чуждого ему мира, - и тогда он субъективен: ибо всякое выражаемое им чувством в минуту творчества становится его собственным чувством, будучи переведено через его личность (3; 205). 

Таблица 1.

Констатирующий эксперимент

Для того, чтобы определить начальный уровень сформированности умения выразительно читать лирику, был проведен констатирующий эксперимент в двух классах: экспериментальном 4 «В» - 21 человек и контрольном 4 «Б» - 21 человек в СОШ №1 п. Славянка. Эксперимент проводился в феврале 2004 года.

Оба класса занимаются по учебнику В.Г. Горецкого «Родная речь».

Во время констатирующего эксперимента были посещены уроки чтения в четвертых классах с целью выяснения, насколько выразительно учащиеся умеют читать лирические стихотворения.

Детям было предложено прочитать наизусть стихотворение А. С. Пушкина «Туча», которое они изучили ранее.

Туча.

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

 

Ты небо недавно кругом облегала,

И молния грозно тебя обвивала;

И ты издавала таинственный гром

И алчную землю поила дождем.

 

Довольно, сокройся! Пора миновалась,

Земля освежилась, и буря промчалась,

И ветер, лаская листочки древес,

Тебя с успокоенных гонит небес.

 

Порядок проведения экспериментальной работы.

Каждый из учащихся выразительно читает стихотворение наизусть. Сформированность навыка выразительного чтения лирических стихотворений осуществлялась по следующими критериям:

1. правильное словесное ударение;

2. правильное дыхание;

3. изменение силы голоса;

4. правильная интонация;

5. правильная постановка фразового и логического ударения;

6. правильная расстановка пауз;

7. оптимальный темп чтения.

Полученные данные подсчитаны и приведены в количественном и процентном соотношении в таблице 2.

Таблица 2

Формирующий эксперимент

 

На основе анализа литературоведческой, психолого-педагогической и методической литературы, а также с учетом результатов констатирующего эксперимента был разработан и проведен обучающий эксперимент. Целью эксперимента стало формирование у учащихся 4 класса умения выразительно читать лирические стихотворения.

В формирующем эксперименте принимали участие ученики 4 «В» класса СОШ №1 п. Славянка – всего 21 человек. Эксперимент проводился в марте – апреле 2004 года. Основой для обучения послужил учебник «Родная речь» В.Г. Горецкого и др.

Обобщенное содержание и последовательность экспериментального обучения представлены в таблице 3:

Таблица 3

Я поднял дерево.

Я поднял дерево – ½½

Оно росло не стоя, ½½

Лесок его, ½½ как в битве, потерял. ½½

Оно½ не говорило со звездою, ½½

И соловей его½ не удивлял. ½½

 

Оно½½, скажу, ½½ ползло в лесу заветном, ½½

Что кронами встречает синеву, ½½

Оно ползло, ½½

Униженное ветром½½

И брошенное намертво в траву! ½½

О нем ½уже не помнила округа, ½½

Ликуя, ½½  вешней свежестью дыша…½½

Я поднял это дерево, ½½

Как друга. ½½

О, ½½ как заговорила в нем душа!

 

 

При изучении стихотворения Рубцова «Тихая моя родина», учащиеся наблюдали за связью между чувствами лирического героя и таким компонентам выразительности как темп чтения. После вторичного чтения текста состоялась беседа:

 

У: Какое чувство при чтении стихотворения возникло; радость,
восторг, сожаление, грусть?

Д: Грусть, так как лирический герой грустит о своей родине и о детстве.

У: О чем это стихотворение?

Д: О родине, о деревне.

У: О чем мы узнали из первого четверостишия?

Д: Мать Рубцова похоронена в той деревне, куда он вернулся.

У: Все ли осталось по-прежнему, как и в детские годы поэта?
Д: Нет, в тихую обитель поэта постепенно входит прогресс: нет реки,
«где я плавал за рыбами», здесь уже гребут сено. Появился канал.

У: Радуют ли поэта новшества?

Д: Нет. Природа испорчена человеком.

У: Прочитайте, как выглядит кладбище. О чем это говорит?

Д: «Купол церковной обители

Яркой травою зарос...».

Деревенское кладбище - символ заброшенного края.

У: Определите отношение поэта к малой родине. Подтвердите
цитатами.

Д: В стихотворении звучит тоска по родине: «...Я ничего не забыл»; «Чувствую... самую смертную связь».

У: Назовите поэтические средства, которые помогли поэту выра­зить свои чувства.

Д:    Эпитеты: (речка) туманная, зеленый (простор), смертная (связь)

У: Почему автор умышленно повторяет эпитет «тихая», дважды
повторяет строку «Тихо ответили жители».

Д: Чтобы подчеркнуть, что, несмотря на все перемены, происходящие в деревне, в памяти поэта она останется такой, какой он видел ее в детстве.

У: В каких строчках, на ваш взгляд, заключается главная мысль
поэта?

Д: Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

У: Для того чтобы выразительно прочитать стихотворение необходимо не только правильно ставить ударения, соблюдать интонацию, ставить паузы, но и соблюдать правильный темп чтения. Темп чтения, так же как и все другие компоненты зависит от того, какие чувства мы хотим передать. Если лирический герой испытывает чувство грусти, мы не должны читать его быстро, и наоборот, если у поэта на душе радость нельзя его читать очень медленно. С каким темпом нужно читать это стихотворение?

Д: Так как поэт испытывает грусть, то нужно читать его медленно, нельзя торопиться.

Работа по формированию навыка выразительного чтения лирических стихотворений по программе данного эксперимента оказалась эффективной. Результаты изложены в контрольном эксперименте.

Контрольный эксперимент

Для того, чтобы определить уровень сформированности умения выразительно читать лирику после специального обучения, был проведен контрольный эксперимент в двух классах: экспериментальном 4 «В» - 21 человек и контрольном 4 «Б» - 21 человек в СОШ №1 п. Славянка. Эксперимент проводился в апреле 2004 года.

Детям из обоих классов было предложено выразительно прочитать наизусть уже знакомое стихотворение М.И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка».

Бежит тропинка с бугорка,

Как бы под детскими ногами,

Все так же сонными лугами

Лениво движется Ока;

 

Колокола звонят в тени,

Спешат удары за ударом,

И все поют о добром, старом,

О детском времени они.

 

О, дни, где утро было рай,

И полдень рай, и все закаты!

Где были шпагами лопаты

И замком царственный сарай.

 

Куда ушли, в какую даль вы?

Что между нами пролегло?

Все так же сонно-тяжело

Качаются на клумбах мальвы…

Порядок проведения контрольного среза.

Каждый из учащихся выразительно читает стихотворение наизусть. Сформированность навыка выразительного чтения лирических стихотворений осуществлялась по следующими критериям:

1. правильное словесное ударение;

2. правильное дыхание;

3. изменение силы голоса;

4. правильная интонация;

5. правильная постановка фразового и логического ударения;

6. правильная постановка пауз;

7. оптимальный темп чтения.

Полученные данные подсчитаны и приведены в количественном и процентном соотношении в таблице.

Таблица 3

Характеристика выразительного чтения знакомого лирического стихотворения в 4 «в» и 4 «б» классах.

Критерии оценки сформированности навыка выразительного чтения

Результаты в процентном и количественном соотношении

4 «в» класс (экспериментальный) 4 «б» класс (контрольный)
Неправильное дыхание 4 чел. (19%) 7 чел. (33%)
Отсутствие смены силы голоса 8 чел. (38%) 12 чел. (57 %)
Неверный выбор интонации 8 чел. (38%) 11 чел. (52 %)
Неправильная постановка фразового и логического ударения 8 чел. (38%) 13 чел. (62 %)
Неправильная постановка пауз 10 чел. (48%) 11 чел. (52 %)
Неверный темп чтения 8 чел. (38%) 13 чел. (62 %)

 

Результаты данного эксперимента показывают, что после специального обучения в экспериментальном классе повысился уровень сформированности навыка выразительного чтения лирики.

- Умение правильно управлять дыханием увеличилось на 19 %;

- Умение изменять силу голоса – на 28 %;

- Умение выбирать нужную интонацию – на 19 %;

- Умение правильно ставить фразовое и логическое ударение – на 24%;

- Умение правильно ставить паузы – на 23 %;

- Умение читать с нужным темпом – на 28 %.

По этим результатам можно сделать вывод, что эффективнее всего была работа над формированием таких компонентов выразительности, как сила голоса, темп чтения и постановка фразового и логического ударения. Уровень сформированности остальных компонентов выразительности (интонации, пауз, дыхания) тоже возросли.

В контрольном 4 «б» классе, где не формировался навык выразительного чтения лирики при помощи специального обучения, результаты практически не изменились.

Выводы по главе II:

 

Во II главе описан педагогический эксперимент, который проходил в 3 этапа. Не первом этапе был проведен констатирующий эксперимент целью которого, было выявление начального уровня сформированности навыка выразительного чтения знакомого лирического стихотворения.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что этот навык у детей развит на невысоком уровне.

Чтобы повысить уровень сформированности навыка выразительно читать лирические стихотворения был разработан и проведен формирующий эксперимент. Программа формирующего эксперимента включает в себя два взаимосвязанных направления:

1. Работа над восприятием лирического стихотворения (работа над языковыми особенностями стихотворения, работа над образом лирического героя, определение темы и идеи стихотворения)

2. Работа над компонентами выразительности: постановка пауз и ударений, дыхание, сила голоса, темп чтения, интонация.

 

На третьем этапе был проведен контрольный эксперимент с целью, выявления сформированности навыка выразительного чтения лирических стихотворений после специального обучения.

Результаты педагогического эксперимента показали, что при специальном обучении формирование у младших школьников навыка выразительного чтения эффективно на материале лирических стихотворений.

По окончанию педагогического эксперимента, во время которого было проведено 9 уроков, направленных на формирование навыка выразительного чтения лирических стихотворений, были получены такие результаты:

- Умение правильно управлять дыханием увеличилось на 19 %;

- Умение изменять силу голоса – на 28 %;

- Умение выбирать нужную интонацию – на 19 %;

- Умение правильно ставить фразовое и логическое ударение – на 24%;

- Умение правильно ставить паузы – на 23 %;

- Умение читать с нужным темпом – на 28 %.

 

Эти результаты показывают, что у детей начальной школы можно сформировать навык выразительного чтения лирических стихотворений, если на каждом уроке уделять этому внимание.

 


Заключение.

Лирику от других жанров отличают эмоционально-окрашенные размышления поэта, его чувства и переживания, а главным объектом художественного познания в лирике является характер поэта, прежде всего его внутренний мир, его умонастроения и эмоции. Также важнейшим свойством лирики является претворение черт личности поэта в образ лирического героя.

При чтении лирики главным является предать чувства и переживания поэта. А это возможно только при выразительном чтении.

Основными компонентами выразительности являются: дыхание, сила голоса, интонация, фразовое и логическое ударение, логические и психологические паузы, тем и ритм, тембр, мимика и жест.

Для того, чтобы дети научились выразительно читать лирику, необходимо у них сформировать интонационные умения.

Но, учитывая возраст детей начальной школы, мы не можем формировать у них все умения сразу. Они формируются последовательно одно за другим на всем этапе обучения литературе. Поэтому можно выделить основные умения, которые необходимо сформировать у учащихся начальной школы:

- умение управлять дыханием;

- умение правильно проанализировать текст;

- умение мысленно воссоздать образы, переданные автором;

- умение выбирать нужную интонацию;

- умение пользоваться логическими и психологическими паузами;   

- умение правильно ставить фразовое и логическое ударение;

Формирование интонационных умений в начальной школе в соответствии с возрастом детей достигается путем практической работы над выразительным чтением без опоры на какие-либо теоретические знания.

Подготовку к выразительному чтению условно делят на три этапа:

а) выяснение конкретного содержания произведения, анализ мотивов поведения действующих лиц, установление идеи произведения и т. п., иначе говоря: осмысливание идейно-тематической основы произведения, его образов в единстве с художественными средствами;

б) разметка текста: проставление пауз, логических ударений,
определение темпа чтения;

в) упражнение в чтении (возможно повторное чтение, пока
не удастся голосом   передать мысли автора, его отношение к
изображенным событиям и действующим лицам).

Но выразительное чтение не является заключительной частью работы над произведением.

Анализ содержания и идейной направленности произведения включает в себя обучение выразительному чтению; они выступают в определенном единстве.

Выразительное чтение лирики отличается от других жанров лишь тем, что, читая лирику необходимо обладать особым чутьем, нужно полностью войти в образ лирического героя и вместе с ним пережить события происходящие с ним.

Так же при чтении лирического стихотворения большое значение играет воображение. Ведь только представив себе ситуацию, которую описывает поэт, ее можно передать при помощи выразительного чтения.

Для того, чтобы у детей формировать навык выразительного чтения лирических стихотворений необходима методическая опора. В школе такой основной опорой является учебник по литературному чтению. Но анализ учебников показал, что на современном этапе авторы-составители учебников очень мало внимания уделяют выразительному чтению лирических стихотворений. Этот вывод сделан на основе отсутствия заданий и вопросов после текста стихотворения, которые бы помогали учителю формировать навык выразительного чтения при чтении лирического стихотворения.

Но, несмотря на то, что учебники не предполагают работу над выразительным чтением лирических стихотворений, этот навык можно сформировать у учащихся младших классов, если на каждом уроке проводить работу по формированию этого навыка.

Для выявления эффективности формирования навыка выразительного чтения на материале лирических стихотворений был проведен педагогический эксперимент, который проходил в 3 этапа. Не первом этапе был проведен констатирующий эксперимент целью которого, было выявление начального уровня сформированности навыка выразительного чтения знакомого лирического стихотворения.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что этот навык у детей развит на невысоком уровне.

Чтобы повысить уровень сформированности навыка выразительно читать лирические стихотворения был разработан и проведен формирующий эксперимент. Программа формирующего эксперимента включает в себя два взаимосвязанных направления:

1. Работа над восприятием лирического стихотворения (работа над языковыми особенностями стихотворения, работа над образом лирического героя, определение темы и идеи стихотворения)

2. Работа над компонентами выразительности: постановка пауз и ударений, дыхание, сила голоса, темп чтения, интонация.

На третьем этапе был проведен контрольный эксперимент с целью, выявления сформированности навыка выразительного чтения лирических стихотворений после специального обучения.

Результаты педагогического эксперимента показали, что при специальном обучении формирование у младших школьников навыка выразительного чтения эффективно на материале лирических стихотворений.

По окончанию педагогического эксперимента, во время которого было проведено 9 уроков, направленных на формирование навыка выразительного чтения лирических стихотворений, были получены такие результаты:

- Умение правильно управлять дыханием увеличилось на 19 %;

- Умение изменять силу голоса – на 28 %;

- Умение выбирать нужную интонацию – на 19 %;

- Умение правильно ставить фразовое и логическое ударение – на 24%;

- Умение правильно ставить паузы – на 23 %;

- Умение читать с нужным темпом – на 28 %.


Библиография.

 

1. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. – М.: Просвещение, 1979. С. 101-135.

2. Аксенов В.Л. Искусство художественного слова. – М.: Просвещение, 1954, С. 64-125

3. Артоболевский Г.В. Художественное чтение. - Книга для учителя и руководителей худож. самодеятельности. - М.: Просвещение, 1978. С. 192-211

4. Баранова С.П., Сластенин В.А. Педагогика - М.: Просвещение, 1976. С. 256 – 277

5. Блинов И.Я. Выразительное чтение и культура устной речи. – М.: Просвещение, 1946. С. 153 - 165

6. Воскресенская А.И., Закожурникова М.Л. Практическое руководство к преподаванию русского языка в начальной школе. – М.: Учпедгиз, 1950. С. 245- 368.

7. Галкина – Федорук Е.М. Современный русский язык. Синтаксис. – М.: 1958. С. 113-121

8. Голованова М.В., Горецкий В.Г. Родная речь – Учебн. по чтению для учащихся нач.шк. В 3 кн. – М.: Просвещение, 1996. – 208 С.

9. Головенченко Ф.М. Введение в литературоведение. - М.: Просвещение, 1979. С. 67-118.

10. Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание. – Учебн. пособие для студентов пед. училищ. Изд. 3-е, перераб. – М.: «Просвещение», 1975. 135 С.

11. Гринберг И.Л. Лирическая поэзия. - М.: Просвещение, 1955. С. 12 -228.

12. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи. – М.: Просвещение, 1966. С. 23 -60.

13. Исаковский М.В. О поэтическом мастерстве. – М.: Сов. писатель, Изд. 3-е, доп., 1960. С. 28 – 43.

14. Завадская Т.Ф. Методика выразительного чтения. – М.: Просвещение, 1985. С. 57-59.

15. Кононыкин Н.П., Щербакова Н.А. Методика русского языка в начальной школе. – Л.: Учпедгиз, 1950. С. 356-518.

16. Карсалова Е.В. Стихи живые сами говорят… - М.: Просвещение, 1991. С. 29- 173.

17. Ковалева А.Г., Степанова А.А. Общая психология. - М: Просвещение, 1973. С. 243 – 264.

18. Кузнецова Е.Г. Урок поэзии в III классе // Нач.шк. - 1994. - №3. - С. 81-85

19. Лисовский А.М. Изучение лирики в школе - Киев: Рад. шк., 1987. С. 123- 190.

20. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт, 1998. С.398- 464.

21. Д.Б. Лихачев Теория эстетического воспитания школьников – М.: Просвещение, 1995. С. 45-55.

22. Михайлов А.А. Азбука стиха. – М.: Мол. гвардия, 1982. С. 135-219.

23. Морозов В.П. Тайны вокальной речи. – Л.: Учпедгиз, 1967. С. 40 – 41.

24. Найденов Б. С., Завадская Т. Ф., Соловьева Н.М. Выразительное чтение. – Пособие для студентов пед.институтов – М.: Просвещение, 1972. – С. 34 -190.

25. Рождественский Н.С. Основы методики начального обучения русскому языку. - М.: Просвещение, 1965. С. 345-534

26. Поспелов Г. Н. Введение в литературоведение. - М.: Просвещение, 1975 С. 156 – 164.

27. Рамзаева Т. Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1979. – С.153-163

28. Редозубов С. П. Методика русского языка в начальной школе. – М.: Учпедгиз, 1954. С. 200-288.

29. Сальникова Т.П. Методика обучения чтению - М.: Просвещение, 1996. С. 111- 154.

30. Тимофеев Л.И. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 1973. С. 65-66

31. Шварц А.И. В лаборатории чтеца. – М.: Просвещение, 1968, с. 113 - 132

Обучение младших школьников выразительному чтению лирических стихотворений

 

Дипломная работа

Выполнила: студентка заочного отделения Тимахова Ольга Владимировна

 

Научный руководитель: к.п.н., ст. преподаватель кафедры ПиМНО Шкляр Ирина Алексеевна

 

 

Дипломная работа защищена

«16» июня 2004 года.

оценка_______________

Председатель ГАК

 

 

Уссурийск, 2004


Оглавление.

Введение......................................................................................................... 3

Глава 1. Теоретические основы обучения выразительному чтению лирических стихотворений (по данным психолого-педагогической, литературоведческой, методической литературы)............................................................................ 7

1. 1. Особенности лирических стихотворений............................................... 7

1.2.Компоненты выразительного чтения.................................................... 10

1. 3.Особенности выразительного чтения лирики...................................... 18

1.4. Психолого-педагогический аспект обучения выразительному чтению лирических стихотворений.......................................................................... 22

1.4.1. Эстетическое воспитание детей в процессе обучения выразительному чтению лирических стихотворений.......................................................................... 22

1. 4.2. Роль воображения при выразительном чтении лирических стихотворений....................................................................................................................... 24

1.5. Методические основы формирования у младших школьников умения выразительно читать лирические стихотворения....................................... 29

1.5.1. Умения, необходимые для выразительного чтения. Формирование интонационных умений................................................................................ 29

1.5.2. Возможности учебников по литературному чтению для осуществления работы над выразительным чтением лирическими стихотворениями...... 36

Глава 2. Особенности формирования у учащихся 4-го класса умения выразительно читать лирические стихотворения (по данным педагогического эксперимента)............................................................................................... 41

2. 1. Констатирующий эксперимент........................................................... 41

2.2. Формирующий эксперимент................................................................. 43

2.3. Контрольный эксперимент................................................................... 54

Заключение................................................................................................... 59

Библиография............................................................................................... 63


Введение.

Актуальность исследования. Чтение, книга – это мощное средство образования, воспитания и развития: умственного, языкового, речевого, нравственного культурного, эстетического, информационного, говоря шире – интеллектуального и чувственного, средство развития всех способностей.

Отсюда одна из первоочередных забот учителя – воспитание у школьников полноценного эмоционального восприятия художественной литературы. Этому содействуют разные виды активной творческой деятельности учащихся на уроке, и в первую очередь выразительное чтение.

Процесс подготовки выразительного чтения создает на уроке атмосферу творческого приобщения к искусству, помогает школьникам с наибольшей полнотой и эмоциональностью постигать идейно-художественную суть изучаемого произведения, формирует умения и навыки творческого подхода к анализу художественного текста и его воплощению в звучащем слове, играет важную роль в развитии устной речи.

Особенно большое значение играет выразительное чтение при изучении лирики.

Лирическая поэзия – важный элемент школьного курса литературы. Она приобщает к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых многообразных её проявлениях.

Являясь высшим выражением духовной культуры народа, она играет чрезвычайно важную роль в формировании гуманистических идеалов и эстетических потребностей личности, особенно в период её становления и развития. Отражая тонкие и сложные движения души, лирическая поэзия открывает младшим школьникам величие цели и смысл гуманистических устремлений человека, нелегкие пути его к добру, красоте и правде. Глубина чувства, отраженная в лирическом произведении, побуждает читателя пристальнее вглядываться в человека, глубже понимать окружающий мир. Лирические строки, воспринятые сердцем, делают нас лучше, отзывчивее, благороднее. Подлинная поэзия проникает в самые сокровенные уголки сознания. Она расширяет духовные горизонты, формирует способность понимать нравственную ценность личности, умение сопереживать.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.72 (0.198 с.)