Количество лирических стихотворений в учебниках для чтения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Количество лирических стихотворений в учебниках для чтения



  «Литературное чтение» «Родная речь»
1класс   30
2класс 48 70
3класс 50 63
4 класс 49 59
Всего 147 212

Как видно из таблицы 1, количество лирических стихотворений достаточно большое (359 стихотворений), при этом учебник "Родная речь" содержит их больше. Разница в 65 стихов говорит о том, что в количественном соотношении выигрывает второй учебник, который дает больше возможности работать над лирическими стихотворениями.

В учебниках по литературному чтению представлены все виды лирики: медитативная, медитативно - изобразительная и собственно изобразительная. Но в начальной школе чаще других видов встречается собственно изобразительная лирика, как правило, пейзажная, которая более понятна учащимся начальной школы.

Анализ школьных учебников показал, что на современном этапе, лирические стихотворения занимают важное место на уроках чтения и отобранный материал создает условия для организации работы над выразительным чтением лирических стихотворений.

Но авторы обоих учебников не включают вопросы и задания, которые способствовали бы выразительному чтению лирических стихотворений.

В учебниках Горецкого совершенно отсутствуют вопросы и задания после текста стихотворений. Поэтому тем учителям, которые работают по этому учебнику, приходится самостоятельно продумывать все вопросы для работы над стихотворением, в том числе и над выразительным чтением.

В учебниках Чураковой предлагаются вопросы и задания по анализу стихотворения, но работа над выразительностью чтения тоже отсутствует.

Вот некоторые из заданий:

Стихотворение Валентина Берестова «Сиротская зима».

- Перечитай первую строфу: о чем же тоскует лирический герой?

- Почему зиму в Ташкенте поэт называет сиротской?

- Какое двойственное чувство вызывает у лирического героя эта зима в южном городе?

Стихотворение Николая Заболоцкого «Весна в лесу».

- Тебе понравилось это стихотворение? Какой из его образов ты представляешь лучше всего?

- Как лирический герой воспринимает природу весной?

- Правильно ли будет сказать, что в разных частях стихотворения поэт создает два разных образа весенней природы? Так что же такое весенняя природа для лирического героя?

В обоих учебниках представлено большое количество многообразных лирических стихотворений и это создает хорошую базу для работы над ними. Но отсутствие заданий в учебниках, помогающих выразительно читать лирические стихотворения, является большим недостатком. Работая по данным учебникам, учителю необходимо самостоятельно продумывать работу над выразительным чтением лирических стихотворений.

Выводы по главе I:

 

Лирику от других жанров отличают эмоционально-окрашенные размышления поэта, его чувства и переживания, а главным объектом художественного познания в лирике является характер поэта, прежде всего его внутренний мир, его умонастроения и эмоции. Также важнейшим свойством лирики является претворение черт личности поэта в образ лирического героя.

Передать те чувства и переживания, которые охватывали душу поэта можно лишь посредствам выразительного чтения.

Для того чтобы научиться выразительно читать, необходимо овладеть основным компонентами выразительности, такими как: дыхание, сила голоса, интонация, фразовое и логическое ударение, логические и психологические паузы, тем и ритм, тембр, мимика и жест.

Но, учитывая возраст детей начальной школы, мы не можем формировать у них все интонационные умения сразу. Они формируются последовательно одно за другим на всем этапе обучения литературе. Поэтому можно выделить основные умения, которые необходимо сформировать у учащихся начальной школы:

- умение управлять дыханием;

- умение правильно проанализировать текст;

- умение мысленно воссоздать образы, переданные автором;

- умение выбирать нужную интонацию;

- умение пользоваться логическими и психологическими паузами;   

- умение правильно ставить фразовое и логическое ударение;

Формирование интонационных умений в начальной школе в соответствии с возрастом детей достигается путем практической работы над выразительным чтением без опоры на какие-либо теоретические знания.

 

Подготовку к выразительному чтению условно делят на три этапа:

а) выяснение конкретного содержания произведения, анализ мотивов поведения действующих лиц, установление идеи произведения и т. п., иначе говоря: осмысливание идейно-тематической основы произведения, его образов в единстве с художественными средствами;

б) разметка текста: проставление пауз, логических ударений,
определение темпа чтения;

в) упражнение в чтении (возможно повторное  чтение, пока
не удастся голосом передать мысли автора, его отношение к
изображенным событиям и действующим лицам).

Но выразительное чтение не является заключительной частью работы над произведением.

Анализ содержания и идейной направленности произведения включает в себя обучение выразительному чтению; они выступают в определенном единстве.

Выразительное чтение лирики отличается от других жанров лишь тем, что, читая лирику необходимо обладать особым чутьем, нужно полностью войти в образ лирического героя и вместе с ним пережить события происходящие с ним.

Так же при чтении лирического стихотворения большое значение играет воображение. Ведь только представив себе ситуацию, которую описывает поэт, ее можно передать при помощи выразительного чтения.

Для того, чтобы у детей формировать навык выразительного чтения лирических стихотворений необходима методическая опора. В школе такой основной опорой является учебник по литературному чтению. Но анализ учебников показал, что на современном этапе авторы-составители учебников очень мало внимания уделяют выразительному чтению лирических стихотворений. Этот вывод сделан на основе отсутствия заданий и вопросов после текста стихотворения, которые бы помогали учителю формировать навык выразительного чтения при чтении лирического стихотворения.


Глава 2. Особенности формирования у учащихся 4-го класса умения выразительно читать лирические стихотворения (по данным педагогического эксперимента)

Констатирующий эксперимент

Для того, чтобы определить начальный уровень сформированности умения выразительно читать лирику, был проведен констатирующий эксперимент в двух классах: экспериментальном 4 «В» - 21 человек и контрольном 4 «Б» - 21 человек в СОШ №1 п. Славянка. Эксперимент проводился в феврале 2004 года.

Оба класса занимаются по учебнику В.Г. Горецкого «Родная речь».

Во время констатирующего эксперимента были посещены уроки чтения в четвертых классах с целью выяснения, насколько выразительно учащиеся умеют читать лирические стихотворения.

Детям было предложено прочитать наизусть стихотворение А. С. Пушкина «Туча», которое они изучили ранее.

Туча.

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

 

Ты небо недавно кругом облегала,

И молния грозно тебя обвивала;

И ты издавала таинственный гром

И алчную землю поила дождем.

 

Довольно, сокройся! Пора миновалась,

Земля освежилась, и буря промчалась,

И ветер, лаская листочки древес,

Тебя с успокоенных гонит небес.

 

Порядок проведения экспериментальной работы.

Каждый из учащихся выразительно читает стихотворение наизусть. Сформированность навыка выразительного чтения лирических стихотворений осуществлялась по следующими критериям:

1. правильное словесное ударение;

2. правильное дыхание;

3. изменение силы голоса;

4. правильная интонация;

5. правильная постановка фразового и логического ударения;

6. правильная расстановка пауз;

7. оптимальный темп чтения.

Полученные данные подсчитаны и приведены в количественном и процентном соотношении в таблице 2.

Таблица 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.119.66 (0.009 с.)