Тема: Конфликтные ситуации в межкультурной среде. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Конфликтные ситуации в межкультурной среде.



На данном практическом занятии формируется универсальная компетенция:

  • способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия (УК-5).

·

Индикатор:

УК-5.4. Выбор способа поведения в поликультурном коллективе при конфликтной ситуации.

Цели:

В результате выполнения предложенных заданий, анализа и обсуждения полученных результатов, вы сможете:

· выявлять последовательность появления элементов межкультурного конфликта;

· развивать навыки идентификации межкультурных конфликтов;

· разрабатывать стратегии разрешения конфликтных ситуаций в условиях межкультурного взаимодействия;

· активно участвовать в разрешении конфликтных ситуаций в условиях межкультурного взаимодействия.

Ключевые слова:

Межкультурный конфликт Элементы конфликта Рефлексивный отчет Динамика конфликта Разрешение конфликта

Задание 1. Проанализируйте приведённые ситуации. Найдите элементы межкультурного конфликта, указанные ниже, отметьте их, записав на пустых строках или подчеркиванием в тексте, укажите порядковый номер элемента:

  1. Причина
  2. Инцидент
  3. Активные действия субъекта
  4. Ответная реакция
  5. Завершение
  6. Разрешение противоречий
  7. Разрешение конфликта

·

Ситуация 1.

С автоматической линии завода идет брак. Энергетик и механики, выходцы из Молдавии, обвиняют в этом друг друга. Начальник цеха, выходец из Молдавии, поручил начальнику технического бюро разобраться. Тот под различными предлогами уходит от решения. Тогда начальник цеха дал задание заместителю начальника цеха по технике, однако и тот не разобрался в ситуации. На совещании оба начальника выступили с предложением депремировать спорящие службы. И энергетик, и механики возмущены и заявили, что будут оспаривать это решение, обратившись к вышестоящему руководству, а если это не поможет – в вышестоящие инстанции.

 

 

Ситуация 2.

Сотрудники отдела проектирования получили от начальства очень важное задание с жесткими сроками исполнения. Оно состояло в разработке продукта для одного из постоянных клиентов. Через некоторое время выяснилось, что существует риск не успеть закончить задание к назначенной дате из-за скрупулезного подхода к созданию проекта. Руководитель отдела заявил, что важнее уложиться в срок, так как в противном случае вышестоящее начальство может объявить работникам выговор и лишить их премий. Но главный проектировщик, выходец из Германии, возразил, что нельзя жертвовать качеством продукта, так как из-за подобного подхода можно потерять клиентов, репутация фирмы может пострадать. В итоге между ними разгорелся скандал.

 

Задание 2. Межкультурные конфликты.

Межкультурный конфликт— это конфликт картин мира, интерпретаций и установок, присущих тем или иным социальным группам.

Опишите любой межкультурный конфликт,  пользуясь элементами из Задания 1, в котором вы принимали участие (или оказались его свидетелем, слышали о нём):

 

Какие меры, на ваш взгляд, нужно предпринять для предотвращениямежкультурных конфликтов:

 

Задание 3. Решите ситуационные задачи. Выскажите ваши соображения по конструктивному разрешению ситуации.

Ситуация 1.

Руководитель подразделения всякий раз, ведя серьезный разговор со своими подчиненными, выходцами из Таджикистана, попадает в затруднительное положение. Двое подчиненных, когда их спрашивают, почему они так поступил, отделываются молчанием, разводят руками, непонятно, воспринимают ли они критику, в результате руководитель расстраивается или злится. Двое других подчиненных реагируют на критику очень эмоционально, не удается довести разговор до конца, вот и сейчас один причитает, сетует на несправедливое отношение к иностранцам, а женщина готова расплакаться.

Как руководитель может донести до подчиненных свои соображения и улучшить работу в подразделении?

 

 

Ситуация 2.

Руководитель крупной фирмы принял на работу молодого перспективного специалиста, выходца из Турции, который окончил престижный вуз и превосходно справляется с работой. Вместе с тем, он резок и заносчив с другими работниками, особенно с обслуживающим персоналом. Руководитель в последнее время постоянно получает сигналы такого рода, а сегодня пришло письменное заявление от секретаря по поводу грубости молодого специалиста.

Какие замечания и каким образом должен сделать руководитель, чтобы повлиять на молодого специалиста и улучшить стиль его общения?

 

Задание 4. «Возможная причина межкультурного конфликта».

Ознакомьтесь с ситуацией:

«Молодой представитель американской фирмы на официальном приеме в японской фирме-партнере небрежно похлопал по плечу пожилого президента фирмы и сказал шутливо несколько неформальных слов. Президент японской фирмы побледнел; не прощаясь, он покинул прием и не стал поддерживать отношения с этой американской фирмой».

Прокомментируйте данную ситуацию с точки зрения разных подходов к деловому взаимодействию в низкоконтекстных (индивидуалистских) и высоконтекстных (коллективистских) культурах.

Низкоконтекстные культуры - это культуры, в которых большая часть информации содержится в словах, а не в контексте общения, люди открыто выражают свои желания, намерения, не предполагая, что их можно понять из ситуации общения. При этом наибольшее значение придается речи (письменной и устной), а также обсуждению деталей: ничего не остается неназванным и недоговоренным. Предпочтителен прямой и открытый стиль общения, в котором вещи называются своими именами.

Высококонтекстные культуры считаются коллективистскими. При этом большое значение придается личным взаимоотношениям и устным договоренностям. Существует множество скрытых правил и требований, регулирующих каждодневную жизнь людей. Они определяют принятые в обществе нормы поведения, которые строго соблюдаются.

Ответьте на вопрос: Насколько важны невербальные средства общения в деловой коммуникации как способ избегания конфликтов.

Задание 5. Изучите описание потенциально конфликтных ситуаций на рабочем месте. По итогам обсуждения ситуаций в малых группах (по 3, 4 чел.) предложите свои способы снятия напряженности и предотвращения конфликта.

 

1. Празднование группой работников национальных праздников так, что мешает остальным работникам, например, пение, пляски и танцы в рабочее время, жертвоприношения животных

 

 

2. Разногласия на почве вероисповедания, споры о том, какая религия лучше, требования предоставить перерывы в течение дня для совершения религиозных обрядов

 

 

3. Разногласия по причине ношения национальной одежды, например, тюрбан, паранджа

 

 

4. Работники говорят на разных языках и требуют, в частности, дублирования названий на вывесках, внутренних документов фирмы, проведения рабочих совещаний в некоторых подразделениях фирмы на другом языке.

 

 

Рефлексивный отчет

Проведите рефлексивный анализ хода вашей работы на практическом занятии. Предмет анализа и обсуждения – ваша деятельность над учебной ситуацией.

 

Какие умения освоили:

 

 

Опираясь на полученные результаты выполненных заданий, сформулируйте свои дальнейшие шаги на пути личностного и профессионального роста

 

Практическое занятие 7



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 1128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.171 (0.009 с.)