Тема: Способы и методы интеграции в межкультурную среду профессиональной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Способы и методы интеграции в межкультурную среду профессиональной деятельности



 

На данном практическом занятии формируется универсальная компетенция

  • способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия (УК-5).

·

· Индикатор:

  • УК-5.2. Выбор способов интеграции работников, принадлежащих к разным культурам, в производственную команду.

Цели:

  • способен определять способы интеграции работников, принадлежащих к разным культурам, в производственную команду;

Ключевые слова:

Межкультурное взаимодействие Ценностно-нормативная система Адаптация Интеграция Этноцентризм Релятивизм

 

Форма работы: индивидуальная и групповая.

Задание 1. «Культурный шок».

Состояние физического и эмоционального дискомфорта, возникающего в процессе приспособления личности к новому культурному окружению, специалисты называют культурным шоком. Термин «культурный шок» был введен в научный обиход американским исследователем К. Обергом в 1960 г., когда он отметил, что вхождение в новую культуру сопровождается рядом неприятных ощущений.

1) Назовите основные симптомы культурного шока и приведите примеры на каждый из них.

 

2) Подумайте, представители каких культур легче или труднее адаптируются в России? Какие действия нужно предпринять, чтобы помочь интегрироваться в трудовой коллектив?

Задание 2. Решите кейс.

Для того чтобы осуществлять межкультурную коммуникацию в организации или в целом в обществе, необходимо знать и практически применять ее правила. Применив знания о правилах межкультурной коммуникации, полученные на лекциях и в рекомендованных учебных материалах, ответьте на вопросы задания, выполнив следующий кейс. Разрешая подобные ситуации в процессе учебных тренингов, Вы приобретете навык осуществлять коммуникацию между носителями разных культур и представителями разных субкультур.

Ситуация: Однажды стокгольмский епископ приехал в США по делам. — Будьте осторожны с американскими журналистами, — напутствовали священника. — Там ради сенсации могут написать что угодно. Поэтому, когда в Нью-Йорке нахрапистый репортер местной газеты с ходу задал епископу провокационный вопрос: “А не собираетесь ли Вы посетить места, где можно повеселиться ночью?”, тот опасливо спросил: “А что, здесь есть такие места?” На следующий день газета вышла с интервью на первой странице под огромным заголовком: “Первый вопрос шведского епископа: есть ли в Нью-Йорке места, где можно повеселиться ночью?”

Задание: Сформируйте группы из 4-5 чел. и обсудите следующие вопросы:

1) какие уловки использовал в данной ситуации журналист, задавая свой вопрос?

Приведите свой пример подобной уловки

 

2) Можно ли говорить о том, что в ситуации участвуют представители разных субкультур?

 

3) Можно ли говорить о культурном непонимании между европейцем (епископом) и американцем (журналистом)? 

 

 

4) Как в настоящий момент происходит диалог между представителями религиозной и светской культур? Какие правила нормативной культуры нарушены одним из участников культурного взаимодействия?

 

Задание 3. Предложите способы адаптации и интеграции студентов разной этнической принадлежности (из национальных республик России, зарубежных студентов) в вашей группе.

 

Задание 4. «Мотивация».

Ответьте на вопросы, ознакомившись с анекдотом:

Тонет корабль. Капитан просит всех пассажиров перебраться в шлюпки, но пассажиры боятся спрыгнуть с борта. Тогда капитан подходит к каждому пассажиру, что-то говорит им на ухо, и все быстро прыгают в шлюпки. Помощник интересуется:

- Капитан, а что вы им такое сказали?

- К каждому свой подход. Немцам я сказал, что это приказ. Американцам сказал, что это патриотично. А русским – что это запрещено».

На каких стереотипных представлениях основан следующий анекдот? Можно ли использовать такой подход для трудовой мотивации в поликультурном коллективе?

Ответы на вопросы обсуждаются в группе.

 

Задание 5. Ролевая игра «Один равен одному».

Количество участников — любое

Продолжительность — Этап А — 15 минут; этап Б — 15 минут;

этап В — 20 минут; анализ — 15 минут.

Цель:

Помочь участникам узнать и понять друг друга в рамках группы. Продемонстрировать одновременно схожесть и различия людей. Сформировать понимание самобытности личности и ее ценности.

Материалы:

Мел и список социальных групп для этапа А. Листы бумаги по числу участников для этапа Б.

Инструкции:

Этап А. Различия

1. Ведущий готовит помещение для проведения данного метода. В нем должно быть много открытого пространства, чтобы у участников была возможность для свободного перемещения.

2. Мелом необходимо провести на полу черту, условно разделяющую помещение

на две половины.

3. Ведущий становится на черту, а участникам предлагает собраться в одной из частей помещения.

4. Затем он предлагает перейти черту тем, кто, к примеру, носит брюки, занимается кулинарией и т.п. Каждый раз, когда все участники сделают свой выбор и занимают определенное положение с той или иной стороны черты, ведущий предлагает им вернуться на свое место.

5. Когда группа достаточно "разогреется", можно перейти к более специфическим вариантам, относящимся к межкультурному взаимодействию. Например, попросить перейти черту тех, кто чувствует себя представителем определенной культуры, профессии, конфессии, испытывал на себе дискриминацию по какому-либо признаку (желательно, чтобы каждый участник хотя бы 1 раз перешел черту).

Этап Б. Уникальность

1. Ведущий рассказывает о том, что достаточно большое количество людей носит майки с логотипами или лозунгами.

2. Участникам предлагается нарисовать логотип для своей майки, который бы отражал их индивидуальные личностные качества, в т.ч. этнические особенности.

3. Ведущий раздает бумагу участникам и сообщает, что на данную работу отводится 15 минут.

4. Когда все участники закончат работу, они прикрепляют рисунки логотипов на майки и некоторое время ходят по помещению, чтобы показать свой логотип и посмотреть логотипы других.

Этап В. Поиск общих черт

1. Ведущий просит каждого участников объединиться в четверки (могут быть 5-ки, если количество участников не кратно 4), затем сообщает, что каждая четверка (или пятерка) – это строительная бригада (фирма, компания, финансовый отдел, конструкторское бюро ­— в зависимости от направления подготовки). В ходе обсуждения нужно найти три общие черты: то, что они делают или ощущают ВСЕГДА, что они делают и ощущают ИНОГДА и то, чего они не делают НИКОГДА.

2. Далее группы из 4 (5) человек объединяются в группы по 8 (9,10) человек, которым

предлагается проделать аналогичную работу.

3. Этап В завершится, когда все участники образуют одну группу, выделив три общие черты, присущие всем. Ведущему необходимо проверить, действительно ли вся группа выделила три общие черты.

Ответьте на вопросы:

 

  1. Что вы испытывали, когда вам приходилось перешагивать через черту?

 

 

  1. Всегда ли вам легко удавалось сделать этот шаг?

 

 

  1. Что вы почувствовали, когда утвердили свою уникальность и увидели, что вы

отличаетесь от всех остальных участников?

 

 

  1. Что вы ощутили, когда узнали, что имеете такие же черты, как и остальные члены группы?

 

 

  1. Приходилось ли вам когда-либо скрывать, кто вы есть, или отказываться от части своей самобытности, чтобы вас приняли в обществе?

 

 

в трудовом коллективе?

6. Проявляли ли по отношению к вам дискриминацию, потому что вы иной (по культуре, внешности, напр., цвету кожи, чертам лица) или потому что вы были с кем-то, кто был иным,

в обществе?

в трудовом коллективе?

7. Удавалось ли вам обнаружить и преодолеть коммуникативные барьеры в ходе обсуждения? __________________________________________________________________

 

Обсуждение результатов в группе.

 

Практическое занятие 5.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 466; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.008 с.)