Какие выводы вы можете сделать? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какие выводы вы можете сделать?



СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

ПСИХОЛОГИЯ

Рабочая тетрадь к выполнению практических работ
по дисциплине «Социальные  коммуникации. Психология» для студентов магистратуры очной формы обучения направления подготовки 08.04.01 Строительство, все профили подготовки

 

Выполнил:

Ф.И.О. ________________________________________________

 

Институт ______________________________________________

 

Курс, группа ___________________________________________

 

Преподаватель __________________________

Москва, 2020 г.


 

Практическое занятие 1

Тема: Психологический инструментарий для определения уровня самооценки и уровня притязаний

 

На данном практическом занятии формируется компетентность:

· способность определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки и образования в течение всей жизни (УК-6).

Индикаторами достижения этой компетенции являются умение:

  • определять уровень самооценки и уровень притязаний как основу для выбора приоритетов собственной деятельности (УК-6.1);
  • определять приоритеты собственной профессиональной деятельности, личностного развития и профессионального роста (УК-6.2)

Цели:

В результате выполнения предложенных заданий, анализа и обсуждения полученных результатов, вы приобретете опыт:

· использования психологического инструментария для определения уровня самооценки и уровня притязаний;

· выбора приоритетов собственной профессиональной деятельности и профессионального роста.

Ключевые слова:

Самооценка Уровень притязаний Приоритеты  

 

Форма работы: индивидуальная и групповая.

Самооценка — это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в свойственных человеку установках. Это явление уникальное, сугубо индивидуальное и субъективное; образно говоря, «внутренние весы» человека, на которых он «взвешивает» свои достоинства и недостатки. Самооценка — это отношение человека к себе, своему характеру, внешнему виду, речи и т. п.

Человек выступает для самого себя как особый объект познания.
Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Она тесно связана с уровнем притязаний человека, то есть степенью трудности целей, которые он ставит перед собой.

Самооценка человека может быть оптимальной и неоптимальной. При оптимальной, адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. Адекватная самооценка является итогом поиска реальной меры, то есть без слишком большой переоценки и без излишней критичности к своему общению, деятельности и поведению.

Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека — потребностью в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества, профессионала в глазах окружающих и в своем собственном мнении.

Основными средствами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, самотестирование, самокритика, сравнение.

Задание 1. Дискуссия «Поговорим с великими»

Выскажите свое мнение по поводу афоризмов. Согласны ли вы с ними? Актуальны ли они сегодня?

«Каждый человек стоит ровно столько, во сколько он сам себя оценивает» (Ф. Рабле).
«Не нужно ценить себя выше своих способностей и не нужно себя унижать» (И. Гете).
«Если кто-либо похвалит тебя, проверь сам, верно ли это» (Катон Старший).
«Умный человек не тот, кто много знает, а тот, кто знает самого себя» (И. Гете).

«Человека нужно оценивать не только по его делам, но и по его стремлениям» (Демокрит).

Задание 2. Тест «Самооценка»

Инструкция: Каждый человек имеет определенные представления об идеале наиболее ценных свойств личности. На эти качества люди ориентируются в процессе самовоспитания. Какие качества вы более всего цените в людях? У разных людей эти представления неодинаковы, а потому не совпадают результаты самовоспитания. Какие же представления об идеале имеются у вас?

Разобраться в этом вам поможет следующее задание, которое выполняется в два этапа.

Тест может быть распечатан на бланке (либо использован ресурс Интернет).

https://www.psyoffice.ru/3-0-praktikum-ocenka.htm

Бланк для самотестирования (1 этап) (используйте оборотную часть листа)

Этап 2

Внимательно рассмотрите качества личности, выписанные вами из первого набора, найдите среди них такие, которыми вы обладаете реально. Обведите цифры при них кружочками. Теперь переходите ко второму набору качеств, затем третьему и четвертому.

Обработка

1.Подсчитайте, сколько вы нашли у себя реальных качеств (Р).

 

Р =_______________

 

2. Подсчитайте количество идеальных качеств, выписанных вами (И), а затем вычислите их процентное отношение.

 

 

И=______________

С= Р Х 100%

И

 

С =

Результаты сопоставьте с оценочной шкалой

Какой уровень самооценки вы определили у себя?

 

 

Как это отражается на ваших взаимоотношениях с другими людьми и на вашей деятельности (учебной и профессиональной)?

 

Необходимо ли вам оптимизировать самооценку? Как это можно сделать?

 

Выбор и эффективность в любой профессии связан с ее личностным и профессиональным осознанием.

Задание 3. Упражнение «Я и профессия»

Инструкция: Упражнение проводиться индивидуально и направлено на самоосознание  выбора собственной профессии. В течение 5 минут вы думаете и конспектируете для себя, а затем хотелось бы услышать мнение каждого, по первому вопросу.

Какие внешние и внутренние мотивы способствовали выбору вашей профессии?

 

 

Какие личностными качествами обладаете Вы, для осуществления своей профессиональной деятельности?

 

Задание 4. Упражнение «Метафоры»

Мы редко задумываемся о том, какое значение в нашей жизни имеет метафора. А ведь есть красивые метафоры — «начать с чистого листа», «столкнулся с преградой», «витала в облаках», «искать общий язык» и др. Подобные метафоры служат не только украшением, но и помогают отразить индивидуальные особенности нашего видения мира, себя, других людей.

Инструкция: Давайте сегодня попробуем поискать яркие неординарные метафоры, связанные с нашим ощущением себя в профессиональной деятельности. Может быть, в результате мы сможем узнать о самих себе что-то новое.

1. Закончите фразу: «Я в профессии это

Закончите это предложение какой-либо метафорой, связанной... с питанием. Не удивляйтесь! Просто поищите яркий и точный образ, наиболее полно отражающий ваше восприятие себя в профессии через метафору из области питания.

Определения озвучиваются всеми желающими.

2. Закончите фразу: «Я в профессии это —                                                                                             

Теперь нужно закончить это предложение метафорой какой-либо геометрический фигуры.

Определения озвучиваются всеми желающими.

3. Закончите фразу: «Я в профессии это —                                                                                             

Третьим заданием будет завершение этого предложения метафорой из области человеческих отношений.

4. Напишите: «Я в профессии это —                                                                                           

Прочтите еще раз те три определения себя в профессии, которые вы придумали, и подчеркните ключевые слова или словосочетания в каждом из них. А теперь придумайте метафорическое определение себя в профессии, в котором использовались бы все три слова или словосочетания.

После выполнения задания участники также озвучивают свои метафоры.

Задание 5. Тренинговое упражнение «Я и другие»

Это упражнение поможет вам осознать, как вы ощущаете себя в профессиональной деятельности в сравнении с другими.

Инструкция: Необходимо разделиться две подгруппы, которые будут формировать внутренний и внешний круг. Внешний круг будет до тех пор передвигаться по часовой стрелке вперед, пока каждый из участников не вернется на свое место. При этом каждому необходимо произносить следующие фразы:

 

У меня лучше, чем у тебя получается в профессиональной деятельности…

 

У меня хуже, чем у тебя получается в профессиональной деятельности…

 

Выполняя это упражнение внимательно слушаем собеседника, ничего при этом не оспаривая и не возражая!

 

 

Какие чувства Вы испытывали, когда слышали определенные заключения в свой адрес?

 


Хотелось ли вам возразить, вступить в дискуссию?

 

Что у вас получается лучше других в профессиональной и учебной деятельности?

 

В чем вы уступаете другим в профессиональной и учебной деятельности?

 

Какие выводы вы сделали из услышанного?

 

Задание 6. «Не все из вас знают, что я…»

Инструкция: Давайте немного абстрагируемся от профессиональной деятельности и вспомним, что мы творческие люди, имеющие свои достоинства. Для этого нам необходимо будет вслух продолжить предложение «Не все из вас знают, что я…». Необходимо, чтобы все высказались.

Рефлексивный отчет

Проведите рефлексивный анализ этого практического занятия по трем составляющим:

рефлексия содержания работы, когда предметом анализа и обсуждения становится учебный материал, с которым вы работали (что узнали – знания)

 

рефлексия хода работы, когда предметом анализа и обсуждения становится ваша деятельность над учебной ситуацией (как узнали и какие умения освоили)

 

 

рефлексия психологического состояния, личностного и профессионального роста (что из изученного вы можете использовать для своего развития)

Практическое занятие 2

Задание 1.  Невысказанные ожидания

Вы приступаете к изучению новой дисциплины «Социальные, психологические и правовые коммуникации», вы были активными участниками педагогического процесса, и у вас, безусловно, сформировались свои представления, ожидания, намерения и опасения.

Заполните табл. 1 «Ожидания и опасения»

 

Таблица 1. «Ожидания и опасения»

Ожидания Опасения

от занятий (учебного материала)

   

от преподавателя

   
от группы  
   
от себя  
   

Задание 2

1. Цели, даже маленькие, следует учиться ставить грамотно, и обязательно фиксировать их для себя письменно.

Запишите здесь одно любое ваше желание, имеющее отношение к вашей профессиональной жизни._______________________________________________________

Как вы считаете, записанное вами желание является целью? _____________________

Почему? _________________________________________________________________

Уметь поставить цель – это значит:

Во-первых, сформулировать цель так, чтобы наша психика (душа) приняла наше желание и запустила необходимые психические процессы: эмоции, мышление, волю и т.п. Для этого нужно следующее.

· Сформулировать цель утвердительно и позитивно.

2. Начинать формулировку цели следует с глагола – действия, которое вы намерены совершить.

Проверьте, соответствует ли ваша формулировка данному правилу. Если «да», переходите к п. 3; если нет – перепишите ее еще раз в соответствии с обозначенным правилом: ____________________________________________________________________

 

· Цель должна относиться лично к вам и находится под вашим контролем.

3. Для формулировки цели используются слова «хочу», «намерен». Если формулировка начинается со слов «должен», «обязан», то эта цель не ваша.

Проверьте, соответствует ли ваша формулировка данному правилу. Если «да», переходите к п. 4; если нет – перепишите ее еще раз в соответствии с обозначенным правилом: __________________________________________

· Цель находится в нужном контексте (пределы уместности цели).

4. Важно определить где, когда и с кем вы хотите достичь вашей цели. Помните о времени: цель должна иметь установленные сроки достижения.

Обозначьте сроки, в которые будет достигнута ваша цель. ___________

Во-вторых, за каждым решением видеть конкретный результат.

Это значит, что сформулированную на словах цель необходимо проверяться на всех уровнях психики, то есть видеть картинки, слышать звуки, чувствовать запахи, ощущать вкус. Этот процесс называется визуализацией.

 

Задание 3.Опросник самоорганизации деятельности

Тест может быть распечатан на бланке (либо использован ресурс Интернет).

https://psycabi.net/testy/590-tajm-menedzhment-test-oprosnik-samoorganizatsii-deyatelnosti-osd-psikhodiagnostika-upravleniya-vremenem

Инструкция: Вам предлагается ряд утверждений, касающихся различных сторон Вашей жизни и способов обращения со временем. Обведите на шкале ту цифру, которая в наибольшей мере характеризует Вас и отражает Вашу точку зрения (1 — полное несогласие, 7 — полное согласие с данным утверждением, 4 — середина шкалы, остальные цифры — промежуточные значения).

Ключ

Шкала Прямые утверждения Обратные утверждения Результат
Планомерность 2, 4, 8, 11    
Целеустремленность 7, 14, 18, 20, 25 23  
Настойчивость   1, 5, 10, 15, 21  
Фиксация 3, 6, 13, 17, 24    
Самоорганизация 16, 19, 22    
Ориентация на настоящее 9, 12    

Нормативные значения

Шкала

Мужчины

Женщины

M σ M σ
Планомерность 19,03 4,61 17,41 5,43
Целеустремленность 32,96 4,79 32,48 7,13
Настойчивость 19,57 5,49 22,19 6,21
Фиксация 19,19 4,75 18,47 5,45
Самоорганизация 9,99 5,00 9,49 4,14
Ориентация на настоящее 8,51 1,86 8,27 3,19
Общий показатель 109,24 15,13 108,30 19,02

Высокий общий суммарный балл характеризует человека, которому свойственно видеть и ставить цели, планировать свою деятельность, в том числе с помощью внешних средств, и, проявляя волевые качества и настойчивость, идти к ее достижению. Низкий общий суммарный балл характеризует человека, которому не свойственно планировать свою ежедневную активность и прилагать волевые усилия для завершения начатых дел.

 

Вывод

 

Для большей эффективности самоорганизации и целеполагания мне необходимо развивать качества:

 

Задание 4. Деловая игра «Мой путь к успеху»

Игра заключается в том, чтобы, сформулировав свои профессиональные задачи и разбившись на группы по интересам, вы смогли выбрать единую цель и сообща разработать программу ее реализации, закрепить навыки оптимального планирования для решения профессиональных задач, получить опыт группового взаимодействия для достижения.

а) Целеполагание

1 этап.

Инструкция:В течение 10 мин на листке бумаги вам необходимо написать три цели, связанные с вашей профессиональной деятельностью. Цели могут быть связаны с теми профессиями, которые участники вы получаете в вузе, а если вы не предполагаете работать по специальности, то с другими. Желательно, чтобы эти цели были реальными.

1 цель:

2 цель:

3 цель:

2 этап. У вас есть три профессиональные цели, вы их записали. Теперь вам надо найти единомышленников, т.е. людей со схожими задачами, и создать малое предприятие с ограниченной ответственностью для формирования оптимального плана реализации ваших целей. Возможно, при этом вам придется пожертвовать какой-то своей целью, чтобы найти свою группу и не остаться в одиночестве. Может быть даже всеми целями. Взвешивайте, что вам важнее.

В каждой группе может быть не более 7 человек. В процессе формирования группы может выявиться лидер, который соберет вокруг себя «единоцельников», возможны и другие варианты формирования групп.

3 этап. Если в вашей группе нет лидера, вы его выбираете. Он будет руководить работой, следить за временем, презентовать результат. Далее вы должны выбрать одну единственную цель из всех тех, которые были заявлены в вашей группе. Принцип выбора общей цели должен быть коротко озвучен на последующей презентации.

3 этап. Совместными усилиями определите, какие мотивы могут быть основой для поставленной цели. Это важно для того, чтобы ваша цель опиралась на конкретные потребности, способные дать энергию вашей деятельности. Составьте программу реализации цели в соответствии с критериями оптимального планирования. При составлении программы реализации обязательно должны быть учтены возможные риски, ограничения и необходимые ресурсы (личностные, социальные, внешние).

б) Презентация

1 этап. Презентация программы каждой группой.

2 этап. Вопросы и замечания аудитории с целью корректировки и усовершенствования плана реализации.

в) Обсуждение

Необходимо провести групповой анализ для качественной оценки роли и работы каждого участника внутри группы.

Кому удалось реализовать свои профессиональные задачи и что вы для этого сделали?

 

Кому пришлось пожертвовать своими интересами и во имя чего? Что вы приобрели или потеряли в результате?

 

Была ли роль, которую вы играли в группе, комфортной для вас? Что вы делали, чтобы повысить уровень собственной комфортности?

 

Кому удалось открыть в себе новые ресурсы и возможности в процессе поиска единомышленников и составления программы реализации цели?

 

Практическое занятие 3.

Цели:

Ключевые слова:

Межкультурное взаимодействие Ценностно-нормативная система Этнические различия Конфессии Миграция Культурные ассимиляторы

 

Форма работы: индивидуальная и групповая.

Задание 1. Ценностные ориентации личности в контексте межкультурного взаимодействия.

Проранжируйте ценности из предложенного списка по степени их значимости для вас как члена поликультурного коллектива.

№№ пп Список ценностей Ранг (номер)
1 Здоровье  
2 Общественное признание  
3 Материальное благополучие  
4 Интерес к содержанию национальных культур  
5 Профессиональная карьера  
6 Высокий социальный статус  
7 Оценка человека не зависимо от его культурной принадлежности  
8 Активное общение между людьми  
9 Любовь, хорошая, дружная семья  
10 Интерес к людям – представителям иных культур  
11 Власть  
12 Интересная работа  
13 Полное использование своих возможностей, сил и способностей  
14 Доброжелательное отношение окружающих  
15 Плюрализм мнений  
16 Наличие большого количества друзей  
17 Непримиримость к недостаткам в себе и других  
18 Толерантность  
19 Большие заработки  
20 Понимание культурных особенностей, присущих окружающим  

Если из шести поликультурных ценностей, отраженных в списке, в первую десятку иерархии попали 1-2, это характеризует неприятие поликультурных ценностей как личностно значимых, если 3-4 – недостаточное принятие, 5-6 – полное осознание поликультурных ценностей как личностно значимых.

Задание 2. Мои предпочтения.

Обозначьте свое согласие (да) или несогласие (нет) с каждым из нижеприведенных утверждений:

 

№№ пп Утверждения Да Нет
1 Человек может быть хорошим и плохим не зависимо от его национальной принадлежности.    
2 Я предпочитаю общаться с представителями своей национальности.    
3 Любая религия учит, прежде всего, добру и нравственности.    
4 На стариков не стоит раздражаться – они прожили долгую жизнь и могут многому научить.    
5 Существуют нации, представители которых умнее (талантливее, предприимчивее и т.п.), чем представители других народов.    
6 Для дружбы не важно, какое социальное положение у человека, я стараюсь общаться с разными людьми.    
7 Дети должны слушаться взрослых; непослушание – это или капризы, или невоспитанность.    
8 Среди моих друзей есть представители самых разных национальностей, а также люди, приехавшие из других регионов.    
9 Мне интересна история других народов, их культурные традиции и обычаи, и я стараюсь их узнать получше    
10 Знать традиции, свойственные иным религиям, совсем не обязательно.    
11 Ребенок достоин уважительного отношения    
12 При общении с мужчинами / женщинами я учитываю, что они по- разному могут относиться к некоторым явлениям, событиям, фактам и иметь разные интересы.    
13 Друзей следует выбирать из людей своего круга, я стараюсь не общаться с людьми иного социального статуса.    
14 В людях мне интересно все, что отличает их от меня.    
15 Информация, события – это только информация и события, они не могут восприниматься по-разному.    
16 Пожилые не ориентируются в современной жизни, поэтому не стоит к ним особо прислушиваться.    
17 Нормально общаться можно только с людьми, похожими на вас.    
18 Главное – ориентироваться в своей национальной культуре и истории своего народа, знания о других народов не нужны, я не трачу на свое время.    

 

Согласие с утверждениями №№ 1,3,4,6,8,9,11,12,14 и несогласие с утверждениями №№ 2,5,7,10,13,15,16,17,18 свидетельствуют о ценностном, толерантном отношении к культурным отличиям людей, о наличии интереса к иным культурам и стремлении к межкультурному взаимодействию.

 

Задание 3. Тренинг «Культурный ассимилятор».

Культурный ассимилятор определяется как техника повышения межкультурной сензитивности. Его цель – научить человека видеть ситуации с точки зрения членов чужой группы, понимать их видение мира.

Культурный ассимилятор представляет собой короткую историю взаимодействия представителей двух четко разделяемых культур, в ходе которого участники сталкиваются с определенной проблемой. Каждая история сопровождается 4-5 альтернативными вариантами решения проблемы и просьбой выбрать наиболее подходящий ответ. Также к каждому варианту ответа дается экспертная интерпретация этих ответов, только один из которых является верным. Тренинг по методу культурного ассимилятора включает от 100 до 150 таких коротких историй и предназначен для индивидуальной или групповой работы с брошюрой или компьютерной программой. После работы с культурными ассимиляторами новые члены команды (представители гостевых культур) начинают лучше понимать субъективную культуру принимающей страны и, следовательно, реагируют более или менее адекватно на ее проявления.

Ниже представлены два культурных ассимилятора, разработанные Санкт-Петербургскими исследователями. (Тангалычева Р.К. Культурный ассимилятор как средство адаптации иностранных граждан к жизни в российском мегаполисе (на примере СанктПетербурга)», Журнал социологии и социальной антропологии. 2009. Т. 12. № 1. С. 160-178).

Ситуация 1. В организации, где работал Герхард, сотрудник фирмы партнера из Голландии, только что закончился ремонт, и нужно было как можно быстрее разобрать все коробки и расставить вещи по местам. Решено было собраться всем коллективом и вместе навести порядок в отремонтированном офисе. Все сотрудники разбились на маленькие группы по дватри человека в зависимости от размера помещения, которое нужно было привести в порядок.

Герхарду вместе с его русской коллегой Инной для уборки достался небольшой кабинет. В нем было несколько коробок с книгами и документами, стол и два разобранных стеллажа. Инна оглядела все помещение, мысленно прикинув объем предстоящих работ, и попросила Герхарда подвинуть стол туда, где он, по ее мнению, должен был находиться. Герхард подвинул стол, хотя его немного смутила формулировка Инны: «Подвинь стол туда!». Инна еще раз посмотрела на расположение стола, подошла ближе и сказала: «Двигай еще немного на меня!». Когда Инна удовлетворилась положением стола, она вновь обратилась к Герхарду: «Собирай стеллажи, пока я буду разбирать коробки!». Герхард обиделся и про себя подумал: «Почему она постоянно приказывает, что мне делать?!» Ему было совсем не сложно подвинуть стол и собрать стеллажи, но он не мог понять, почему коллега не деликатно просит его об этом, а как будто отдает команды. 

1. Инне Герхард очень нравился, она предполагала выйти за него замуж и демонстрировала свою хозяйственность.

2. Инна занимала более высокую должность в организации и имела право приказывать сотрудникам.

3. Инна по своей природе является лидером и во всех ситуациях привыкла приказывать другим.

4. Инна вовсе не хотела обидеть Герхарда. Просто в русском языке предложения в повелительном наклонении нередко строятся без использования смягчающих слов, таких как «пожалуйста» «будьте любезны», «не затруднит ли вас» и т.д.

·

Объяснения:

1. Мы не можем быть уверены, что у Инны были тайные замыслы относительно Герхарда. Выберите другой ответ.

2. В тексте не указано, что Инна занимала более высокую должность, возможно, она была рядовым сотрудником, равным Герхарду. Выберите другой ответ.

3. Согласно правилам поведения в России, Инна вела себя вполне типично: она сразу же взяла на себя роль лидера в решении хозяйственных вопросов. Стоит также заметить, что лидерские качества Инны, которые привели в замешательство Герхарда, часто вызывают особое уважение в России. Тип женщины, которая «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет», высоко ценится в русской традиционной культуре, а также вызывает восхищение многих современных горожан. Данный ответ частично правильный. Но все же выберите другой ответ.

4. Действительно, в русском языке предложения в повелительном наклонении нередко строятся без использования смягчающих слов, таких как «пожалуйста» «будьте любезны», «не затруднит ли вас». Если два человека занимаются тяжелой и нудной работой, которую хочется побыстрее закончить, слова вежливости естественным образом выпускаются из речи из соображений экономии времени и усилий. В этом контексте фразы вроде «сделай то», «принеси это» не следует воспринимать как приказы или команды. Поэтому можно сделать вывод, что Инна вовсе не хотела обидеть Герхарда: она не приказывала ему, а лишь просила выполнить определенные действия в привычной для россиян манере. Данный ответ является правильным.

·

Ситуация 2. Джон приехал в Санкт-Петербург на переговоры как представитель крупной американской компании, производящей модульные мусоросжигательные заводы. До этого Джон два года учился в одном из петербургских технических вузов. Он довольно хорошо говорил по-русски.

Переговоры были очень важны для обеих сторон: быстрорастущий Санкт-Петербург испытывал острую нехватку современных высокотехнологичных систем по переработке отходов; американская сторона предлагала очень выгодные условия, поскольку была крайне заинтересована в продвижении своей продукции на российском рынке. Кроме Джона американскую компанию на переговорах представляли главы производственного и технического отделов, а также юрист и консультант по связям с Россией. С российской стороны в переговорах участвовали члены городской администрации, юристы, бизнесмены, переводчики. В качестве экспертов были приглашены ведущие научные специалисты. Переговоры были трудными: обсуждались юридические тонкости, вопросы землепользования, американское и российское таможенное законодательство, экономическая эффективность проекта. В целом казалось, что переговоры можно считать успешными. В конце встречи выступил американский специалист. Он говорил по-английски, вставляя в свою речь узкопрофессиональные термины и жаргонные словечки западных менеджеров вроде KISS («Keep It Smile, Stupid»). Выступление американца представляло собой поток терминов, перемежаемых ссылками на американские примеры и подробными разъяснениями самых элементарных вещей. Через несколько недель, в течение которых велось обсуждение различных второстепенных вопросов на более низком уровне, российская сторона сообщила о своем решении не подписывать контракт с этой американской компанией.

1. Российская компания потеряла интерес к данным предложениям.

2. Высокопоставленные чиновники испугались сотрудничества с американскими фирмами.

3. Доклад американского представителя был плохо подготовлен с точки зрения стиля и вызвал сомнения в качестве предлагаемого проекта.

4. В таможенном законодательстве оказались пункты, препятствующие пересечению границы американских комплектующих.

Объяснения:

1. Американская компания предлагала очень выгодные условия, поэтому вряд ли российская компания потеряла интерес к проекту. Выберите другой ответ.

2. Высокопоставленные чиновники не могли испугаться сотрудничества с американскими фирмами, так как переговоры были очень важными и необходимыми для Санкт-Петербурга. Выберите другой ответ.

3. Причиной коммуникативной неудачи стало то, что доклад американского технического специалиста был плохо подготовлен с точки зрения стиля. Во-первых, петербургские чиновники и бизнесмены реши ли, что он маскирует технические неувязки за счет перенасыщения текста специальными терминами. Во-вторых, детальные объяснения элементарных вещей петербуржцы восприняли как намек на собственную некомпетентность. В-третьих, в России считается неуместным употребление жаргонизмов в беседах с высокопоставленными чиновниками, ведущими научными специалистами, старшими по возрасту людьми. К этому можно добавить, что раз уж американский специалист хорошо знал русский язык и учился в одном из технических вузов Петербурга, то он мог бы иметь лучшее представление о принятом в России коммуникативном стиле поведения на переговорах и адаптировать доклад под нужды и ожидания аудитории. Данный ответ является правильным.

4. В переговорах участвовали юристы. К таким мероприятиям тщательно готовятся, прорабатывая все правовые вопросы. Данный ответ является неправильным.

·

Задание 4. Культурный ассимилятор «Подарок».

Взамен на оказанную ему услугу в рамках должностных обязанностей, Николай торжественно преподнес коллеге-англичанину пакет с коньяком и шоколадными конфетами. Англичанин все-таки принял пакет, но с выражением крайнего недоумения на лице. Как вы думаете, почему?

1) Марка подаренного коньяка не соответствует вкусу коллеги Николая.

2) В Англии не принято дарить подарки такого рода в качестве благодарности.

3) Пакет был прозрачным, и все видели его содержимое, что смущало коллегу Николая.

4) Бизнесмен предпочел бы деньги вместо подарка.

 

Объяснения:

1) Вряд ли англичанин оказался бы привередливым в вопросе презента. Выберите другой вариант.

2) Это правильный ответ. В Англии такие презенты считаются недопустимыми.

3) Вряд ли Николай преподнес презент при всех, скорее всего он отдал бы пакет лично. Выберите другой вариант.

4) Для англичанина предпочтения в таком вопросе недопустимы. Выберите другой вариант.

 

Задание 5. Разработайте культурный ассимилятор, опираясь на знание традиций и норм своей культуры (рассмотрите одну ситуацию).

Задание дается преподавателем заранее (за 2 недели до практического занятия), для ознакомления с методикой подготовки культурных ассимиляторов.

Для подготовки можно воспользоваться следующей литературой:

  1. Техника повышения межкультурной сензитивности – культурный ассимилятор как способ укрепления этнической толерантности. Код доступа: https://www.monographies.ru/ru/book/section?id=4583
  2. Тангалычева Р.К. Культурный ассимилятор как средство адаптации иностранных граждан к жизни в российском мегаполисе (на примере Санкт-Петербурга). Журнал социологии и социальной антропологии. 2009. Т. 12. № 1. С. 160-178. Код доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/2010/04/28/1214162214/Tangalycheva_2009_N1-11.pdf

Рефлексивный отчет

Проведите рефлексивный анализ хода вашей работы на практическом занятии. Предмет анализа и обсуждения – ваша деятельность над учебной ситуацией.

 

Какие умения освоили:

 

 

Опираясь на полученные результаты выполненных заданий, сформулируйте свои дальнейшие шаги на пути личностного и профессионального роста

 

Практическое занятие 4.

Цели:

Ключевые слова:

Межкультурное взаимодействие Ценностно-нормативная система Адаптация Интеграция Этноцентризм Релятивизм

 

Форма работы: индивидуальная и групповая.

Задание 1. «Культурный шок».

Состояние физического и эмоционального дискомфорта, возникающего в процессе приспособления личности к новому культурному окружению, специалисты называют культурным шоком. Термин «культурный шок» был введен в научный обиход американским исследователем К. Обергом в 1960 г., когда он отметил, что вхождение в новую культуру сопровождается рядом неприятных ощущений.

1) Назовите основные симптомы культурного шока и приведите примеры на каждый из них.

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.197 (0.157 с.)