Стратегия формирования эмоционального настроя адресата 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стратегия формирования эмоционального настроя адресата



Реализуется в основном в выступлениях руководителей государства, обращенных к населению страны по поводу каких-либо важных событий. Включает в себя тактику единения, объединяющую аудиторию как народ (" Мы - единая страна") и тактику обращения к эмоциям адресата, которая включает в себя воодушевляющий пафос (в своей речи "Четыре свободы" Ф.Д. Рузвельт неоднократно подчеркивает, что лишь действуя как единое целое, Америка способна противостоять тирании и жестокости Германии).

В публичном политическом выступлении участвуют три стороны: "мы" - выступающий, а также штат специалистов отвечающих за подготовку речи, создание и поддержание имиджа лидера, "свои" - аудитории, которую необходимо убедить в правильности выдвигаемых утверждений, "чужие" - оппозиция, действия которой направлены на дискредитацию выступающего политика.

Исходя из этого, выделяются три типа стратегий:

) позиционирования;

) конфликта;

) кооперации.

Стратегия позиционирования, включающая репрезентативы, экспрессивы (акты, выражающие эмоциональное состояние), комиссивы (акты принятия обязательств), представлена тактиками реагирования (аффектация, оценка), апологизации (признание вины, раскаяние, сожаление - отвод критики), а также установления авторитета (демонстрация ответственности, угроза, предупреждение).

Для тактики реагирования характерно, наряду с повторами, использование экспрессивной, а также аксиологической лексики. Например, в речи Ф.Д. Рузвельта "Послание нации по случаю трагедии в Перл Харбор" тактика реагирования проявляется в отрицательной оценке и выражении сожаления по поводу случившегося. ("I regret to tell you" - "С сожалением сообщаю Вам"). Он передает аудитории свое отрицательное агрессивное отношение к действиям Японии, используя лексику с отрицательной коннотацией, которая имеет такие компоненты, как "плохой, злой, неприятный", "ложный, нарушающий обещания": " infamy - a bad and shocking act or event" ( "злодеяние, низость, подлость - плохое или шокирующее действие или событие"); " premeditated - (especially of a crime or something unpleasant) done after being thought about or carefully planned" ( "преднамеренный, предумышленный - (особенно о преступлении или чем-то неприятном) сделанное после размышлений или тщательно спланированное").

Тактика апологизации также характеризуется варьированием экспрессивной лексики, интенсификацией и повторами. Тактика демонстрации ответственности отличается употреблением формул причастности, личных местоимений "I", "we", грамматического времени Present Perfect и лексико-синтаксического повтора. Ярким примером является речь Б. Клинтона "Я согрешил", которой предшествовал известный скандал, связанный с именами Б. Клинтона и М. Левински. Сама цель выступления, таким образом, обусловливала использование тактики апологизации.Б. Клинтон соглашается с обвинениями, которые ему предъявляют сограждане. Он называет два основных условия: " genidne repentance" ("искреннее покаяние") и " broken spirit " ("смиренный дух"). Оратор дает исчерпывающее объяснение: для него это "решимость изменить и склеить трещины" (" a determination to change and to repair breaches'"), "понимание того, что мне необходима помощь Бога" ("an understanding that I must have God's help "), "желание дать то же самое прощение, которое [он] так жаждет получить" (" a willingness to give the very forgiveness I seel f'), а также "отречение от гордыни и гнева" ("a renunciation of the pride and the anger "). Президент указывает на то, что сейчас он соответствует библейским представлениям о праведнике: он честен и непоколебим в своем раскаянии, отрицает гордыню и ищет опору в Боге, хочет научиться прощать.

И, наконец, тактика установления авторитета отличается употреблением императивов модальных глаголов с компонентом долженствования, подчеркивающих сильную и авторитетную позицию оратора, а также тех, кто входит в круг "своих". Например, Ф.Д. Рузвельт в речи "Послание нации по случаю трагедии в Перл Харбор", проявляет свой авторитет в качестве главы государства, что является тактикой установления авторитета, говоря о предпринятых действиях и демонстрируя решительность и силу, качества, ценные и необходимые в критической ситуации. "I have directed that all measures be taken for our defense" - "Я отдал распоряжение, чтобы для нашей защиты были приняты все возможные меры"; " I believe that I interpret the will of the Congress and of the people when I assert" - " Я уверен, что правильно понимаю волю Конгресса и народа, когда я заявляю"; " Iassert that we will not only defend ourselves to the uttermost" - " Я утверждаю, что мы не просто будем защищать себя до последнего".

Шевченко О.П. в своей работе пишет, что стратегия конфликта, включающая декларативы, экспреесивы, представлена тактиками дискредитации (разоблачение, оскорбление) и оппозиционирования. Часто употребляемыми приемами тактики дискредитации явились антитеза, варьирование лексики с негативной коннотацией, метафорическое представление образа оппонента, использование перифраза, интенсификация. Обнаружены примеры, в которых тактика оппозиционирования представлена посредством тактики апологизации. В данном случае оппонентом является сам оратор, его мысли, поступки, действия до переломного момента в его жизни и после него. Тактика оппозиционирования реализовывалась приемами антитезы, метафорического представления и оценочной номинации каждой из сторон, интенсификации, а также разного рода повторов, усиливающих влияние. Например, чтобы подчеркнуть то, что нравственный порядок, который США готовы установить и поддерживать, является полной противоположностью тирании и нового порядка агрессоров, развязавших войну. "Новому порядку" - " new order" президент Ф.Д. Рузвельт противопоставляет нечто более ценное: порядок "нравственный" - "moral order", что наталкивает на мысль о безнравственности первого ( из речи Ф.Д. Рузвельта "Четыре свободы").

Стратегия кооперации, включающая акты побуждения, представлена тактиками интеграции, а также формирования эмоционального настроя (аудитории).

Тактика интеграции реализуется посредством использования приемов лексико-синтаксический повтора, варьирования эмоционально насыщенной лексики, градации, бессоюзия, антитезы, риторического вопроса и в использовании личных местоимений - "we" ("мы"), личного и безличного "you" ("вы"), объектного "us" ("нac"), а также притяжательных форм "your" ("ваше") и "our" ("наше"). Например, упоминавшейся ранее речи Ф.Д. Рузвельта "Четыре свободы": Использование притяжательного прилагательного " our" " наш" ("our American history", "our support", "our strength is our unity") позволяет создать у аудитории впечатление того, что это не инициатива одного человека, но желание и воля всего американского народа.

Тактика формирования эмоционального настроя реализуется посредством употребления приемов, создающих нагнетающий эффект: синтаксического, лексического и лексико-синтаксического повторов, градации, риторических вопросов варьирования эмоционально насыщенной лексики, эвфемизмов. Использования таких средств позволяет создать необходимый эмоциональный фон для излагаемых фактов, что, несомненно, увеличивает силу производимого ими эффекта. Примером этого является употребление слов " freedom", "free" - в различных контекстах: " essential human freedoms " " основные свободы человека", " freedom from fear" " свобода от страха", " faith in freedom" " вера в свободу", " freedom means the supremacy of human rights" " свобода обозначает превосходство прав человека" и т.д. в той же речи Ф.Д. Рузвельта "Четыре свободы". Лексический повтор лексических единиц "freedom" - "свобода" в данном случае позволяет оратору закрепить в сознании аудитории мысль о важности свободы, равенства прав любого человека, разбудить чувства гордости и честолюбия, заключающиеся в ревностном отношении к собственной независимости.

Стратегическое планирование речи оптимизирует манипулятивное воздействие ввиду большей систематизации и выгодного сочетания различных компонентов информации.

Стратегическое планирование выступления состоит из неопределенного количества стратегий, характеризующихся уникальным набором тактик и образующих их коммуникативных ходов, или приемов. Необходимо сделать поправку на то, что тактики, использующиеся для реализации какой-либо стратегии, как и отдельные приемы, могут повторяться в различных стратегиях и приемах соответственно.

Таким образом, в жанре публичных выступлений определяющим фактором является эффективность речи, которая достигается посредством стратегически спланированного использования лингво-риторических приемов суггестивного воздействия. Выделяются три основных стратегии (позиционирования, конфликта, кооперации), отражающие суперструктуру политического дискурса, формирующие их тактики, а также приемы, наиболее частотными из которых явились:

различные способы номинации одного события;

прием стереотипии в номинации;

варьирование/ повтор определенных слов и сем;

прием повтора (лексический, лексико-синтаксический повторы; использование перифраза, литоты, синонимов);

прием цитирования;

прием антитезы, контраста или сравнения;

использование несобственно-прямой речи;

использование риторических вопросов;

а также стратегическое построение выступления.

Информация, предлагаемая в выступлении, соответствует принципам коммуникативности и коммуникабельности, а также этнокультурному коду аудитории - соответствовать уровню политической культуры, менталитету участников коммуникативного события. Выступление должно "вписываться" в привычные рамки сознания масс.

Выводы к Главе 1

1. На сегодняшний день существует множество определений понятия "политический дискурс", разные исследователи дают свою трактовку и своё видение сущности этого явления.

. Доминирующей целью политического дискурса является манипуляция сознанием масс, что предполагает внушение определенных намерений и установок и мотивацию вполне определенных реакций и действий.

. Речевое воздействие является неотъемлемой составляющей политического дискурса, в котором важную роль играет фактор адресата, на которого направлено речевое воздействие, и который сам участвует в формировании структуры политического дискурса.

. Существует так же ряд манипулятивных стратегий, среди которых выделяются три основных стратегии (позиционирования, конфликта, кооперации), отражающие суперструктуру политического дискурса и формирующие их тактики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.89 (0.011 с.)