Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функции, цели и основные виды политического дискурсаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Политический дискурс, как определенный вид коммуникации, которая осуществляется в некой политической ситуации, имеющий прагмалингвистические особенности, свой метаязык, вербальные и психологические механизмы воздействия, имеет и единые цели. Политический дискурс имеет основной целью мотивировать аудиторию к совершению направленных действий. Поскольку контроль над политическим дискурсом является залогом контроля над обществом, манипуляция сознанием, осуществляемая в рамках сферы политического, включается в область политического дискурса и является одним из его видов. По мнению многих Л.В. Расторгуевой и В.Б. Кашкина, "главной целью политического дискурса является захват, удержание или перераспределение власти. Для этого вида общения характерна высокая степень манипулирования. Язык в политическом дискурсе является в первую очередь инструментом воздействия (убеждения и контроля). В политическом дискурсе обнаруживается "примат ценностей над фактами, преобладание воздействия и оценки над информированием, эмоционального над рациональным". Ключевым концептом выступает "власть", а выражаемые ценности зависят от доминирующей идеологии, сводясь, с одной стороны, к раскрытию основных концептов этого типа дискурса, в том числе концепта власти, а с другой стороны - выражая моральные ценности общества в целом". По справедливому замечанию П.Б. Паршина, любой текст "оказывает воздействие на сознание адресата с семиотической точки зрения. Но для политического текста речевое воздействие является основной целью коммуникации, на достижение которой ориентируется выбор лингвистических средств". Таким образом, по мнению П.Б. Паршина, доминирующей целью политического дискурса является манипуляция сознанием масс, что предполагает внушение определенных намерений и установок и мотивацию вполне определенных реакций и, в частности, действий. К основным функциям политического дискурса относят: ) персуазивную (цель речи политика - агитация, убеждение аудитории в своей точке зрения); 2) информативную (информирование аудитории о намерениях, акциях, курсе и позиции политика); ) аргументативную (каждая мысль политика должна быть четко аргументирована и связана с ценностями, традициями и идеологией народа); ) персуазивно-функциональную (создание убедительной картины лучшего устройства мира); ) делимитативную (отличие от иного); ) групповыделительную (содержательное и языковое обеспечение идентичности). Выделяются также такие функции дискурса, как: ) контролирующая функция (манипуляция сознанием и мобилизация к действию); 2) интерпретационная функция (создание "языковой реальности" поля политики); ) функция социальной идентификации (дифференциация и интеграция групповых агентов политики). Одной из ведущих функций политического дискурса является регулятивная. По мнению Е.И. Шейгал, данная функция весьма глобальна. В связи с этим Е.И. Шейгал предлагает дифференцировать функции языка политики в качестве аспектных проявлений его инструментальной функции. Речь в данном случае идёт об использовании дискурса в качестве инструмента в борьбе за власть, её сохранение, осуществление, стабилизация или перераспределение. Общественное предназначение политического дискурса - оказание направленного действия на аудиторию, манипуляция общественным мнением, с целью достижения определенного результата - внушения "правильных", нужных политическим деятелям, политических действий и оценок. Это значит, что "цель политического дискурса - не описать, а убедить, пробудив в адресате намерения, дать почву для убеждения и побудить к действию", и эффективность политического дискурса оценивается относительно достижения этой цели. Е.И. Шейгал в рамках инструментальной функции языка политики выделяет восемь функций: § функция социального контроля (создание предпосылок для унификации поведения, мыслей, чувств и желаний большого числа индивидов, т.е. манипуляция общественным сознанием); § функция легитимизации власти (объяснения и оправдание решений относительно распределения власти и общественных ресурсов); § функция воспроизводства власти (укрепление приверженности системе, в частности, через ритуальное использование символов); § функция ориентации (через формулирование целей и проблем, формирование картины политической реальности в сознании социума); § функция социальной солидарности (интеграция в рамках всего социума или отдельных социальных групп); § функция социальной дифференциации (отчуждение социальных групп) § агональная функция (инициирование и разрешение социального конфликта, выражение несогласия и протеста против действий властей); § акциональная функция (проведение политики через мобилизацию или "наркотизацию" населения: мобилизация состоит в активизации и организации сторонников, тогда как под наркотизацией понимается процесс умиротворения и отвлечения внимания, усыпление бдительности). По мнению Е.И. Шейгал, в политическом дискурсе также явно прослеживается "инструментальная функция, выражающаяся в борьбе за власть", потому что в сфере политики управление реакциями аудитории является основой существования и залогом успеха политика, партии, государственной власти. Помимо основных целей и функций политического дискурса можно выделить также ряд его видов. Согласно типу адресата (аудитории, перед которой политик выступает) были выделены следующие виды политического дискурса: 1) парламентские выступления или дискуссии с другими политиками. Данный вид политического дискурса характеризуется в целом большой степенью диалогичности. Кроме того, именно в парламентских выступлениях политики предстают пере аудиторией наиболее естественными, поскольку зачастую не знают, что является объектом телезаписи. 2) выступления в средствах массовой информации (как правило, носящие характер интервью). Этот вид политического дискурса отличает жесткая ограниченность во времени, что, безусловно, влияет на структуру выступления. Выступление в СМИ - вид политической речи, которой также свойственна высокая диалогичность. Этот факт связан с тем, что выступления в СМИ часто носят характер интервью, которое, по сути, является диалогом журналиста и политика. 3) выступления перед широкой аудиторией граждан. Здесь можно выделить следующие подвиды политического дискурса: а) выступления перед аудиторией граждан своего государства, являющихся носителями английского языка как родного; б) выступления перед аудиторией граждан других государств, являющихся носителями английского языка как родного; в) выступления перед аудиторией граждан других государств, также являющихся билингвами или участвующих в процессе коммуникации с помощью переводчика. Тематически политические речи могут быть разделены на: . Предвыборные речи; 2. Инаугурационные речи; . Дискуссионные речи на политические и экономические темы; . Торжественные речи. Публичное политическое выступление, обладая коммуникативной целью, характеризуется как речевой жанр, а именно: § оно относится к убеждающему, суггестивному, аргументирующему типу коммуникативного действия; § оно имеет структуру, способствующую четкому и логичному обоснованию выдвигаемых утверждений; § в нём присутствуют конститутивные признаки: образ автора и адресата, образ прошлого, настоящего и будущего, и их сопоставление, образ лагеря "своих" и "чужих", а также стилистические, лексические и грамматические ресурсы жанра. Что касается адресата, то это та читательская или слушательская аудитория, на которую автор ориентируется в создании своего текста. На организацию и структуру публичного политического выступления влияют следующие факторы: § контекста, в котором произносится речь (речь кандидата в президенты, инаугурационная речь, заявление в кризисной ситуации и т.п.); § личности выступающего и его роли в политическом событии, обыгрывающемся в выступлении; § степени владения выступающим коммуникативной компетенцией, то есть соответствия стиля сообщения ситуации, логичность и правильность речи; § аудитории (обращение к народу, собрание членов правительства). Таким образом, можно сделать вывод, что главной целью политического дискурса является манипулятивная, а функцией - убеждение адресата в чём-либо. Данная цель реализуется через ряд стратегий и тактик, которые будут рассмотрены в следующем параграфе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.184.136 (0.008 с.) |