Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные прагматические стратегии и тактики политического дискурса

Поиск

Залогом успешности любого влияния является также его продуманная стратегия и четкая организация. В данном параграфе вымылены стратегии, реализующие их тактики, а также более частные приемы, характерные для публичных политических выступлений.

Для эффективного достижения коммуникативной цели отправителю сообщения - политику - необходимо не только достаточное количество информации о реципиенте, но и стратегическое планирование приемов воздействия и возможной реакции аудитории. Поскольку в ситуации публичного выступления практически отсутствует обратная связь между отправителем и получателем сообщения (за исключением спонтанных выкриков или возгласов) выступление нельзя корректировать по ходу, основываясь на непосредственном анализе реакции получателя сообщения.

Интерпретации понятия "стратегия" варьируются в зависимости от применяемого подхода: текстологического, психологического, риторического, когнитивного, прагмалингвистического. В общем смысле, стратегия может пониматься как система выстроенных "по принципу иерархии компонентов", "когнитивный план общения", "общий план, или "вектор", речевого поведения", некоторая инвариантная "модель действия или нескольких действий, направленных на преодоление определенного затруднения", целью которого является достижение коммуникативных целей говорящего.

Стратегия целенаправленна, системна, интерактивна и реализуется посредством набора речевых тактик, а также реализующих речевые тактики коммуникативных ходов или приемов. В каком-то смысле стратегия не реализуется, но создается в процессе достижения цели (конкретной интеракции).

Тактика - это "конкретный речевой ход (шаг, поворот, этап) в процессе осуществления речевой стратегии", представляющий собой "одно или несколько действий, способствующих реализации стратегии". Тактика соотносится с определенным этапом в осуществлении стратегии и направлена на реализацию отдельной коммуникативной задачи данного этапа.

Стратегия - направление речевой деятельности, подразумевающее достижение определенной цели, то есть интенционально обусловленное, которое определяет использование частных подструктур, способствующих реализации общего коммуникативного замысла.

По мнению специалиста в области коммуникативных тактик русской речи О.С. Иссерс, коммуникативные стратегии можно разделить на две обширные группы: по характеру и глобальности целей (общие и частные), а также по функциям и характеру их содержания (основные, вспомогательные). Основные стратегии (семантические, когнитивные) непосредственно воздействуют на адресата, его картину мира, целевые установки, моральные и общественные ценности, а вспомогательные оптимизируют речевое воздействие и способствуют более эффективному влиянию на адресата.

А.И. Башук рассматривает жанр инаугурационного выступления и выделяет следующие виды стратегий:

§ контекстуальные (государственности, посвящения, декларации общих целей, официального дискурса, свободной референции);

§ семантико-психологические стратегии (единства, декларации новых политических принципов, ответственности, "светлого" будущего).

По замечанию автора, ритуальный характер данного жанра обусловливает "жесткий набор указанных контекстуальных стратегий, не зависящих от национально - страновых различий". Что касается семантико - психологических стратегий, апеллирующих к картине мира данной аудитории, то здесь наблюдается обусловленность тематики сообщения актуальностью его проблематики для слушателей.

Исследуя стратегии и тактики, характерные для политического дискурса, О.Н. Паршина выделяет следующие стратегии:

Стратегия самопрезентации

Речь в данном случае идет, прежде всего, о формировании имиджа политика или его партии. Чем точнее строится имидж политика, тем больше людей испытывают к нему симпатию. Имидж политического лидера во многом создается с помощью различных языковых и речевых средств, так как речевое поведение лидера непосредственно оценивается адресатом, наблюдающим политика по телевизору, слушающего его по радио, читающего интервью в прессе.

С позиций речевой коммуникации, по словам О.Н. Паршиной, "самопрезентация - это эмоциональная "самоподача" оратора, косвенная демонстрация психических качеств его личности для формирования определенного впечатления о нем самом и его целях". У политиков эмоциональная самоподача может быть различной, например, один политик известен, прежде всего, своим эпатажем, а другой - несколько насмешливой манерой разговора и т.д.

В данную стратегию включены различные тактики, а именно:

§ тактика отождествления - её суть заключается в демонстрации принадлежности к той или иной группе: социальной, политической и др.

По мнению О.Н. Паршиной, можно выделить пять моделей идентификации избирателей с политическим лидером:

§ готовность голосовать за него как за личность;

§ ощущение избирателями близости своей политической позиции с взглядами лидера;

§ ориентация на его статус;

§ вера в эффективность его действий;

§ неприятие конкурентов политика (негативная идентификация, голосование по принципу "меньшего зла"). Так, например, в США голосование за кандидата в президенты происходит исходя из его принадлежности к той или иной партии (на данный момент это две крупнейшие партии: демократическая и республиканская). Результаты последних выборов президента США, Барака Обамы, означали также и победу демократической партии над республиканской.

§ тактика солидаризации

Эта тактика очень близка предыдущей. Оратор солидарен с адресатом и принимает или понимает его точку зрения (например, "я вас понимаю, я с вами").

§ тактики оппозиционирования

Здесь речь идёт о семиотической оппозиции "свой-чужие" или о так называемой "коммуникативной категории чуждости". Например: отнесение себя к различным объединениям (студентов, ветеранов, научной общественности, творческой интеллигенции).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.91.111 (0.008 с.)