Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности наглядно-образного мышления старших дошкольников с общим недоразвитием речиСтр 1 из 9Следующая ⇒
ОСОБЕННОСТИ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Минск, 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Общая характеристика мышления Развитие наглядно-образного мышления у старших дошкольников Особенности наглядно-образного мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи Вывод ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Организация и методика исследования Количественная и качественная характеристика особенностей наглядно-образного мышления у старших дошкольников Вывод ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Основные принципы и методы развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Игры и упражнения для развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Вывод ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЯ ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования: Несмотря на то, что проблеме исследовании уровня развития мышления дошкольников уделено много внимания, до сих пор она остается актуальной. Актуальность её заключается в том, что изучение особенностей интеллектуальной сферы, а точнее мышления, и результаты этого изучения могут существенно повлиять на выбор методов обучения на последующем школьном этапе учебной деятельности. Мы проведём исследование особенностей наглядно-образного мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием игрового замещения, на примере процесса символизации. Мышление создаёт идеальный образ деятельности. В мышлении выявляются причинно-следственные связи, сущность предметов и явлений. Эффективность мышления во многом зависит от жизненного опыта, накопленных в памяти знаний, умений ими оперировать. Оно носит нравственно-исторический характер, поскольку в любом индивидуальном процессе осмысливания сущности каких-либо предметов и явлений человек невольно опирается на опыт накопленный другими людьми и выражаемый соответствующими знаниями, умениями и навыками, полученными при обучении и при общении с другими людьми [18].
Полноценное наглядно-образное мышление служит фундаментом для формирования словесно-логического мышления, которое играет важную роль в создании обобщённых модельных представлений, на которых в последующем будет строиться формирование понятий. Особенно важно изучение наглядно-образного мышления у детей с общим недоразвитием речи, так как существует сильная связь мышления и речи. Проблема взаимосвязи речи и мышления, его роли в общении и формировании сознания является едва ли не самым важным разделом психологии. Усвоение знаний, передаваемых в языковой форме, требует мыслительной деятельности[18]. Исследование мышления открывает большие возможности для развития способностей и возможностей человека, так как на практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определят уровень их развития. С помощью знаний о структуре мышления, его функциях, критериях его развития было разработано множество психологических тестов вопросников, теоретических подходов к диагностике практического мышления. В познавательной деятельности дошкольника отечественные психологи выделяют ведущую роль наглядно-образного мышления (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, B.C. Мухина, Н.Н. Поддьяков и др.). Проблема детского мышления волновала многих ученых Ж.Пиаже, Л. С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.В.Запорожца, П.Я.Гальперина, Л. А.Венгера, В.В.Давыдова, О.М. Дьяченко, А.А.Люблинскую, С.Л.Новоселову, Л.Ф.Обухову, Д.Б.Эльконина, и многих других психологов. Каждый из них внес свою замечательную лепту в познание детского мышления.Уровень развития наглядно-образного мышления, достигаемый в дошкольном возрасте, имеет существенное значение для всей последующей жизни человека. Л. А. Венгер (1963) высказал идею о том, что в основе формирования общих интеллектуальных способностей должно лежать овладение универсальной формой опосредования с учетом специфики дошкольного возраста. Эта специфика, согласно А. В. Запорожцу и Л. А. Венгеру, заключается в том, что в дошкольном возрасте создаются особо благоприятные условия для развития образных форм познания - восприятия, памяти, наглядно-образного мышления, воображения. Следовательно, необходимо было найти такую форму опосредования, которая соответствует специфике наглядно-образного мышления дошкольников. В норме основной формой мышления, которой овладевает ребёнок старшего дошкольного возраста, является наглядно-образное мышление. Овладение замещением является одним из важнейших путей формирования наглядно-образного мышления дошкольников с общим недоразвитием речи [3].
Наиболее характерные для дошкольника виды деятельности - сюжетно-ролевая игра, продуктивная деятельность (рисование, конструирование, лепка и другие) носят явно моделирующий характер. Во всех этих видах деятельности дети не просто "символизируют" или обозначают предметы и ситуации, но создают их наглядные модели, устанавливая между отдельными заместителями те же отношения, которые они воспринимают у замещаемых объектов. В отечественной и зарубежной психологии этим вопросом занимались на протяжении многих лет (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, Н.Г. Салмина, Г.А. Глотова, Е.Е. Сапогова и другие) и в условиях речевой патологии (А.Р. Лурия, Ф.Я. Юдович, Л. Н. Усачёва, Е.А. Харитонова). В Республике Беларусь эту проблему разрабатывали Н.М. Григорьева (у детей с нарушением зрения), Е.С. Слепович (у дошкольников с задержкой психического развития), О.А. Науменко (у дошкольников с общим недоразвитием речи) [23]. Вопросом о состоянии мышления у лиц с общим недоразвитием речи занимались многие исследователи: такие как И.Т.Власенко, Ю.А.Гаркуша, Л.Э.Царгуш, Р.Е.Левина, В.А.Ковшиков, О.Н.Усанова, Т.И.Синякова, Н.Ц. Василева, М.Сухад, Е.Ф.Соботович, Л.И.Тигранова и другие. В познавательной деятельности дошкольника отечественные психологи (Л.А. Венгер, А.В.Запорожец, В.С.Мухина, Н.Н. Поддьяков и другие) выделяют ведущую роль наглядно-образного мышления. Однако, анализ литературных источников показал недостаточность исследовательской деятельности, отсутствие единого мнения по вопросу особенностей наглядно-образного мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально выявить особенности наглядно-образного мышления старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Задачи исследования: 1. Изучить теоретические основы наглядно-образного мышления старших дошкольников. . Выявить особенности наглядно-образного мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. . Разработать методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Объект исследования: наглядно-образное мышление старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Предмет исследования: особенности наглядно-образного мышления старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Методы исследования: Методы исследования подбирались с учетом цели, задач. . Метод теоретического анализа литературы.
Теоретический анализ психологической, педагогической, психолингвистической отечественной и зарубежной литературы; изучение медико-психолого-педагогической документации детей; протоколы психолого-медико-педагогической комиссии, речевые карты. . Метод эмпирического исследования. Проведение эксперимента. . Методы математической статистики. Рисунок 1: основные виды мышления. Теоретическое понятийное мышление -это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, полученным при помощи органов, чувств. Образное мышление - это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими мы можем найти решение интересующей нас задачи. Образное мышление представляет собой такой вид умственной деятельности, который чаще всего встречается в работе писателей, художников, артистов [17]. Вербально-логическое мышление - отражает такие факты, закономерности и причинно-следственные связи, которые не поддаются чувственному наглядно-действенному и образному познанию. Оно осуществляется на материале слов, обобщающих как конкретные (реальные события, предметы, явления), так и отвлечённые понятия, оперирование символами. Оно позволяет абстрагироваться, решать различные мыслительные задачи. Практическое - мышление, целью которого становится решение некоторой практической, жизненной задачи, отличной от тех чисто познавательных задач, теоретических. Наглядно-действенное мышление - его особенность заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей,занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта. Наглядно-образное мышление - отличительная особенность его состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Данная форма мышления наиболее полно и развёрнуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых - среди людей, занятых практической работой. Наглядно-образное мышление реализуется при отражении образного материала. При этом человек представляет реальные предметы, объекты, реальные события, оперирует в своём сознании реальными картинами действительности или воображаемыми образами реальных объектов, т.е. использует образы восприятия или представлений. Наглядно-образное мышление относят как к практическому, так и теоретическому типам мышления в зависимости от того, какими образами оперирует субъект и с какой целью он это делает, а главное потому, что практически любой образ может быть им вербализирован (описан с помощью слов)[24].
Необходимо обратить внимание на понятие нарушение мышления. Нарушение мышления - нарушение интеллектуальной деятельности, возникающее при различных психических заболеваниях, локальных поражениях мозга и аномалиях психического развития. Правомерно несколько слов сказать о понятиях "интеллект" и "мышление". Термин "интеллект" используется в широком смысле как совокупность всех познавательных функций и в более узком, обозначая мышление. При различной речевой патологии расстройства мыслительной деятельности либо распространяются на все формы интеллектуальной деятельности (словесно-логическую, наглядно-образную и наглядно-действенную), либо затрагивают одну из них. Чтобы понять онтогенез мышления необходимо выделить возрастные периоды, в которых оно вместе с другими психическими процессами претерпевает качественные изменения, надстраивающиеся друг над другом. При этом разные виды деятельности (игровая, художественная, учебная, трудовая) выступают тем материалом, в котором проявляется развитие сознания личности в целом и мышления в частности. Начало развития мышления у детей относят к возрасту около двух лет. Л.В. Выготский утверждает, что именно в раннем возрасте у ребёнка появляется сознание, являющееся центральным новообразованием раннего детства. Возникновение сознания он тесно связывает с развитием речи [5]. Если сравнивать первую половину раннего возраста со второй его половиной, мы увидим, что сначала ребёнок осваивает функциональное назначение предметов и только потом переходит к оперированию словами. Это приводит к существенной перестройке психики и превращению её в сознание. При этом значение перестаёт быть привязанным к отдельному предмету и начинает относиться к их множеству. Благодаря этому знак выполняет функцию обобщения. Также по причине отрыва значения от предмета оно приобретает идеальную форму, удерживаемую памятью ребёнка. По Л.С. Выготскому, игра есть основной путь культурного развития ребёнка, в частности развития его знаковой деятельности [22]. Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи - тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности. Уровень развития мышления ребенка определяет характер его деятельности, интеллектуальный уровень ее осуществления[19].
В игровой деятельности ребенок выполняет практические действия, но они носят так называемый исполнительный характер. Главное умение в игре - умение осуществлять внутренние, интеллектуальные действия с образами (представлениями с соответствующими им словесными значениями). Благодаря таким умениям ребенок может мыслить о предмете "в уме", вне непосредственного восприятия предметной ситуации. Представление по словесному описанию какой-то ситуации, существующих в ней предметных и пространственно-временных отношений и, наоборот, самостоятельное словесное описание представляемой предметной ситуации составляет сущность наглядно-образного мышления. То есть действия ребенка имеют под собой не действенную, практическую, а образную, предполагаемую основу. Течение в сознании ребенка образов представлений осуществляется посредством знакомых слов. Вывод
Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу по вопросу развития наглядно-образного мышления у дошкольников без речевых нарушений и особенностей наглядно-образного мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи можно сделать следующие выводы: . Наглядно-образное мышление - одно из основных новообразований дошкольного возраста, развитие которого происходит в тесной связи с формированием логического мышления. Наглядно-образное мышление проходит в своём развитии две стадии: на первой ребёнок совершает перцептивные преобразования объекта только с внешней помощью, а на второй стадии - по своей инициативе преобразует ситуацию на образном уровне. Исследование мышления открывает большие возможности для развития способностей и возможностей человека, так как на практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определят уровень их развития. . Игра необходима для развития ребенка, в том числе и его наглядно-образного мышления. Игра - это ведущий вид деятельности дошкольников. Дети начинают выполнять различные мыслительные операции, опираясь не только на восприятие, но и на представления о ранее воспринятых предметах и явлениях. Дошкольники начинают обобщать предметы и явления не только по внешним, но и по внутренним, существенным признакам и особенностям. Это важнейший момент формирования образного мышления, в котором важнейшую роль играют модели и действия с ними. . Наглядно-образное мышление у детей с общим недоразвитием речи отстаёт в своём развитии от нормально говорящих сверстников по качественным и количественным показателям. Несформированность наглядно-образного мышления при общем недоразвитии речи в большинстве случаев по степени выраженности связана с тяжестью речевого дефекта. От детей без нарушений речи их отличает более низкий уровень обобщения, недостаточная гибкость и динамичность мышления, замедленный темп усвоения тех или иных закономерностей, недостаточная осознанность, доказательность мышления. Вывод
Результаты экспериментального исследования позволили сделать следующие выводы: . Выделено три уровня сформированности наглядно-образного мышления. Для большинства старших дошкольников с общим недоразвитием речи наиболее характерен средний и низкий уровень сформированности наглядно-образного мышления, в то время как для нормально говорящих сверстников - высокий и средний. . Особенности наглядно-образного мышления и процесса симнолизации старших дошкольников с общим недоразвитием речи проявляются: - в ограниченности умения пользоваться заместителями; - в трудностях сравнения рисунка и схемы-чертежа; - в замедленном темпе протекания мыслительных процессов; - в недостаточной осведомлённости некоторых понятий и терминов; в трудностях оречевления своих мыслей (произвести вывод или заключение). По результатам проведённого исследования нам необходимо подобрать игры и упражнения для развития наглядно-образного мышления старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Так как для развития наглядно-образного мышления и формирования замещения неограниченные возможности представляет игра. Это в целом будет содействовать успеху их социальной адаптации. ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ. Вывод
Предложенные упражнения направлены на развитие наглядно-образного мышления. Так как исследование с целью изучения особенностей наглядно-образного мышления у старших дошкольников проводилось на примере процесса символизации, то игры и упражнения подобраны в соответствии с данной тематикой. Важным условием результативного использования игр в обучении является соблюдение последовательности в подборе игр. Мы учитывали следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий. Целенаправленное развитие наглядного мышления должно осуществляться на протяжении всего дошкольного периода. Игры, направленные на формирование наглядно-образного мышления должны быть разнообразны. Систему игровых занятий следует включать во все виды детской деятельности. Коррекционно-педагогическая работа по развитию наглядно-образного мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи включает работу над всеми видами процесса символизации (замещение, кодирование, схематизация и другие). Коррекция мышления должна осуществляться по четырём параметрам: сформированность мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация,); гибкость - применение знаний в различных ситуациях, отсутствие штампов; динамичность -темп, подвижность мыслительных процессов; мотивация деятельности (планирование, контроль, критичность).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение особенностей наглядно-образного мышления старших дошкольников с общим недоразвитием речи позволили сделать следующие выводы: . Наглядно-образное мышление - мышление, при котором задачи решаются не путём манипуляций с предметами, а путём внутренних психологических действий и преобразований образов этих предметов. Этот вид мышления начинает формироваться около 3 лет и окончательно формируется к старшему дошкольному возрасту (5-6 лет). . Наглядно-образное мышление у старших дошкольников с общим недоразвитием речи имеют заметное отставание и своеобразие по сравнению с нормально говорящими их сверстниками. Установлено три уровня сформированности наглядно-образного мышления, при этом для большинства старших дошкольников с общим недоразвитием речи наиболее характерным является низкий и средний уровни, в то время как для нормально говорящих детей - высокий и средний. Анализ процесса решения детьми с общим недоразвитием речи наглядно-образных задач показал, что при относительной сохранности механизмов ориентировочного этапа, затруднения у них связаны преимущественно с неравномерной сформированностью некоторых сложно организованных мыслительных действий и операций исполнительного этапа: дифференциацией и сложным зрительным анализом комбинированных признаков, мысленной трансформацией схематически-образных элементов, автоматизированностью мысленного контроля выполнения заданий. . Проблема целенаправленного развития наглядно-образного мышления на примере процесса символизации, являясь важнейшим направлением интеллектуального развития и речевого развития, не нашла должного отражения в коррекционной педагогике. Значимость данной проблемы обусловлена подготовкой детей к школьному обучению и повышением качества коррекционно-педагогического процесса с детьми с общим недоразвитием речи в дошкольных общеобразовательных учреждениях. Проведение коррекционно-педагогической работы с изучаемой категорией детей позволит развивать наглядно-образное мышление и также будет способствовать психическому развитию ребенка в целом. Для этого эффективно использование игр и упражнений представленных в данной работе. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Белова-Давид, Р. А. Нарушение речи у дошкольников.- М.: "Просвещение", 1972. - 232с. 2. Василева, Н.Ц. Особенности невербального и вербального мышления у подростков с одщим недоразвитием речи: автореф. дис.канд.психол.наук:19.00.10/ Н. Ц. Василева.М.; 1991. 3. Венгер, Л. А. Психология: учеб. пособие / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. - М.: Просвещение, 1988. - 336 с. . Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и другие: - М.: Просвещение, 1989. - 127с. 5. Выготский, Л. С. Мышление и речь. Изд.-5. испр. - издательство "Лабиринт". М.: 1999. - 352 с. 6. Гаркуша, Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. М.: ЧП Секачев, В.Ю., 1999. . Гуревич, К. М. Проблемы современной психологической диагностики / Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Под ред. К. М. Гуревича. М.: 1981. - 14 с. 8. Давыдов, В.В. Психологический словарь./ Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; Науч. - исслед. Ин-т общей и педагогической психологии. Акад.пед.наук СССР. М.: 1983. 200-201 с. 9. Дубровина, И. В. Практическая психология образования: учеб. пособие / И. В. Дубровина. - 4-е изд. - СПб 2006. - 592 с. 10. Зайцев, И. С. Особенности мыслительной деятельности при тяжёлых нарушениях речи: учеб. - метод. пособие / И. С. Зайцев. - Мн.: АПО, 2009. - 24 с. Калягин, В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. - М.: Академия, 2006. - 320 с. 12. Катаева, А. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: пособие для учителей / А. А. Катаева, Е. А. Стребелова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 224 с. 13. Коломинский, Я. Л. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов. - СПб.: Питер, 2004. - 408 с. 14. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений./Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой.- 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2005 - 480 с. 15. Ковшиков,В. А. К вопросу о мышлении у детей с экспрессивной "моторной" алалией / В. А. Ковшиков,Ю. А. Элькин // Дефектология. -1980. - № 2 - 14-21 с. 16. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р. И. Лалаева,Н. В. Серебрякова. СПб.: Союз,1999. - 160 c. 17.Маклаков, А. Г. Общая психология: учебник для вузов / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, - 583 с. . Марищук, Л.В. Психология: пособие / Л. В. Марищук, С.Г. Ивашко, Т.В. Кузнецова; под науч. Ред. Л. В. Марищук; БГУФ. -Мн.: БГУФК, 2008. - 347 19. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре: пособие для воспитателей детского сада / Под редакцией Т. А. Маркова. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с. 20. Мещеряков, Б. Г. Современный психологический словарь. / сост. И общ. Ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - М.: АСТ;СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 490 с. 21. Мухина, В. С. Психология дошкольника: учеб. пособие для стд. пед. ин-тов и учащ. пед. уч-щ. / В. С. Мухина. - М.: Просвещение, 1975. - 336 с. . Науменко, О.А. Формирование игрового замещения у дошкольников с обшим недоразвитием речи: Метод.рек. / Сост. О. А. Науменко. - Мн.: БГПУ, 2004. -25с. . Науменко,О. А. Технологические аспекты процесса формирования основ знаково-символической деятельности старших дошкольников с одщим недоразвитием речи // Дефек. -1999. - №4.- с. 60-72. 24. Немов, Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.1.: Общие основы психологии: учеб. для. студ. высш. пед. учеб, заведений. /Р.С. Немов. - 5-е изд. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 687 с. 25.Пиаже, Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже. - СПб.: Питер, 2003. 416 26.Поддъяков Н. Н. Мышление дошкольника. - М.: Педагогика, 1977. С. 505 27. Слепович, Е. С. Специальная психология: учеб. пособие / Е. С. Слепович, А. М. Поляков [ и др.]; под ред. Е. С. Слепович, А. М. Полякова. - Ми.: Выш. Шк.; 2012. - 511 с. . Усанова, О.Н. Особенности невербального интеллекта при недоразвитии речи / О.Н. Усанова, Т.Н. Синякова // Обучение и воспитание детей с нарушением речи: сборник научных трудов; под ред. В.И. Селивёрстова. М.; 1982. С. 13-19 . Царгуш, Л.Э.Пути развития познавательной деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи: автореф. дис. канд.пед. наук:13.00.03 / Л.Э. Царгуш. М.; 1987. 30.Цвелева, И.И.Наглядные средства при обучении грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. 1987. № 3. 31. Юртайкин, В.В., Ефименкова, Л.Н. Пути повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы в группах дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 1981. - № 1. - С. 74 - 80 32. Ястребова, А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1984. -158 с. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение Г ОСОБЕННОСТИ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Минск, 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Общая характеристика мышления Развитие наглядно-образного мышления у старших дошкольников Особенности наглядно-образного мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи Вывод ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Организация и методика исследования Количественная и качественная характеристика особенностей наглядно-образного мышления у старших дошкольников Вывод ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Основные принципы и методы развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Игры и упражнения для развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Вывод ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЯ ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования: Несмотря на то, что проблеме исследовании уровня развития мышления дошкольников уделено много внимания, до сих пор она остается актуальной. Актуальность её заключается в том, что изучение особенностей интеллектуальной сферы, а точнее мышления, и результаты этого изучения могут существенно повлиять на выбор методов обучения на последующем школьном этапе учебной деятельности. Мы проведём исследование особенностей наглядно-образного мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием игрового замещения, на примере процесса символизации. Мышление создаёт идеальный образ деятельности. В мышлении выявляются причинно-следственные связи, сущность предметов и явлений. Эффективность мышления во многом зависит от жизненного опыта, накопленных в памяти знаний, умений ими оперировать. Оно носит нравственно-исторический характер, поскольку в любом индивидуальном процессе осмысливания сущности каких-либо предметов и явлений человек невольно опирается на опыт накопленный другими людьми и выражаемый соответствующими знаниями, умениями и навыками, полученными при обучении и при общении с другими людьми [18]. Полноценное наглядно-образное мышление служит фундаментом для формирования словесно-логического мышления, которое играет важную роль в создании обобщённых модельных представлений, на которых в последующем будет строиться формирование понятий. Особенно важно изучение наглядно-образного мышления у детей с общим недоразвитием речи, так как существует сильная связь мышления и речи. Проблема взаимосвязи речи и мышления, его роли в общении и формировании сознания является едва ли не самым важным разделом психологии. Усвоение знаний, передаваемых в языковой форме, требует мыслительной деятельности[18]. Исследование мышления открывает большие возможности для развития способностей и возможностей человека, так как на практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определят уровень их развития. С помощью знаний о структуре мышления, его функциях, критериях его развития было разработано множество психологических тестов вопросников, теоретических подходов к диагностике практического мышления. В познавательной деятельности дошкольника отечественные психологи выделяют ведущую роль наглядно-образного мышления (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, B.C. Мухина, Н.Н. Поддьяков и др.). Проблема детского мышления волновала многих ученых Ж.Пиаже, Л. С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.В.Запорожца, П.Я.Гальперина, Л. А.Венгера, В.В.Давыдова, О.М. Дьяченко, А.А.Люблинскую, С.Л.Новоселову, Л.Ф.Обухову, Д.Б.Эльконина, и многих других психологов. Каждый из них внес свою замечательную лепту в познание детского мышления.Уровень развития наглядно-образного мышления, достигаемый в дошкольном возрасте, имеет существенное значение для всей последующей жизни человека. Л. А. Венгер (1963) высказал идею о том, что в основе формирования общих интеллектуальных способностей должно лежать овладение универсальной формой опосредования с учетом специфики дошкольного возраста. Эта специфика, согласно А. В. Запорожцу и Л. А. Венгеру, заключается в том, что в дошкольном возрасте создаются особо благоприятные условия для развития образных форм познания - восприятия, памяти, наглядно-образного мышления, воображения. Следовательно, необходимо было найти такую форму опосредования, которая соответствует специфике наглядно-образного мышления дошкольников. В норме основной формой мышления, которой овладевает ребёнок старшего дошкольного возраста, является наглядно-образное мышление. Овладение замещением является одним из важнейших путей формирования наглядно-образного мышления дошкольников с общим недоразвитием речи [3]. Наиболее характерные для дошкольника виды деятельности - сюжетно-ролевая игра, продуктивная деятельность (рисование, конструирование, лепка и другие) носят явно моделирующий характер. Во всех этих видах деятельности дети не просто "символизируют" или обозначают предметы и ситуации, но создают их наглядные модели, устанавливая между отдельными заместителями те же отношения, которые они воспринимают у замещаемых объектов. В отечественной и зарубежной психологии этим вопросом занимались на протяжении многих лет (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, Н.Г. Салмина, Г.А. Глотова, Е.Е. Сапогова и другие) и в условиях речевой патологии (А.Р. Лурия, Ф.Я. Юдович, Л. Н. Усачёва, Е.А. Харитонова). В Республике Беларусь эту проблему разрабатывали Н.М. Григорьева (у детей с нарушением зрения), Е.С. Слепович (у дошкольников с задержкой психического развития), О.А. Науменко (у дошкольников с общим недоразвитием речи) [23]. Вопросом о состоянии мышления у лиц с общим недоразвитием речи занимались многие исследователи: такие как И.Т.Власенко, Ю.А.Гаркуша, Л.Э.Царгуш, Р.Е.Левина, В.А.Ковшиков, О.Н.Усанова, Т.И.Синякова, Н.Ц. Василева, М.Сухад, Е.Ф.Соботович, Л.И.Тигранова и другие. В познавательной деятельности дошкольника отечественные психологи (Л.А. Венгер, А.В.Запорожец, В.С.Мухина, Н.Н. Поддьяков и другие) выделяют ведущую роль наглядно-образного мышления. Однако, анализ литературных источников показал недостаточность исследовательской деятельности, отсутствие единого мнения по вопросу особенностей наглядно-образного мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально выявить особенности наглядно-образного мышления старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Задачи исследования: 1. Изучить теоретические основы наглядно-образного мышления старших дошкольников. . Выявить особенности наглядно-образного мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. . Разработать методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Объект исследования: наглядно-образное мышление старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Предмет исследования: особенности наглядно-образного мышления старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Методы исследования: Методы исследования подбирались с учетом цели, задач. . Метод теоретического анализа литературы. Теоретический анализ психологической, педагогической, психолингвистической отечественной и зарубежной литературы; изучение медико-психолого-педагогической документации детей; протоколы психолого-медико-педагогической комиссии, речевые карты. . Метод эмпирического исследования. Проведение эксперимента. . Методы математической статистики.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 467; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.32 (0.089 с.) |