Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические основы изучения наглядно-образного мышления старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Поиск

Общая характеристика мышления

 

В современной литературе существует достаточно большое число определений мышления. Мышление - психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека[8].

Р.С. Немов охарактеризовал его в качестве сложного познавательного процесса, высшего уровня познавательной активности человека, связанного с решением множества разнообразных задач и с творческим преобразованием действительности[24].

В современном психологическом словаре под редакцией Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко мышление это множество разных по организации, уровню и средствам психических процессов, осуществляющих решение проблемных задач, которые возникают как в обыденной жизни, так и в сфере профессиональной деятельности. Мышление может быть самостоятельным процессом с внутренней мотивацией, но, как правило, оно включено в ту или иную деятельность, порождающую мыслительную задачу [20].

Мышление - это высшая форма человеческого познания, представляющего собой процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности, выполняющего регулирующую функцию по отношению к поведению, социально обусловленного по происхождению приемов и операции, а также в силу использования знаний, добытых в ходе человеческой истории.

Его анализируют в таких терминах, как активность или пассивность, быстрота или замедленность, широта или узость, глубина или поверхностность, богатство или скудность, гибкость или шаблонность, критичность или некритичность [11].

Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Оно (в элементарных формах имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений. Отличие мышления от других психологических процессов состоит ещё и в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана.

Мыслительная деятельность совершается при помощи мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстракции. Различают три основные формы мышления: понятие,cуждение, умозаключение [10]. В психологии выделяют и исследуют теоретическую, практическую и ряд промежуточных видов мышления, содержащих в себе и те и другие операции (рисунок 1)[24, c. 276 ].

 

Рисунок 1: основные виды мышления.

Теоретическое понятийное мышление -это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, полученным при помощи органов, чувств.

Образное мышление - это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими мы можем найти решение интересующей нас задачи. Образное мышление представляет собой такой вид умственной деятельности, который чаще всего встречается в работе писателей, художников, артистов [17].

Вербально-логическое мышление - отражает такие факты, закономерности и причинно-следственные связи, которые не поддаются чувственному наглядно-действенному и образному познанию. Оно осуществляется на материале слов, обобщающих как конкретные (реальные события, предметы, явления), так и отвлечённые понятия, оперирование символами. Оно позволяет абстрагироваться, решать различные мыслительные задачи.

Практическое - мышление, целью которого становится решение некоторой практической, жизненной задачи, отличной от тех чисто познавательных задач, теоретических.

Наглядно-действенное мышление - его особенность заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей,занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.

Наглядно-образное мышление - отличительная особенность его состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Данная форма мышления наиболее полно и развёрнуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых - среди людей, занятых практической работой. Наглядно-образное мышление реализуется при отражении образного материала. При этом человек представляет реальные предметы, объекты, реальные события, оперирует в своём сознании реальными картинами действительности или воображаемыми образами реальных объектов, т.е. использует образы восприятия или представлений. Наглядно-образное мышление относят как к практическому, так и теоретическому типам мышления в зависимости от того, какими образами оперирует субъект и с какой целью он это делает, а главное потому, что практически любой образ может быть им вербализирован (описан с помощью слов)[24].

Необходимо обратить внимание на понятие нарушение мышления. Нарушение мышления - нарушение интеллектуальной деятельности, возникающее при различных психических заболеваниях, локальных поражениях мозга и аномалиях психического развития. Правомерно несколько слов сказать о понятиях "интеллект" и "мышление". Термин "интеллект" используется в широком смысле как совокупность всех познавательных функций и в более узком, обозначая мышление. При различной речевой патологии расстройства мыслительной деятельности либо распространяются на все формы интеллектуальной деятельности (словесно-логическую, наглядно-образную и наглядно-действенную), либо затрагивают одну из них.

Чтобы понять онтогенез мышления необходимо выделить возрастные периоды, в которых оно вместе с другими психическими процессами претерпевает качественные изменения, надстраивающиеся друг над другом. При этом разные виды деятельности (игровая, художественная, учебная, трудовая) выступают тем материалом, в котором проявляется развитие сознания личности в целом и мышления в частности.

Начало развития мышления у детей относят к возрасту около двух лет. Л.В. Выготский утверждает, что именно в раннем возрасте у ребёнка появляется сознание, являющееся центральным новообразованием раннего детства. Возникновение сознания он тесно связывает с развитием речи [5].

Если сравнивать первую половину раннего возраста со второй его половиной, мы увидим, что сначала ребёнок осваивает функциональное назначение предметов и только потом переходит к оперированию словами. Это приводит к существенной перестройке психики и превращению её в сознание. При этом значение перестаёт быть привязанным к отдельному предмету и начинает относиться к их множеству. Благодаря этому знак выполняет функцию обобщения. Также по причине отрыва значения от предмета оно приобретает идеальную форму, удерживаемую памятью ребёнка. По Л.С. Выготскому, игра есть основной путь культурного развития ребёнка, в частности развития его знаковой деятельности [22].

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи - тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности. Уровень развития мышления ребенка определяет характер его деятельности, интеллектуальный уровень ее осуществления[19].

В игровой деятельности ребенок выполняет практические действия, но они носят так называемый исполнительный характер. Главное умение в игре - умение осуществлять внутренние, интеллектуальные действия с образами (представлениями с соответствующими им словесными значениями). Благодаря таким умениям ребенок может мыслить о предмете "в уме", вне непосредственного восприятия предметной ситуации. Представление по словесному описанию какой-то ситуации, существующих в ней предметных и пространственно-временных отношений и, наоборот, самостоятельное словесное описание представляемой предметной ситуации составляет сущность наглядно-образного мышления. То есть действия ребенка имеют под собой не действенную, практическую, а образную, предполагаемую основу. Течение в сознании ребенка образов представлений осуществляется посредством знакомых слов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.131.51 (0.008 с.)