Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Количественная и качественная характеристика особенностей наглядно-образного мышления у старших дошкольников
С помощью методики "Нахождение недостающих деталей" были исследованы дети с нормальным речевым развитием и дети с общим недоразвитием речи. Полученные данные в результате проведённого исследования представлены в таблице 2.1. Таблица 2.1. - Сравнительная оценка уровней сформированности наглядно-образного мышления (%)
Анализ полученных данных показал, что большинство детей экспериментальной группы (75%) имеют низкий уровень сформированности наглядно-образного мышления. Детям сложно было найти недостающие детали, они называли несущественные признаки (например Тимофей К. сказал, что у собаки нет пятен). Им сложно было вложиться в отведённое время. Дети долго рассматривали рисунки прежде чем дать ответ, это говорит о том, что по данной методике дети не работали никогда. Дети из контрольной группы составили 75% со средним уровнем сформированности наглядно-образного мышления. И только 25% детей без труда справилась с данным заданием. В экспериментальной группе таких детей не было. Результаты выполнения второй серии заданий, направленной на изучение сформированности наглядно-образного мышления и выявление умения сравнивать рисунок и cхему-чертёж представлены в таблице 2.2. речевой нарушение наглядный мышление Таблица 2.2. -Сравнительная оценка уровней сформированности наглядно-образного мышления (умение сравнивать рисунок и схему-чертеж).
Анализ полученных данных показал, что умения сравнивать рисунок и схему-чертеж у детей с общим недоразвитием речи находится на среднем уровне. В контрольной группе преобладает высокий уровень сформированности наглядно-образного мышления. В экспериментальной группе средний показатель набранных баллов составил одиннадцать баллов, в то время как в контрольной группе - девятнадцать - двадцать.
Дети экспериментальной группы чаще называли несущественные детали и не могли отвлечься от них (окна, двери, труба), чем дети контрольной группы. Максимальный показатель у контрольной группы при выполнении данного задания составил двадцать четыре балла только у трёх детей, так как даже детям контрольной группы приходилось оказывать помощь. На низком уровне умения сравнивать рисунок и схему-чертеж у нормально говорящих детей не наблюдалось, а у детей с общим недоразвитием речи составило 33.33%. Эти дети говорили, что все одинаково, даже после оказанной помощи. Эту группу составило четверо обследуемых детей с общим недоразвитием речи. На основании этого мы можем предположить, что с детьми данной группы проводилось недостаточно занятий по развитию наглядно-образного мышления. Не акцентировалось внимание наумении сравнивать рисунок и схему-чертеж. Результаты выполнения третьей серии заданий, направленной на изучение сформированности наглядно-образного мышления (умение пользоваться заместителями), представлены в таблице 2.3. Таблица 2.3. - Сравнительная оценка уровней сформированности наглядно-образного мышления (умения пользоваться заместителями) (%)
Анализ полученных данных показал, что самой многочисленной (66.67%) среди детей с общим недоразвитием речи оказалась группа со средним уровнем сформированности наглядно-образного мышления (умения пользоваться заместителями). В группе нормально говорящих дошкольников данное умение сформировано на среднем уровне у 25% испытуемых, что значительно меньше, чем в экспериментальной группе. На высоком уровне умения пользоваться заместителями сформировано в группе для детей с общим недоразвитием речи всего у 25% детей, в то время, как у нормально говорящих 75%, что в 3 раза больше. Необходимо отметить, что только три ребёнка из экспериментальной группы набрали от одиннадцати до десяти баллов, в то время, как три ребёнка контрольной группы на этом уровне набрали по двенадцать баллов и шесть детей от девяти до одиннадцати баллов. На низком уровне детей из контрольной группы не наблюдалось(0%). В экспериментальной группе на низком уровне (8.33%).
Количественные показатели сформированности наглядно-образного мышления у детей с общим недоразвитием речи и нормально говорящих дошкольников представлены в табл. 2.4. Таблица 2.4. - Сравнительная оценка дошкольников в соответствии с уровнями сформированности наглядно-образного мышления в результате выполнения всех заданий(%)
Таблица 2.4показывает значительное преобладание в группе детей с общим недоразвитием речи среднего уровня сформированности наглядно-образного мышления(52.8%),в то время как в группе нормально говорящих дошкольников (52.8%) - высокий уровень. Так же необходимо отметить, что на низком уровне наблюдается увеличение детей с общим недоразвитием речи (38.9%), чем нормально говорящих (0%). Таким образом результаты сравнительного изучения наглядно-образного мышления у нормально говорящих дошкольников и детей с общим недоразвитием речи позволяет говорить о том, что у обеих групп наблюдается наличие разных уровней выполнения заданий. Это дает нам право говорить о том, что в группах нормально говорящих дошкольников и детей с общим недоразвитием речи наблюдаются различия в протекании процесса символизации и уровнями сформированности наглядно-образного мышления. Мы можем предположить, что формированию игрового замещения у дошкольников с общим недоразвитием речи не уделяется достаточно времени. Нормально говорящие дети лучше справились с заданиями, чем дети с общим нарушением речи, это подтверждают количественные показатели. Уровень сформированности мыслительных действий и операций наглядно-образного мышления зависит от степени преодоления речевого нарушения. Так дети с общим недоразвитием речи, II уровень речевого развития значительно хуже справлялись с предложенными заданиями. Качественный анализ позволил выделить группы детей с низким, средним и высоким уровнями сформированности наглядно-образного мышления. У дошкольников с низким уровнем отмечалась значительная ограниченность умения пользоваться заместителями; отмечались трудности в умении сравнивать рисунок и схему-чертеж, трудности с включением в деятельность и длительность протекания мыслительных операций. Встречался отказ от выполнения предложенных заданий. У дошкольников со средним уровнем отмечалась незначительная ограниченность умения пользоваться заместителями; отмечались слабо выраженные трудности в умении сравнивать рисунок и схему-чертеж; они достаточно легко принимают помощь и переносят полученные умения в новую ситуацию. У дошкольников с высоким уровнем наблюдалась сформированность умения пользоваться заместителями, умения сравнивать рисунок и схему-чертеж; они самостоятельно выполняют задания, бес затруднений переносят полученные знания в новую ситуацию, почти не требуют помощи.
Вывод
Результаты экспериментального исследования позволили сделать следующие выводы: . Выделено три уровня сформированности наглядно-образного мышления. Для большинства старших дошкольников с общим недоразвитием речи наиболее характерен средний и низкий уровень сформированности наглядно-образного мышления, в то время как для нормально говорящих сверстников - высокий и средний. . Особенности наглядно-образного мышления и процесса симнолизации старших дошкольников с общим недоразвитием речи проявляются: - в ограниченности умения пользоваться заместителями; - в трудностях сравнения рисунка и схемы-чертежа; - в замедленном темпе протекания мыслительных процессов; - в недостаточной осведомлённости некоторых понятий и терминов; в трудностях оречевления своих мыслей (произвести вывод или заключение). По результатам проведённого исследования нам необходимо подобрать игры и упражнения для развития наглядно-образного мышления старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Так как для развития наглядно-образного мышления и формирования замещения неограниченные возможности представляет игра. Это в целом будет содействовать успеху их социальной адаптации. ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.174.168 (0.012 с.) |