Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация и методика исследования
Исследование с целью изучения особенностей наглядно-образного мышления у старших дошкольников на примере процесса символизации было проведено в марте - апреле 2014 года. Исследование проводилось на базе группы для детей с тяжёлыми нарушениями речиГУО г. Минска. Всего в эксперименте приняло участие 24 ребёнка: экспериментальную группу составили 12 детей с общим недоразвитием речи (7 мальчиков и 5 девочек), в контрольную группу вошли 12 нормально говорящих дошкольников (6 мальчиков и 6 девочек), - в возрасте от пяти с половиной до шести лет. Изучение психолого-медико-педагогической документации (заключения ПМПК) выявило, что среди 12 дошкольников с общим недоразвитием речи диагноз стёртая форма дизартрии, общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития имеет 4 детей;общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития 3 детей; общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития, дизартрия псевдобульбарная имеют 3 детей; общее недоразвитие речи, II уровень речевого развития - 2 детей. Список детей находится в "Приложении Г". Для сравнительного изучения наглядно-образного мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и их нормально говорящих сверстников были использованы следующие методики: "Зверюшки на дорожках", "Разные дома" Л.А. Венгер; методика "Нахождение недостающих деталей".Данная методика представлена в цветовом исполнении т.к. дети дошкольного возраста охотнее и внимательнее относятся к такому виду задания. Основным методом исследования является метод индивидуального эксперимента. Экспериментальное изучение было организованно в игровой форме [4]. Все методики были адаптированы для детей с общим нарушением речи. 1. Методика "Нахождение недостающих деталей" Цель: исследование уровня развития наглядно- образного мышления. Диапазон применения: от 4 до 7 лет Техника проведения: ребенку предлагается серия рисунков, на каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь (Стимульный материал представлен в приложении А). Критерии оценки: экспериментатор фиксирует время c помощью секундомера, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития наглядно-образного мышления ребенка:
10 баллов - ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов. 8-9 баллов - время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 сек. 6-7 баллов - время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 сек. 4-5 баллов - время поиска всех недостающих предметов составило от 36 до 40 сек. 2-3 балла - время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 41 до 45 сек. 0-1 балл - время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше чем 45 сек. Оценки даются в баллах, в десятибалльной системе и представляются в интервалах, являющихся непосредственным основанием для производства выводов об уровне развития наглядно-образного мышления ребёнка. Точные критерии оценок в десятибалльной системе не заданы по той причине, что априори, до получения достаточно большого опыта применения методик, их определить невозможно. В этой связи исследователю разрешается прибавлять или отнимать один-два балла (в пределах заданного диапазона оценок) за наличие или, соответственно, отсутствие усердия со стороны ребёнка в процессе его работы над психодиагностическими заданиями. Такая процедура в целом мало влияет на конечные результаты, но позволяет лучше дифференцировать детей. Уровни развития: высокий-10-8 баллов; средний -7-4 баллов; низкий-3-0 балла Для изучения наглядно-образного мышления на примере процесса замещения и схематизации дошкольникам предлагалось следующее задание: 2. "Разные дома". Цель: выявление умения сравнивать рисунок исхему-чертеж предмета. Ребенок должен индивидуально рассмотреть дом и найти ошибку. Состояло из 4заданий, каждое из которых включало три рисунка. Для этого пред ребенком на столе рядом друг с другом выкладывается рисунок дома и схема-чертеж. Пред игрой ребенку предъявлялась инструкция: "Посмотри, здесь нарисован дом, по этому рисунку строители построили дом, но допустили ошибки. Рассмотри этот дом и найди ошибки" (Стимульный материал представлен в приложении Б).
Виды помощи: 1. указание на неточность, без речевого сопровождения; . показ и называние неточности. Критерии оценки: 2 балла правильное выделение существенной детали; балл - правильное выделение существенной детали после первого вида помощи; О баллов - выделение несущественной детали, использование второго вида помощи. Уровни: высокий -24-17балла; средний -16--- 9 балла; низкий -8-0 баллов. Для изучения наглядно-образного мышления на примере процесса замещения дошкольникам предлагалось следующее задание: 3. "Зверюшки на дорожках". Цель: изучение возможностей детейпользоваться заместителями и умения варьировать заместители при выполнении одного и того же задания. Ребенку индивидуально предлагалось соотнести картинки с определенными значками. Для этого пред ребенком на столе выкладывались картинки с изображениями животных петух, собака, еж, цыплёнок, кот,3 полоски бумаги с различными значками (квадрат, треугольник, овал, "плюс", прямоугольник, круг), отделенными друг от друга вертикальной чертой и полоска-образец с изображение животных и соответствующих значков (сочетание животных и значков различно). Задание предъявлялось по инструкции: "Нужно все значки на своих полосках накрыть подходящими картинками. А чтобы не было ошибок, посмотри на полоску, где показано, какая картинка какому значку соответствует (петушком надо закрыть треугольник, котом - круг и так до конца полоски). Накрой свои значки нужными картинками" (Стимульный материал представлен в приложении В). Виды помощи: 1. Обращение внимания на полоску, где показано, какая картинка какому значку соответствует. . Разбор полоски образца. . Совместная деятельность Критерии оценки: 4 балла - самостоятельное и точное выполнение; балла - наличие ошибки, которая исправляется после первого вида помощи; балла - наличие ошибки, которая исправляется после второго вида помощи; балл - наличие ошибки (-ок), которая (-ые) исправляется (-ются) в результате совместной деятельности экспериментатора и ребенка; О баллов - невыполнение задания после оказания трех видов помощи; отказ от выполнения задания. Уровни: высокий - 12 -9баллов, средний -8-5баллов, низкий -4- 0 баллов. Анализ результатов каждого задания позволил выявить особенности наглядно-образного мышления, осуществления символизации в целом, так как каждая из методик изучала одну из её сторон.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.150.80 (0.007 с.) |