Организация и методика исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация и методика исследования



 

Исследование с целью изучения особенностей наглядно-образного мышления у старших дошкольников на примере процесса символизации было проведено в марте - апреле 2014 года. Исследование проводилось на базе группы для детей с тяжёлыми нарушениями речиГУО г. Минска. Всего в эксперименте приняло участие 24 ребёнка: экспериментальную группу составили 12 детей с общим недоразвитием речи (7 мальчиков и 5 девочек), в контрольную группу вошли 12 нормально говорящих дошкольников (6 мальчиков и 6 девочек), - в возрасте от пяти с половиной до шести лет. Изучение психолого-медико-педагогической документации (заключения ПМПК) выявило, что среди 12 дошкольников с общим недоразвитием речи диагноз стёртая форма дизартрии, общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития имеет 4 детей;общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития 3 детей; общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития, дизартрия псевдобульбарная имеют 3 детей; общее недоразвитие речи, II уровень речевого развития - 2 детей. Список детей находится в "Приложении Г".

Для сравнительного изучения наглядно-образного мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и их нормально говорящих сверстников были использованы следующие методики: "Зверюшки на дорожках", "Разные дома" Л.А. Венгер; методика "Нахождение недостающих деталей".Данная методика представлена в цветовом исполнении т.к. дети дошкольного возраста охотнее и внимательнее относятся к такому виду задания. Основным методом исследования является метод индивидуального эксперимента. Экспериментальное изучение было организованно в игровой форме [4]. Все методики были адаптированы для детей с общим нарушением речи.

1. Методика "Нахождение недостающих деталей"

Цель: исследование уровня развития наглядно- образного мышления.

Диапазон применения: от 4 до 7 лет

Техника проведения: ребенку предлагается серия рисунков, на каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь (Стимульный материал представлен в приложении А).

Критерии оценки: экспериментатор фиксирует время c помощью секундомера, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития наглядно-образного мышления ребенка:

10 баллов - ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов.

8-9 баллов - время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 сек.

6-7 баллов - время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 сек.

4-5 баллов - время поиска всех недостающих предметов составило от 36 до 40 сек.

2-3 балла - время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 41 до 45 сек.

0-1 балл - время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше чем 45 сек.

Оценки даются в баллах, в десятибалльной системе и представляются в интервалах, являющихся непосредственным основанием для производства выводов об уровне развития наглядно-образного мышления ребёнка. Точные критерии оценок в десятибалльной системе не заданы по той причине, что априори, до получения достаточно большого опыта применения методик, их определить невозможно. В этой связи исследователю разрешается прибавлять или отнимать один-два балла (в пределах заданного диапазона оценок) за наличие или, соответственно, отсутствие усердия со стороны ребёнка в процессе его работы над психодиагностическими заданиями. Такая процедура в целом мало влияет на конечные результаты, но позволяет лучше дифференцировать детей.

Уровни развития:

высокий-10-8 баллов;

средний -7-4 баллов;

низкий-3-0 балла

Для изучения наглядно-образного мышления на примере процесса замещения и схематизации дошкольникам предлагалось следующее задание:

2. "Разные дома".

Цель: выявление умения сравнивать рисунок исхему-чертеж предмета. Ребенок должен индивидуально рассмотреть дом и найти ошибку. Состояло из 4заданий, каждое из которых включало три рисунка. Для этого пред ребенком на столе рядом друг с другом выкладывается рисунок дома и схема-чертеж. Пред игрой ребенку предъявлялась инструкция: "Посмотри, здесь нарисован дом, по этому рисунку строители построили дом, но допустили ошибки. Рассмотри этот дом и найди ошибки" (Стимульный материал представлен в приложении Б).

Виды помощи:

1. указание на неточность, без речевого сопровождения;

. показ и называние неточности.

Критерии оценки:

2 балла правильное выделение существенной детали;

балл - правильное выделение существенной детали после первого вида помощи;

О баллов - выделение несущественной детали, использование второго вида помощи.

Уровни:

 высокий -24-17балла;

средний -16--- 9 балла;

низкий -8-0 баллов.

Для изучения наглядно-образного мышления на примере процесса замещения дошкольникам предлагалось следующее задание:

3. "Зверюшки на дорожках". Цель: изучение возможностей детейпользоваться заместителями и умения варьировать заместители при выполнении одного и того же задания. Ребенку индивидуально предлагалось соотнести картинки с определенными значками. Для этого пред ребенком на столе выкладывались картинки с изображениями животных петух, собака, еж, цыплёнок, кот,3 полоски бумаги с различными значками (квадрат, треугольник, овал, "плюс", прямоугольник, круг), отделенными друг от друга вертикальной чертой и полоска-образец с изображение животных и соответствующих значков (сочетание животных и значков различно). Задание предъявлялось по инструкции: "Нужно все значки на своих полосках накрыть подходящими картинками. А чтобы не было ошибок, посмотри на полоску, где показано, какая картинка какому значку соответствует (петушком надо закрыть треугольник, котом - круг и так до конца полоски). Накрой свои значки нужными картинками" (Стимульный материал представлен в приложении В).

Виды помощи:

1. Обращение внимания на полоску, где показано, какая картинка какому значку соответствует.

. Разбор полоски образца.

. Совместная деятельность

Критерии оценки:

4 балла - самостоятельное и точное выполнение;

балла - наличие ошибки, которая исправляется после первого вида помощи;

балла - наличие ошибки, которая исправляется после второго вида помощи;

балл - наличие ошибки (-ок), которая (-ые) исправляется (-ются) в результате совместной деятельности экспериментатора и ребенка;

О баллов - невыполнение задания после оказания трех видов помощи; отказ от выполнения задания.

Уровни:

 высокий - 12 -9баллов,

средний -8-5баллов,

низкий -4- 0 баллов.

Анализ результатов каждого задания позволил выявить особенности наглядно-образного мышления, осуществления символизации в целом, так как каждая из методик изучала одну из её сторон.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.150.80 (0.007 с.)