Игры и упражнения для развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игры и упражнения для развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи



Упражнение "Кто без чего не обойдётся".

На столе перед ребёнком вылаживаются карточки с изображениями слов. Взрослый зачитывает ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, самых важных, без чего главный предмет не может обойтись. Например, сад… какие слова самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля? Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника… собаки… забора… земли?.. Почему?

Необходимо положить картинку с изображением сада. Затем ребёнка просим выбрать из предложенных картинок две картинки которые, по его мнению, больше всего подходят к данному слову. Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Примерные задания:

Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)

Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)

Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)

Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)

Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты)

Школа (учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради)

Второй вариант. Называем слова, и спрашиваем: чего не может быть без этого предмета, для чего или кого оно самое главное?

Например: вода, провод, карандаш, стекло, кирпич.

"Перевёртыши".

Дидактическая задача. Учить детей создавать образы на основе схематического изображения.

Материал. 1. Набор карточек по 8- 16 штук для каждого ребенка. На каждой карточке схематическое изображение какого- либо предмета или простая геометрическая фигура (например, круг, квадрат, треугольник или кружок с идущей вниз палочкой и т. д.). В каждом наборе должны быть 4 одинаковые карточки. Если набор состоит из восьми карточек, то в него входят 4 карточки с одним изображением и 4 карточки с другим. У всех участников игры наборы одинаковые. Каждое изображение расположено на карточке так, что остается свободное место для того, чтобы можно было дорисовать картинку вокруг этого изображения. 2. Карандаши.

Руководство. Дети рассаживаются за столиками, получают карандаши и наборы карточек. Воспитатель говорит, что сейчас они будут играть в игру "Перевертыши". У них есть карточки с фигурками. Каждую такую фигурку можно превратить в любую картинку, кто в какую захочет. Для этого каждую фигурку нужно дорисовать так, чтобы получилась картинка. Потом рисунок надо отложить и взять еще одну карточку с такой же фигуркой. Но теперь фигурку надо перевернуть, положить карточку с ней вверх ногами или боком. Фигурка уже будет другая, и превратить ее надо совсем в другую картинку. Так можно брать несколько карточек с одной и той же фигуркой и превращать ее в разные картинки. Если детям трудно сразу приступить к выполнению задания, взрослый показывает им, как это делается, Для показа лучше брать фигурку, которой нет на карточках у детей. Например, вначале воспитатель показывает, как прямоугольник превращается в вагон поезда, в дом, в конверт с письмом, в портфель, с которым девочка идет в школу. Затем листок с прямоугольником он поворачивает таким образом, что прямоугольник принимает вертикальное положение. И педагог превращает его в окно, в высотный дом, в ствол большого дерева и т. д. После этого дети начинают выполнять задание самостоятельно. Когда они закончат дорисовывание карточек с одинаковыми фигурками (4 карточки для четырех возможных поворотов), воспитатель предлагает взять карточки с другой фигуркой и т. д.

Когда все картинки-перевертыши будут готовы, воспитатель собирает их.

Все вместе рассматривают картинки, отмечают наиболее оригинальные и законченные. Воспитатель поясняет, что самые интересные картинки те, которые непохожи на другие. Он хвалит тех ребят которые все 4 карточки с одной и той же фигуркой сумели превратить в совершенно разные картинки в зависимости от поворота точки с фигуркой.

Через некоторое время игру можно повторить, предложив другие фигурки для дорисовывания. Фигурки подбираются произвольно. С новыми фигурками игра может проводиться неоднократно.

"Хитрые картинки"

Дидактическая задача. Учить детей соотносить схематические изображения предметов сдетальными.

Оборудование. Для изготовления домино "Хитрые картинки" можно использовать любое детское домино с картинками (например, игрушку-самоделку "детское домино", автор-художник Н. Козлова). В наборе домино 28 игровых карточек, на которых в различных сочетаниях помещены 7 картинок (например, 7 различных зверюшек), каждая повторяется 8 раз (на каждой карточке 2 изображения). Следует изготовить 4 схематических изображения, соответствующих каждой картинке (например, зайчик - это одна длинная полоска с двумя короткими - ушками, уточка - это полукруг с кружочком - головкой и т. п.). На каждой карточке одно изображение остается реалистическим, а другое заменяется схематическим таким образом, что получается по 4 реалистических и 4 схематических рисунка каждого животного.

Ход игры. Руководитель раскладывает перед детьми карточки домино. Все вместе разбирают, что изображено на карточках. дети называют картинки и с помощью руководителя находят соответствующие схемы для них. После этого руководитель напоминает детям правила игры в обычное домино, добавляя, что сейчас можно будет прикладывать друг к другу и одинаковые обычные картинки, и одинаковые "хитрые" картинки, и "хитрую" картинку к обычному рисунку того же животного.

Игра начинается. Каждый участник берет по 5 карточек. Если у кого-то нет подходящей картинки, он берет ее из оставшихся карточек. Выигрывает тот, кто первым выложит все карточки.

Первое время, пока ребята осваивают правила игры, хорошо, если одним из играющих будет воспитатель. В дальнейшем дети могут играть самостоятельно.

" Подбери картинку "

( В игре могут участвовать как от 2-5 человек, так и проводится индивидуально с ребёнком).

Дидактическая задача. Учить детей анализировать строение предмета по его контурному изображению.

Материал: Контурные изображения различных предметов и их рисунки. Всего детям предлагается 5 задач.

. Картонная карточка (14Х14 см) со схематическим изображением дома, 4 карточки (такого же размера) с рисунками домов, незначительно отличающихся друг от друга. Только один из этих домов точно соответствует схеме. Остальные могут отличаться от схемы формой крыши, наличием трубы на крыше, величиной.

. Карточка со схематическим изображением грузовика.

карточки с рисунками грузовика, один из которых точно соответствует схеме, а остальные по каким-либо деталям отличаются от нее (количество колес, форма кабины, наличие прицепа). З. Карточка со схематическим изображением детской песочницы. 4 карточки с рисунками песочниц, одна из которых точно соответствует схеме, а остальные отличаются от нее: гриб над песочницей со шляпкой другой формы, нет скамеечки, длина песочницы другая.

. Карточка со схематическим изображением мостика, 4 карточки с рисунками различных мостиков, один из которых соответствует схеме, а остальные отличаются от нее: различные формы самого моста, разные формы перил и т. п.

. Карточка со схематическим изображением дерева за забором. 4 карточки с рисунками деревьев, одно из которых точно соответствует схеме, а остальные отличаются от нее формой кроны дерева или расположением дерева относительно забора. Кроме карточек со схемами и картинок для игры, нужны фишки для поощрения выигравших детей.

Руководство. Детям предлагают поиграть в игру "Строим дом". Воспитатель напоминает, что строители всегда строят дом точно по чертежу. И сейчас они получат чертеж и будут подбирать, какой из домов точно подходит к чертежу. А потом они будут строить машину, детскую песочницу и другие вещи, а строителями будут все по очереди.

Воспитатель показывает детям схему дома и 4 рисунка различных домов. Ребенок-строитель выбирает нужный дом. Остальные дети поправляют его, если он допустил ошибки. Если выбор был правильным, то фишку получает строитель. Если нет, то тот ребенок, который заметил и исправил ошибку.

Точно так же дети выполняют и остальные 4 задания. Выигрывает тот, кто собрал больше фишек.

"Лабиринты". (Проводится индивидуально).

Цель: развитие наглядно-образного и абстрактного мышления.

Оборудование: карточки с изображением лабиринтов.

Ход игры: ребенку предлагается пройти лабиринт, начиная от стрелки.

"Четвертый лишний". (Проводится индивидуально).

Цель: развитие наглядно-образного мышления.

Оборудование: карточки с изображением цветных картинок.

Ход игры: ребенку предъявляется картинка с изображением 4-х предметов, три из которых можно объединить обобщающим словом, а четвертый предмет по отношению к ним окажется "лишним". Ребенок должен определить, какой предмет лишний и все оставшиеся предметы назвать, одним словом.

Приведем фрагмент занятия, которое способствует развитию наглядно-образного мышления. Занятие подгрупповое.

Тема: профессии: няня, воспитатель, врач, медсестра, повар, шофер.

Цель: объяснить детям, что все взрослые трудятся; рассказать из каких трудовых операций состоит труд знакомых ребенку людей (шофера, няни, воспитателя, повара, врача, медсестры); рассказывать увлекательно, воспитывая уважение ко всякому труду и желание трудиться; упражнять детей в назывании предметов и их качеств, соотнесение орудий труда с профессией и рабочей одежды; активизировать в речи детей название орудий труда, профессий, рабочей одежды (шофера, няни, воспитателя, повара, врача, медсестры); развивать слуховое восприятие, зрительную память, наглядно-образное мышление.

Оборудование: машинка, овощи, фрукты, миска, карточки с изображением профессий, предметы и одежда, соответствующие данным профессиям, бумажные куклы, картинки с изображением еды.

Любят наши малыши вкусные булочки, пирожки, ватрушки, которые печет повар детского сада.

А что вы ели сегодня на завтрак?

Вкусно было?

Это все нам готовит повар детского сада. А продукты, из которых повар готовит, привозит на машине шофер.

Едет машина, груженная овощами и фруктами.

Спасибо большое шоферу. А с кухни еду в группу приносит наша няня.

На столе стоят продукты, а на фланелеграфе висят картинки с изображением еды. Дети рассматривают и называют продукты.

Да, надо многое уметь и знать, чтобы превратить эти продукты во вкусную еду. Наша повар - настоящая волшебница!

Чтобы вам было удобнее и приятнее съесть пирожок, няня разложила их на красивые чистые тарелочки, расстелила чистые выглаженные салфетки. Ешьте на здоровье! Растите скорее! А вырастите, и сами превратитесь в волшебников: станете шоферами, нянями, поварами.

Вот мы и поели. А с кем вы играете в группе?

А, что еще делает воспитатель?

Воспитатель следит за вами. Если вы уколете пальчик, воспитатель отведет вас в медпункт. Кто в медпункте сидит?

Правильно, медсестра. А что она делает?

А вы знаете, чем медсестра отличается от врача?

Врач выписывает лечение, а медсестра выполняет его. А теперь мы с вами поиграем.

Достаются картинки с изображением людей в своей профессиональной форме. Дети называют профессию и отмечают детали костюма. Называют орудия труда. Затем дефектолог раздает кукол и предлагает одеть кукол в одежду.

Кем стала твоя кукла?

А у тебя?

Задаются уточняющие вопросы каждому ребенку.

Фрагмент 2.

В коробке лежат предметы, которые нужны для работы людям разных профессий, дети достают предмет, называют его, говорят, для чего он нужен и какой кукле они его отдадут.


Вывод

 

Предложенные упражнения направлены на развитие наглядно-образного мышления. Так как исследование с целью изучения особенностей наглядно-образного мышления у старших дошкольников проводилось на примере процесса символизации, то игры и упражнения подобраны в соответствии с данной тематикой.

Важным условием результативного использования игр в обучении является соблюдение последовательности в подборе игр. Мы учитывали следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий. Целенаправленное развитие наглядного мышления должно осуществляться на протяжении всего дошкольного периода. Игры, направленные на формирование наглядно-образного мышления должны быть разнообразны. Систему игровых занятий следует включать во все виды детской деятельности.

Коррекционно-педагогическая работа по развитию наглядно-образного мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи включает работу над всеми видами процесса символизации (замещение, кодирование, схематизация и другие). Коррекция мышления должна осуществляться по четырём параметрам: сформированность мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация,); гибкость - применение знаний в различных ситуациях, отсутствие штампов; динамичность -темп, подвижность мыслительных процессов; мотивация деятельности (планирование, контроль, критичность).

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучение особенностей наглядно-образного мышления старших дошкольников с общим недоразвитием речи позволили сделать следующие выводы:

. Наглядно-образное мышление - мышление, при котором задачи решаются не путём манипуляций с предметами, а путём внутренних психологических действий и преобразований образов этих предметов. Этот вид мышления начинает формироваться около 3 лет и окончательно формируется к старшему дошкольному возрасту (5-6 лет).

. Наглядно-образное мышление у старших дошкольников с общим недоразвитием речи имеют заметное отставание и своеобразие по сравнению с нормально говорящими их сверстниками. Установлено три уровня сформированности наглядно-образного мышления, при этом для большинства старших дошкольников с общим недоразвитием речи наиболее характерным является низкий и средний уровни, в то время как для нормально говорящих детей - высокий и средний. Анализ процесса решения детьми с общим недоразвитием речи наглядно-образных задач показал, что при относительной сохранности механизмов ориентировочного этапа, затруднения у них связаны преимущественно с неравномерной сформированностью некоторых сложно организованных мыслительных действий и операций исполнительного этапа: дифференциацией и сложным зрительным анализом комбинированных признаков, мысленной трансформацией схематически-образных элементов, автоматизированностью мысленного контроля выполнения заданий.

. Проблема целенаправленного развития наглядно-образного мышления на примере процесса символизации, являясь важнейшим направлением интеллектуального развития и речевого развития, не нашла должного отражения в коррекционной педагогике. Значимость данной проблемы обусловлена подготовкой детей к школьному обучению и повышением качества коррекционно-педагогического процесса с детьми с общим недоразвитием речи в дошкольных общеобразовательных учреждениях. Проведение коррекционно-педагогической работы с изучаемой категорией детей позволит развивать наглядно-образное мышление и также будет способствовать психическому развитию ребенка в целом. Для этого эффективно использование игр и упражнений представленных в данной работе.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1 Белова-Давид, Р. А. Нарушение речи у дошкольников.- М.: "Просвещение", 1972. - 232с.

2. Василева, Н.Ц. Особенности невербального и вербального мышления у подростков с одщим недоразвитием речи: автореф. дис.канд.психол.наук:19.00.10/ Н. Ц. Василева.М.; 1991.

3. Венгер, Л. А. Психология: учеб. пособие / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. - М.: Просвещение, 1988. - 336 с.

. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и другие: - М.: Просвещение, 1989. - 127с.

5. Выготский, Л. С. Мышление и речь. Изд.-5. испр. - издательство "Лабиринт". М.: 1999. - 352 с.

6. Гаркуша, Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. М.: ЧП Секачев, В.Ю., 1999.

. Гуревич, К. М. Проблемы современной психологической диагностики / Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Под ред. К. М. Гуревича. М.: 1981. - 14 с.

8. Давыдов, В.В. Психологический словарь./ Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; Науч. - исслед. Ин-т общей и педагогической психологии. Акад.пед.наук СССР. М.: 1983. 200-201 с.

9. Дубровина, И. В. Практическая психология образования: учеб. пособие / И. В. Дубровина. - 4-е изд. - СПб 2006. - 592 с.

10. Зайцев, И. С. Особенности мыслительной деятельности при тяжёлых нарушениях речи: учеб. - метод. пособие / И. С. Зайцев. - Мн.: АПО, 2009. - 24 с.

Калягин, В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. - М.: Академия, 2006. - 320 с.

12. Катаева, А. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: пособие для учителей / А. А. Катаева, Е. А. Стребелова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 224 с.

13. Коломинский, Я. Л. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов. - СПб.: Питер, 2004. - 408 с.

14. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений./Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. Л.В.Кузнецовой.- 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2005 - 480 с.

15. Ковшиков,В. А. К вопросу о мышлении у детей с экспрессивной "моторной" алалией / В. А. Ковшиков,Ю. А. Элькин // Дефектология. -1980. - № 2 - 14-21 с.

16. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р. И. Лалаева,Н. В. Серебрякова. СПб.: Союз,1999. - 160 c.

17.Маклаков, А. Г. Общая психология: учебник для вузов / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, - 583 с.

. Марищук, Л.В. Психология: пособие / Л. В. Марищук, С.Г. Ивашко, Т.В. Кузнецова; под науч. Ред. Л. В. Марищук; БГУФ. -Мн.: БГУФК, 2008. - 347

19. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре: пособие для воспитателей детского сада / Под редакцией Т. А. Маркова. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.

20. Мещеряков, Б. Г. Современный психологический словарь. / сост. И общ. Ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - М.: АСТ;СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 490 с.

21. Мухина, В. С. Психология дошкольника: учеб. пособие для стд. пед. ин-тов и учащ. пед. уч-щ. / В. С. Мухина. - М.: Просвещение, 1975. - 336 с.

. Науменко, О.А. Формирование игрового замещения у дошкольников с обшим недоразвитием речи: Метод.рек. / Сост. О. А. Науменко. - Мн.: БГПУ, 2004. -25с.

. Науменко,О. А. Технологические аспекты процесса формирования основ знаково-символической деятельности старших дошкольников с одщим недоразвитием речи // Дефек. -1999. - №4.- с. 60-72.

24. Немов, Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.1.: Общие основы психологии: учеб. для. студ. высш. пед. учеб, заведений. /Р.С. Немов. - 5-е изд. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 687 с.

25.Пиаже, Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже. - СПб.: Питер, 2003. 416

26.Поддъяков Н. Н. Мышление дошкольника. - М.: Педагогика, 1977. С. 505

27. Слепович, Е. С. Специальная психология: учеб. пособие / Е. С. Слепович, А. М. Поляков [ и др.]; под ред. Е. С. Слепович, А. М. Полякова. - Ми.: Выш. Шк.; 2012. - 511 с.

. Усанова, О.Н. Особенности невербального интеллекта при недоразвитии речи / О.Н. Усанова, Т.Н. Синякова // Обучение и воспитание детей с нарушением речи: сборник научных трудов; под ред. В.И. Селивёрстова. М.; 1982. С. 13-19

. Царгуш, Л.Э.Пути развития познавательной деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи: автореф. дис. канд.пед. наук:13.00.03 / Л.Э. Царгуш. М.; 1987.

30.Цвелева, И.И.Наглядные средства при обучении грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. 1987. № 3.

31. Юртайкин, В.В., Ефименкова, Л.Н. Пути повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы в группах дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 1981. - № 1. - С. 74 - 80 32. Ястребова, А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1984. -158 с.


ПРИЛОЖЕНИЯ




Приложение Г



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 1272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.134 (0.064 с.)