Основные принципы и методы развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные принципы и методы развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи



 

Путь познания, который проходит ребенок до 7 лет, огромен. За это время он много узнает об окружающем мире. Его сознание не просто заполнено отдельными образами, представлениями, но характеризуется некоторым целостным восприятием и осмыслением окружающей его действительности.

Дошкольное детство является оптимальным периодом в умственном развитии ребенка. Так оказалось, что дети могут успешно познавать не только внешние наглядные свойства предметов и явлений, но их внутренние существенные связи. А это необходимая основа для развития мышления вообще. В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность.

Большое значение в оптимизации коррекционной работы имеет подбор учебно-дидактического материала и самих коррекционных упражнений и игр. Очень важно уметь выбрать из достаточно большого количества пособий те, которые позволят за меньшее время достичь больших результатов. То есть такие, которые будучи адекватны природе и структуре речевого нарушения, содержат разноаспектные коррекционные возможности. Логопеду необходимо целенаправленно обучать дошкольников приёмам умственной деятельности. При использовании приёмов развития мыслительной деятельности необходимо учитывать гибкость, динамичность, мотивацию и актуальный уровень сформированности мыслительных операций. Также необходимо учитывать уровень речевого развития и возрастные особенности ребёнка. В настоящее время стали использовать интеллектуальные игры в детском возрасте, создаются компьютерные игры и программы для развития ребёнка.

Для формирования наглядно-образного мышления старших дошкольников можно использовать приём создания образа предмета, сопоставления личного опыта с приобретённым и приём обобщения. Создание образа предмета достигается при выполнении следующих заданий:

. на узнавание предмета представленного в натуральном виде, по образцу, рисунку, словесному описанию;

. на выделение составных частей предмета (мысленное и практическое разложение на части);

. на составление предмета из нескольких частей;

. на узнавание предмета по его части;

. на дополнение части до целого[16].

Важная роль в создании образа предмета и развитии операций анализа и синтеза отводится заданиям на составление объекта из нескольких частей (аппликация, мозаика). Приём сопоставления личного опыта с приобретённым может формироваться посредством напоминания, ориентирования на воспроизведение прошлого опыта, выделения известного и неизвестного, сравнения заданий по форме, содержанию, ситуации и способу выполнения. Формирование приёма обобщения опыта возможно такими путями: группировка материала, постановка вопросов требующих привлечения знаний из смежных дисциплин, вариативность материала, выполнение комплексных заданий[32].

При проведении игр для развития наглядно-образного мышления необходимо учитывать возрастные особенности ребёнка, а именно непроизвольность внимания, сложности с концентрацией и устойчивостью внимания, наглядность, малую работоспособность.

Игра - это ведущий вид деятельности дошкольников. Она важна для развития психических процессов у детей. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход дошкольника к следующему возрастному этапу - младшему школьнику. Игра необходима для развития ребенка, в том числе и его наглядно-образного мышления. Ведущую роль игры в формировании психики ребенка отмечали крупнейшие педагоги и психологи (Л. С. Выготский, А. М. Горький, Н. К. Крупская, А. Н. Леонтьев, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин и др.). В педагогике и психологии разрабатывались методы обучения детей направленные на формирование у них наглядного мышления (Л.А. Венгер Н.Н. Поддьяков Т. В. Лаврентьева Р.Р. Говорова В.Н. Аванесова и другие). Особое внимание уделялось формированию схематизированных образов, которые отражают связь элементов независимо от частных особенностей этих элементов. Овладение образами такого вида является переходной ступенью от образных представлений к использованию знаковых систем. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в последствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. В детском саду предлагаемые игры и упражнения могут быть использованы на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, конструированию, логопедических занятиях. Важным является систематическое проведение игр-упражнений. Все приёмы проводятся в групповой форме, но можно использовать и индивидуальные занятия, если ребёнку необходима дополнительная помощь[22].

При разработке методических рекомендаций по формированию наглядно-образного мышления мы опирались на работы Л.А. Венгер и О.М. Дьяченко и других авторов [12].Игры по развитию умственных способностей дошкольников адаптированы для детей с общим недоразвитием речи.

В играх, способствующих формированию мышления, выделяются два направления: от восприятия к мышлению и от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому мышлению. Важным условием результативного использования игр в обучении является соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий. Целенаправленное развитие наглядного мышления должно осуществляться на протяжении всего дошкольного периода. Игры, направленные на формирование наглядно-образного мышления должны быть разнообразны. Систему игровых занятий следует включать во все виды детской деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.199.241.53 (0.006 с.)