Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие самооценки в отечественной и зарубежной психологииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Необходимо признать тот факт, что в современной психологической литературе не существует универсального определения самооценки. Можно констатировать ряд интерпретаций данного феномена, зависящих от частной психологической школы, ориентации, направления. В зарубежной психологии, как правило, разрабатывается такое понятие как Я-концепция; Роберт Бернс определил его следующим образом: «Я-концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой, то есть это совокупность установок, направленных на самого себя» [5; с.5]. Самооценка же рассматривается автором как один из элементов Я-концепции. «Самооценка аффективная оценка представления индивида о самом себе, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением» [5; с.6]. Х. Хекхаузен рассматривает самооценку как принцип мотивации. «Деятельность определяется не только внешне опосредованными, но также и внутренне опосредованными последствиями. К последним относятся позитивные и негативные реакции субъекта на достигнутый им результат, причем эти реакции определяются личностным стандартом результатов действия, устанавливаемым самим субъектом или же воспринимаемым им в качестве обязательного. Такого рода процесс самоопределения или самооценки может объяснить определенную автономию действующего субъекта в отношении внешне опосредованных воздействий». [31; с. 95] Процесс самооценки основан на сопоставлении результата со стандартом. Таким образом, существует три фактора, формирующих самооценку: результат действия, стандарт, атрибуция. Другой зарубежный исследователь, У. Джемс, описывая первичные виды эмоций, выделяет чувства самодовольства и недовольства собой. Самоуважение формируется в процессе «соперничества и столкновения между отдельными сторонами личности»; оно «определяется отношением наших действенных способностей к потенциальным» [10; с.90-91]. Важную роль в формировании самооценки играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Ток, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, должен иметь высокую самооценку. На этом основывался У. Джемс, когда описывал свою формулу формирования самооценки:
Самооценка = успех притязание
Самооценка формируется под действием успеха/неудачи в деятельности и личностной значимости этого результата. Джемс указал два пути повышения самооценки: увеличение числителя дроби (успех) уменьшение знаменателя (притязание). В отечественной психологии сложность состоит в том, что вопрос о соотношении таких понятий как «самооценка», «самоотношение» и «образ Я» не решается однозначно. В связи с этим данные исследователей и результаты экспериментов часто оказываются противоречивыми. Например, С.Л. Рубинштейн рассматривает самооценку как социально детерминируемый компонент самосознания, который выступает как механизм реализации активности личности [26; т.2;с.244]. А.В. Захарова пишет: «Самооценка условие и средство становления образа Я и Я-концепции. Оценить значит определить свое отношение; установить значимость для себя» [11; с.6-7]. Но, если А.В. Захарова утверждает, что самооценка является условием становления образа Я, то другой отечественный исследователь, Л.В. Бороздина, напротив, говорит, что образ Я («знание человека о самом себе») является необходимым материалом самооценки, которую она определяет следующим образом: «Самооценка это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, но это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка с точки зрения определенной системы ценностей. Самооценка отвечает на вопрос: не что я имею, а что это значит? По итогам проводимой самооценки формируется то или иное отношение к себе, позитивное или негативное»[7; с.99]. Итак, несмотря на большое разнообразие контекстов исследования самооценки и, следовательно, отсутствие однозначного определения данного феномена, можно выделить общие положения исследований: · "самооценка форма отражения человеком самого себя как особого объекта познания" (А. В Захарова.) [11; с.1]; · самооценка выполняет регулятивную функцию, выступает механизмом реализации активности личности [11],[26];
· существует два основных способа формирования самооценки: -посредством сравнения себя с другими, посредством соотнесения своих достижений с поставленной целью, т.е. соотнесения Я - реального и Я - идеального [10]; · процесс установления самооценки не может быть конечным, поскольку сама личность постоянно развивается, а, следовательно, меняются и ее представление, понятие о себе, эмоционально-ценностное отношение к себе [5]; · в процессе онтогенетического развития происходит изменение содержания, способа выработки самооценки и меры ее участия в регуляции поведения. Мы же будем определять самооценку как представления индивида о себе, сопряженные с их оценкой; на основе которых осуществляется саморегуляции поведения личности.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 529; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.123.61 (0.011 с.) |