Понятие самооценки в отечественной и зарубежной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие самооценки в отечественной и зарубежной психологии



 

Необходимо признать тот факт, что в современной психологической литературе не существует универсального определения самооценки. Можно констатировать ряд интерпретаций данного феномена, зависящих от частной психологической школы, ориентации, направления.

В зарубежной психологии, как правило, разрабатывается такое понятие как Я-концепция; Роберт Бернс определил его следующим образом: «Я-концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой, то есть это совокупность установок, направленных на самого себя» [5; с.5]. Самооценка же рассматривается автором как один из элементов Я-концепции.

«Самооценка аффективная оценка представления индивида о самом себе, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением» [5; с.6].

Х. Хекхаузен рассматривает самооценку как принцип мотивации. «Деятельность определяется не только внешне опосредованными, но также и внутренне опосредованными последствиями. К последним относятся позитивные и негативные реакции субъекта на достигнутый им результат, причем эти реакции определяются личностным стандартом результатов действия, устанавливаемым самим субъектом или же воспринимаемым им в качестве обязательного. Такого рода процесс самоопределения или самооценки может объяснить определенную автономию действующего субъекта в отношении внешне опосредованных воздействий». [31; с. 95] Процесс самооценки основан на сопоставлении результата со стандартом. Таким образом, существует три фактора, формирующих самооценку: результат действия, стандарт, атрибуция.

Другой зарубежный исследователь, У. Джемс, описывая первичные виды эмоций, выделяет чувства самодовольства и недовольства собой. Самоуважение формируется в процессе «соперничества и столкновения между отдельными сторонами личности»; оно «определяется отношением наших действенных способностей к потенциальным» [10; с.90-91].

Важную роль в формировании самооценки играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Ток, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, должен иметь высокую самооценку. На этом основывался У. Джемс, когда описывал свою формулу формирования самооценки:

 

                    Самооценка = успех

                                           притязание

 

Самооценка формируется под действием успеха/неудачи в деятельности и личностной значимости этого результата. Джемс указал два пути повышения самооценки:

увеличение числителя дроби (успех)

уменьшение знаменателя (притязание).

В отечественной психологии сложность состоит в том, что вопрос о соотношении таких понятий как «самооценка», «самоотношение» и «образ Я» не решается однозначно. В связи с этим данные исследователей и результаты экспериментов часто оказываются противоречивыми.

Например, С.Л. Рубинштейн рассматривает самооценку как социально детерминируемый компонент самосознания, который выступает как механизм реализации активности личности [26; т.2;с.244].

А.В. Захарова пишет: «Самооценка условие и средство становления образа Я и Я-концепции. Оценить значит определить свое отношение; установить значимость для себя» [11; с.6-7].

Но, если А.В. Захарова утверждает, что самооценка является условием становления образа Я, то другой отечественный исследователь, Л.В. Бороздина, напротив, говорит, что образ Я («знание человека о самом себе») является необходимым материалом самооценки, которую она определяет следующим образом: «Самооценка это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, но это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка с точки зрения определенной системы ценностей. Самооценка отвечает на вопрос: не что я имею, а что это значит? По итогам проводимой самооценки формируется то или иное отношение к себе, позитивное или негативное»[7; с.99].

Итак, несмотря на большое разнообразие контекстов исследования самооценки и, следовательно, отсутствие однозначного определения данного феномена, можно выделить общие положения исследований:

·  "самооценка форма отражения человеком самого себя как особого объекта познания" (А. В Захарова.) [11; с.1];

· самооценка выполняет регулятивную функцию, выступает механизмом реализации активности личности [11],[26];

·  существует два основных способа формирования самооценки:

-посредством сравнения себя с другими,

посредством соотнесения своих достижений с поставленной целью, т.е. соотнесения Я - реального и Я - идеального [10];

·  процесс установления самооценки не может быть конечным, поскольку сама личность постоянно развивается, а, следовательно, меняются и ее представление, понятие о себе, эмоционально-ценностное отношение к себе [5];

·   в процессе онтогенетического развития происходит изменение содержания, способа выработки самооценки и меры ее участия в регуляции поведения.

Мы же будем определять самооценку как представления индивида о себе, сопряженные с их оценкой; на основе которых осуществляется саморегуляции поведения личности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 492; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.004 с.)