Влияние мотивации достижения на успешность деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние мотивации достижения на успешность деятельности



Мотивация достижения рассматривается, как правило, в качестве позитивного фактора деятельности. В различных исследованиях мотивации достижения придается большое значение как фактору, который в значительной степени определяет продуктивность деятельности человека, а также удовлетворенность трудом. В частности мотивация достижения обусловливает более высокие академические успехи учащихся [4,35]. Эта мотивация наиболее эффективно повышает уровень активности учеников, выступает в качестве внутренней пружины учебной деятельности. При этом потребность в достижениях оказывает наибольшее влияние при условии низкой познавательной потребности.

По данным некоторых исследователей можно сделать вывод, что в системе образования существует серьезная проблема: современные школьники часто учатся только потому, что «так надо», т.е. растет формальная мотивация к посещению старшей школы. Американские исследователи предполагают, что, возможно, система «High school education» организована так, что не возможен одинаковый подход к стимулированию всех учащихся. Школа рассчитана только на тех, кто изначально «запрограммирован» на достижение успеха, но те учащиеся, у которых доминирует мотив избегания неудач, становятся неуспешными в учебе (авторы называют такой тип студентов "defensive pessimist" (обороняющийся пессимист)).

Таким образом, предположим, что учащиеся, ориентированные на достижение успеха, способны сами поставить перед собой вполне реальные цели, определить пути их достижения, и, собственно, действовать в этом направлении, невзирая на некоторые сложности и неудачи. В то время как учащиеся, ориентированные на избегание неудачи, не только будут очень долго колебаться при принятии решения, но и, в итоге, либо определят для себя цель из области недостижимых, либо предпочтут «обойтись малой кровью» и добиться легкого очевидного успеха. Можно сказать, что определенная группа учащихся выпадает из образовательного процесса, т.к. вся их «учебная деятельность», вероятнее всего, останется безрезультатной.

Успех провоцирует успех. Представления об успешности той или иной деятельности могут иметь несколько источников: реальный опыт субъекта; наблюдаемый опыт окружающих или некое устойчивое генерализованное отношение индивида к цели (т.е. стремление к достижению успеха или избеганию неудачи), что и является предметом нашего интереса.

Формирование «мотива достижения» во многом зависит от воспитания ребенка в семье, начиная с раннего детства (соблюдение режима, ориентация ребенка на самостоятельность и инициативность). Высокая мотивация достижения формируется у детей только в таких семьях, где родители постоянно повышали уровень своих требований к детям и одновременно умели оказывать им ненавязчивую помощь и поддержку, а также отличались мягкостью и теплотой в общении с детьми. И, напротив, в семьях, где родители либо игнорировали своих детей, либо осуществляли очень жесткий надзор, директивную опеку над ними, у детей возникало стремление избегать неуспеха, и, следовательно, формировался низкий уровень мотивации достижения в целом.

Очевидно, что «между мотивацией и свойствами личности имеется обоюдосторонняя связь: свойства личности влияют на особенности мотивации, а особенности мотивации, закрепившись, становятся свойствами личности» [13]. Поэтому преобладание одной из тенденций качественно меняет всю стратегию поведения личности. Мотивированные на успех, в противоположность мотивированным на неудачу, сводят успех скорее к способности (таланту) и большому старанию (усилию). Неудача, с другой стороны, списывается мотивированными на успех на недостаточность приложенных усилий, а у мотивированных на неудачу - на недостаток способностей. Но успешность или неуспешность деятельности зависит от представлений о своих возможностях не меньше, чем от самих этих способностей. Успех и неудача оказывают регулирующее и формирующее влияние на самооценку личности, уровень притязаний, мотивацию, атрибуцию результатов и т. д.; но и самооценка личности влияет на процесс саморегуляции активности индивида.

Х Хекхаузен определяет самооценку «как принцип мотивации», а Р. Франкен называет ее «основой мотивированного поведения» [33, 36]. Самооценка не является врожденной, а развивается на протяжении всей жизнедеятельности человека, изменясь на основе происходящих событий. В частности самооценка индивида изменяется в зависимости от его успехов и неудач (т.е., например, школьные результаты также могут повлиять на самооценку), которая затем, в свою очередь будет влиять на дальнейшее поведение. Уровень самооценки не является первопричиной школьных успехов, но «по самооценке можно сделать вывод о доминирующей мотивационной тенденции индивида (мотивация стремления к успеху или мотивация избегания неудачи)» [34]. По сути, мотивационная стратегия будет являться промежуточным звеном между самооценкой личности и ее актуальным поведением.

Соотношение эмоционального и когнитивного компонентов самооценки не одинаково (см. параграф.2.2). Различный уровень развития системы обеспечивает различный уровень развития способности к самоконтролю и целеполаганию, т.е. различный уровень развития способности к саморегуляции.

Таким образом, можно предположить, если самооценку можно формировать в результате педагогических и психологических воздействий то, изменяя самооценку личности, мы можем влиять на доминирующую мотивационную тенденцию, и, следовательно, на поведение личности в целом. Однако мы не ставим себе цель осуществить подобное преобразование, т.к. на данный момент не известно, каким же образом взаимосвязаны мотивация и самооценка. Мы, скорее, хотели бы осуществить проверку нашей теоретической модели, понять, существует ли подобная связь в действительности.

старшеклассник самооценка мотивация



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.83.176.101 (0.007 с.)