Мотивация достижения: стремление к достижению успеха и избеганию неудачи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мотивация достижения: стремление к достижению успеха и избеганию неудачи.



На сегодня область мотивации достижения является одной из наиболее разрабатываемых и именно в ней представлены наиболее полные мотивационные модели. Мотивация ориентированного на достижение поведения определенно заслуживает внимания, она исторически связана с исследованиями проблемы мотивации, проводимыми таким пионером немецкой психологии как Курт Левин.

К. Левин считал, что для объяснения поведения человека необходимо анализировать каждый отдельный случай, а не пытаться описать поведение индивида через его существенные свойства, т.к. это несколько усредненные характеристики. Кроме того, необходимо учитывать принцип настоящего, т. е. актуальное поведение не должно сводиться только к прошлому опыту индивида, а, прежде всего, должно обусловливаться фактами, представленными к моменту возникновения поведения в жизненном пространстве. Только реально существующее может оказывать воздействие на актуальное поведение. Прошлое или будущее может влиять на поведение только в той мере, в какой оно представлено в настоящей ситуации индивида. Заслуга К. Левина заключается в том, что он рассматривает человеческую мотивацию как целостный системный процесс, нарождающийся на стыке субъекта и объекта. Результирующая мотивационная тенденция поведения определяется двумя основными факторами: валентностью (привлекательностью цели или исхода действия) и ожиданием, или психологической удаленностью, степенью достижимости цели. Именно этот психологический конструкт, так или иначе, связан с большинством теорий мотивации достижения.

Прорывом в области исследования мотивации достижения стали разработки Д. Макклелланда, Дж. Аткинсона. Ученые выделили четыре категории человеческих потребностей:

· в аффилиации (стремление к принадлежности к группе, установлению социальных связей с другими людьми)

·   во власти (стремление воздействовать на людей и на развитие ситуации)

·   в компетентности (стремление индивида быть лучшим в чем-либо, ориентация на высокие результаты и качество)

·   в достижении (стремление индивида преодолевать все трудности и препятствия на пути к достижению цели). [21, 36].

Предметом нашего интереса является последняя категория потребностей. Однако если попытаться дать определение понятия «мотивация достижения», то будет необходимо учесть и четвертую, и третью категорию потребностей.

Таким образом, мотивация достижения может быть определена нами как стремление индивида к достижению цели, к которой могут быть применены критерии успешности, при этом осуществление подобной активности может, следовательно, привести или к успеху, или к неудаче.

Показатели достижений могут быть соотнесены с внешне ориентированными критериями признания индивидуальных достижений социумом или с личностно принятыми субъектом критериями. У человека существует определенная возможность выбора критериев оценки своей деятельности.

Определенный стандарт может задаваться обществом, в то же время существуют такие нормы, которые человек задает себе сам. Мотивация достижения, таким образом, актуализируется в ситуациях, содержащих как автономные нормы, так и социальные.

Результат можно также соотнести с критериями, вытекающими из природы задачи, решение которой может быть верным или неверным, а намеченный эффект может проявиться в большей или меньшей степени. Это так называемая предметная относительная норма. Критерии при этом могут быть привнесены другими или установлены самим человеком.

Таким образом, выделяются три вида норм достиженческой деятельности: предметные, индивидуальные относительные и социальные относительные нормы [31].

Дж. Аткинсон считал, что между побуждением и ожиданием успеха существует линейная связь, и любая активность индивида задается именно оценкой вероятности успеха. В интеграционной модели Дж. Аткинсона выделены две мотивационные тенденции стремление к успеху, или надежда на успех, и избегание неудачи. Эти мотивационные тенденции являются сложными по составу: в них входят постоянные личностные диспозиции, или мотивы, ситуативные, непосредственные детерминанты поведения вероятность и субъективная побудительность будущего успеха и неуспеха соответственно. Е. Ильин, говоря о стремление субъектов к успеху или избеганию неудачи, называет эти стремления, стилевыми особенностями процесса мотивации, и определяет их следующим образом: мотив стремления к успеху понимается им как склонность к переживанию удовольствия и гордости при достижении результата; мотив избегания неудачи - как склонность отвечать переживанием стыда и унижения на неудачу.

Согласно общепринятым представлениям, люди по-разному воспринимают и объясняют причины своих действий и поступков. Психологическая причинность представляет собой постоянно действующий фактор. Например, «наиболее типичными объяснениями причин неуспешности являются следующие: трудность задания, недостаточность усилия; отсутствие везения и нехватка способностей» [9]. Общая классификация возможных причин действия имеет три основания (измерения):

). расположение, или локализация, причин (является ли причина действия внешней или внутренней по отношению к человеку как субъекту действия);

). стабильность причины (является ли причина относительно стабильной или же ее влияние изменяется, варьирует во времени);

). подконтрольность причины (является ли действие причины подконтрольным человеку, произвольно регулируемым со стороны субъекта действия).

Схема содержит такие факторы, как собственная способность, трудность задачи, усилие и случай (см. таблицу №1).

 

Таблица №1. Классификация причинных схем при объяснении человеком результатов своего поведения

Основания

Причины

  Способность Трудность задания Усилие Везение
Локализация Внутренняя Внешняя Внутренняя Внешняя
Стабильность Стабильная Стабильная Нестабильная Нестабильная
Подконтрольность Неконтролируемая Неконтролируемая Контролируемая Неконтролируемая

 

Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод, что единственная возможность как-то влиять на результат деятельности, это изменять прилагаемые усилия, т.к. все остальное непосредственно от субъекта активности не зависит.

Мотивация достижения всегда направлена на определенный конечный результат, получаемый благодаря действию каких-либо из вышеперечисленных причин, а именно: на достижение успеха или избегание неудачи. Ситуация достижения актуализирует обе мотивационные тенденции (достижение успеха и избегание неудачи), однако их соотношение в каждом конкретном случае различно.

Но разные исследователи по-разному смотрят на соотношение между стремлением к успеху и избеганием неудачи. И если Дж. Аткинсон считает, что это взаимоисключающие полюса на шкале «мотива достижения», и, в том случае, когда человек ориентирован на успех, то он не испытывает страха перед неудачей (и наоборот, если он ориентирован на избегание неудачи, то у него слабо выражено стремление к успеху). То другие авторы (например, К. Абульханова-Славская, Т. Березина [1]) доказывают, что отчетливое стремление к успеху вполне может сочетаться с не менее сильным страхом неудачи, особенно если она не связана для субъекта с какими-то тяжелыми последствиями. Нам кажется, что стоит говорить о преобладании у того или иного субъекта стремления к успеху или избеганию неудачи при наличии того и другого. Причем это преобладание может быть как на высоком, так и на низком уровне выраженности обоих стремлений.

В целом, успешность деятельности оказывает значительное влияние на силу и устойчивость мотивов человека. Успехи воодушевляют его, а постоянно возникающее удовлетворение от достигнутого результата приводит к стойкому положительному отношению к своей деятельности. Неудачи приводят к возникновению состояния фрустрации, которое может иметь два исхода в плане влияния на силу и устойчивость мотива. В одном случае неудачи, повторяющиеся неоднократно, вызывают у человека желание оставить эту деятельность, так как он полагает, что мало способен к ней (интрапунтивная форма фрустрации). В другом случае при экстрапунтивной форме реагирования на неудачи у человека возникает агрессивная реакция, направленная на внешние объекты, сопровождающаяся досадой, озлобленностью, стремлением добиться намеченного, во что бы то ни стало, даже вопреки реальным возможностям. При этом неудача рассматривается как случайность, сложившаяся из-за внешних обстоятельств. Но зачастую, близкие по содержанию фрустрационные ситуации могут восприниматься субъектом совершенно по-разному: в одном случае человек будет переживать неуспех, в другом - ситуация останется им незамеченной. Переживание успеха - неуспеха возникает только в тех случаях, когда человек связывает их со своим усердием, способностями, т.е. приписывает себе достигнутый результат [6]. Подобного приписывания не происходит при решении очень легких или напротив излишне трудных задач, а также при выполнении незнакомого задания, в отношении которого еще не сформировалась субъективная шкала трудности, т.к. в последнем случае успехи - неудачи единичны, а значит, не приводят к изменению уровня притязаний и рассматриваются как случайные, зависящие от ситуации.

В дальнейшем, при изучении когнитивных переменных были сделаны уточнения относительно основных мотивационных установок в структуре мотивации достижения. К мотивационным тенденциям стремление к успеху и избегание неудачи Х.Д. Шмальтом была присоединена еще одна мотивационная установка. Он установил, что компонент избегание неудачи является комплексным и включает тенденцию активного избегания неуспеха в связи с ощущением собственной неспособности, а также в связи со страхом перед социальными последствиями неудачи.

Таким образом, Х.Д. Шмальт выделяет в мотивации достижения три тенденции «стремление к успеху», или «надежда на успех»; «боязнь неудачи в связи с ощущением собственной неспособности» (ощущение собственной неспособности может проявиться в избегании ситуаций достижения); «боязнь социальных последствий неудачи» (мотивация на негативную оценку окружающих).

Если человек ориентирован на успех, то он не испытывает страха перед неудачей. Стремление к достижению успеха проявляется в направлении, интенсивности и настойчивости действий. Субъекты, мотивированные на успех, предпочитают задачи средней или чуть выше средней трудности. Они уверенны в успешном исходе задуманного, им свойственны поиск информации для суждения о своих успехах, решительность в неопределенных ситуациях, склонность к разумному риску, готовность взять на себя ответственность, большая настойчивость в стремлении к цели, адекватный средний уровень притязаний, который повышают после успеха и снижают после неудачи. Очень легкие задачи не приносят им чувства удовлетворения и настоящего успеха, а при выборе слишком трудных, велика вероятность неуспеха; поэтому они не выбирают ни те, ни другие. При выборе же задач средней трудности успех и неудача становятся равновероятными и исход максимально зависимым от собственных усилий человека.

При постановке целей они учитывают возможность успеха больше, чем возможность неудачи; «оценивают свой уровень достижений в сравнении с общим фоном, окрашенным ожиданием успеха». Возможно, это связано с тем, что возможность достижения цели они, прежде всего, связывают со своими личными характеристиками: способностями, приложенными усилиями (см. таблицу №1). Все, чего такие люди добиваются (или не добиваются), они связывают со своей деятельностью, при этом, считая, что они способны преследовать свои цели и в будущем. В ситуации соревнования и проверки способностей они, как правило, не теряются.

При доминировании потребности к избеганию неудачи у индивидов наблюдается постановка негативно сформулированной цели и при этом явно присутствует желание событий, которые могли бы исключить неудачу, сожаление о поведении, которое привело к неудаче, или нерешительность и боязнь последствий неуспеха. Иногда таких людей называют «перестраховщиками». Преобладание мотива избегания неудачи провоцирует выбор либо слишком легких, либо слишком трудных задач. Тенденция избегания, по мнению Дж. Аткинсона, порождается страхом неудачи, создающим высокий уровень тревожности. Эта тенденция рассматривается как сила, подавляющая у индивида выполнение действий, способных в его представлении привести к провалу. Стремлением к избеганию неудачи движется желание выйти из ситуации, содержащей для человека потенциальную угрозу отрицательного исхода событий. У индивидов с преобладанием стремления к избеганию неудачи неуспех не усиливает, а наоборот, ослабляет силу мотива. Страх неудачи побуждает устанавливать вначале низкий уровень притязаний, прибегать к пробному выполнению, не беря на себя твердого личного обязательства, после успеха повышать уровень притязаний постепенно, а в результате неудач - снижать радикально. Лица, озабоченные возможностью неудачи, намечают цели в экстремальных зонах, так что успех либо сразу исключается, либо становится обеспеченным. По данным Д. Макклелланда они предпочитают малый, или, наоборот чрезмерно большой риск, где неудача в любом случае не будет угрожать престижу. По сути, они выбирают такие ситуации достижения, где сам по себе процесс достижения цели от них не зависит, т.к. либо успех приходит (и тогда удача приписывается личным заслугам), либо цель не достигается (и тогда ответственность за поражение перекладывается на обстоятельства, чрезмерную трудность задания, невезение и т.д.).

Опыт ориентированных на неудачу индивидов более отягощен конфликтами, которые можно разделить на два основных типа по признаку времени. Первый тип характеризуется перспективой будущего времени, он направлен на цель впереди и формируется вокруг ожидания неудачи. Второй тип конфликта характеризуется перспективой прошлого и привязан к прошлым неудачам. Он формируется вокруг опыта неудачи. Это достаточно сложно разрешаемые конфликты, т.к. цель достижения одновременно и притягивает, и отталкивает. Конфликты ожидания неудачи связаны с постановкой цели. Мотивированные на неудачу люди гораздо меньше готовы принимать во внимание свой реальный уровень достижений, подразумевающий определенные возможности достижения. При этом по мере приближения к цели, ожидания неудачи будут расти быстрее, чем ожидания успеха, и будет достигнута такая точка в процессе достижения цели, когда ожидания неудачи в любом случае будут сильнее, чем ожидания успеха.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 492; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.227.191.136 (0.053 с.)