Развитие самооценки в онтогенезе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие самооценки в онтогенезе



 

Самооценочный механизм это развивающаяся система. Его возрастное развитие характеризуется особым сочетанием вышеперечисленных элементов этой системы, которое обеспечено асинхронностью их формирования в онтогенезе.

В дошкольном возрасте в самооценке преобладает линейное отражение отношения взрослых. У детей в этот период слабо развит когнитивный компонент самооценки, вследствие чего наличествует «глобально-позитивное отношение к себе [12]. Развитие подлинного самооценивания начинается с реальных оценок детьми своих умений, результатов своей деятельности и конкретных знаний. Наименее объективно в этот период дети оценивают качества своей личности. Ребенок имеет определенный образ себя, у него есть уже и известное отношение к себе, которое является транслированным и усвоенным отношением к себе других, главным образом взрослых. Дошкольники склонны переоценивать себя, а это является прямым следствием положительных оценок взрослых.

Появление подлинной самооценки, т.е. устойчивого, внеситуативного отношения к себе, Выготский Л.С. относит к кризису 7 лет, когда происходит разделение Я - реального и Я - идеального.

Итак, можно сказать, что в этом возрасте самооценка детей является почти полным отражением оценки взрослых. В течение этого периода дети формируют некоторые общие отношения к самим себе: например считают себя «хорошими» или признают себя «копушами» и «неумехами». Многие из этих эмоционально окрашенных представлений появляются достаточно рано, все они являются очень важными для дальнейшего развития и становления самооценки, личности в целом.

В младшем школьном возрасте «формируется обобщенное представление о своих возможностях» [23]. Идет интенсивное развитие интеллектуальной сферы, что создает условия для формирования когнитивного аспекта самооценки. Эмоциональный компонент развивается в этом возрасте относительно спокойно. Все негативные оценки со стороны окружающих ребенок воспринимает как временные, ситуативные.

«Младший школьник живет в ситуации перманентного социально ориентированного оценивания всех его действий. Эта ситуация формирует у него умение понимать и сознательно учитывать при самооценке позицию другого, вырабатывать реальные представления о своих качествах» [11; с.8].

Способности и склонности ребенка обычно оцениваются с точки зрения положения в школе, одобрения со стороны сверстников и популярности.

Успешность в учебе становиться важнейшим критерием самооценки. И поскольку оценка, имеет (и на этом этапе) тенденцию превращаться в самооценку, то неуспевающие дети ощущают свою неполноценность [5]. Школа, по сути, становится механизмом формирования самооценки.

«В этом возрасте отчетливо выступает стремление детей переоценивать свои достижения в учебной деятельности, а значит, оценка и самооценка ребенка оказываются необъективными» [3]. К концу начальной школы количество объективных оценок и самооценок увеличиваются. Но в целом объективность оценки выше объективности самооценки: оценивая свои способности, дети более снисходительны, и более требовательны к другим.

В самооценке первоклассника смешиваются оцениваемые качества, он часто переносит оценку в каком-либо одном виде деятельности на оценку себя в целом. И обратно, оценки, которые учащиеся выставляют себе по отдельным работам, неразрывно связаны у них с общей оценкой своих возможностей. Частные оценки зависят от общей, но к окончанию возраста они все-таки становятся относительно независимыми.

На этом возрастном этапе основным источником самооценки является учебная деятельность и все, что с ней связано. Ребенок становится более самостоятельным, но его самооценка по-прежнему частично зависит от внешней оценки. К концу этого периода возникают такие качества как самокритичность и самоуважение.

Можно сказать, что «в подростковом возрасте впервые появляется подлинная, настоящая самооценка» [23].

«Этот период считается сензитивным к формированию самооценки». Увеличиваются познавательные возможности ребенка, усиливается интерес к себе и склонность к самонаблюдению. Дифференцируется содержание самооценки, усложняется ее структура, растет критичность в отношении к себе. Однако здесь есть ряд противоречий: в одних сферах устойчивость самооценки увеличивается; в других она функционирует как менее стабильная. «Усиление объективности самооценки соседствует с увеличением пристрастности в отношении к себе» [11].

В этом возрасте интенсивно развивается абстрактное мышление, к концу периода самооценка выходит на новый уровень обобщения: теперь это не просто нерасчлененное эмоциональное принятие/непринятие себя, а общая самооценка на основе частных в разных сферах. Выготский Л.С.: «Подросток все более и более начинает осознавать себя как единое целое. Отдельные черты становятся в его самосознании чертами характера».

В данном периоде преобладает эмоционально-ценностное отношение к себе, оно является ведущим переживанием внутренней жизни подростка. «Рост эмоциональной напряженности в отношении к себе как бы блокирует развитие когнитивного компонента» [11].

«Подростковый возраст является переходным в формировании самооценки, так как вместо самооценки, представляющею собой перенесенную внутрь оценку взрослых, регулятором поведения подростков становится самооценка, основанная на его собственных критериях и нормах». Они оценивают себя по тем показателям, которые они считают важными.

Подросток начинает относиться к себе более реалистично. Он постоянно сравнивает себя со сверстниками и таким образом узнает свои достоинства и недостатки. Влияние семьи заменяется группой сверстников, выступающей источником значимых норм поведения и получения определенного статуса. Именно поэтому в начале подросткового возраста самооценка строится на основе оценок референтной группы, принятия/непринятия этой группы, успеха/неуспеха в деятельности, одобренной данной группой.

Итак, в подростковом возрасте впервые строится реальная самооценка. При этом подросток учитывает оценки взрослых, сверстников, но важнейшим источником самооценивания становится собственное представление о ценностях, нормах и идеалах. «К концу подросткового возраста дети скорее ориентируются на самооценку, чем на оценку окружающих, которая теперь воспринимается критически» [27].

Юношеский возраст характеризуется таким важным моментом, как окончание школы. А это значит, что школьник меняет круг общения, меняются определенные ценности и нормы, а в результате изменяется отношение к себе, самооценка.

«В юности отношение между эмоциональным и когнитивным компонентом самооценки сбалансировано. Отношение к себе становится более осознанным, складываются относительно устойчивые представления о себе как о целостной личности, отличной от других. Центром самосознания становится проблема определения своих потенциальных возможностей» [11].

В этом возрасте самооценка должна функционировать в зрелых формах, ее центральным звеном становится ориентация на будущее, определяемая потребностью в самоорганизации и самоопределении. Особую значимость приобретают коммуникативные, волевые и интеллектуальные качества. Юность напряженный период формирования нравственного сознания, выработки ценностных ориентаций и идеалов. Основная функция идеалов, характеризующих внутренний мир, и, следовательно, человека состоит в том, что они являются наиболее устойчивыми и глубокими мотивами конкретного поведения. Идеалы тем действеннее, чем чаще на них строится самооценка. Наличие такой сложившейся системы идеалов величайший показатель зрелости.

В этот период особое значение приобретает прогностическая самооценка. Это связано с тем, что именно юношескому возрасту свойственно строить радужные планы на будущее; школьники отличаются оптимистичным взглядом на себя, свои возможности [18]. Однако далеко не у всех дела обстоят благополучно. «У некоторых учащихся самооценка высока и глобальна, охватывает все стороны жизни; смешивается желаемое и реально достижимое. Другие школьники, напротив, отличаются неуверенностью в себе; их самооценка низка, конфликтна» [18].

Исследования самооценки в онтогенезе касаются, в основном, младшего школьного и подросткового возраста. Значение самооценки для решения задач юношеского возраста описано лишь частично. Все это позволяет нам сделать вывод о необходимости описания механизма самооценивания, его возрастных особенностей в юношеском возрасте и места в решении основных возрастных задач.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 496; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.15.149 (0.005 с.)