Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие самооценки в онтогенезе
Самооценочный механизм это развивающаяся система. Его возрастное развитие характеризуется особым сочетанием вышеперечисленных элементов этой системы, которое обеспечено асинхронностью их формирования в онтогенезе. В дошкольном возрасте в самооценке преобладает линейное отражение отношения взрослых. У детей в этот период слабо развит когнитивный компонент самооценки, вследствие чего наличествует «глобально-позитивное отношение к себе [12]. Развитие подлинного самооценивания начинается с реальных оценок детьми своих умений, результатов своей деятельности и конкретных знаний. Наименее объективно в этот период дети оценивают качества своей личности. Ребенок имеет определенный образ себя, у него есть уже и известное отношение к себе, которое является транслированным и усвоенным отношением к себе других, главным образом взрослых. Дошкольники склонны переоценивать себя, а это является прямым следствием положительных оценок взрослых. Появление подлинной самооценки, т.е. устойчивого, внеситуативного отношения к себе, Выготский Л.С. относит к кризису 7 лет, когда происходит разделение Я - реального и Я - идеального. Итак, можно сказать, что в этом возрасте самооценка детей является почти полным отражением оценки взрослых. В течение этого периода дети формируют некоторые общие отношения к самим себе: например считают себя «хорошими» или признают себя «копушами» и «неумехами». Многие из этих эмоционально окрашенных представлений появляются достаточно рано, все они являются очень важными для дальнейшего развития и становления самооценки, личности в целом. В младшем школьном возрасте «формируется обобщенное представление о своих возможностях» [23]. Идет интенсивное развитие интеллектуальной сферы, что создает условия для формирования когнитивного аспекта самооценки. Эмоциональный компонент развивается в этом возрасте относительно спокойно. Все негативные оценки со стороны окружающих ребенок воспринимает как временные, ситуативные. «Младший школьник живет в ситуации перманентного социально ориентированного оценивания всех его действий. Эта ситуация формирует у него умение понимать и сознательно учитывать при самооценке позицию другого, вырабатывать реальные представления о своих качествах» [11; с.8].
Способности и склонности ребенка обычно оцениваются с точки зрения положения в школе, одобрения со стороны сверстников и популярности. Успешность в учебе становиться важнейшим критерием самооценки. И поскольку оценка, имеет (и на этом этапе) тенденцию превращаться в самооценку, то неуспевающие дети ощущают свою неполноценность [5]. Школа, по сути, становится механизмом формирования самооценки. «В этом возрасте отчетливо выступает стремление детей переоценивать свои достижения в учебной деятельности, а значит, оценка и самооценка ребенка оказываются необъективными» [3]. К концу начальной школы количество объективных оценок и самооценок увеличиваются. Но в целом объективность оценки выше объективности самооценки: оценивая свои способности, дети более снисходительны, и более требовательны к другим. В самооценке первоклассника смешиваются оцениваемые качества, он часто переносит оценку в каком-либо одном виде деятельности на оценку себя в целом. И обратно, оценки, которые учащиеся выставляют себе по отдельным работам, неразрывно связаны у них с общей оценкой своих возможностей. Частные оценки зависят от общей, но к окончанию возраста они все-таки становятся относительно независимыми. На этом возрастном этапе основным источником самооценки является учебная деятельность и все, что с ней связано. Ребенок становится более самостоятельным, но его самооценка по-прежнему частично зависит от внешней оценки. К концу этого периода возникают такие качества как самокритичность и самоуважение. Можно сказать, что «в подростковом возрасте впервые появляется подлинная, настоящая самооценка» [23]. «Этот период считается сензитивным к формированию самооценки». Увеличиваются познавательные возможности ребенка, усиливается интерес к себе и склонность к самонаблюдению. Дифференцируется содержание самооценки, усложняется ее структура, растет критичность в отношении к себе. Однако здесь есть ряд противоречий: в одних сферах устойчивость самооценки увеличивается; в других она функционирует как менее стабильная. «Усиление объективности самооценки соседствует с увеличением пристрастности в отношении к себе» [11].
В этом возрасте интенсивно развивается абстрактное мышление, к концу периода самооценка выходит на новый уровень обобщения: теперь это не просто нерасчлененное эмоциональное принятие/непринятие себя, а общая самооценка на основе частных в разных сферах. Выготский Л.С.: «Подросток все более и более начинает осознавать себя как единое целое. Отдельные черты становятся в его самосознании чертами характера». В данном периоде преобладает эмоционально-ценностное отношение к себе, оно является ведущим переживанием внутренней жизни подростка. «Рост эмоциональной напряженности в отношении к себе как бы блокирует развитие когнитивного компонента» [11]. «Подростковый возраст является переходным в формировании самооценки, так как вместо самооценки, представляющею собой перенесенную внутрь оценку взрослых, регулятором поведения подростков становится самооценка, основанная на его собственных критериях и нормах». Они оценивают себя по тем показателям, которые они считают важными. Подросток начинает относиться к себе более реалистично. Он постоянно сравнивает себя со сверстниками и таким образом узнает свои достоинства и недостатки. Влияние семьи заменяется группой сверстников, выступающей источником значимых норм поведения и получения определенного статуса. Именно поэтому в начале подросткового возраста самооценка строится на основе оценок референтной группы, принятия/непринятия этой группы, успеха/неуспеха в деятельности, одобренной данной группой. Итак, в подростковом возрасте впервые строится реальная самооценка. При этом подросток учитывает оценки взрослых, сверстников, но важнейшим источником самооценивания становится собственное представление о ценностях, нормах и идеалах. «К концу подросткового возраста дети скорее ориентируются на самооценку, чем на оценку окружающих, которая теперь воспринимается критически» [27]. Юношеский возраст характеризуется таким важным моментом, как окончание школы. А это значит, что школьник меняет круг общения, меняются определенные ценности и нормы, а в результате изменяется отношение к себе, самооценка. «В юности отношение между эмоциональным и когнитивным компонентом самооценки сбалансировано. Отношение к себе становится более осознанным, складываются относительно устойчивые представления о себе как о целостной личности, отличной от других. Центром самосознания становится проблема определения своих потенциальных возможностей» [11]. В этом возрасте самооценка должна функционировать в зрелых формах, ее центральным звеном становится ориентация на будущее, определяемая потребностью в самоорганизации и самоопределении. Особую значимость приобретают коммуникативные, волевые и интеллектуальные качества. Юность напряженный период формирования нравственного сознания, выработки ценностных ориентаций и идеалов. Основная функция идеалов, характеризующих внутренний мир, и, следовательно, человека состоит в том, что они являются наиболее устойчивыми и глубокими мотивами конкретного поведения. Идеалы тем действеннее, чем чаще на них строится самооценка. Наличие такой сложившейся системы идеалов величайший показатель зрелости. В этот период особое значение приобретает прогностическая самооценка. Это связано с тем, что именно юношескому возрасту свойственно строить радужные планы на будущее; школьники отличаются оптимистичным взглядом на себя, свои возможности [18]. Однако далеко не у всех дела обстоят благополучно. «У некоторых учащихся самооценка высока и глобальна, охватывает все стороны жизни; смешивается желаемое и реально достижимое. Другие школьники, напротив, отличаются неуверенностью в себе; их самооценка низка, конфликтна» [18]. Исследования самооценки в онтогенезе касаются, в основном, младшего школьного и подросткового возраста. Значение самооценки для решения задач юношеского возраста описано лишь частично. Все это позволяет нам сделать вывод о необходимости описания механизма самооценивания, его возрастных особенностей в юношеском возрасте и места в решении основных возрастных задач.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 496; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.15.149 (0.005 с.) |