Структура самосознания в подростковом возрасте. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура самосознания в подростковом возрасте.



Специфику содержания личностного развития в подростковом возрасте традиционно связывают с развитием процессов самосознания. Отрочество считается периодом возникновения сознательного “Я” [3],[8]. До этого возраста, как отмечает И.С. Кон [8], единственной осознаваемой ребенком реальностью является внешний мир. Собственное “Я” привлекает его внимание лишь в исключительных случаях и, вполне осознавая свои поступки, ребенок обычно еще не осознает собственных психических состояний. В подростковом возрасте внимание ребенка переключается с окружающего мира на себя самого: подросток начинает сознательно выделять себя как определенную целостность, “самость” [3].

Способность к осознанию своего “Я”, по мнению исследователей [3] [5], является следствием становления произвольности психических процессов и достижения более высокого интеллектуального уровня. Изменения в характеристиках психических процессов заметны уже на нижней границе подросткового возраста. Как отмечает Г.А. Цукерман, в возрасте 10-12 лет мышление уже “рефлексивно, ученики способны осознавать процессы собственного мышления, умственные, речевые и мнемонические стратегии” [27]. Л.С. Выготский [3] писал, что момент появления вербального отражения собственных процессов и действий является ключевым в возникновении рефлексии. Словесное отражение свидетельствует о том, что ребенок занимает позицию наблюдателя в отношении своего поведения. Переход подростка к словесному отражению своих психических процессов и состояний означает начинающееся обобщение внутренних форм активности и выступает основой развития самосознания [там же].

На эти же изменения в мышлении подростка указывают и западные исследователи когнитивного направления. В концепции Ж. Пиаже [11] начало отрочества рассматривается как период окончательного изживания детского эгоцентризма и перехода мышления на стадию формальных операций. У подростка появляется способность не только соотнести разные точки зрения на предмет, но и рассуждать о нем, не связывая себя с конкретной ситуацией. Это позволяет ему представить себе позицию другого человека и регулировать свое собственное поведение с учетом этого знания.

Иными словами, подросток оказывается способным направить свое мышление и внимание на самого себя, свои качества и состояния [3]. Э. Шпангер обозначил эту особую направленность внимания вовнутрь себя как рефлексию. Подросток оказывается внутренне дифференцированным на действующее “Я” и рефлексирующее “Я”. Л.С. Выготский [там же] полагал, что эта внутренняя раздвоенность сознания подростка составляет ключевую особенность структуры личности и самосознания в этот возрастной период.

На базисное раздвоение целостного “Я” на объектную и субъектную составляющие как на необходимое условие реализации любых процессов самопознания указывал в своих работах еще В. Джеймс [22]. Он писал, что при любом акте осознания личностное “Я” оказывается двойственным образованием, в котором соединяются Я-сознающее (познающий элемент) и Я-как-объект (познаваемый элемент). Подростковый возраст оказывается переломным именно в становлении субъектной составляющей самосознания: как отмечает Г.А. Цукерман [28], в этом возрасте собственное “Я” выделяется для подростка как новый предмет познания.

Это находит свое отражение в нескольких событиях, задающих феноменологию самосознания в отрочестве. Во-первых, направленность внимания подростка на самого себя, открывает для него “внутренний мир переживаний” [3]. В результате он все больше начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояния своего собственного “Я” [8]. Интерес подростка к своему внутреннему миру, как отмечает Г. Крайг [11], может проявляться в особой поглощенности своими чувствами и мыслями, которая нередко приводит подростка к заключению, что переживаемые им чувства и эмоции уникальны, и никто другой никогда не испытывал подобного. За такого рода эгоцентризмом лежит именно раздвоенность самосознания подростка: он одновременно переживает и оценивает свои переживания [3].

Во-вторых, благодаря способности видеть себя со стороны и соотносить в своем представлении разные мнения о себе, подросток приходит к осознанию фрагментарности образа своего “Я”. К.Н Поливанова [21] пишет, что в детстве “Я” осколочно, ситуационно зависимо. Ребенок судит о себе в соответствии с занимаемыми им позициями и ролями в разных сообществах и пространствах [11], [21]. Отношение к себе с разных позиций может не совпадать, но это несовпадение не замечается ребенком и не воспринимается как тревожащее. В отличие от ребенка, подросток начинает замечать несоответствия и противоречия в исполняемых им ролях [21]. Осознание фрагментарности “Я”, по данным исследований [там же], происходит уже на границе перехода в подростковый возраст.

Кроме того, с переходом к подростковому возрасту усиливается расхождение между актуальным состоянием “Я” и идеальными представлениями о себе [22]. Исследования, проведенные Лихи и Хьюард [там же], выявили зависимость возникновения представлений об идеальном “Я” со способностью ребенка к “ролевому поведению, т.е. умением смотреть на мир глазами других”: дети, способные к децентрации, обладали на наибольшим расхождение между образами идеального и реального “Я”.

Таким образом, в основе развития процессов самопознания в отрочестве лежит дифференциация структуры самосознания подростка на действующее “Я” и рефлексирующее “Я”; подросток оказывается способным увидеть себя со стороны и соотнести разные мнения о себе, направив свое внимание и мышление на самого себя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.005 с.)