Методическое обоснование и процедура исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методическое обоснование и процедура исследования



 

Проверка гипотез в экспериментальном исследовании предполагала решение трех основных задач:

15.Определить типы локализации контроля в младшем школьном и подростковом возрасте.

16.Оценить направленность внимания подростка на самого себя и определить влияние характеристик Я-внимания на локализацию контроля.

17.Выявить рефлексию изменений и описать их содержание при переходе в подростковый возраст, установить их взаимосвязь с типом локализации контроля.

Для решения задач применялись следующие психодиагностические методики:

18. Тип локализации контроля определялся на основе проективной методики “События жизни” (см. приложение №8): школьникам предлагалось написать по 4 события из своей прошлой, настоящей и предполагаемой будущей жизни и затем указать от кого, по их мнению, зависело каждое из событий. Данное задание направлено на определение характера каузальной атрибуции: объясняя произошедшее, ребенок приписывает причину случившегося события либо внутренним факторам (себе, своим стараниям, качествам), либо внешним факторам (другим людям, случаю или ситуации).

Выбор этой методики был обусловлен несколькими причинами. Во-первых, методика “События жизни” адекватна исследуемому возрасту, поскольку является модификацией одной из психотерапевтических процедур, применяемых в работе с детьми разного возраста; в то время как широко используемые методики исследования локуса контроля [1], [18] рассчитаны на более зрелый возраст.

Во-вторых, данная методика позволяет оценить уровень субъективного контроля. Согласно Дж. Роттеру [23], локус контроля феноменологически проявляется в приписывании ответственности за результат; следовательно, характер каузальной атрибуции может выступать адекватным показателем представлений школьников об активности и результативности своих действий.

19. Направленность внимания на собственное “Я” определялась по шкалам “Опросника диагностики устойчивых форм Я-внимания” (см. приложение №7). Данный опросник предназначен для оценки склонности человека к осознанию самого себя и являлся эмпирической валидизацией разработанной Buss А.Н. теории дифференциации форм "Я-внимания" [9].

Термином "Я-внимание" Buss обозначил тенденцию человека занимать позицию наблюдателя за собственными действиями. Впоследствии, под "Я-вниманием" стала пониматься “особая, устойчивая во времени интеллектуальная активность, направленная на приобретение новых знаний о себе, источником которых могут быть и оценки человека другими, и его интроспективное восприятие внутренних процессов” [там же].

Для диагностики индивидуальной выраженности "Я-внимания" Buss разработал опросник Self-Consciousness-Scale (SCS), пункты которого однозначно были распределены по трем шкалам:

1) Шкала "персонального Я-внимания" - отражает тенденцию человека обращать внимание на внутренние события своего феноменального мира (телесные процессы, чувства, мысли, мотивы). Индивид, имеющий высокие значения по этому фактору, отличается повышенной рефлексивностью, часто спрашивает себя, кто же он на самом деле; его Я-внимание центрировано на экзистенциальных вопросах.

2) Шкала "общественного Я-внимания" - индивид, имеющий высокие показатели по этому фактору, много значения придает тому, что о нем думают другие, его Я-внимание центрировано на задаче выяснения, как другие люди на него реагируют.

3) Шкала "социального страха" имеет лишь косвенное отношение к конструкту Я-внимания, но была включена в опросник, так как в эмпирических исследованиях показано, что социальный страх достаточно часто связан с повышенным вниманием к общественным аспектам собственного “Я”. Высокие значения по этому фактору свидетельствуют о том, что индивид в обществе других людей чувствует себя неуверенно, скованно и слишком застенчив.

Суммарный балл по трем шкалам может выступать как характеристика общей направленности человека на восприятие самого себя, в противоположность направленности на восприятие внешнего мира.

Становление процессов самопознания в подростковом возрасте связано со склонностью подростка занимать позицию наблюдателя в отношении своего поведения и личностных качеств; интересом подростка к самому себе и тому, что о нем думают окружающие. При этом в фокусе внимания подростка оказываются как его внутренний мир (мысли, переживания и т.д.), так и внешние, "публичные" свойства его личности, которые могут быть непосредственно оценены другими людьми. Разработанный Buss конструкт "Я-внимания" отражает указанные особенности самосознания, поэтому данный опросник выбран для оценки направленности внимания подростка на “Я”.

В данном исследовании за основу была взята русифицированная версия методики SAF (методика SAF была разработана Merz на основе факторизации опросника SCS Buss), ее валидизация была проведена Кондаковым И.М. [9]. Данный вариант опросника состоит из 36 пунктов, шкалы "Я-внимания" в опроснике идентичны описанным выше. Для ответов в опроснике предлагается шкала Лайкерта с четырьмя вариантами - от "совершенно верно" (4 балла) до "совершенно неверно" (1 балл).

Для определения характеристик “Я-внимания” подростков использовались пункты опросника, соответствующие только двум шкалам - "персонального Я-внимания" и "общественного Я-внимания", - пункты шкалы "социального страха" были исключены. Градация вариантов ответов осталась прежней, но сами формулировки ответов были изменены на другие, часто используемые в методиках, рассчитанных на младший школьный и подростковый возраст.

Частично были переформулированы пункты опросника с целью сделать их более простыми и понятными (например, пункт "Я постоянно думаю, что является мотивами моих поступков" был заменен на "Я часто стараюсь понять причины своего поведения"), а также были исключены два пункта о физических ощущениях в связи с лексической и понятийной сложностью их формулировок.

1. Рефлексия и содержание изменений в образе “Я” выявлялось на основе  методики полуструктурированных самоописаний (см. приложение №6): школьникам предлагалось написать по 5 утверждений об их восприятии себя в прошлом и настоящем.

Метод самоописаний традиционно применяется для исследования субъективных представлений человека о себе [30]. Рефлексия и содержание собственных изменений представлены подростку как изменение его личностных характеристик во временной перспективе: ключевыми оценками результата своих изменений становятся категории “не умел - умею”; “не мог - могу”; “был - стал” и т.д. [16],[30]. Следовательно, адекватным методом исследования выделенной предметности может служить метод самоописаний, структурированных на перечислении характеристик образа “Я” в прошлом и настоящем.

Анализ самоописаний школьников проводился по двум параметрам: наличие рефлексии изменений; содержание изменений.

Для оценки рефлексии изменений были сформулированы следующие критерии анализа:

· Связь между прошлым и настоящим “Я”:

1) отсутствие связи, когда при описании себя в прошлом и настоящем используются совершенно разные характеристики (напр.: “в прошлом я бросала кашу, была больна; сейчас я - неудачливая, смешная, любительница книг”);

2) наличие связи, когда описание прошлого и настоящего Я строится на взаимосвязанных характеристиках (напр.: “раньше я был маленький, слабее, смешнее, любил играть и бегать; сейчас стал сильнее, меньше играю, не очень люблю бегать, не такой смешной”).

Эти два варианта являются взаимоисключающими: наличие одного обязательно подразумевает отсутствие другого.

· Наличие изменений в образе “Я”: так же предполагает два взаимоисключающих варианта

1) выделение изменений себя во времени (напр.: “раньше была стеснительной, маленькой, зависела от родителей; сейчас хорошо учусь, более свободна, рассудительна, много гуляю с друзьями”).

2) отсутствие изменений себя (напр.: “был смешным, стеснительным, везде пролазил; сейчас все еще смешной, озорной”).

· Основания самовосприятия:

1) внешние, заданные оценками взрослых (напр., “был капризным ребенком, смешным, родители меня часто баловали”);

2) внутренние, в этом случае ребенок характеризует себя через свои действия, желания, переживания (напр.: “раньше был глупым: думал, что ветер дует потому, что деревья шатаются; сейчас люблю слушать анекдоты, учиться в школе”; “когда была маленькой всегда скучала по маме”; “теперь моя мечта - играть в футбол” и т.д.).

· Детализация самоописаний:

1) при характеристике себя в прошлом и настоящем ребенок может указывать только наиболее общие качества и тенденции, общую направленность изменений (напр., “раньше была вредная, капризная, плакса; сейчас невредная, послушная”);

2) ребенок может выделять конкретные изменения (напр.: “был злым и непонимающим, всегда стремился показать “Я”, сейчас исправился и стал уважать окружающих” или “была маленькой, неграмотной, не умелой; сейчас умелая в танцах, в учебе у меня хорошо, знаю много по хозяйству”).

Для критериев "основания самовосприятия" и "детализация изменений" выделенные в них варианты не являются взаимоисключающими: в самоописании ребенок может исходить как из внутренних, так и из внешних оснований восприятия себя; наряду с указанием общих изменений он может выделять и конкретные изменения.

Процедура исследования.

Исследование проводилось в небольших группах по 5-7 человек. Участие в исследовании было добровольным. Каждому из испытуемых предлагалось заполнить бланки методики “События жизни”, методики полуструктурированных самоописаний и “Опросника устойчивых форм Я-внимания”.

Первые две методики проводились со школьниками всех возрастных групп. Диагностика "Я-внимания" проводилась только с учениками 5-7 классов, ученики 3х классов не принимали в ней участие.

Результаты



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.198.167 (0.017 с.)