Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимосвязь изменений и характера атрибуции.⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
Следующая задача состояла в установлении соотношения между осознанием изменений и характером атрибуции. Для этого был проведен анализ данных самоописаний отдельно по группам школьников с преобладанием внешней и преобладанием внутренней атрибуции событий (критерии разделения на группы описаны в начале раздела 3.3.1.). В таблице 5 в процентном отношении указано количество школьников, в самоописаниях которых присутствуют анализируемые показатели, от общего числа в группе (проверка значимости, см. приложение 5). Таблица 5. Осознание изменений собственного "Я" в группах школьников с преобладанием разных типов атрибуции.
Как видно из таблицы, между школьниками с преобладанием разных типов атрибуции существуют выраженные различия по всем параметрам осознанности изменений “Я”. При этом, почти во всех самоописаниях школьников с внутренней атрибуцией присутствуют параметры, свидетельствующие о происходящей рефлексии изменений: · удержание связи прошлого и настоящего “Я”; · выделение своих изменений; · внутренние основания самовосприятия; · детализация самоописаний. Выраженность этих показателей значительно ниже в группе школьников с внешней атрибуцией событий. Такие результаты указывают на то, что рефлексия своих изменений выступает необходимым условием перехода к внутренней атрибуции, но не определяющим. Далее в таблице 6 указано количество (%) школьников, в самоописаниях которых присутствуют признаки роста “компетентности” в образе “Я”, от общего числа в группе. Таблица 6. Взаимосвязь типа атрибуции с представленностью в образе "Я" роста "конпетентности".
Достоверность различий установлена на уровне значимости a=0,001 по критерию Z. Данные таблицы позволяют заключить, что на характер атрибуции оказывает влияние не просто осознание изменений себя во времени, а возникновение в результате этого процесса нового видения себя, базирующегося на выделении своего мастерства, развитии общих способностей и умений.
Выводы
Результаты исследования позволяют увидеть, каким образом осуществляется процесс изменения локализации контроля при переходе от младшего школьного к подростковому возрасту. На основании этих данных можно сделать следующие выводы. Переход к подростковому возрасту связан с усилением внутренней атрибуции событий: подростки начинают выделять себя как причину происходящего во все более широком круге жизненных ситуаций. Эти изменения в характере атрибуции оказывается взаимосвязанным с рядом особенностей самосознания подростков. В результате исследования была установлена положительная корреляция между выраженностью Я-внимания и атрибуцией. Наличие корреляционной связи позволяет заключить, что усиление внутренней локализации контроля в подростковом возрасте сочетается с ростом концентрации внимания на своем “Я”. Но выраженность Я-внимания не во всех случаях определяет тип атрибуции. Более существенными факторами в этом отношении оказываются содержательные характеристики самосознания подростков, обусловленные рефлексией собственных изменений и возникновением новых представлений о себе. Полученные данные позволили выделить основные тенденции в осуществлении ребенком рефлексии своих изменений. В конце младшего школьного начале подросткового возраста ребенок начинает выделять различия в прошлом и настоящем образах Я. Это сочетается с возникновением внутренних оснований самовосприятия и переходом к суждению о себе на основе единых критериев. С возрастом восприятие себя во временной перспективе становится более детализированным и, следовательно, более осознанным. Рефлексия изменений обеспечивает возникновение у подростка новых представлений о себе, базирующихся на осознании своего мастерства, знаний, умений и развитии общих способностей. Однако, эти представления формируются не у всех школьников, что может быть связано с характером социального опыта, приобретенного подростком в течение предшествующего возраста.
Анализ взаимосвязей рефлексии изменений и представлений подростка о себе с характером атрибуции приводит к выводу, что рефлексия изменений является необходимым условием усиления внутренней атрибуции событий, но определяющим условием выступает возникновение в результате этого процесса нового видения себя, базирующегося на осознании своего мастерства, знаний, умений и развитии способностей. Таким образом, гипотезы исследования можно считать подтвержденными. Заключение
В данной работе была осуществлена попытка выделения возрастных факторов формирования локуса контроля. Базовые представления о локусе контроля были заданы работами Дж. Роттера, а также ряда отечественных исследователей (И.М. Кондакова, Е.Ф. Бажина, С.Р. Пантилеева и др.), занимающихся разработкой этого личностного конструкта. На основе анализа их исследований были выделены два ключевых положения, которые легли в основу данной работы: 1. Локус контроля представляет собой генерализованные ожидания человека о результативности собственных действий, феноменологически проявляясь в том, кому человек приписывает ответственность и активность в жизненных событиях. 2. Формирование локуса контроля является результатом организации и интеграции социального опыта личности, получаемого во взаимодействиях с окружающим миром. Этот процесс зависит как от характера социального опыта, так и от общего уровня самосознания, определяющего возможности человека в интеграции опыта. Подростковый возраст был выделен нами как период, в который в связи с развитием самосознания начинают складываться основные представления человека о собственной результативности. Анализ литературы по проблеме развития личности в отрочестве позволил выделить особенности самосознания подростков, следствием которых может выступать изменение локализации контроля в данном возрасте: 3. Возникновение новых представлений о себе, обусловленное происходящей в начале отрочества рефлексией собственных изменений (Д.Б. Эльконин) и обобщением социального опыта предшествующего возраста, результатом которого становиться обретение ребенком “чувства компетентности” (Э. Эриксон). 4. Усиление внимания к своему “Я”, вызванное развитием процессов самопознания: подросток превращает собственное “Я” в объект наблюдения, концентрируя свое внимание на себе, своих качествах и состояниях (Л.С. Выготский, Г.А. Цукерман и др.); самоосознание выступает как условие выделения собственной субъектности (Д.А Леонтьев) Проведенное экспериментальное исследование позволило увидеть, каким образом осуществляется процесс изменения локализации контроля при переходе от младшего школьного к подростковому возрасту, установить его взаимосвязи с изменением характеристик самосознания подростков. Полученные данные позволяют заключить, что необходимым условием изменения локализации контроля является рефлексия изменений, а определяющим условием выступает возникновение в результате этого процесса нового видения себя, которое базируется на осознании своего мастерства, знаний, умений и является, по-видимому, результатом интеграции опыта младшего школьного возраста. В этом смысле локус контроля может быть рассмотрен как один из интегральных показателей успешности личностного развития ребенка в данном возрасте.
В исследовании было установлено, что представления о своей компетентности складываются не у всех школьников, что, возможно, зависит от характера приобретаемого ими опыта. Вопрос об возрастных и социальных условиях, обеспечивающих получение позитивного опыта, остается открытым и может быть предметом дальнейших исследований. Список литературы 5. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Опросник уровня субъективного контроля (УСК). М.: “СМЫСЛ”, 1993. 6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Изд-во “Институт практической психологии”, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1995. 7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.4. Детская психология/ под ред. Д.Б. Эльконина - М.: “Педагогика”, 1984. 8. Ермолова Т.В., И.С. Комогорцева. Временной аспект образа себя у старших дошкольников// Вопросы психологии, 1995, №2. 9. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Изд-во “Питер”, 2000. 10.Кле М. Психология подростка. М., 1991. 11.Кон И.С. Открытие “Я”. М., Политиздат, 1978. 12.Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. 13.Кондаков И. М., Нилопец М. Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля// Психологический журнал 1995. №1. 14.Кондаков И.М. Опросник для диагностики устойчивых форм Я-внимания // Журнал практического психолога, N 4, 1997. 15.Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2001. 16.Курышева О.В. Динамика образа взрослости младших подростков и особенности детско-родительских взаимоотношений// Журнал практического психолога, 2000, №7. 17.Леонтьев Д.А. Психология свободы// Психологический журнал, том 21, №1, 2000. 18.Майерс Д. Социальная психология. 6-е изд., перераб. и доп. - СПб: Питер, 2002. 19.Муздыбаев К. Психология ответственности. Л.: ЛГУ, 1983. 20.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 7-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002. 21.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000. 22.Общая психодиагностика (Учебное пособие). Под ред. Бодолева А.А., Столина В.В. Изд-во Московского Унив-та, 1987. 23.Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - СПб: Питер, 2000. 24.Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста// Вопросы психологии, 1996, №1.
25.Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. Центр. “Академия”, 2000. 26.Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский дом “БАХРАМ-М”, 2000. 27.Фрейджер Р., Фрейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. 28.Хасан Б.И., Бреслав Г.М. Пол и образование. Анализ конфликтов половозрастной идентификации: Краснояр. гос. ун-т. Красноярс, 1996г. 29. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: т.1,2. М.: Педагогика, 1986. 30.Хъел Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб: Питер Ком, 1999. 31. Цукерман Г.А. Десяти-двенадцатилетние школьники: “ничья земля” в возрастной психологии// Вопросы психологии, 1998, №3. 32. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. - Москва-Рига, 1995. 33.Цукерман Г.А. Социально-психологическое экспериментирование как форма ведущей деятельности подросткового возраста// по материалам интернета 34.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение №1. Таблица 1. Средние значения внутренней атрибуции и U-критерий Манна-Уитни по методике “События жизни”
Условия принятия гипотезы о различиях: U эмп £ U (a). Для объема выборок n1, n2 = 20 граничные значения U-критерия составляют 138 при уровне значимости 5%; 114 при уровне значимости 1%. 35.Показатели внутренней атрибуции в 5, 6 и 7 классах значимо превышают те же показатели в 3 классе при U 138 (a £ 0,05) 114 (a £ 0,01). 36.Между 5, 6, 7 классами значимых различий в показателях не выявлено. Приложение №2. Таблица 2. Коэффициенты линейных корреляций показателей методики “События жизни” и “Опросника диагностики устойчивых форм Я-внимания”.
Формула Пирсона:
rxy = Σ (X - Xί)(Y - Yί)/ √Σ(X - Xί)2(Y - Yί)2 .
Проверка значимости проводилась по критерию t Стьюдента:
t эмп = r × ((n-2)/(1-r2))1/2
корреляция значимо отличается от нуля, если ½t эмп½ > t (1-a/2; n-2) Для числа степеней свободы 28 граничное значение критерия t Стьюдента составляют 2,46 при уровне значимости 2%; 2,57 при уровне значимости 1%. Приложение №3. Параметры образа “Я” и значения Z-критерия по методике полуструктурированных самоописаний. Параметры самоописания: 37. Удержание связи прошлого и настоящего “Я” 38. Наличие изменений в образе “Я” Таблица 3.
Условия принятия гипотезы о различиях ½Z эмп½ > Z (1-a/2) Граничные значения критерия Z составляют 1,96 при уровне значимости 5%; 2,58 при уровне значимости 1%. По параметрам "связи прошлого и настоящего" и "наличие изменений" значимые различия установлены 1) между 3 и 6-7 классами при 2) Z 1,96 (a £ 0,05) 2,58 (a £ 0,01); 3) между 3 и 5 классами при Z > 1,96 (a £ 0,05); 4) между 5, 6, 7 классами различий не выявлено. 1. Основания самовосприятия
В обращении к "внутренним основаниям" существуют различия между 3 и 5-7 классами при Z 1,96 (a £ 0,05); 2,58 (a £ 0,01); 2. Детализация образа “Я”
В описании "конкретных изменений" существуют различия между 3 и 7 классами при Z > 2,58 (a £ 0,01). Приложение №4. Таблица 4. Значение и значения Z-критерия.
Условия принятия гипотезы о различиях ½Z эмп½ > Z (1-a/2) Граничные значения критерия Z составляют 1,96 при уровне значимости 5%; 2,58 при уровне значимости 1%. По параметру “представленности в образе Я роста компетентности” между 3 и 5-7 классами установлены различия при Z > 1,96 (a £ 0,05). Приложение №5. Таблица 5. Значение параметров образа “Я” в группах с разными типами атрибуции и значения Z-критерия.
Условия принятия гипотезы о различиях ½Z эмп½ > Z (1-a/2) Граничные значения критерия Z составляют 1,96 при уровне значимости 5%; 2,58 при уровне значимости 1%; 3,29 при уровне значимости 0,1%. По параметрам "связи прошлого и настоящего", "наличия изменений", "оснований самовосприятия" и выделению "конкретных изменений" установлены значимые различия между школьниками с преобладанием внешней и внутренней атрибуции
при Z 1,96 (a £ 0,05) ,29 (a £ 0,001); Приложение № 6.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.075 с.) |