Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Осознание себя как условие выделения собственной субъектности.
По данным исследований процессов каузальной атрибуции [14], [25], осознание человеком себя в ситуации действия существенно влияет на характер приписываемой себе ответственности. Изучение эффектов ситуационного самоосознания было проведено исследовательской группой, возглавляемой Ш. Дувальем и Р. Уикландом [7], [14]. Под самоосознанием они понимали психическое состояние, когда внимание человека фокусируется на самом себе. Согласно теории Ш. Дуваля и Р. Уикланда [14], самоосознание активизируют все внешние факторы, привлекающие внимание индивида к себе - зеркала, магнитофонные записи собственного голоса, наличие зрителей и др., а также внутренние факторы - собственные ощущения, осознание противоречий в “Я” и т.д. Высокое самоосознание, в свою очередь, побуждает человека больше думать о себе, делая его более восприимчивым к своим установкам и склонностям в ситуации. Результаты, проведенных экспериментов, показали, что самоосознание приводит к значительному возрастанию внутренне атрибутируемой ответственности. Испытуемые, внимание которых в силу каких-либо обстоятельств было сосредоточено на себе, приписывали ответственность за результат своему поведению, а не ситуации. В основе связи самоосознания с характером атрибуции лежит тот же самый механизм, который приводит и к возникновению фундаментальной ошибки атрибуции. Эта ошибка выражается в тенденции недооценивать роль внешних причин поведения, если находиться в позиции наблюдателя, и переоценивать их влияние, если занимать позицию действующего субъекта [13]. Д. Майерс [14] в объяснении механизма возникновения фундаментальной ошибки атрибуции прибегает к понятию “фигуры и фона” из гештальтпсихологии. Он пишет, что в центре внимания внешнего наблюдателя оказывается другой человек - это фигура, которая выделяется из окружающего фона среды, - в то время как ситуация становиться относительно невидимой. Поэтому человек и воспринимается как причина происходящего. Напротив, в позиции действующего субъекта отношения “фигуры-фона” оборачиваются: вниманием человека теперь командует окружение, а сам он для себя становиться относительно невидимым [там же]; соответственно меняется и тип атрибуции с внутреннего на внешний. Фундаментальная ошибка атрибуции, таким образом, возникает вследствие существующих различий в перспективе восприятия ситуации действующим субъектом и наблюдателем.
При изменении перспектив восприятия, как показали результаты проведенных М. Стормзом [14] экспериментов с использованием видеозаписей, меняется и тип атрибуции. Осознание себя в ситуации является одним из таких условий, которые приводят к изменению перспективы восприятия. Когда человек концентрирует внимание на себе, то выделяет себя в своем восприятии как “фигуру” на некотором “фоне”. В свою очередь, выход в позицию наблюдателя по отношению к себе и своим действиям позволяет человеку увидеть меру собственной активности и свободы в ситуации. Поэтому Д.А. Леонтьев [13] заключает, что осознание человеком себя есть условие выделения собственной субъектности и свободы. Направленность внимания на свой внутренний мир рассматривается исследователями [9],[14], не только как ситуационная характеристика поведения человека, но и как устойчивая черта личности, т.е. устойчивая во времени склонность человека к осознанию своего внутреннего мира. В случае индивидуально-личностных различий между людьми сохраняются те же самые взаимосвязи между самоосознанием и характером атрибуции. Как пишет Д. Майерс [14], люди, склонные концентрировать внимание на себе, приписывают свое поведение в большей степени внутренним факторам, чем ситуации. Анализ процессов самопознания в подростковом возрасте позволяет говорить также о существовании возрастных различий в процессуальных характеристиках самосознания. Направленность внимания на самого себя в отрочестве оказывается особенностью возраста и может быть рассмотрена как фактор, приводящий к усилению внутренней атрибуции событий.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.92 (0.004 с.) |