Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование интегральной личностной идентичности.
Усложнение структуры самосознания нарушает прежнюю согласованность и устойчивость представлений подростка о себе: открытие внутреннего мира, осознание изменчивости своего “Я”, возникновение идеальных представление о себе - ставит перед ним задачу формирования целостного и непротиворечивого “Я”, гармонично сочетающего все элементы личности. Э. Эриксон [21] обозначил эту задачу развития как формирование интегральной личностной идентичности. Чувство идентичности, по определению Э. Эриксона, представляет собой переживание самотождественности, преемственности и единства своего “Я” [22]. Необходимую предпосылку развития идентичности в подростковом возрасте составляют различные детские идентификации ребенка с взрослым. Основным содержанием развития, по Э. Эриксону, в период отрочества является “сознательное исследование подростком своей уникальности и активный поиск интегративного начала, способного обеспечить непрерывность личного опыта в разных эпизодах жизни и объединить разные ипостаси Я” [27]. Сознательное чувство идентичности основано на двух одновременных наблюдениях: с одной стороны, это восприятие себя как тождественного и осознания непрерывности своего существования во времени и пространстве; с другой, восприятие того факта, что другие признают мое тождество и непрерывность [22]. Поэтому поиск идентичности осуществляется подростком на основе сравнения своих качеств с личностными качествами других людей и “соотнесения “Я” в собственном восприятии и “Я” в восприятии других” [27]. Мнения других людей оказываются основным строительным материалом образа “Я”. Это делает подростков чувствительными ко всей сфере отношений между людьми. Уже в начале отрочества межличностное общение выделяется в самостоятельную область жизни. Предметом общения - как эмоционально-мыслительного события, разделенного с другим человеком, - в это время становятся элементы рефлексивного личного опыта [27], а также анализ поведения и отношений всех окружающих [29]. Общение, как отмечает Д.Б. Эльконин, выступает “деятельностью, внутри которой оформляются свойственные подросткам взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на будущее - одним словом, оформляются личностные смыслы жизни” [30]. Г.А. Цукерман [29] полагает, что общение является излюбленным, но не единственным материалом в построении идентичности: определение своего “Я” происходит как в сфере общения, так и в кооперации и коммуникации в совместной деятельности с другими. Кроме того, к началу отрочества складываются стихийные формы самопознания. Поиски друзей, конфликты, выяснение отношений, смена компаний и занятий являются ситуациями, в которых подростки экспериментируют с зонами неопределенности образа “Я”.
Таким образом, подростковый путь к индивидуальности лежит через общение и взаимодействие с другими людьми, в процессе которого подросток получает разнородную информацию о себе, сопоставляет в своем восприятии собственные представления о себе с мнениями и оценками других людей, тем самым, превращая свое “Я” в объект наблюдения и познания. В этом смысле, как отмечает Э. Бернс [22], механизм формирования личностной идентичности в концепции Э. Эриксона схож с описанным Ч. Кули и Д. Мидом “действием генерализованного”. Они подчеркивали значимость субъективно интерпретируемой обратной связи, получаемой человеком от других людей в процессе взаимодействия с ними, как главного источника информации о собственном “Я” [там же]. Самопознание возможно лишь опосредствованно через точки зрения других людей или обобщенную точку зрения той группы, к которой он принадлежит. Объектом познания для себя человек может выступить только в случае, если встанет на позицию других людей, приняв их отношение к себе, т.е. увидев себя со стороны “генерализованного другого”. Иными словами, главным ориентиром формирования представлений о себе являются представления человека о том, что о нем думают другие. Чувствительность подростка к мнениям и оценкам окружающих может приводить к особого рода эгоцентризму. К началу отрочества ребенок достигает уровня децентрации, позволяющего ему не только представить мысли другого человека, но и допустить, что его собственные мысли в то же самое время могут быть предметом размышлений этого человека [11]. Точки зрения других людей постоянно оказываются в фокусе внимания подростка, что, по мнению Д. Элкинда [27], делает его жизнь внутренне напряженной: он чувствует себя объектом пристального внимания и оценивания, действует перед воображаемой аудиторией, чьи возможные реакции постоянно пытается предугадать. К концу отрочества, когда новый уровень интеллектуального развития позволяет соотносить несколько равновозможных гипотез, этот туман самопоглощенности рассеивается [там же].
Итак, проведенный анализ свидетельствует об изменении структурных и процессуальных характеристик самосознания в подростковом возрасте. Дифференциация структуры самосознания на действующее и рефлексирующее “Я” и высокая концентрация внимания подростка на самом себе, постоянный интерес к своим качествам и состояниям выступают одновременно необходимым условием как осознания своего “Я”, так и разрешения задач личностного развития этого возрастного периода.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.172.162.78 (0.004 с.) |