Формирование интегральной личностной идентичности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование интегральной личностной идентичности.



Усложнение структуры самосознания нарушает прежнюю согласованность и устойчивость представлений подростка о себе: открытие внутреннего мира, осознание изменчивости своего “Я”, возникновение идеальных представление о себе - ставит перед ним задачу формирования целостного и непротиворечивого “Я”, гармонично сочетающего все элементы личности.

Э. Эриксон [21] обозначил эту задачу развития как формирование интегральной личностной идентичности. Чувство идентичности, по определению Э. Эриксона, представляет собой переживание самотождественности, преемственности и единства своего “Я” [22]. Необходимую предпосылку развития идентичности в подростковом возрасте составляют различные детские идентификации ребенка с взрослым. Основным содержанием развития, по Э. Эриксону, в период отрочества является “сознательное исследование подростком своей уникальности и активный поиск интегративного начала, способного обеспечить непрерывность личного опыта в разных эпизодах жизни и объединить разные ипостаси Я” [27].

Сознательное чувство идентичности основано на двух одновременных наблюдениях: с одной стороны, это восприятие себя как тождественного и осознания непрерывности своего существования во времени и пространстве; с другой, восприятие того факта, что другие признают мое тождество и непрерывность [22]. Поэтому поиск идентичности осуществляется подростком на основе сравнения своих качеств с личностными качествами других людей и “соотнесения “Я” в собственном восприятии и “Я” в восприятии других” [27]. Мнения других людей оказываются основным строительным материалом образа “Я”.

Это делает подростков чувствительными ко всей сфере отношений между людьми. Уже в начале отрочества межличностное общение выделяется в самостоятельную область жизни. Предметом общения - как эмоционально-мыслительного события, разделенного с другим человеком, - в это время становятся элементы рефлексивного личного опыта [27], а также анализ поведения и отношений всех окружающих [29]. Общение, как отмечает Д.Б. Эльконин, выступает “деятельностью, внутри которой оформляются свойственные подросткам взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на будущее - одним словом, оформляются личностные смыслы жизни” [30]. Г.А. Цукерман [29] полагает, что общение является излюбленным, но не единственным материалом в построении идентичности: определение своего “Я” происходит как в сфере общения, так и в кооперации и коммуникации в совместной деятельности с другими. Кроме того, к началу отрочества складываются стихийные формы самопознания. Поиски друзей, конфликты, выяснение отношений, смена компаний и занятий являются ситуациями, в которых подростки экспериментируют с зонами неопределенности образа “Я”.

Таким образом, подростковый путь к индивидуальности лежит через общение и взаимодействие с другими людьми, в процессе которого подросток получает разнородную информацию о себе, сопоставляет в своем восприятии собственные представления о себе с мнениями и оценками других людей, тем самым, превращая свое “Я” в объект наблюдения и познания.

В этом смысле, как отмечает Э. Бернс [22], механизм формирования личностной идентичности в концепции Э. Эриксона схож с описанным Ч. Кули и Д. Мидом “действием генерализованного”. Они подчеркивали значимость субъективно интерпретируемой обратной связи, получаемой человеком от других людей в процессе взаимодействия с ними, как главного источника информации о собственном “Я” [там же]. Самопознание возможно лишь опосредствованно через точки зрения других людей или обобщенную точку зрения той группы, к которой он принадлежит. Объектом познания для себя человек может выступить только в случае, если встанет на позицию других людей, приняв их отношение к себе, т.е. увидев себя со стороны “генерализованного другого”. Иными словами, главным ориентиром формирования представлений о себе являются представления человека о том, что о нем думают другие.

Чувствительность подростка к мнениям и оценкам окружающих может приводить к особого рода эгоцентризму. К началу отрочества ребенок достигает уровня децентрации, позволяющего ему не только представить мысли другого человека, но и допустить, что его собственные мысли в то же самое время могут быть предметом размышлений этого человека [11]. Точки зрения других людей постоянно оказываются в фокусе внимания подростка, что, по мнению Д. Элкинда [27], делает его жизнь внутренне напряженной: он чувствует себя объектом пристального внимания и оценивания, действует перед воображаемой аудиторией, чьи возможные реакции постоянно пытается предугадать. К концу отрочества, когда новый уровень интеллектуального развития позволяет соотносить несколько равновозможных гипотез, этот туман самопоглощенности рассеивается [там же].

Итак, проведенный анализ свидетельствует об изменении структурных и процессуальных характеристик самосознания в подростковом возрасте. Дифференциация структуры самосознания на действующее и рефлексирующее “Я” и высокая концентрация внимания подростка на самом себе, постоянный интерес к своим качествам и состояниям выступают одновременно необходимым условием как осознания своего “Я”, так и разрешения задач личностного развития этого возрастного периода.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.172.162.78 (0.004 с.)