Влияние выраженности Я-внимания на характер атрибуции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние выраженности Я-внимания на характер атрибуции.



Для выявления взаимосвязи характера атрибуции с показателями Я-внимания был проведен корреляционный анализ; для этого использовался расчет коэффициента корреляции Пирсона (см. приложение №2).

В таблице 2 представлены коэффициенты линейных корреляций между показателями атрибуции и шкалами опросника на диагностику Я-внимания.

Таблица 2. Коэффициенты линейной корреляции показателей Я-внимания и характера атрибуции.

Шкалы опросника диагностики Я-внимания Мальчики Девочки
Персональное Я-внимание 0,42 0,56
Общественное Я-внимание 0,56 0,65
Общие показатели по двум шкалам 0,61 0,68

 

Из таблицы видно, что между выраженностью Я-внимания и атрибуцией существует положительная корреляция, значимо отличающаяся от нуля, т.е. возрастание концентрации внимания на своем “Я” сочетается у подростков с усилением внутренней атрибуции событий.

Однако, по своей силе корреляционная связь между признаками является средней, следовательно, выраженность Я-внимания не во всех случаях определяет тип атрибуции, существуют и другие факторы, влияющие на становление характера атрибуции в подростковом возрасте.

Корреляция между атрибуцией и разными формами Я-внимания оказывается не одинаковой: связь атрибуции с общественным Я-вниманием выше, чем с показателями персонального Я-внимания. Это значит, что выделение своей активности в 10-13лет сильнее связано с вниманием к "публичным" качествам личности, чем с вниманием к своим мыслям, чувствам или мотивам. Возможно, это вызвано особенностями возраста - особой значимостью для подростка межличностных отношений, обращенность внимания на себя чаще проявляется именно в этой сфере.

Взаимосвязь изменения временных аспектов образа Я с типом атрибуции.

Анализ самоописаний школьников строился в соответствии с решением двух основных задач. Во-первых, необходимо было проследить процесс осознания ребенком своих изменений, выделить их содержание. Во-вторых, установить соотношение между осознанием изменений и характером атрибуции.

Рефлексия изменений.

Критерии анализа самоописаний, на основе которых проводилась первичная обработка результатов, указаны в методическом обосновании используемой методики.

Сводные результаты, полученные после первичной обработки данных, представлены в таблице 3: в процентном отношении указано количество детей, в самоописаниях которых присутствуют выделенные показатели, от общего числа в классе.

Таблица 3. Характеристики восприятия временных аспектов образа Я.

класс Наличие изменений Связь прошлого и настоящего Внутренние основания самовосприятия Детализация самоописаний
3 47% 58% 47% 58%
5 79% 89% 89% 84%
6 95% 95% 100% 74%
7 89% 95% 95% 95%

 

Значимость различий оценивалось по критерию Z (см. приложение №3).

Из данных, представленных в таблице, видно, что в изменении временных аспектов образа “Я” наблюдается несколько тенденций. 

От 3 к 7 классу увеличивается число школьников, выделяющих свои изменения при характеристике себя в прошлом и настоящем. Начиная с 5го класса, указания на свои изменения встречаются в большинстве самоописаний. В отличие от младших школьников, подростки строят описания себя во времени именно как перечисление собственных изменений. Это означает, что переход от младшего школьного к подростковому возрасту действительно оказывается связанным с осознанием своих изменений. Пограничным в этом отношении оказывается возраст 10-11 лет (3-5 класс).

Наряду с этим, возрастает число самоописаний, в которых прослеживается взаимосвязь характеристик прошлого и настоящего “Я”. При описании себя младшие школьники нередко используют несвязанные друг с другом категории, поэтому представления 3-классников о своем “Я” оказываются дискретными во времени. Самоописания 5-7классников строятся уже на основе взаимосвязанных характеристик. В результате возникает преемственность в представлениях о прошлом и настоящем “Я”. Возможно, удержание связи прошлого и настоящего является условием выделения своих изменений.

Обе тенденции указывают на то, что восприятие времени различно в младшем школьном и подростковом возрасте. Для подростков время выделяется как процесс собственных изменений, поэтому они и строят свои описания как перечисление изменений. Для младших школьников время дискретно, временные связи еще не осознаны.

Еще одна отмечаемая тенденция - изменение оснований самовосприятия. 3-классники в характеристике себя исходят из внешних, заданных взрослыми оценок. В 5-7х классах школьники переходят к восприятию себя на основе внутренних оценок: своих чувств, умений, предпочтений и т.д. Различия во внутренних основаниях самовосприятия проявляются уже на границе 3 и 5 классов. Доля внешних оценок, напротив, постепенно снижается и к 6-7 классу оказывается минимальной. 6-7классники реже используют внешние оценки не только для характеристики себя в настоящем, но для описания себя в прошлом. То, что школьники начинают судить о себе на основе своих собственных впечатлений, а не внешних оценок, свидетельствует о становлении рефлексивного отношения к своему “Я”.

Удержание временных связей предполагает определенный уровень анализа и рефлексии. По-видимому, этим объясняется, что обе тенденции - осознания изменений и удержания временных связей - почти повторяют кривую перехода к внутренним основаниям самовосприятия.

Различия в самоописаниях школьников 3 и 7 классов проявляются и в детализации их представлений о себе. 3-классники используют общие характеристики, собственные изменения ими осознаются лишь в общих тенденциях. В самоописаниях подростков, наряду с общими характеристиками, появляются указания на конкретные изменения. Это значит, что их представления о себе и своих изменениях становятся более разносторонними и, следовательно, более осознанными. Определенные различия в детализации самоописаний выявляются уже в 5-6 классах. В 7 классе эти отличия становятся явно выраженными.

Все сказанное свидетельствует, что возраст 10-13 лет является периодом, в котором ребенок осуществляет рефлексию своих изменений. Выделение своих изменений оказывается связанным с переходом к суждению о себе на основе единых критериев, что обеспечивает преемственность восприятия себя во времени, и внутренних оснований, что указывает на становление рефлексивного отношения к себе. С возрастом восприятие себя, в том числе и во временной перспективе, становится детализированным и, следовательно, более осознанным.

Содержание изменений.

В анализе содержания изменений мы исходили из предположения, что образ “Я” связан с формирующимся в этот период “чувством компетентности, базирующимся на осознании своего мастерства, развитии общих способностей и практических навыков” (по Э. Эриксону [11]).

Анализ содержательных характеристик самоописаний показывает, что с возрастом происходят определенные изменения в восприятии себя. У большинства младших школьников образ себя в прошлом не далеко отстоит от образа себя в настоящем, при этом им используются наиболее общие характеристики: “добрый”, “маленький”, “веселый” и т.д. Как правило, это оценки взрослых, поэтому называемые ими качества относятся к сфере отношений с взрослым и могут быть описаны через категорию “послушания”: например, “капризная”, “озорной”, “послушный”, “невредный”.

Начиная с 10-11лет, содержание самовосприятия изменяется: увеличивается разрыв между прошлым и настоящим образом Я. Образ себя в прошлом представляется школьнику как неумелый и несмышленый: “была глупая, маленькая”, “маленьким пупсом, смешным, неаккуратным”, “беззубый, несамостоятельный”, “бил папу и ломал игрушки”. Отсутствие серьезности и ответственности может подчеркиваться перечислением атрибутов детской жизни: “имел много игрушек”, “копалась в песочнице”. В противоположность этому, образ настоящего Я воспринимается как расширение возрастных возможностей: “была стеснительной и зависела от родителей; сейчас меньше зависима от родителей, более раскрепощенная, более умная”.

Появляются признаки выделения своей “компетентности”; на основе анализа самоописаний можно выделить несколько таких категорий:

· В самоописаниях школьников 5-7 классов при характеристике себя в прошлом и настоящем выделяются категории “ умения ” и “ знания ”; описание своих изменений выстраивается по схеме “не умел” - “умею”, “не знал” - “знаю”. Например, “раньше был маленький, не умел читать, писать, кататься на коньках; сейчас вырос, умею писать и читать, хорошо катаюсь на коньках”, “не знал английский язык, сейчас знаю”. Указываемые школьниками умения и знания не ограничиваются только рамками школы. 5-7классники характеризуют себя как “умелых” в разных областях жизни: “я умелая в танцах”, “много знаю по хозяйству”, “умею изобретать”, “умею водить машину” и т.д.

· Еще одной характеристикой своих изменений становится “ достижение” каких-либо результатов: “участвую в соревнованиях”, “сейчас ударник, а был троечник”, “был злым и непонимающим, всегда хотел показать свое Я; исправился и стал уважать окружающих”. Подростки подчеркивают качество получаемого результата: “учусь отличницей”, “хорошо разбираюсь в компьютерах”, “хорошо играю в футбол и хоккей”.

· В описании своих изменений 5-7классники отмечают “ развитие способностей”: “стал умнее”, “все понимаю с полуслова”, “лучше рассуждаю”; “раньше был глупым, сейчас я умный”.

· Для характеристики себя школьники использую указания на свои “ занятия ”: например, “сейчас я занимаюсь в хореографической группе”, “занимаюсь спортом, играю в футбол”, “строю самолет”, “раньше занималась флористикой, теперь не занимаюсь, хожу на танцы” и т.д. Позитивное отношение к занятиям может выражаться напрямую: “мне нравиться заниматься танцами”, “играть в футбол - это моя мечта”, - а также может подчеркиваться через характеристику себя в прошлом: “раньше хотел играть в хоккей, сейчас играю в хоккей”.

· Другая используемая школьниками категория - “ статус ”. Изменение себя во времени жизни связывается ими с принятием новых ролей и позиций: “раньше ходил в детский сад, имел много игрушек, теперь хожу в школу, учусь ударником”; “сейчас я - президент класса”.

· В 6-7 классах образ себя в настоящем наделяется школьниками большей самостоятельностью и серьезностью: “раньше неответственный, разбалованный; сейчас ответственный, становлюсь взрослее и мудрее”, “раньше не принимала школу всерьез, сейчас борюсь за хорошие оценки”, “не так зависима от родителей”, “ответственный, серьезный”.

Таким образом, в самоописаниях школьников выделяется ряд признаков, которые отражают представленность в образе “Я” роста своей “компетентности”: указания на умения и знания, достижение результатов, развитие способностей, занятия, статус и самостоятельность.

Был проведен количественный анализ самоописаний по наличию в них выделенных признаков. Результаты количественного анализа представлены в таблице 4. В таблице в процентном соотношении указано число школьников по классам, в самоописаниях которых отмечаются выделенные признаки.

Таблица 4. Представленность роста своей “компетентности” в образе "Я" по классам.

  3 класс 5 класс 6 класс 7 класс
Наличие в образе “Я” признаков “компетентности” 35% 70% 75% 75%

 

Значимость различий определялась по критерию Z (см. приложение №4).

Были установлены различия между 3классниками и школьниками 5-7 классов в представленности роста собственной “компетентности” в образе “Я”. В 5-7 классах количество самоописаний, в которых присутствуют выделенные признаки, возрастает. Но, как видно из таблицы, представления о себе как успешном возникают не у всех школьников 5-7классов.

По-видимому, рефлексия собственных изменений приводит к интеграции социального опыта, полученного подростком в течение предшествующего возраста. В случае если, приобретенный опыт позитивен, возникает новое представление о себе, базирующееся на осознании своего мастерства, знаний, умений и развитии общих способностей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.01 с.)