Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Влияние выраженности Я-внимания на характер атрибуции.
Для выявления взаимосвязи характера атрибуции с показателями Я-внимания был проведен корреляционный анализ; для этого использовался расчет коэффициента корреляции Пирсона (см. приложение №2). В таблице 2 представлены коэффициенты линейных корреляций между показателями атрибуции и шкалами опросника на диагностику Я-внимания. Таблица 2. Коэффициенты линейной корреляции показателей Я-внимания и характера атрибуции.
Из таблицы видно, что между выраженностью Я-внимания и атрибуцией существует положительная корреляция, значимо отличающаяся от нуля, т.е. возрастание концентрации внимания на своем “Я” сочетается у подростков с усилением внутренней атрибуции событий. Однако, по своей силе корреляционная связь между признаками является средней, следовательно, выраженность Я-внимания не во всех случаях определяет тип атрибуции, существуют и другие факторы, влияющие на становление характера атрибуции в подростковом возрасте. Корреляция между атрибуцией и разными формами Я-внимания оказывается не одинаковой: связь атрибуции с общественным Я-вниманием выше, чем с показателями персонального Я-внимания. Это значит, что выделение своей активности в 10-13лет сильнее связано с вниманием к "публичным" качествам личности, чем с вниманием к своим мыслям, чувствам или мотивам. Возможно, это вызвано особенностями возраста - особой значимостью для подростка межличностных отношений, обращенность внимания на себя чаще проявляется именно в этой сфере. Взаимосвязь изменения временных аспектов образа Я с типом атрибуции. Анализ самоописаний школьников строился в соответствии с решением двух основных задач. Во-первых, необходимо было проследить процесс осознания ребенком своих изменений, выделить их содержание. Во-вторых, установить соотношение между осознанием изменений и характером атрибуции. Рефлексия изменений. Критерии анализа самоописаний, на основе которых проводилась первичная обработка результатов, указаны в методическом обосновании используемой методики.
Сводные результаты, полученные после первичной обработки данных, представлены в таблице 3: в процентном отношении указано количество детей, в самоописаниях которых присутствуют выделенные показатели, от общего числа в классе. Таблица 3. Характеристики восприятия временных аспектов образа Я.
Значимость различий оценивалось по критерию Z (см. приложение №3). Из данных, представленных в таблице, видно, что в изменении временных аспектов образа “Я” наблюдается несколько тенденций. От 3 к 7 классу увеличивается число школьников, выделяющих свои изменения при характеристике себя в прошлом и настоящем. Начиная с 5го класса, указания на свои изменения встречаются в большинстве самоописаний. В отличие от младших школьников, подростки строят описания себя во времени именно как перечисление собственных изменений. Это означает, что переход от младшего школьного к подростковому возрасту действительно оказывается связанным с осознанием своих изменений. Пограничным в этом отношении оказывается возраст 10-11 лет (3-5 класс). Наряду с этим, возрастает число самоописаний, в которых прослеживается взаимосвязь характеристик прошлого и настоящего “Я”. При описании себя младшие школьники нередко используют несвязанные друг с другом категории, поэтому представления 3-классников о своем “Я” оказываются дискретными во времени. Самоописания 5-7классников строятся уже на основе взаимосвязанных характеристик. В результате возникает преемственность в представлениях о прошлом и настоящем “Я”. Возможно, удержание связи прошлого и настоящего является условием выделения своих изменений. Обе тенденции указывают на то, что восприятие времени различно в младшем школьном и подростковом возрасте. Для подростков время выделяется как процесс собственных изменений, поэтому они и строят свои описания как перечисление изменений. Для младших школьников время дискретно, временные связи еще не осознаны.
Еще одна отмечаемая тенденция - изменение оснований самовосприятия. 3-классники в характеристике себя исходят из внешних, заданных взрослыми оценок. В 5-7х классах школьники переходят к восприятию себя на основе внутренних оценок: своих чувств, умений, предпочтений и т.д. Различия во внутренних основаниях самовосприятия проявляются уже на границе 3 и 5 классов. Доля внешних оценок, напротив, постепенно снижается и к 6-7 классу оказывается минимальной. 6-7классники реже используют внешние оценки не только для характеристики себя в настоящем, но для описания себя в прошлом. То, что школьники начинают судить о себе на основе своих собственных впечатлений, а не внешних оценок, свидетельствует о становлении рефлексивного отношения к своему “Я”. Удержание временных связей предполагает определенный уровень анализа и рефлексии. По-видимому, этим объясняется, что обе тенденции - осознания изменений и удержания временных связей - почти повторяют кривую перехода к внутренним основаниям самовосприятия. Различия в самоописаниях школьников 3 и 7 классов проявляются и в детализации их представлений о себе. 3-классники используют общие характеристики, собственные изменения ими осознаются лишь в общих тенденциях. В самоописаниях подростков, наряду с общими характеристиками, появляются указания на конкретные изменения. Это значит, что их представления о себе и своих изменениях становятся более разносторонними и, следовательно, более осознанными. Определенные различия в детализации самоописаний выявляются уже в 5-6 классах. В 7 классе эти отличия становятся явно выраженными. Все сказанное свидетельствует, что возраст 10-13 лет является периодом, в котором ребенок осуществляет рефлексию своих изменений. Выделение своих изменений оказывается связанным с переходом к суждению о себе на основе единых критериев, что обеспечивает преемственность восприятия себя во времени, и внутренних оснований, что указывает на становление рефлексивного отношения к себе. С возрастом восприятие себя, в том числе и во временной перспективе, становится детализированным и, следовательно, более осознанным. Содержание изменений. В анализе содержания изменений мы исходили из предположения, что образ “Я” связан с формирующимся в этот период “чувством компетентности, базирующимся на осознании своего мастерства, развитии общих способностей и практических навыков” (по Э. Эриксону [11]). Анализ содержательных характеристик самоописаний показывает, что с возрастом происходят определенные изменения в восприятии себя. У большинства младших школьников образ себя в прошлом не далеко отстоит от образа себя в настоящем, при этом им используются наиболее общие характеристики: “добрый”, “маленький”, “веселый” и т.д. Как правило, это оценки взрослых, поэтому называемые ими качества относятся к сфере отношений с взрослым и могут быть описаны через категорию “послушания”: например, “капризная”, “озорной”, “послушный”, “невредный”. Начиная с 10-11лет, содержание самовосприятия изменяется: увеличивается разрыв между прошлым и настоящим образом Я. Образ себя в прошлом представляется школьнику как неумелый и несмышленый: “была глупая, маленькая”, “маленьким пупсом, смешным, неаккуратным”, “беззубый, несамостоятельный”, “бил папу и ломал игрушки”. Отсутствие серьезности и ответственности может подчеркиваться перечислением атрибутов детской жизни: “имел много игрушек”, “копалась в песочнице”. В противоположность этому, образ настоящего Я воспринимается как расширение возрастных возможностей: “была стеснительной и зависела от родителей; сейчас меньше зависима от родителей, более раскрепощенная, более умная”.
Появляются признаки выделения своей “компетентности”; на основе анализа самоописаний можно выделить несколько таких категорий: · В самоописаниях школьников 5-7 классов при характеристике себя в прошлом и настоящем выделяются категории “ умения ” и “ знания ”; описание своих изменений выстраивается по схеме “не умел” - “умею”, “не знал” - “знаю”. Например, “раньше был маленький, не умел читать, писать, кататься на коньках; сейчас вырос, умею писать и читать, хорошо катаюсь на коньках”, “не знал английский язык, сейчас знаю”. Указываемые школьниками умения и знания не ограничиваются только рамками школы. 5-7классники характеризуют себя как “умелых” в разных областях жизни: “я умелая в танцах”, “много знаю по хозяйству”, “умею изобретать”, “умею водить машину” и т.д. · Еще одной характеристикой своих изменений становится “ достижение” каких-либо результатов: “участвую в соревнованиях”, “сейчас ударник, а был троечник”, “был злым и непонимающим, всегда хотел показать свое Я; исправился и стал уважать окружающих”. Подростки подчеркивают качество получаемого результата: “учусь отличницей”, “хорошо разбираюсь в компьютерах”, “хорошо играю в футбол и хоккей”. · В описании своих изменений 5-7классники отмечают “ развитие способностей”: “стал умнее”, “все понимаю с полуслова”, “лучше рассуждаю”; “раньше был глупым, сейчас я умный”. · Для характеристики себя школьники использую указания на свои “ занятия ”: например, “сейчас я занимаюсь в хореографической группе”, “занимаюсь спортом, играю в футбол”, “строю самолет”, “раньше занималась флористикой, теперь не занимаюсь, хожу на танцы” и т.д. Позитивное отношение к занятиям может выражаться напрямую: “мне нравиться заниматься танцами”, “играть в футбол - это моя мечта”, - а также может подчеркиваться через характеристику себя в прошлом: “раньше хотел играть в хоккей, сейчас играю в хоккей”.
· Другая используемая школьниками категория - “ статус ”. Изменение себя во времени жизни связывается ими с принятием новых ролей и позиций: “раньше ходил в детский сад, имел много игрушек, теперь хожу в школу, учусь ударником”; “сейчас я - президент класса”. · В 6-7 классах образ себя в настоящем наделяется школьниками большей самостоятельностью и серьезностью: “раньше неответственный, разбалованный; сейчас ответственный, становлюсь взрослее и мудрее”, “раньше не принимала школу всерьез, сейчас борюсь за хорошие оценки”, “не так зависима от родителей”, “ответственный, серьезный”. Таким образом, в самоописаниях школьников выделяется ряд признаков, которые отражают представленность в образе “Я” роста своей “компетентности”: указания на умения и знания, достижение результатов, развитие способностей, занятия, статус и самостоятельность. Был проведен количественный анализ самоописаний по наличию в них выделенных признаков. Результаты количественного анализа представлены в таблице 4. В таблице в процентном соотношении указано число школьников по классам, в самоописаниях которых отмечаются выделенные признаки. Таблица 4. Представленность роста своей “компетентности” в образе "Я" по классам.
Значимость различий определялась по критерию Z (см. приложение №4). Были установлены различия между 3классниками и школьниками 5-7 классов в представленности роста собственной “компетентности” в образе “Я”. В 5-7 классах количество самоописаний, в которых присутствуют выделенные признаки, возрастает. Но, как видно из таблицы, представления о себе как успешном возникают не у всех школьников 5-7классов. По-видимому, рефлексия собственных изменений приводит к интеграции социального опыта, полученного подростком в течение предшествующего возраста. В случае если, приобретенный опыт позитивен, возникает новое представление о себе, базирующееся на осознании своего мастерства, знаний, умений и развитии общих способностей.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.143.239 (0.01 с.) |