Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исследование девиантного поведения в зарубежной и отечественной психологии
Во все времена и во всех обществах всегда существовали индивиды, чьё поведение выходило за рамки общепринятых норм. Такое отклоняющееся от общественных правил, девиантное поведение, трактовалось как недопустимое, и всё же неизменно привлекало к себе интерес, как простых обывателей, так и учёных-исследователей. Попытки объяснить данное явление предпринимались со стороны самых разных наук: правоведения и медицины, психологии и демографии, истории и статистики, этнографии и антропологии. Самую давнюю историю имеют биологические трактовки природы девиации, однако классические научные труды этого направления появились лишь в конце XIX века (Чезаре Ломброзо). На рубеже XIX - XX веков также неоднократно предпринимались попытки объяснять девиантное поведение биологическими факторами (Уильям Х. Шелдон), однако уже в начале XX столетия биологические теории стали вытесняться другими концепциями. Это привело к тому, что в современном научном мире в целом биологические концепции девиантного поведения мало популярны. С начала XX века стал активно набирать популярность социологическийподход к объяснению природы и детерминации девиантного поведения. Первые исследования социологов (Ж. Кетле, Э. Дюркгейма, Д. Дьюи, М. Вебера и др.) соседствовали с развитием биологических концепций, однако объяснение сущности девиации с учётом социальных, экономических и культурных факторов оказалось более жизнеспособным в научной среде. Именно в рамках социологических, а не психологических трудов и разрабатывались тогда основы девиантологии. Впервые развёрнутое социологическое объяснение девиации дал французский социолог-позитивист, основатель французской социологической школы Э. Дюркгейм в своей теории аномии. Он ввёл понятие «аномии», а более подробное её определение дал в классическом труде «Самоубийство» (1897, рус. пер. 1912). Существенно развил и модифицировал данный термин Р.К. Мертон в 1938 году. Американский социолог, профессор социологии считал, что аномия представляет собой результат конфликта или рассогласованности между «культурой» и «социальной структурой». По его мнению, возникновение девиации происходит в результате разрыва между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами достижения таких целей. [17].
Однако аномическая теория не объясняет, какими должны быть условия, при которых появляется та или иная форма адаптации. И, хотя данные теории получили логическое продолжение и расширение у других авторов (Т. Парсонс, Себастьян де Гразия, Г. Беккер и др.), социологи того времени, выявив связь между социально-экономическими условиями существования общества и девиантным поведением, не смогли до конца дифференцировать и объяснить природу этих отклонений. Как известно, воздействовать на поведение личности можно только психологически - воздействуя на саму личность [5]. И сегодня на первый план выходит психологический подход к проблеме классификации поведенческих отклонений. Представители различных психологических школ подходят к проблемам определения и причин возникновения отклонений по-разному. Для западной психологии и психотерапии критерий адаптивности является наиболее универсальным и в то же время высшим. Отечественная психология рассматривает адаптацию только как один из аспектов психического развития, порой теряющего для человека своё ведущее значение. Однако представление, сформировавшееся в русле гуманистической психологии, выходит за рамки традиционного понимания адаптивного критерия и согласуется с целым рядом представлений отечественной психологии о важной роли отношения к себе и самосознания в целом в процессе формирования личности. Здесь источником нарушения адаптации, а вслед за этим, и аномалии развития выступает неуверенность в себе и низкая самооценка [8]. Основным источником отклонений в психоанализе обычно считается постоянный конфликт между бессознательными влечениями, образующими в своей подавленной и вытесненной форме структуру «Оно», и социальными ограничениями естественной активности ребёнка, образующими в интернализованной форме структуру «Я» и «сверх-Я». Нормальное развитие личности предполагает наличие оптимальных защитных механизмов, которые уравновешивают сферы сознательного и бессознательного. Несколько иное представление об отклонениях имеется в «индивидуальной психологии» А. Адлера. Согласно ей человек появляется на свет с двумя базовыми чувствами-стремлениями: а) чувство неполноценности и стремление к совершенству как компенсация этого чувства; б) социальное чувство общности и стремление к установлению значимых социальных отношений. Развитие социально значимых способностей (б) формирует чувство собственной ценности и предполагает доминирование чувства общности над индивидуалистическими стремлениями к превосходству. В противоположном случае (а) чувство неполноценности трансформируется в комплекс неполноценности, либо в «комплекс превосходства». В то же время А. Адлер видит корни отклонений не столько в самих комплексах, сколько в неспособности индивида установить адекватный контакт с окружающей средой [25].
В поведенческом подходе акцент в происхождении девиантного поведения переносится на неадекватное социальное научение. Данный подход носит подчёркнуто эмпирический характер и сосредотачивает своё внимание на возможности коррекции неадекватного поведению [8]. Несколько отличный от поведенческого экологический подход трактует отклонения в поведении как результат неблагоприятного взаимодействия между ребёнком и социальной средой. (Ребёнок рассматривается как субъект нарушения в той мере, в какой он оказывается объектом нарушающих воздействий со стороны социальной микросреды). Весьма популярный в современной психологии гуманистический подход рассматривает отклоняющееся поведение как следствие потери ребёнком согласия со своими собственными чувствами и невозможность найти смысл и самореализацию в сложившихся условиях воспитания. В последние два десятилетия в западной психологии широкое распространение получил эмпирический подход к определению и диагностике отклонений. Он предлагает классификацию, где каждый поведенчески различимый устойчивый симптомокомплекс получает своё название (аутизм, депрессия, виктимность и т.д.). Этот подход в определённой степени сближает психологию с психиатрией и поэтому использует для описания типов отклонений понятие синдрома как некоторого устойчивого образования в структуре личности. Однако в данных классификациях нет единых критериев ни для выделения типов отклонений в психическом развитии, ни для различения причин и следствий этих отклонений. Так, симптом или черта поведения (например, виктимность, тревожность или повышенная сенситивность) в зависимости от своего предметного наполнения и времени проявления может свидетельствовать о прямо противоположных тенденциях в формировании личности. (Тревожность у госпитализированного ребёнка вовсе не говорит о каком-то отклонении, а повышенная чувствительность дошкольника к правилам социального взаимодействия в ролевой игре говорит о более чем успешном формировании личности) [25]. Итак, определимся с понятием девиации. Как видно, понятие девиация (от лат. deviation - отклонение) - носит полидисциплинарный характер. Мы будем рассматривать его как предмет психологии, где оно трактуется с позиций поступков, действий человека, не соответствующих сложившимся в обществе нормам. Можно видеть, что, несмотря на некоторые различия в понимании девиантного поведения различными авторами, все выделяют в качестве основного критерия девиаций нарушение принятых в данном обществе социально-нравственных норм. Исходя из целей и задач нашего исследования, мы остановимся на определении девиантного поведения, которое предложил Ю.А. Клейберг, чьё научное внимание главным образом сосредоточено именно на подростковых девиациях: Девиантное поведение - это специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним [8]. А также более общее и универсальное определение Е.В. Змановской: Отклоняющееся (девиантное) поведение личности - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся его социальной дезадаптацией [5].
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 902; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 23.20.51.162 (0.006 с.) |