Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Теоретический анализ девиации и самоотношения в подростковом возрастеСтр 1 из 7Следующая ⇒
ВВЕДЕНИЕ
Современный подросток развивается в мире неопределённости и противоречий. Переходное состояние нашего общества способствует отклоняющемуся эмоциональному развитию личности (В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн). Самым явным показателем этого является всё более распространяющееся среди подростков девиантное поведение в той или иной его форме. Девиантное поведение подростков, как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и в России, что воплощается в очень опасные для страны разрушительные тенденции. В подобных условиях понять и объяснить причины и факторы, детерминирующие такое непростое социальное явление, как отклоняющееся поведение в подростковом возрасте, стало актуальной задачей современности. Примечательно, что некоторые авторы (В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн, Ю.А. Клейберг и др.), рассматривая вопрос социальной позиции, поведения ребёнка, склонны напрямую связывать его с самосознанием, а, вместе с тем, и самоотношением подростков. Многие другие отечественные и зарубежные психологи (В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, И.И. Чеснокова, И.С. Кон, В.В. Столин, К. Роджерс, К. Хорни, Р. Берне) и вовсе отводят самоотношению главную роль в нормативном функционировании личности в обществе. Действительно, отношение к себе является одним из важнейших отношений социального бытия человека. Любое проявление человека как социального субъекта сопровождается включением в данный процесс его самоотношения [29]. А значит, проблема взаимосвязи самоотношения и поведение человека, особенно его асоциальных форм, не случайно пользуется значительным вниманием психологов. Самоотношение подростков вызывает особый интерес главным образом потому, что именно в подростковом возрасте и происходит его становление. Даже при условиях нормального развития этот процесс сопровождается рядом психосоциальных противоречий, и всё же, не каждый подросток идёт по пути девиации. Именно поэтому представляется очень важным и актуальным исследование особенностей самоотношения девиантов именно в подростковом возрасте, во время его формирования. Целью данной работы и является исследование особенностей самоотношения у девиантных подростков. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: провести теоретический анализ особенностей самоотношения подростков; исследовать теоретические источники по проблеме девиации в подростковом возрасте; организовать исследование самоотношения подростков с девиантным поведением; изучить осознанный образ «Я» подростков с отклонениями в поведении; сопоставить на основе исследования особенности самоотношения девиантных подростков.
Объектом исследования является самоотношение подростков с отклоняющимся поведением. Предметом - особенности самоотношения девиантных подростков. Предполагается, что структура самоотношения девиантных подростков имеет свои отличительные особенности, которые выражаются главным образом в противоречиях между его отдельными компонентами. Методами данной работы являются анализ теоретических источников и эмпирическое исследование. В ходе исследования применялись следующие методики: методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева (МИС), методика свободного самоописания (МСС), тест «Автопортрет». Данная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), завершается заключением с выводами и дополняется приложением.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕВИАЦИИ И САМООТНОШЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Выводы по 1 главе Итак, рассмотрев теоретические аспекты проблемы данной работы, можно сделать вывод о том, что само по себе самоотношение подростков с девиантным поведением попадало под пристальное внимание учёных в основном в контексте исследования ими более общих вопросов: самосознание личности, самоотношение в структуре самосознания, девиантное поведение, отклоняющееся поведение подростков и т.д. Нельзя не отметить, что охватить даже на уровне теоретического анализа все аспекты самоотношения необычайно сложно, и состояние проблемы на сегодняшний день не позволяет ясно и однозначно определить данное понятие. Сопоставив позиции и взгляды учёных на проблему девиации также нужно признать, что в силу разных причин единого подхода к трактовке даже самого понятия «девиантного поведения» на сегодняшний день также в психологической науке не существует.
Однако знакомство с работами большинства исследователей позволяет однозначно утверждать, что девиация, как форма поведения, находится в прямой зависимости от комплексного личностного образования, а, следовательно, напрямую связана и с самоотношением личности. Самоотношение, в свою очередь, также по утверждению большинства авторов, вступает в критический, можно сказать решающий, этап своего развития именно в подростковом возрасте. Кроме того, результаты уже имеющихся исследований подростковых девиаций, а также, самоотношения и самооценки девиантных подростков, говорят о том, что и сами девиации подросткового возраста, и самоотношение подростков мужского и женского пола с девиантным поведением действительно имеет свои отличительные особенности.
Выводы по 2 главе По результатам проведённого исследования можно сделать выводы об особенностях самоотношения девиантных подростков мужского и женского пола. Общей особенностью будет являться незрелость когнитивного компонента самоотношения девиантных подростков обоих полов. Самооценка детей с отклонениями в поведении внутренне крайне противоречива, и в целом невысока. Основной стиль самоотношения девиантных подростков-мальчиков - самооправдание. У девочек, наряду с самооправданием, в некоторых случаях наблюдается самопохвала. Девиантные подростки-девочки больше, чем мальчики, склонны ставить себе в вину свои неудачи, тогда как мальчики не ищут причины неудач в самих себе. Мальчики-девианты обладают более ригидным образом «Я», в то время как девочки легче готовы поддаться изменениям. Девочки с девиантным поведением в целом более отвечают схеме нормального развития в подростковом возрасте, прежде всего за счёт более развитого интереса к собственной личности. У мальчиков же труднее протекает формирование ценностей личности, что и является причиной формирования у них девиантного поведения. Относительно мальчиков можно говорить о внешних девиантных ориентациях, их отклоняющееся поведение своей агрессией направлено во вне: они чаще девочек проявляют делинквентные формы поведения. В свою очередь, среди девочек с девиантным поведением чаще встречаются самоубийства, тяжелее протекает алкоголизм. В результате можно отметить, что самоотношение подростков с девиантным поведением действительно имеет общие отличительные особенности в качестве разрывов между своими компонентами, а также, самоотношение девиантов мальчиков и девочек имеет различия между собой. подросток девиация самоотношение виктимность
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данной работы являлось изучение особенностей самоотношения у девиантных подростков мужского и женского пола. Гипотезой послужило предположение о том, что структура самоотношения девиантных подростков имеет свои отличительные особенности, которые выражаются главным образом в явных противоречиях между его отдельными компонентами. В ходе анализа теоретических источников по данной теме были выявлены и сопоставлены позиции и взгляды учёных по вопросам девиантного поведения и самоотношения в подростковом возрасте. Выяснилось в частности, что для подросткового возраста характерной чертой является девиантная виктимность. Эту точку зрения в настоящее время активно разрабатывает Ю.А. Клейберг.
Подавляющее большинство как отечественных так и зарубежных авторов сходятся во мнении о том, что именно в подростковом возрасте происходит становление самосознания личности, и самоотношения, как его компонента. Рассмотрев причины и предпосылки такого сложного и многогранного явления как девиантное поведение, можно утверждать, что девиация, как форма поведения находится в прямой зависимости от комплексного личностного образования. Проанализировав, в свою очередь, взгляды учёных на вопрос самоотношения, можно заключить, что оно, само по себе или через самосознание, связано со структурой личности, и может влиять на её поведение. Результаты проведённых исследований в целом говорят о схожих тенденциях. Как и нормативные подростки, девочки и мальчики с девиантным поведением стремятся соответствовать собственным требованиям, но при этом неадекватно оценивают свои возможности. Самооценка детей с отклонениями в поведении внутренне крайне противоречива, и в целом невысока. Их подсознательная неуверенность в себе чаще всего проявляется в обидчивости, грубости, частых конфликтах с окружающими. При оценке собственных неуспехов девочки чаще ставят их себе в вину, а мальчики не склонны искать их причины в самих себе. Мальчики в целом обладают большей ригидностью образа «Я», а девочки легче готовы поддаться изменениям. Девиантные ориентации мальчиков своей агрессией направлены во вне: они чаще девочек проявляют делинквентные формы поведения. В свою очередь, среди девочек с девиантным поведением чаще встречаются самоубийства, тяжелее протекает алкоголизм. Девочки, проявляя больший интерес к собственной личности, всё же, описывают себя через категории (встречались даже тексты с простым перечислением). У мальчиков главным критерием определения самоотношения становятся субъективные взгляды, собственные предпочтения. Это говорит о незрелости когнитивного компонента самоотношения девиантных подростков.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Ананьев, Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания/ Б.Г. Ананьев // Известия Академии педагогических наук РСФСР. - 1948. - №8. - С. 4-7. . Бернс, Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание/ Р. Бернс - М.: Прогресс, 1986. - 340 с. - ISBN 5-456-00872-3.
. Гилинский, Я., Афанасьев, В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения/ Я. Гилинский, В. Афанасьев - СПб.: Питер, 1993. - 342 с. - ISBN 978-5-272-00028-6. . Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения // Материалы Московской городской научно-практической конференции. - М.: Союз, 1996. . Змановская, Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения/ Е.В. Змановская - М.: Академия, 2006. - 288 с. - ISBN 5-05-000746-1. . Иванов, В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы/ В.Н. Иванов // Социально-политический журнал. - 1995. - № 2. - С. 14-15. . Клейберг, Ю.А. Девиантное поведение в вопросах и ответах/ Ю.А. Клейберг - М.: МПСИ, 2006. - 304 с. - ISBN 5-85777-223-0. . Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения/ Ю.А. Клейберг - М.: Юрайт-М, 2001. - 160 с. - ISBN 5-89144-226-4. . Кон, И.С. Категория «Я» в психологии/ И.С. Кон // Психологический журнал. - 1981. - №3. - С. 25-38. . Кон, И.С. Психология ранней юности/ И.С. Кон - М.: Просвещение, 1989. - 430с. - ISBN 5-00987-2329-9. . Кон, И.С. Социологическая психология/ И.С. Кон - М.: МПСИ, 1999. - 280с. - ISBN 23-5-9879-43234-9. . Кон, И.С., Фельдштейн, Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста/ И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн// Хрестоматия по возрастной психологии/ Сост. Л.М. Семенюк. - М.: Сфера, - 2006. - 509с. - С. 130-133. - ISBN 234-5-67898-867- . Кондратьев, М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения/ М.Ю. Кондратьев - М.: Институт практической психологии, 1997. - 335с. - ISBN 5-89395-038-0. . Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека/ И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий - М.: Сфера, 2008. - 464с. - ISBN 978-5-89145-075-2. . Ланцова, Л.А., Шурупова, М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения/ Л.А. Ланцова, М.Ф. Шурупова // Социально-политический журнал. - 1993. - № 4. - С. 4-6. . Мерлин, В.С. Психология индивидуальности: Избранные психологические труды/ В.С. Мерлин - Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЕКС, 2005. - 544с. - (Серия «Психологи России») - ISBN 5-89502-403-3 (МПСИ). - ISBN 5-89395-457-2 («МОДЕКС»). . Мертон, Р.К. Социальная структура и аномия/ Р.К. Мертон // Социология: Хрестоматия / Редактор-составитель Ю.Г. Волков. - М.: Феникс, 2003. - 368 с. - С. 115-124. - ISBN 5-34-078545-9. . Мухина, В.С. Психология детства и отрочества/ В.С. Мухина - М.: Институт практической психологии, 1998. - 488с. - ISBN 5-89112-021-6. . Мухина, В.С. Феноменология развития и бытия личности/ В.С. Мухина - М.: МПСИ, 1999. - 456с. - ISBN 5-68463-101-8. . Мясищев, В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека/ В.Н. Мясищев - М.: Изд-во АПН, 1960. - 415с. - ISBN 5-76537-0012-9. . Общая психодиагностика/ Под. ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. - 434с. - ISBN 5-482-00002-8. . Осипова, О.С. Девиантное поведение: благо или зло?/ О.С. Осипова // Социс. - 1998. - № 9. - С. 18. . Пантилеев, С.Р. Методика исследования самоотношения/С.Р. Пантилеев - М.: Смысл, 1993. - 32с. - ISBN 5-67896-8675-0. . Печникова, Л.С. Особенности самооценки и самоотношения у девиантных подростков/ Л.С. Печникова// Альманах Института коррекционной педагогики РАО. - 2005. - №9. - С. 7-8. . Платонов, Ю.П. Социальная психология поведения: Учебное пособие/ Ю.П. Платонов - СПб.: Питер, 2006. - 464 с. - ISBN 5-272-48656-0.
. Психология современного подростка/ Под. ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Педагогика, 1984. - 603 с. - ISBN 5- 43265-0098-5. . Ратанова, Т.А. Психология общая: Экспериментальная психология/Т.А. Ратанова. - 3-е изд., испр. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2007. - 464с. - ISBN 978-5-89502-629-8 (Московский психолого-социальный институт). - ISBN 978-5-89349-625-3 (Флинта). . Рудакова, И.А. Девиантное поведение: Учебное пособие/И.А. Рудакова - М.: Феникс, 2005. - 156 с. - ISBN 675-5-246-4567-1. . Самосознание: моё и наше. К постановке проблемы/ Отв. ред. Академик РАО Ф.Т. Михайлов. - М.: ИНФРА, 1997. - 247с. - ISBN 5-201-01954-4. . Самыгин, П.С. Девиантное поведения молодёжи/ П.С. Самыгин - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 440 с. - ISBN 5-222-10310-2. . Сарджвеладзе, Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной средой/ Н.И. Сарджвеладзе - М.: Сфера, 1999. - 480с. - ISBN 5-76874-8475-9. . Столин, В.В. Самосознание личности/ В.В. Столин - М.: Вагриус, 1991. - 456с. - ISBN 5-7612-0045-9. . Столин, В.В. Самосознание как объект психодиагностики/ В.В. Столин// Обща психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 3. Изд. 2- е, испр. и доп. / Отв. ред. В.В. Петухов. - М.: Психология, 2004. - 607с. - С.144-155. - ISBN 5-93692-055-0. . Фельдштейн, Д.И. Психология развивающейся личности / Д.И. Фельдштейн - М.: Институт практической психологии, 1996. - 345с. - ISBN 5-00986-0787-9. . Шапарь, В.Б. Словарь практического психолога/ В.Б. Шапарь - М.: АСТ: Харьков: Торсинг, 2005. - 734 [2] с. - 5-17-021516-9 (Изд-во АСТ). - 966-693-261-X («Торсинг»).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Таблица 1 Данные «сырых» значений по методике исследования самоотношения С.Р. Пантелеева (МИС)
Шкалы: 1 - 5 - мальчики. - открытость - самоуверенность 1 - 6 - девочки. - саморуководство - отражённое самоотношение - самоценность - самопринятие - самопривязанность - внутренняя конфликтность - самообвинение
Таблица 2 Первичные данные по методике исследования самоотношения С.Р. Пантелеева (МИС)
Шкалы: 1 - 5 - мальчики. - открытость - самоуверенность 1 - 6 - девочки. - саморуководство - отражённое самоотношение - самоценность - самопринятие - самопривязанность - внутренняя конфликтность - самообвинение Таблица 3 Общие данные по методике исследования самоотношения С.Р. Пантилеева (МИС)
Шкалы: - открытость 1 - 11 - испытуемые. - самоуверенность - саморуководство - отражённое самоотношение - самоценность - самопринятие - самопривязанность - внутренняя конфликтность - самообвинение Таблица 4 Средние значения показателей самоотношения мальчиков и девочек
ВВЕДЕНИЕ
Современный подросток развивается в мире неопределённости и противоречий. Переходное состояние нашего общества способствует отклоняющемуся эмоциональному развитию личности (В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн). Самым явным показателем этого является всё более распространяющееся среди подростков девиантное поведение в той или иной его форме. Девиантное поведение подростков, как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и в России, что воплощается в очень опасные для страны разрушительные тенденции. В подобных условиях понять и объяснить причины и факторы, детерминирующие такое непростое социальное явление, как отклоняющееся поведение в подростковом возрасте, стало актуальной задачей современности. Примечательно, что некоторые авторы (В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн, Ю.А. Клейберг и др.), рассматривая вопрос социальной позиции, поведения ребёнка, склонны напрямую связывать его с самосознанием, а, вместе с тем, и самоотношением подростков. Многие другие отечественные и зарубежные психологи (В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, И.И. Чеснокова, И.С. Кон, В.В. Столин, К. Роджерс, К. Хорни, Р. Берне) и вовсе отводят самоотношению главную роль в нормативном функционировании личности в обществе. Действительно, отношение к себе является одним из важнейших отношений социального бытия человека. Любое проявление человека как социального субъекта сопровождается включением в данный процесс его самоотношения [29]. А значит, проблема взаимосвязи самоотношения и поведение человека, особенно его асоциальных форм, не случайно пользуется значительным вниманием психологов. Самоотношение подростков вызывает особый интерес главным образом потому, что именно в подростковом возрасте и происходит его становление. Даже при условиях нормального развития этот процесс сопровождается рядом психосоциальных противоречий, и всё же, не каждый подросток идёт по пути девиации. Именно поэтому представляется очень важным и актуальным исследование особенностей самоотношения девиантов именно в подростковом возрасте, во время его формирования. Целью данной работы и является исследование особенностей самоотношения у девиантных подростков. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: провести теоретический анализ особенностей самоотношения подростков; исследовать теоретические источники по проблеме девиации в подростковом возрасте; организовать исследование самоотношения подростков с девиантным поведением; изучить осознанный образ «Я» подростков с отклонениями в поведении; сопоставить на основе исследования особенности самоотношения девиантных подростков. Объектом исследования является самоотношение подростков с отклоняющимся поведением. Предметом - особенности самоотношения девиантных подростков. Предполагается, что структура самоотношения девиантных подростков имеет свои отличительные особенности, которые выражаются главным образом в противоречиях между его отдельными компонентами. Методами данной работы являются анализ теоретических источников и эмпирическое исследование. В ходе исследования применялись следующие методики: методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева (МИС), методика свободного самоописания (МСС), тест «Автопортрет». Данная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), завершается заключением с выводами и дополняется приложением.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕВИАЦИИ И САМООТНОШЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.202.202 (0.141 с.) |