ТОП 10:

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕВИАЦИИ И САМООТНОШЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ



ВВЕДЕНИЕ

 

Современный подросток развивается в мире неопределённости и противоречий. Переходное состояние нашего общества способствует отклоняющемуся эмоциональному развитию личности (В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн). Самым явным показателем этого является всё более распространяющееся среди подростков девиантное поведение в той или иной его форме.

Девиантное поведение подростков, как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и в России, что воплощается в очень опасные для страны разрушительные тенденции. В подобных условиях понять и объяснить причины и факторы, детерминирующие такое непростое социальное явление, как отклоняющееся поведение в подростковом возрасте, стало актуальной задачей современности.

Примечательно, что некоторые авторы (В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн, Ю.А. Клейберг и др.), рассматривая вопрос социальной позиции, поведения ребёнка, склонны напрямую связывать его с самосознанием, а, вместе с тем, и самоотношением подростков. Многие другие отечественные и зарубежные психологи (В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, И.И. Чеснокова, И.С. Кон, В.В. Столин, К. Роджерс, К. Хорни, Р. Берне) и вовсе отводят самоотношению главную роль в нормативном функционировании личности в обществе.

Действительно, отношение к себе является одним из важнейших отношений социального бытия человека. Любое проявление человека как социального субъекта сопровождается включением в данный процесс его самоотношения [29]. А значит, проблема взаимосвязи самоотношения и поведение человека, особенно его асоциальных форм, не случайно пользуется значительным вниманием психологов.

Самоотношение подростков вызывает особый интерес главным образом потому, что именно в подростковом возрасте и происходит его становление.

Даже при условиях нормального развития этот процесс сопровождается рядом психосоциальных противоречий, и всё же, не каждый подросток идёт по пути девиации. Именно поэтому представляется очень важным и актуальным исследование особенностей самоотношения девиантов именно в подростковом возрасте, во время его формирования.

Целью данной работы и является исследование особенностей самоотношения у девиантных подростков.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: провести теоретический анализ особенностей самоотношения подростков; исследовать теоретические источники по проблеме девиации в подростковом возрасте; организовать исследование самоотношения подростков с девиантным поведением; изучить осознанный образ «Я» подростков с отклонениями в поведении; сопоставить на основе исследования особенности самоотношения девиантных подростков.

Объектом исследования является самоотношение подростков с отклоняющимся поведением. Предметом - особенности самоотношения девиантных подростков.

Предполагается, что структура самоотношения девиантных подростков имеет свои отличительные особенности, которые выражаются главным образом в противоречиях между его отдельными компонентами.

Методами данной работы являются анализ теоретических источников и эмпирическое исследование. В ходе исследования применялись следующие методики: методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева (МИС), методика свободного самоописания (МСС), тест «Автопортрет».

Данная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), завершается заключением с выводами и дополняется приложением.

 


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕВИАЦИИ И САМООТНОШЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Выводы по 1 главе

Итак, рассмотрев теоретические аспекты проблемы данной работы, можно сделать вывод о том, что само по себе самоотношение подростков с девиантным поведением попадало под пристальное внимание учёных в основном в контексте исследования ими более общих вопросов: самосознание личности, самоотношение в структуре самосознания, девиантное поведение, отклоняющееся поведение подростков и т.д.

Нельзя не отметить, что охватить даже на уровне теоретического анализа все аспекты самоотношения необычайно сложно, и состояние проблемы на сегодняшний день не позволяет ясно и однозначно определить данное понятие.

Сопоставив позиции и взгляды учёных на проблему девиации также нужно признать, что в силу разных причин единого подхода к трактовке даже самого понятия «девиантного поведения» на сегодняшний день также в психологической науке не существует.

Однако знакомство с работами большинства исследователей позволяет однозначно утверждать, что девиация, как форма поведения, находится в прямой зависимости от комплексного личностного образования, а, следовательно, напрямую связана и с самоотношением личности. Самоотношение, в свою очередь, также по утверждению большинства авторов, вступает в критический, можно сказать решающий, этап своего развития именно в подростковом возрасте.

Кроме того, результаты уже имеющихся исследований подростковых девиаций, а также, самоотношения и самооценки девиантных подростков, говорят о том, что и сами девиации подросткового возраста, и самоотношение подростков мужского и женского пола с девиантным поведением действительно имеет свои отличительные особенности.

 


Выводы по 2 главе

По результатам проведённого исследования можно сделать выводы об особенностях самоотношения девиантных подростков мужского и женского пола.

Общей особенностью будет являться незрелость когнитивного компонента самоотношения девиантных подростков обоих полов.

Самооценка детей с отклонениями в поведении внутренне крайне противоречива, и в целом невысока.

Основной стиль самоотношения девиантных подростков-мальчиков - самооправдание. У девочек, наряду с самооправданием, в некоторых случаях наблюдается самопохвала.

Девиантные подростки-девочки больше, чем мальчики, склонны ставить себе в вину свои неудачи, тогда как мальчики не ищут причины неудач в самих себе.

Мальчики-девианты обладают более ригидным образом «Я», в то время как девочки легче готовы поддаться изменениям.

Девочки с девиантным поведением в целом более отвечают схеме нормального развития в подростковом возрасте, прежде всего за счёт более развитого интереса к собственной личности. У мальчиков же труднее протекает формирование ценностей личности, что и является причиной формирования у них девиантного поведения.

Относительно мальчиков можно говорить о внешних девиантных ориентациях, их отклоняющееся поведение своей агрессией направлено во вне: они чаще девочек проявляют делинквентные формы поведения. В свою очередь, среди девочек с девиантным поведением чаще встречаются самоубийства, тяжелее протекает алкоголизм.

В результате можно отметить, что самоотношение подростков с девиантным поведением действительно имеет общие отличительные особенности в качестве разрывов между своими компонентами, а также, самоотношение девиантов мальчиков и девочек имеет различия между собой.

подросток девиация самоотношение виктимность

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Целью данной работы являлось изучение особенностей самоотношения у девиантных подростков мужского и женского пола.

Гипотезой послужило предположение о том, что структура самоотношения девиантных подростков имеет свои отличительные особенности, которые выражаются главным образом в явных противоречиях между его отдельными компонентами.

В ходе анализа теоретических источников по данной теме были выявлены и сопоставлены позиции и взгляды учёных по вопросам девиантного поведения и самоотношения в подростковом возрасте. Выяснилось в частности, что для подросткового возраста характерной чертой является девиантная виктимность. Эту точку зрения в настоящее время активно разрабатывает Ю.А. Клейберг.

Подавляющее большинство как отечественных так и зарубежных авторов сходятся во мнении о том, что именно в подростковом возрасте происходит становление самосознания личности, и самоотношения, как его компонента.

Рассмотрев причины и предпосылки такого сложного и многогранного явления как девиантное поведение, можно утверждать, что девиация, как форма поведения находится в прямой зависимости от комплексного личностного образования. Проанализировав, в свою очередь, взгляды учёных на вопрос самоотношения, можно заключить, что оно, само по себе или через самосознание, связано со структурой личности, и может влиять на её поведение.

Результаты проведённых исследований в целом говорят о схожих тенденциях. Как и нормативные подростки, девочки и мальчики с девиантным поведением стремятся соответствовать собственным требованиям, но при этом неадекватно оценивают свои возможности. Самооценка детей с отклонениями в поведении внутренне крайне противоречива, и в целом невысока. Их подсознательная неуверенность в себе чаще всего проявляется в обидчивости, грубости, частых конфликтах с окружающими.

При оценке собственных неуспехов девочки чаще ставят их себе в вину, а мальчики не склонны искать их причины в самих себе.

Мальчики в целом обладают большей ригидностью образа «Я», а девочки легче готовы поддаться изменениям.

Девиантные ориентации мальчиков своей агрессией направлены во вне: они чаще девочек проявляют делинквентные формы поведения. В свою очередь, среди девочек с девиантным поведением чаще встречаются самоубийства, тяжелее протекает алкоголизм.

Девочки, проявляя больший интерес к собственной личности, всё же, описывают себя через категории (встречались даже тексты с простым перечислением). У мальчиков главным критерием определения самоотношения становятся субъективные взгляды, собственные предпочтения. Это говорит о незрелости когнитивного компонента самоотношения девиантных подростков.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьев, Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания/ Б.Г. Ананьев // Известия Академии педагогических наук РСФСР. - 1948. - №8. - С. 4-7.

. Бернс, Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание/ Р. Бернс - М.: Прогресс, 1986. - 340 с. - ISBN 5-456-00872-3.

. Гилинский, Я., Афанасьев, В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения/ Я. Гилинский, В. Афанасьев - СПб.: Питер, 1993. - 342 с. - ISBN 978-5-272-00028-6.

. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения // Материалы Московской городской научно-практической конференции. - М.: Союз, 1996.

. Змановская, Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения/ Е.В. Змановская - М.: Академия, 2006. - 288 с. - ISBN 5-05-000746-1.

. Иванов, В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы/ В.Н. Иванов // Социально-политический журнал. - 1995. - № 2. - С. 14-15.

. Клейберг, Ю.А. Девиантное поведение в вопросах и ответах/ Ю.А. Клейберг - М.: МПСИ, 2006. - 304 с. - ISBN 5-85777-223-0.

. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения/ Ю.А. Клейберг - М.: Юрайт-М, 2001. - 160 с. - ISBN 5-89144-226-4.

. Кон, И.С. Категория «Я» в психологии/ И.С. Кон // Психологический журнал. - 1981. - №3. - С. 25-38.

. Кон, И.С. Психология ранней юности/ И.С. Кон - М.: Просвещение, 1989. - 430с. - ISBN 5-00987-2329-9.

. Кон, И.С. Социологическая психология/ И.С. Кон - М.: МПСИ, 1999. - 280с. - ISBN 23-5-9879-43234-9.

. Кон, И.С., Фельдштейн, Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста/ И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн// Хрестоматия по возрастной психологии/ Сост. Л.М. Семенюк. - М.: Сфера, - 2006. - 509с. - С. 130-133. - ISBN 234-5-67898-867-

. Кондратьев, М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения/ М.Ю. Кондратьев - М.: Институт практической психологии, 1997. - 335с. - ISBN 5-89395-038-0.

. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека/ И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий - М.: Сфера, 2008. - 464с. - ISBN 978-5-89145-075-2.

. Ланцова, Л.А., Шурупова, М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения/ Л.А. Ланцова, М.Ф. Шурупова // Социально-политический журнал. - 1993. - № 4. - С. 4-6.

. Мерлин, В.С. Психология индивидуальности: Избранные психологические труды/ В.С. Мерлин - Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЕКС, 2005. - 544с. - (Серия «Психологи России») - ISBN 5-89502-403-3 (МПСИ). - ISBN 5-89395-457-2 («МОДЕКС»).

. Мертон, Р.К. Социальная структура и аномия/ Р.К. Мертон // Социология: Хрестоматия / Редактор-составитель Ю.Г. Волков. - М.: Феникс, 2003. - 368 с. - С. 115-124. - ISBN 5-34-078545-9.

. Мухина, В.С. Психология детства и отрочества/ В.С. Мухина - М.: Институт практической психологии, 1998. - 488с. - ISBN 5-89112-021-6.

. Мухина, В.С. Феноменология развития и бытия личности/ В.С. Мухина - М.: МПСИ, 1999. - 456с. - ISBN 5-68463-101-8.

. Мясищев, В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека/ В.Н. Мясищев - М.: Изд-во АПН, 1960. - 415с. - ISBN 5-76537-0012-9.

. Общая психодиагностика/ Под. ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. - 434с. - ISBN 5-482-00002-8.

. Осипова, О.С. Девиантное поведение: благо или зло?/ О.С. Осипова // Социс. - 1998. - № 9. - С. 18.

. Пантилеев, С.Р. Методика исследования самоотношения/С.Р. Пантилеев - М.: Смысл, 1993. - 32с. - ISBN 5-67896-8675-0.

. Печникова, Л.С. Особенности самооценки и самоотношения у девиантных подростков/ Л.С. Печникова// Альманах Института коррекционной педагогики РАО. - 2005. - №9. - С. 7-8.

. Платонов, Ю.П. Социальная психология поведения: Учебное пособие/ Ю.П. Платонов - СПб.: Питер, 2006. - 464 с. - ISBN 5-272-48656-0.

. Психология современного подростка/ Под. ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Педагогика, 1984. - 603 с. - ISBN 5- 43265-0098-5.

. Ратанова, Т.А. Психология общая: Экспериментальная психология/Т.А. Ратанова. - 3-е изд., испр. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2007. - 464с. - ISBN 978-5-89502-629-8 (Московский психолого-социальный институт). - ISBN 978-5-89349-625-3 (Флинта).

. Рудакова, И.А. Девиантное поведение: Учебное пособие/И.А. Рудакова - М.: Феникс, 2005. - 156 с. - ISBN 675-5-246-4567-1.

. Самосознание: моё и наше. К постановке проблемы/ Отв. ред. Академик РАО Ф.Т. Михайлов. - М.: ИНФРА, 1997. - 247с. - ISBN 5-201-01954-4.

. Самыгин, П.С. Девиантное поведения молодёжи/ П.С. Самыгин - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 440 с. - ISBN 5-222-10310-2.

. Сарджвеладзе, Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной средой/ Н.И. Сарджвеладзе - М.: Сфера, 1999. - 480с. - ISBN 5-76874-8475-9.

. Столин, В.В. Самосознание личности/ В.В. Столин - М.: Вагриус, 1991. - 456с. - ISBN 5-7612-0045-9.

. Столин, В.В. Самосознание как объект психодиагностики/ В.В. Столин// Обща психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 3. Изд. 2-

е, испр. и доп. / Отв. ред. В.В. Петухов. - М.: Психология, 2004. - 607с. - С.144-155. - ISBN 5-93692-055-0.

. Фельдштейн, Д.И. Психология развивающейся личности / Д.И. Фельдштейн - М.: Институт практической психологии, 1996. - 345с. - ISBN 5-00986-0787-9.

. Шапарь, В.Б. Словарь практического психолога/ В.Б. Шапарь - М.: АСТ: Харьков: Торсинг, 2005. - 734 [2] с. - 5-17-021516-9 (Изд-во АСТ). - 966-693-261-X («Торсинг»).

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таблица 1

Данные «сырых» значений по методике исследования самоотношения С.Р. Пантелеева (МИС)

м 1 2 3 4 5 6 7 8 9 д 1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 6 12 7 10 10 8 7 8 6 1 4 9 4 5 9 6 5 11 5
2 2 8 5 7 10 9 5 11 5 2 6 7 9 5 9 10 7 12 5
3 6 10 6 9 6 8 7 5 1 3 2 10 8 6 11 9 7 6 6
4 5 8 8 5 5 5 3 10 8 4 5 7 7 5 11 9 7 14 7
5 5 8 7 6 5 9 10 8 5 5 5 8 5 5 12 6 7 13 6
                    6 6 7 5 7 13 6 1 11 5

Шкалы: 1 - 5 - мальчики.

- открытость

- самоуверенность 1 - 6 - девочки.

- саморуководство

- отражённое самоотношение

- самоценность

- самопринятие

- самопривязанность

- внутренняя конфликтность

- самообвинение

 

Таблица 2

Первичные данные по методике исследования самоотношения С.Р. Пантелеева (МИС)

м 1 2 3 4 5 6 7 8 9 д 1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 6 7 6 9 7 6 7 6 6 1 5 5 4 5 7 5 5 7 5
2 4 5 4 6 7 7 5 7 5 2 6 5 8 5 7 8 7 7 5
3 6 6 5 8 5 6 7 5 2 3 4 6 7 6 8 7 7 5 6
4 5 5 7 5 4 4 4 6 7 4 5 5 6 5 8 7 7 9 6
5 5 5 6 6 4 7 9 6 5 5 5 5 4 5 9 5 7 8 6
                    6 6 5 4 6 10 5 2 7 5
сред. 5 5,6 6 7 5 6 6 6 5 сред 5,2 5 6 5 8 6 5,8 7,2 6

 

Шкалы: 1 - 5 - мальчики.

- открытость

- самоуверенность 1 - 6 - девочки.

- саморуководство

- отражённое самоотношение

- самоценность

- самопринятие

- самопривязанность

- внутренняя конфликтность

- самообвинение

Таблица 3

Общие данные по методике исследования самоотношения С.Р. Пантилеева (МИС)

  1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 6 7 6 9 7 6 7 6 6
2 4 5 4 6 7 7 5 7 5
3 6 6 5 8 5 6 7 5 2
4 5 5 7 5 4 4 4 6 7
5 5 5 6 6 4 7 9 6 5
6 5 5 4 5 7 5 5 7 5
7 6 5 8 5 7 8 7 7 5
8 4 6 7 6 8 7 7 5 6
9 5 5 6 5 8 7 7 9 6
10 5 5 4 5 9 5 7 8 6
11 6 5 4 6 10 5 2 7 5
                   
среднее 5,2 5,4 5,5 6 6,9 6,1 6,1 6,6 5,3

Шкалы:

- открытость 1 - 11 - испытуемые.

- самоуверенность

- саморуководство

- отражённое самоотношение

- самоценность

- самопринятие

- самопривязанность

- внутренняя конфликтность

- самообвинение

Таблица 4

Средние значения показателей самоотношения мальчиков и девочек

     

 

 

    среднее
шкала  

группа

N

  значение
   

 

мальчики

5

  5,2
открытость  

 

 

   
   

 

девочки

6

  5,2
   

 

мальчики

5

  5,6
самоуверенность  

 

 

   
   

 

девочки

6

  5,2
   

 

мальчики

5

  5,6
саморуководство  

 

 

   
   

 

девочки

6

  5,5
отраженное

мальчики

5

  6,8
самоотношение  

 

 

   
   

 

девочки

6

  5,3
   

 

мальчики

5

  5,4
самоценность  

 

 

   
   

 

девочки

6

  8,2
   

 

мальчики

5

  6
самопринятие  

 

 

   
   

 

девочки

6

  6,2
   

 

мальчики

5

  6,4
самопривязанность  

 

 

   
   

 

девочки

6

  5,8
внутренняя

мальчики

5

  6
конфликтность  

 

 

   
   

 

девочки

6

  7,2
   

 

мальчики

5

  5
самообвинение  

 

 

   
   

 

девочки

6

  5,5
                   

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современный подросток развивается в мире неопределённости и противоречий. Переходное состояние нашего общества способствует отклоняющемуся эмоциональному развитию личности (В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн). Самым явным показателем этого является всё более распространяющееся среди подростков девиантное поведение в той или иной его форме.

Девиантное поведение подростков, как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и в России, что воплощается в очень опасные для страны разрушительные тенденции. В подобных условиях понять и объяснить причины и факторы, детерминирующие такое непростое социальное явление, как отклоняющееся поведение в подростковом возрасте, стало актуальной задачей современности.

Примечательно, что некоторые авторы (В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн, Ю.А. Клейберг и др.), рассматривая вопрос социальной позиции, поведения ребёнка, склонны напрямую связывать его с самосознанием, а, вместе с тем, и самоотношением подростков. Многие другие отечественные и зарубежные психологи (В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, И.И. Чеснокова, И.С. Кон, В.В. Столин, К. Роджерс, К. Хорни, Р. Берне) и вовсе отводят самоотношению главную роль в нормативном функционировании личности в обществе.

Действительно, отношение к себе является одним из важнейших отношений социального бытия человека. Любое проявление человека как социального субъекта сопровождается включением в данный процесс его самоотношения [29]. А значит, проблема взаимосвязи самоотношения и поведение человека, особенно его асоциальных форм, не случайно пользуется значительным вниманием психологов.

Самоотношение подростков вызывает особый интерес главным образом потому, что именно в подростковом возрасте и происходит его становление.

Даже при условиях нормального развития этот процесс сопровождается рядом психосоциальных противоречий, и всё же, не каждый подросток идёт по пути девиации. Именно поэтому представляется очень важным и актуальным исследование особенностей самоотношения девиантов именно в подростковом возрасте, во время его формирования.

Целью данной работы и является исследование особенностей самоотношения у девиантных подростков.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: провести теоретический анализ особенностей самоотношения подростков; исследовать теоретические источники по проблеме девиации в подростковом возрасте; организовать исследование самоотношения подростков с девиантным поведением; изучить осознанный образ «Я» подростков с отклонениями в поведении; сопоставить на основе исследования особенности самоотношения девиантных подростков.

Объектом исследования является самоотношение подростков с отклоняющимся поведением. Предметом - особенности самоотношения девиантных подростков.

Предполагается, что структура самоотношения девиантных подростков имеет свои отличительные особенности, которые выражаются главным образом в противоречиях между его отдельными компонентами.

Методами данной работы являются анализ теоретических источников и эмпирическое исследование. В ходе исследования применялись следующие методики: методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева (МИС), методика свободного самоописания (МСС), тест «Автопортрет».

Данная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), завершается заключением с выводами и дополняется приложением.

 


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕВИАЦИИ И САМООТНОШЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.245.48 (0.024 с.)