ТОП 10:

Особенности девиантного поведения в подростковом возрасте Девиантная виктимность подростка



 

Как известно, подростковый возраст, в любом случае, возраст напряжённой внутренней жизни человека, тонких рефлексий, заводящих подростков в самую глубину человеческой психики [18]. Этот период, даже в благоприятных условиях, протекает трудно и для самого подростка, и для окружающих его взрослых [14]. Помимо расширения физического жизненного пространства, отрочество становится периодом, когда человек начинает сознательно формулировать свои ценностные ориентации.

В отношении к нормативному поведению подросток стремится быть социально ориентированным, быть «как все». В то же время он стремится утвердить в мире свою уникальность, быть «лучше чем другие», настаивает на том, чтобы его «не путали с другими». Соединение этих двух тенденций - быть «как все» и следовать нормативному поведению, и одновременно быть «иным», чем другие, - создаёт для подростка большую напряжённость при выборе своего собственного поведения. Именно на этом этапе подросток нередко становится подверженным асоциальному поведению, что утверждает его в его собственных глазах [19].

Один из современных исследователей отклоняющегося поведения в подростковом возрасте Ю.А. Клейберг определил девиантное поведение как специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним [8]. Для этого, по мнению автора, подростки используют собственные приёмы самовыражения: слэнг, стиль, символика, мода, манера, поступок и т.п. При этом девиантные действия выступают:

- в качестве средства достижения значимой цели;

-  как способ психологической разрядки, замещения блокированной потребности и переключения деятельности;

-  как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении [7].

В последнем случае девиантное поведение непосредственно связано с самосознанием личности подростка. В этом случае девиантное поведение имеет свою динамику, которую необходимо понимать и учитывать в своей работе психологу, чтобы принимать своевременные меры по превенции, минимизации или коррекции социально опасных форм и последствий этого поведения [13].

Считается, что в подростковых девиациях наиболее ярко выступают следующие особенности:

- высокая аффективная заряженность поведенческих реакций;

-  импульсивный характер реагирования на фрустрирующую ситуацию;

-  кратковременность реакций с критическим выходом;

-  низкий уровень стимуляции;

-  недифференцированная направленность реагирования;

-  высокий уровень готовности к девиантным действиям [8].

Как уже отмечалось, неустойчивость личности в подростковом возрасте создаёт благоприятные предпосылки к внешнему воздействию, в том числе, и негативному. Здесь мы подходим к понятию девиантной виктимности подростка.

Определим понятия

Виктимология (от лат. victime - жертва и греч. logos - понятие, учение) - новая отрасль психологии, исследующая феноменологию, закономерности и механизмы деформированного интерактивного культурогенезе, в результате чего личность становится жертвой социогенных и персоногенных воздействий [28].

С точки зрения девиантного поведения виктимность - психологическое свойство личности, характеризующееся предрасположенностью личности стать жертвой фрустрации социогенных и персоногенных воздействий [8].

В результате дефекта интерактивного культурогенеза и дефицита условий развития личности формируется деформированная личность, возникает ситуация девиантного паттерна, личность компенсирует свою «ущербность» в различных формах девиантного поведения и виктимности. Ввиду своей социальной некомпетентности, личность становится жертвой отклоняющегося поведения - наступает девиантная виктимизация.

Виктимная личность характеризуется следующими показателями:

- снижением уровня мотивации;

-  заниженной самооценкой;

-  дефицитом ценностных ориентаций;

-  высоким конформизмом и т.д. [28].

Личность девианта характеризуется ростом компенсирующих тенденций, направленных на изменение своего статуса и избавление от дискомфортного состояния путём интенсификации отклоняющихся от культурного статуса ситуации форм поведения [13].

К девиантному поведению подростков приводят следующие факторы:

- культ насилия, утвердившийся в современном искусстве;

-  состояние аномии;

-  осуществляемая социальная политика;

-  неудовлетворённость социальных потребностей;

-  отсутствие жизненных перспектив;

-  плохая организация досуга и т.п. [4].

Конечно, сложные жизненные обстоятельства, неправильное семейное воспитание, низкий общеобразовательный и культурный уровень окружающих влияет на многих детей, однако далеко не все поставленные в эти условия становятся наркоманами и алкоголиками. В то же время неблагоприятные психофизиологические предпосылки также не являются фатальными сами по себе (без учёта социальных факторов) и не могут стать детерминантой девиантности [7].

Ю.А. Клейберг видит детерминанты девиантного поведения подростков в следующем:

девиация возникает как механизм компенсации виктимности личности;

девиантность - это следствие психологической деформации личности, ведущей к утрате механизма регуляции поведения;

девиантность программируется в процессе нарушенного культурогенеза в семейной и образовательной системах развития личности [8].

 







Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.245.48 (0.004 с.)