Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности девиантного поведения в подростковом возрасте Девиантная виктимность подростка
Как известно, подростковый возраст, в любом случае, возраст напряжённой внутренней жизни человека, тонких рефлексий, заводящих подростков в самую глубину человеческой психики [18]. Этот период, даже в благоприятных условиях, протекает трудно и для самого подростка, и для окружающих его взрослых [14]. Помимо расширения физического жизненного пространства, отрочество становится периодом, когда человек начинает сознательно формулировать свои ценностные ориентации. В отношении к нормативному поведению подросток стремится быть социально ориентированным, быть «как все». В то же время он стремится утвердить в мире свою уникальность, быть «лучше чем другие», настаивает на том, чтобы его «не путали с другими». Соединение этих двух тенденций - быть «как все» и следовать нормативному поведению, и одновременно быть «иным», чем другие, - создаёт для подростка большую напряжённость при выборе своего собственного поведения. Именно на этом этапе подросток нередко становится подверженным асоциальному поведению, что утверждает его в его собственных глазах [19]. Один из современных исследователей отклоняющегося поведения в подростковом возрасте Ю.А. Клейберг определил девиантное поведение как специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним [8]. Для этого, по мнению автора, подростки используют собственные приёмы самовыражения: слэнг, стиль, символика, мода, манера, поступок и т.п. При этом девиантные действия выступают: - в качестве средства достижения значимой цели; - как способ психологической разрядки, замещения блокированной потребности и переключения деятельности; - как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении [7]. В последнем случае девиантное поведение непосредственно связано с самосознанием личности подростка. В этом случае девиантное поведение имеет свою динамику, которую необходимо понимать и учитывать в своей работе психологу, чтобы принимать своевременные меры по превенции, минимизации или коррекции социально опасных форм и последствий этого поведения [13]. Считается, что в подростковых девиациях наиболее ярко выступают следующие особенности:
- высокая аффективная заряженность поведенческих реакций; - импульсивный характер реагирования на фрустрирующую ситуацию; - кратковременность реакций с критическим выходом; - низкий уровень стимуляции; - недифференцированная направленность реагирования; - высокий уровень готовности к девиантным действиям [8]. Как уже отмечалось, неустойчивость личности в подростковом возрасте создаёт благоприятные предпосылки к внешнему воздействию, в том числе, и негативному. Здесь мы подходим к понятию девиантной виктимности подростка. Определим понятия Виктимология (от лат. victime - жертва и греч. logos - понятие, учение) - новая отрасль психологии, исследующая феноменологию, закономерности и механизмы деформированного интерактивного культурогенезе, в результате чего личность становится жертвой социогенных и персоногенных воздействий [28]. С точки зрения девиантного поведения виктимность - психологическое свойство личности, характеризующееся предрасположенностью личности стать жертвой фрустрации социогенных и персоногенных воздействий [8]. В результате дефекта интерактивного культурогенеза и дефицита условий развития личности формируется деформированная личность, возникает ситуация девиантного паттерна, личность компенсирует свою «ущербность» в различных формах девиантного поведения и виктимности. Ввиду своей социальной некомпетентности, личность становится жертвой отклоняющегося поведения - наступает девиантная виктимизация. Виктимная личность характеризуется следующими показателями: - снижением уровня мотивации; - заниженной самооценкой; - дефицитом ценностных ориентаций; - высоким конформизмом и т.д. [28]. Личность девианта характеризуется ростом компенсирующих тенденций, направленных на изменение своего статуса и избавление от дискомфортного состояния путём интенсификации отклоняющихся от культурного статуса ситуации форм поведения [13]. К девиантному поведению подростков приводят следующие факторы: - культ насилия, утвердившийся в современном искусстве; - состояние аномии; - осуществляемая социальная политика; - неудовлетворённость социальных потребностей;
- отсутствие жизненных перспектив; - плохая организация досуга и т.п. [4]. Конечно, сложные жизненные обстоятельства, неправильное семейное воспитание, низкий общеобразовательный и культурный уровень окружающих влияет на многих детей, однако далеко не все поставленные в эти условия становятся наркоманами и алкоголиками. В то же время неблагоприятные психофизиологические предпосылки также не являются фатальными сами по себе (без учёта социальных факторов) и не могут стать детерминантой девиантности [7]. Ю.А. Клейберг видит детерминанты девиантного поведения подростков в следующем: девиация возникает как механизм компенсации виктимности личности; девиантность - это следствие психологической деформации личности, ведущей к утрате механизма регуляции поведения; девиантность программируется в процессе нарушенного культурогенеза в семейной и образовательной системах развития личности [8].
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.147.4 (0.007 с.) |