Организационно - методическое обеспечение исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационно - методическое обеспечение исследования



Данная работа посвящена исследованию самоотношения у подростков с девиантным поведением.

Предполагается, что структура самоотношения девиантных подростков имеет свои отличительные особенности, которые выражаются главным образом в явных противоречиях между его отдельными компонентами.

Целью данной работы является выявление особенностей самоотношения у девиантных подростков мужского и женского пола.

Задачами данной работы являются: исследование самоотношения подростков с девиантным поведением мужского и женского пола; практическое изучение самоотношения девиантных подростков; изучение осознанного образа «Я» подростков с отклонениями в поведении; сопоставление на основе исследования особенностей самоотношения девиантных подростков мужского и женского пола.

Объектом исследования стало самоотношение подростков с отклоняющимся поведением. Предметом - особенности самоотношения девиантных подростков.

В экспериментальном исследовании в качестве испытуемых приняли участие 11 подростков - 6 девочек и 5 мальчиков, в возрасте от 14 до 16 лет.

Все обследуемые являются учащимися 9 «А» класса средней общеобразовательной школы №20 и 9 «А» и «Б» классов средней общеобразовательной школы №15 г. Мурома, и относятся к «группе риска».

В работе применялись следующие методы - методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева (МИС), методика свободного самоописания (МСС), тест «Автопортрет». Оговоримся, что при проведении МИС утверждения, требующие ответа согласен - не согласен, зачитывались испытуемым, а не предъявлялись в письменной форме, а так же при проведении МСС объём текста мог быть любым.

На первом этапе исследования испытуемым предлагалось ответить на 110 вопросов опросника МИС, далее подростки рисовали свой портрет, после этого - писали рассказ о себе.

В дальнейшем был проведён анализ результатов и их интерпретация. В случае с МИС - анализ по шкалам, объединённым в факторы.

Методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеева (МИС) [23]

Под самоотношением С.Р. Пантилеев понимает обобщённое, одномерное образование, включающее в себя 3 фактора:

1. Самоуважение (процесс оценки себя по сравнению с некоторыми социально значимыми критериями, нормами, эталонами - представлениями о благополучном и эффективном индивиде, заложенными в идеальный образ «Я» субъекта), которое по содержанию определяется следующими субшкалами: социальная желательность «Я» (открытость), самоуверенность, саморуководство, отражённое самоотношение.

2. Аутосимпатия (самоотношение на основе эмоционального чувства привязанности и расположенности к себе): самопривязанность, самоценность, самопринятие.

.   Самоуничижение (негативное отношение к себе). Фактор представлен шкалами, которые по содержанию являются отрицательными полюсами первых двух обобщённых факторов: «самообвинение» - отрицательно нагруженный общий фактор «аутосимпатии» и «внутренняя конфликтность» как недостаток «самоуважения».

Испытуемому предъявляется тестовый буклет, содержащий 110 вопросов (в нашем случае - вопросы зачитываются). Инструкция подразумевает две градации ответов: «согласен» - «не согласен». Шкальные значения подсчитываются по девяти субшкалам:

Шкала 1 - закрытость - открытость (внутренняя честность). Данная шкала связана с такими аспектами образа «Я», которые, являясь значимыми для личности, с трудом допускаются до осознания.

Шкала 2 - самоуверенность. Данный фактор задаёт отношение к себе как к уверенному, самостоятельному, волевому, энергичному, надёжному человеку, которому есть за что себя уважать.

Шкала 3 - саморуководство. Данный фактор можно интерпретировать как отражающий представление о том, что основным источником активности и результатов, касающихся как деятельности, так и собственной личности субъекта, является он сам.

Шкала 4 - отражённое самоотношение - связана с ожидаемым отношением к себе со стороны других людей.

Шкала 5 - самоценность - отражает эмоциональную оценку себя, своего «Я» по интимным внутренним критериям любви, духовности; богатство внутреннего мира.

Шкала 6 - самопринятие - отражает степень дружеского отношения к себе, согласия с самим собой, одобрения своих планов и желаний, эмоционального, безусловного принятия себя таким, каков есть, пусть даже с некоторыми недостатками.

Шкала 7 - самопривязанность - отражает степень ригидности «Я-концепции», привязанности, нежелания меняться на фоне общего положительного отношения к себе.

Шкала 8 - внутренняя конфликтность - является индикатором наличия внутренних конфликтов, сомнений, несогласий с собой, тревожно-депрессивных состояний сопровождаемых переживанием чувства вины.

Шкала 9 - самообвинение - является индикатором выраженности отсутствия симпатии к себе, что сопровождается негативными эмоциями в свой адрес, даже, несмотря на высокую оценку своих качеств и достижений.

Полученные таким образом сырые баллы по специальной таблице переводятся в стандартные оценки - «стены». Интерпретация проводится путём анализа профиля девяти показателей, которые совместно дают цельную картину самоотношения испытуемого.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.137 (0.006 с.)