Функциональный базис письменной речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функциональный базис письменной речи



речь письмо ребенок дисграфия

Письменная речь - одна из форм существования языка, вторичная, более поздняя по времени ее возникновения, чем устная речь [24].

Функциональный базис письменной речи - это психофизиологическая основа, на которой формируется чтение и письмо. (Приложение 1) Формирование предпосылок письменной речи, функционального базиса письма среднестатистически завершается к 6-7-летнему возрасту [17].

Многие ученые рассматривали письмо только как оптико-моторный акт, однако подавляющее число современных исследователей письма указывают на его связь не только с незрелостью зрительно-пространственных представлений и нарушениями ориентировки в пространстве, но и с устной речью [26]. Так, Левина Р.Е. отмечает, что формирование письма главным образом связано с развитием компонентов устной речи, а именно: фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов [15].

Исходя из этого, можно выделить основные компоненты речи, которые связаны с процессом письма:

) Фонетический компонент речи - необходимость воспроизведения правильной артикуляции для правильного обозначения на письме всех звуков русского языка.

) Фонематический компонент речи - в соответствии с фонематическим восприятием буквенное обозначение соответствует тем фонемам, которые слышны в слове. Развитие фонематического восприятия ребенка проходит несколько стадий:

дофонетическая стадия - полное отсутствие дифференциации звуков окружающей речи, понимания речи и активных речевых возможностей;

начальный этап овладения восприятием фонем - различаются акустически наиболее контрастные фонемы и не различаются близкие по дифференциальным признакам.

дети начинают слышать звуки в соответствии с их фонематическими признаками. Ребенку доступно различение между правильным и неправильным произношением.

завершение развития фонематического восприятия. Ребенок слышит и говорит правильно.

осознание звуковой стороны слова и сегментов, из которых она состоит [10].

) Языковой анализ и синтез - умение выделить один элемент из целого или объединить несколько элементов в целое.

Существует три вида анализа речевого потока, в соответствии с онтогенезом:

·   Анализ предложений на слова

·   Слоговой анализ и синтез

·   Фонематический анализ и синтез на звуки

Фонематический анализ и синтез на звуки включает ряд операций характеризующие уровень сформированности данной психической функции:

Выделение (узнавание) звука на фоне слова

Вычленение первого и последнего звука из слова

Сложные формы фонематического анализа (определение количества, последовательности и места звука в слове) [13].

) Лексический строй речи - необходима сформированность определённого словарного запаса, который играет большую роль на этапе становления смысловых компонентов письма [15].

К обучению грамоте у ребёнка должны быть сформированы: все части речи; все процессы словообразования ребёнок должен уметь обобщать слова по лексическим группам.

) Грамматический строй речи (имеет небольшое значение) - грамматика распадается на два больших раздела: морфологию (законы изменения слов) и синтаксис (законы сочетания слов в предложении) [21].

К началу обучения грамоте у ребёнка должны быть сформированы такие понятия как: число, род, падеж.

В вышеперечисленный перечень следует внести ещё один компонент - просодический строй речи - это темп, ритм, паузы, выразительность, они важны для формирования выразительного чтения и усвоения пунктуации при формировании письма.

Итак, усвоение письма уходит своими корнями глубоко в область овладения устным словом. Исходя из этого, можно сделать вывод, что нарушения письма тесно связаны с недостаточной готовностью процессов, формирующихся в ходе развития устной речи [15].

Следующие компоненты функционального базиса письменной речи не связаны с устной речью: зрительно-пространственные представления, слухо-моторные и оптико-моторные координации, общая моторика, сформированность процесса внимания, а также целенаправленности деятельности, саморегуляции, контроля за действиями [28].

. Зрительное восприятие, зрительная память, зрительный анализ и синтез - превращение подлежащих написанию оптических знаков - букв в нужные графические начертания [18]. Это умение воспринимать форму, величину предмета; умение выделить отдельный элемент из целого или несколько отдельных элементов объединить в целое (например: различение Ь и Б, И и N)

. Различение человеком пространства - формируется на основе восприятия человеком собственного тела. «Собственное пространство тела» ощущается ребенком, по-видимому, только у полости рта. Это «пространство собственного тела» постепенно расширяется по мере формирования произвольных движений ребенка, сначала - рук, затем - ног [2]. После сформированности восприятия схемы тела идёт формирование ориентировки: по отношению к предметам, в пространстве листа, в пространстве буквы.

. Сформированность двигательной сферы - тонких движений, предметных действий, т.е. разных видов праксиса руки, подвижности, переключаемости, устойчивости и др. [28]. Их формирование в онтогенезе претерпевает значительную эволюцию одновременно с развитием изобразительной деятельности. Важнейшей функцией, от которой этот процесс зависит, является зрительно-моторная координация [11].

. Сформированность всех высших психических функций- внимание, память, восприятие, эмоционально - волевые процессы, регуляция, саморегуляция, контроль за действиями, намерения, мотивы поведения. Так же важное значение имеет формирование у детей абстрактных способов деятельности, что возможно при постепенном переводе их от действий с конкретными предметами к действиям с абстракциями. Ананьев Б. Г отмечает, что выполнение такого сложного процесса, как письмо, возможно лишь при совместной работе ряда мозговых зон, каждая из которых имеет свою функцию и обеспечивает то или иное условие (компонент) формирования и протекания письма [1].

Из вышесказанного следует, что для успешного овладения грамотой ребёнок должен уметь: - различать на слух все звуки речи, включая акустически и артикуляционно близкие;

правильно произносить все речевые звуки;

владеть простейшими видами звукового анализа слов (узнавание звука на фоне слова, выделение ударного гласного звука из начала слова, выделение согласного из конца слова, определение примерного места звука в слове);

овладеть грамматическим строем речи. Так же необходимо иметь определённый словарный запас. К тому же у ребёнка должен быть достаточный уровень сформированности зрительно-пространственных представлений [20]. В случае несформированности всех этих умений к началу обучения ребенка грамоте он неизбежно встретится с большими трудностями.

Таким образом, мы рассмотрели основные компоненты письменной речи, которые должны быть сформированы, для нормального развития письма у ребёнка, определили их взаимосвязь. Если какой-то компонент (компоненты) нарушен (ы), то можно говорить о риске нарушений письма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 1796; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.79.70 (0.006 с.)