Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функциональный базис письменной речи
речь письмо ребенок дисграфия Письменная речь - одна из форм существования языка, вторичная, более поздняя по времени ее возникновения, чем устная речь [24]. Функциональный базис письменной речи - это психофизиологическая основа, на которой формируется чтение и письмо. (Приложение 1) Формирование предпосылок письменной речи, функционального базиса письма среднестатистически завершается к 6-7-летнему возрасту [17]. Многие ученые рассматривали письмо только как оптико-моторный акт, однако подавляющее число современных исследователей письма указывают на его связь не только с незрелостью зрительно-пространственных представлений и нарушениями ориентировки в пространстве, но и с устной речью [26]. Так, Левина Р.Е. отмечает, что формирование письма главным образом связано с развитием компонентов устной речи, а именно: фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов [15]. Исходя из этого, можно выделить основные компоненты речи, которые связаны с процессом письма: ) Фонетический компонент речи - необходимость воспроизведения правильной артикуляции для правильного обозначения на письме всех звуков русского языка. ) Фонематический компонент речи - в соответствии с фонематическим восприятием буквенное обозначение соответствует тем фонемам, которые слышны в слове. Развитие фонематического восприятия ребенка проходит несколько стадий: дофонетическая стадия - полное отсутствие дифференциации звуков окружающей речи, понимания речи и активных речевых возможностей; начальный этап овладения восприятием фонем - различаются акустически наиболее контрастные фонемы и не различаются близкие по дифференциальным признакам. дети начинают слышать звуки в соответствии с их фонематическими признаками. Ребенку доступно различение между правильным и неправильным произношением. завершение развития фонематического восприятия. Ребенок слышит и говорит правильно. осознание звуковой стороны слова и сегментов, из которых она состоит [10]. ) Языковой анализ и синтез - умение выделить один элемент из целого или объединить несколько элементов в целое. Существует три вида анализа речевого потока, в соответствии с онтогенезом: · Анализ предложений на слова
· Слоговой анализ и синтез · Фонематический анализ и синтез на звуки Фонематический анализ и синтез на звуки включает ряд операций характеризующие уровень сформированности данной психической функции: Выделение (узнавание) звука на фоне слова Вычленение первого и последнего звука из слова Сложные формы фонематического анализа (определение количества, последовательности и места звука в слове) [13]. ) Лексический строй речи - необходима сформированность определённого словарного запаса, который играет большую роль на этапе становления смысловых компонентов письма [15]. К обучению грамоте у ребёнка должны быть сформированы: все части речи; все процессы словообразования ребёнок должен уметь обобщать слова по лексическим группам. ) Грамматический строй речи (имеет небольшое значение) - грамматика распадается на два больших раздела: морфологию (законы изменения слов) и синтаксис (законы сочетания слов в предложении) [21]. К началу обучения грамоте у ребёнка должны быть сформированы такие понятия как: число, род, падеж. В вышеперечисленный перечень следует внести ещё один компонент - просодический строй речи - это темп, ритм, паузы, выразительность, они важны для формирования выразительного чтения и усвоения пунктуации при формировании письма. Итак, усвоение письма уходит своими корнями глубоко в область овладения устным словом. Исходя из этого, можно сделать вывод, что нарушения письма тесно связаны с недостаточной готовностью процессов, формирующихся в ходе развития устной речи [15]. Следующие компоненты функционального базиса письменной речи не связаны с устной речью: зрительно-пространственные представления, слухо-моторные и оптико-моторные координации, общая моторика, сформированность процесса внимания, а также целенаправленности деятельности, саморегуляции, контроля за действиями [28]. . Зрительное восприятие, зрительная память, зрительный анализ и синтез - превращение подлежащих написанию оптических знаков - букв в нужные графические начертания [18]. Это умение воспринимать форму, величину предмета; умение выделить отдельный элемент из целого или несколько отдельных элементов объединить в целое (например: различение Ь и Б, И и N)
. Различение человеком пространства - формируется на основе восприятия человеком собственного тела. «Собственное пространство тела» ощущается ребенком, по-видимому, только у полости рта. Это «пространство собственного тела» постепенно расширяется по мере формирования произвольных движений ребенка, сначала - рук, затем - ног [2]. После сформированности восприятия схемы тела идёт формирование ориентировки: по отношению к предметам, в пространстве листа, в пространстве буквы. . Сформированность двигательной сферы - тонких движений, предметных действий, т.е. разных видов праксиса руки, подвижности, переключаемости, устойчивости и др. [28]. Их формирование в онтогенезе претерпевает значительную эволюцию одновременно с развитием изобразительной деятельности. Важнейшей функцией, от которой этот процесс зависит, является зрительно-моторная координация [11]. . Сформированность всех высших психических функций- внимание, память, восприятие, эмоционально - волевые процессы, регуляция, саморегуляция, контроль за действиями, намерения, мотивы поведения. Так же важное значение имеет формирование у детей абстрактных способов деятельности, что возможно при постепенном переводе их от действий с конкретными предметами к действиям с абстракциями. Ананьев Б. Г отмечает, что выполнение такого сложного процесса, как письмо, возможно лишь при совместной работе ряда мозговых зон, каждая из которых имеет свою функцию и обеспечивает то или иное условие (компонент) формирования и протекания письма [1]. Из вышесказанного следует, что для успешного овладения грамотой ребёнок должен уметь: - различать на слух все звуки речи, включая акустически и артикуляционно близкие; правильно произносить все речевые звуки; владеть простейшими видами звукового анализа слов (узнавание звука на фоне слова, выделение ударного гласного звука из начала слова, выделение согласного из конца слова, определение примерного места звука в слове); овладеть грамматическим строем речи. Так же необходимо иметь определённый словарный запас. К тому же у ребёнка должен быть достаточный уровень сформированности зрительно-пространственных представлений [20]. В случае несформированности всех этих умений к началу обучения ребенка грамоте он неизбежно встретится с большими трудностями. Таким образом, мы рассмотрели основные компоненты письменной речи, которые должны быть сформированы, для нормального развития письма у ребёнка, определили их взаимосвязь. Если какой-то компонент (компоненты) нарушен (ы), то можно говорить о риске нарушений письма.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 1796; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.79.70 (0.006 с.) |