Методы обследования детей с дисграфией 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы обследования детей с дисграфией



 

Основные задачи обследования заключаются, во-первых, в отграничении дисграфии от обычных грамматических ошибок, и, во-вторых, в определении вида дисграфии. Последнее необходимо для выбора соответствующих путей коррекционного воздействия [20].

Обследование школьников осуществляется в два этапа. На первом (предварительном) этапе ставится задача выявления детей, страдающих нарушениями чтения и письма. Для этого логопед анализирует тетради детей, предлагает различные виды письменных работ (списывание, диктанты, изложение).

На втором этапе осуществляется специальное обследование детей с нарушениями письма. Задачей этого этапа является дифференциальная диагностика расстройств письма: определение симптоматики, механизмов и вида дисграфии, а также степени выраженности [14].

Итак, на первом этапе ориентировочное представление об уровне сформированности письма и о характере ошибок логопед может получить просматривая школьные тетради ученика. Однако для того, чтобы уточнить структуру дефекта, необходимо специально обследовать письмо посредством различных проб, включающих слуховой диктант, самостоятельное письмо и списывание с печатного текста.

Обследование начинается с письма букв, слогов, слов и кончается предъявлением более сложных форм письменной речи (в зависимости от уровня обученности ребенка, изложение по картине или сочинение на заданную тему) [29].

Детям, которые только начали обучаться, предлагается письмо букв под диктовку. Ребенку диктуют отдельные звуки, графическое изображение которых он должен записывать. Эта серия проб позволяет выявить, четко ли ребенок воспринимает на слух звуки речи и правильно ли перешифровывает их в соответствующие графические очертания. Следующим этапом обследования является письмо отдельных слогов под диктовку. Ребенку диктуются прямые слоги (на, ба, сы, ту, мо и др.), обратные (ан, уш, от), закрытые (сас, ран, дум, тан), слоги со стечением согласных (ста, дро, гво, скво, стра), оппозиционные (саза, саша, рала, ба-на, мя-ма, лю-лу, pu-ры, но-нё). Эти пробы ставят своей задачей определить, насколько правильно ребенок различает и выделяет отдельные элементы, входящие в звуковой комплекс. Помимо написания отдельных слов и фраз, по слуху проверяется и самостоятельное письмо по картинкам различной сложности. Ученику предлагается написать названия предметов, изображенных на картинках, или самостоятельно составить и записать отдельные предложения по картинке [29].

При более высоком уровне письма центральным этапом обследования становится запись предложений под диктовку. Так же выполняется такой вид работы как письмо текстов по памяти. Логопед читает текст целиком два раза, ученики после этого записывают его, как запомнили [7].

Очень важен подбор текста - он должен быть насыщен теми буквами, словами и словосочетаниями, которые представляют наибольшие трудности [20]. Особое внимание должно быть уделено тому, допускает ли ребенок специфические ошибки на замену букв: свистящих, шипящих, звонких и глухих; р, л, мягких и твердых.

Необходимо выяснить:

• единичные или частные эти ошибки; распространяются ли они на одну группу звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками (звонкие и глухие), или на несколько групп (звонкие и глухие, свистящие и шипящие и др.); соответствуют ли замены в письме тем нарушениям, которые наблюдаются в устной речи;

• происходят ли замены при написании фонетически простых или структурно трудных, многосложных и малознакомых слов (что будет указывать на различный уровень нарушения дифференциации звуков речи, а следовательно, и фонематического восприятия) [29].

При анализе самостоятельного письма (сочинения) необходимо выявить, как ребенок владеет грамматическими категориями языка (проверка на аграмматизмы). При анализе такой работы как списывание текста, следует обратить особое внимание на то нет ли замен, связанных с трудностями усвоения начертания отдельных букв, когда ребенок пишет вместо Ш - И или вместо Д - Б, или зеркального написания (проверка на оптическую дисграфию).

Далее работа ведётся с детьми, у которых было обнаружено нарушение письма. Необходимо собрать основные сведения о раннем общем и речевом развитии ребенка, начиная со сведений протекания беременности и родов у его матери (Анамнез). Эта часть обследования направлена преимущественно на выяснение возможных причин дисграфии. Обязательно исследуются также возможность выполнения ребенком тех основных операций, которые являются необходимыми предпосылками полноценного письма: слуховая дифференциация звуков, правильность произношения звуков, фонематический анализ и синтез слов, знание букв, включая их узнавание в усложненных условиях, словарный запас и грамматический строй речи.

Эта часть обследования направлена на определение конкретного вида дисграфии [20]. Подробнее схема данного мероприятия представлена у Лалаевой Р.И.: [14]

) Анкетные данные (Фамилия, имя, возраст, национальность)

) Анамнез

) Состояние звукопроизношения

) Исследование умения воспроизводить звукослоговую структуру слова

) Анатомическое строение артикуляторного аппарата

) Особенности ручной и речевой моторики

) Особенности динамической стороны речи (темп, ритм)

) Исследование слуховой функции и восприятия речи (биологический слух, восприятие речи)

) Исследование фонематического восприятия

) Исследование языкового анализа и синтеза (необходимо при наличии в письме пропусков и перестановок букв и других видов искажения звуко-слоговой структуры слов)

) Исследование словарного запаса

) Исследование грамматического строя речи (необходимо при большом количестве аграмматизмов на письме)

) Исследование зрительно-пространственных функций [14].

Важно обратить внимание на то, что если в школьных тетрадях ребенка наблюдаются замены букв, характерные для тех или иных видов дисграфии, то нужно обязательно проверить слуховую дифференциацию и правильность произношения соответствующих этим буквам звуков, а также возможность узнавания самих букв в усложненных условиях. Это даст возможность выявить причину имеющихся у ученика трудностей, а значит, и правильно определить путь их преодоления (так буквенные замены могут иметь место при акустической, артикуляционно-акустической и оптической дисграфии т.к. всех трех случаях они преодолеваются по-разному) [20].

В логопедическом заключении указывается степень и вид нарушений чтения и письма и их соотнесенность с состоянием устной речи [6].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.22.244 (0.008 с.)