Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мероприятия и средства по обеспечению защиты атмосферы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Объектами правовой охраны согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды» признаются климатические ресурсы, атмосферный воздух включая озоновый слой, земля, ее недра и почвы, воды (поверхностные, подземные), растительный и животный мир в их видовом разнообразии во всех сферах произрастания и обитания, типичные и редкие ландшафты, а также иные сферы. Атмосферный воздух также, как и вся природа, находится под охраной государства. Она осуществляется в различных направлениях. Это: - обеспечение оптимального для жизни качества атмосферного бассейна путем защиты его от различных видов загрязнения (естественного и искусственного происхождения); - сохранение оптимального для жизни газового состава атмосферы и прежде всего ее кислородных ресурсов; - поддержание оптимального естественного состояния воздушной среды путем предупреждения и ограничения физических воздействий; - предотвращение разрушения озонового слоя атмосферы и атмосферных явлений, неблагоприятно воздействующих на погоду и климат, здоровье людей, растительный и животный мир. Правоотношения по охране атмосферного воздуха в РФ регулируются специальным законом «Об охране атмосферного воздуха». Данный Закон направлен на сохранение и улучшение качества атмосферного воздуха, его восстановление для обеспечения экологической безопасности жизнедеятельности человека, а также предотвращение вредного воздействия на окружающую среду. Закон устанавливает правовые и организационные основы норм хозяйственной и иной деятельности в области использования и охраны атмосферного воздуха. В соответствии со ст. 1 Закона, атмосферный воздух – это охраняемый природный объект, представляющий собой газовую оболочку нашей планеты. Охрана атмосферного воздуха - совокупность организационных, экономических, технических, правовых и иных мероприятий, направленных на предотвращение загрязнения атмосферного воздуха, осуществляемых государственными органами, юридическими и физическими лицами. Основными задачами указанного Закона являются: - регулирование отношений в области охраны атмосферного воздуха в целях обеспечения благоприятной среды обитания человека, сохранения, улучшения и восстановления состояния атмосферного воздуха; - предотвращение и снижение уровней вредного химического, физического, биологического и иного воздействия на атмосферный воздух; - обеспечение рационального использования атмосферного воздуха для производственных нужд; - укрепление правопорядка и законности в области охраны атмосферного воздуха. 2. Права и обязанности граждан и юридических лиц Права граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства на экологически благоприятную воздушную среду гарантируются Конституцией РФ, Законом «Об охране атмосферного воздуха», другими нормативными актами РФ и международными соглашениями. Граждане РФ имеют право на экологически безопасное для их жизни и здоровья состояние атмосферного воздуха и связанных с ним объектов окружающей среды. При этом, согласно ст. 5 Закона, они могут получать от государственных органов, осуществляющих охрану атмосферного воздуха, достоверной информации о состоянии атмосферного воздуха на территории их проживания, действующих нормах и правилах, а также принимаемых мерах по его охране. Государственные органы, осуществляющие охрану атмосферного воздуха, обязаны через средства массовой информации своевременно оповещать население об авариях и о стихийных бедствиях, которые повлекли или могут повлечь неблагоприятные изменения качества атмосферного воздуха и оказать отрицательное воздействие на здоровье и жизнь населения. Также граждане имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу в результате нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха. Юридические и физические лица, допустившие нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха и действующих в этой области норм и правил, возмещают ущерб потерпевшим в порядке, установленном гражданским законодательством РФ. Споры в связи с определением размера причиненного ущерба здоровью и имуществу граждан разрешаются в судебном порядке. Кроме того, ст. 7 Закона предоставляет гражданам РФ право непосредственно или через свободно избранных представителей и общественные объединения участвовать в разработке и обсуждении проектов программ и решений, направленных на улучшение состояния атмосферного воздуха. Закон предусматривает и ряд обязанностей граждан РБ, вытекающих из ст. Конституции, гласящей: «Охрана окружающей среды – долг каждого». В частности, граждане обязаны соблюдать санитарные и другие нормы и правила в области охраны атмосферного воздуха, а также выполнять установленные требования должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха. На иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, распространяются все указанные выше права и обязанности, если иное не определено Конституцией, законами РФ и международными договорами. Решения органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющие права физических лиц, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или суд. Закон предусматривает и ряд прав и обязанностей для юридических лиц. В частности, предприятия, учреждения, организации и общественные объединения имеют право участвовать в разработке и обсуждении с органами государственного управления программ, проектов и мероприятий, направленных на обеспечение охраны и улучшение качества атмосферного воздуха, а также получать в установленном порядке достоверную информацию о состоянии атмосферного воздуха от органов, осуществляющих его охрану. При этом предприятия, учреждения, организации и другие субъекты хозяйствования, деятельность которых связана с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, вредным воздействием на него физических и иных факторов, обязаны: - соблюдать законодательство об охране атмосферного воздуха и действующие в этой области нормы и правила; - обеспечивать выполнение республиканских и местных программ, проектов и мероприятий по охране атмосферного воздуха; - планировать и осуществлять мероприятия, направленные на предупреждение и ликвидацию загрязнения атмосферного воздуха; - информировать государственные органы, осуществляющие государственный контроль в области охраны атмосферного воздуха, об аварийных ситуациях, о нарушениях технологических процессов, которые могут вызвать загрязнение атмосферного воздуха и создать угрозу здоровью населения; - проводить обучение работников по вопросам охраны и рационального использования атмосферного воздуха; - проводить работы по проектированию и строительству объектов, зданий и сооружений, изменению объема и профиля действующих производств, технологий и видов сырья только после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы; - обеспечивать контроль за объемом и составом загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, и уровнями вредного физического и иного воздействия на него; - принимать необходимые меры по соблюдению технологических процессов и выполнению требований по охране атмосферного воздуха, рациональному его потреблению; - обеспечивать соблюдение установленных нормативов качества атмосферного воздуха на основе соблюдения технологических процессов, надежной и эффективной работы очистных сооружений, установок и средств контроля; - производить выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух по разрешению, выдаваемому республиканским органом государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды или его территориальными органами в пределах их компетенции. В разрешении устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также другие условия, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха и здоровье человека; - обеспечивать соблюдение правил транспортирования и хранения веществ и материалов с целью недопущения загрязнения ими атмосферного воздуха; - приостанавливать или полностью прекращать производство в случае невозможности соблюдения нормативов и стандартов по охране атмосферного воздуха. 3. Государственный контроль за использованием и охраной Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха осуществляется правительством РФ, республиканскими органами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, гидрометеорологии, здравоохранения, внутренних дел и их органами на местах, а также местными органами власти, исполнительными и распорядительными органами в пределах их компетенции. Основными направлениями государственного управления являются: - формирование и проведение на территории РФ единой государственной политики в области охраны атмосферного воздуха; - принятие законов и иных нормативно-правовых актов РФ в области охраны атмосферного воздуха и обеспечение их соблюдения; - разработка, принятие и обеспечение реализации целевых и научно-технических программ, планирование других мероприятий по охране атмосферного воздуха, организация их финансирования и материально-технического обеспечения; - установление для субъектов хозяйствования РФ ограничений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии с международными обязательствами; - определение порядка государственного учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и использования атмосферного воздуха на производственные нужды; - определение порядка разработки и утверждения предельно допустимых и временно согласованных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; - осуществление мероприятий по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, представляющего угрозу для здоровья людей на территории РФ. В законе определена компетенция Правительства РФ в области охраны атмосферного воздуха. В частности, оно разрабатывает и принимает меры по реализации государственной политики в области охраны атмосферного воздуха, осуществляет меры по охране атмосферного воздуха и улучшению его состояния, обеспечивает разработку и реализацию государственной и межгосударственной экологических программ в области охраны атмосферного воздуха, устанавливает лимиты выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утверждает нормативы потребления атмосферного воздуха для производственных нужд, а также осуществляет ряд других функций. Местные исполнительные и законодательные органы: - разрабатывают и утверждают в пределах своих полномочий программы и мероприятия в области охраны атмосферного воздуха и осуществляют их реализацию; - участвуют в планировании мероприятий по охране атмосферного воздуха, организации их финансирования и материально-технического обеспечения; - организовывают взимание платежей за загрязнение атмосферного воздуха; - устанавливают совместно с республиканским органом государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды в пределах своих полномочий льготы по налогообложению и кредитованию для субъектов хозяйствования при внедрении ими малоотходных, безотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий, использовании нетрадиционных видов энергии и альтернативных видов топлива, проведении других мероприятий, дающих значительный эффект в области охраны атмосферного воздуха; - организовывают пропаганду экологических знаний; - участвуют в осуществлении мероприятий по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, представляющего угрозу для здоровья людей. Орган управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, которым на данный момент является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды также осуществляет ряд важных функций. В частности, это министерство осуществляет комплексное управление, разработку единой научно-технической политики и государственных программ в области охраны атмосферного воздухам, государственный контроль за охраной атмосферного воздуха. Также оно проводит государственную экологическую экспертизу, принимает участие в разработке и утверждении нормативов качества атмосферного воздуха и стандартов. Кроме того, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды разрабатывает и утверждает нормы, правила и положения в области охраны атмосферного воздуха, методики расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, размеров ущерба и суммы исков за сверхнормативное загрязнение атмосферного воздуха и выполняет ряд других функций, перечисленных в ст. 18 Закона, например выдает и аннулирует разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, устанавливает обоснованные ограничения, а в необходимых случаях и запрет на выброс загрязняющих веществ, организовывает учет и оценку загрязнения атмосферного воздуха, формирует республиканский банк данных о состоянии атмосферного воздуха, ведет совместно с заинтересованными государственными органами и Академией наук России государственный кадастр и мониторинг состояния атмосферного воздуха. Государственный кадастр атмосферного воздуха ведется согласно «Положению о порядке ведения государственного кадастра атмосферного воздуха РФ». Государственный кадастр атмосферного воздуха РФ содержит свод необходимых сведений и документов о состоянии воздушного бассейна республики. Кадастр предназначен для обеспечения государственных органов и заинтересованных юридических лиц сведениями, необходимыми для учета фактора загрязнения атмосферного воздуха при размещении промышленных предприятий, проектирования объектов народного хозяйства и автомобильных дорог, развития международного сотрудничества в области обеспечения чистоты воздушного бассейна, разработки и проведения экологических мероприятий, медикобиологических экспертиз, направленных на предупреждение и ликвидацию вредного воздействия атмосферы на состояние здоровья человека, а также для анализа и прогнозирования изменения экологических условий и параметров состояния атмосферы и нормирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, осуществляемых стационарными и передвижными источниками. Кадастр атмосферного воздуха ведет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды совместно с Министерством по чрезвычайным ситуациям и защите населения от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, Министерством по статистике и анализу, Министерством здравоохранения. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды: - координирует работу по ведению кадастра атмосферного воздуха; - по согласованию с Министерством по чрезвычайным ситуациям и защите населения от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, Министерством по статистике и анализу, Министерством здравоохранения издает приказы и утверждает инструкции по вопросам, связанным с ведением кадастра атмосферного воздуха; - обеспечивает сбор, обобщение и систематизацию данных экологических паспортов субъектов хозяйствования; - осуществляет сбор, хранение, систематизацию и анализ обобщенных данных о состоянии атмосферного воздуха; - обеспечивает ведение автоматизированной информационной системы данных кадастра атмосферного воздуха; - издает кадастр атмосферного воздуха.
Министерство по чрезвычайным ситуациям: - обеспечивает сбор, систематизацию, хранение и анализ данных о фондовом состоянии атмосферы; - осуществляет прогнозирование изменения состояния атмосферы под влиянием различных факторов; - публикует сведения и информирует заинтересованных юридических лиц о состоянии атмосферного воздуха; - передает Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды необходимые данные о состоянии атмосферного воздуха. Министерство здравоохранения: - разрабатывает предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосфере; - осуществляет сбор и систематизацию сведений об уровнях загрязнения атмосферного воздуха в зонах жилой застройки и рекреации; - передает Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды необходимые данные о загрязнении атмосферного воздуха. Другие структуры: - осуществляет сбор, систематизацию и хранение данных статистической отчетности о стационарных источниках загрязнения и выбросах вредных веществ в атмосферу, а также о численности и видах общественного и личного транспорта, загрязняющих атмосферный воздух, о расходе топлива по передвижным источникам; - передает Министру природных ресурсов и охраны окружающей среды необходимые данные статистической отчетности о выбросах вредных веществ в атмосферный воздух, численности и видах общественного и личного транспорта. Приказы и инструкции, издаваемые Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды в пределах его компетенции по вопросам, связанным с ведением кадастра атмосферного воздуха, являются обязательными для всех юридических и физических лиц
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.53 (0.009 с.) |