Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика творчества Чарльза Диккенса

Поиск

 

Как упоминалось ранее, особое развитие тема детства в английской литературе получила лишь с середины XIX века. Центральную роль в этом сыграло творчество Чарльза Диккенса. Некоторые исследователи полагают его первооткрывателем детской темы в литературе Англии [16].

Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению образа детства в романах писателя, следует дать общую характеристику богатого творческого наследия Ч. Диккенса.

Чарльз Джон Хаффем Диккенс (1812–1870) считается признанным классиком реалистического романа. При жизни он был самым популярным английским писателем. Г.К. Честертон, сравнивая Ч. Диккенса с видными политическими деятелями эпохи, замечал, что никому из британских писателей прежде не удавалось оказывать такое влияние на народ [23, с. 31].

Исследователи, анализируя творчество Ч. Диккенса, обращают внимание на то, что, хотя сам он не считал себя философом, его взгляды формировались под заметным влиянием идей «различных философских линий XVIII столетия», в частности философии романтизма [4, 18]. Вслед за такими видными писателями и философами, как Ч. Лэм, Т. Карляйль и С. Кольридж, Ч. Диккенс отстаивал «нравственно-религиозные принципы любви, терпимости и альтруизма», стремился искать романтическое не только в традиционных образах, но и в предметах и явлениях повседневной жизни. Движущей силой развития, с точки зрения писателя, является воображение [4].

В некоторых исследованиях встречается понятие «диккенсовский гуманизм», который вначале имеет «отвлеченно-догматический и утопический характер», однако позже становится более приближенным к жизненным реалиям [18]. Наиболее часто гуманизм Диккенса проявлялся в вере «в торжество добра и справедливости… если силы добра объединятся»: на этом, в частности, строится разрешение конфликта в романе «Крошка Доррит», где герой добивается своих целей только при помощи «верных и надежных друзей» [6]. Излюбленным методом Ч. Диккенса, особенно в его ранних произведениях, является «happy end», или счастливый конец [7, 18].

Как и философы-просветители, особенно обеспокоен Ч. Диккенс был вопросами воспитания и образования. Критику со стороны писателя встречала распространенная в Англии XIX века система частных школ, возглавляемых людьми, «не имевшими для этого никаких оснований», в том числе профессиональной подготовки [13]. Ч. Диккенс считал, что детей важно воспитывать в строгости, готовя их к тому, чтобы «собственным тяжелым трудом пробивать себе дорогу в жизни» [Цит. по: 20, с. 280]. Тему «воспитания молодого человека жизнью» писатель поднимал, в частности, в романе «Дэвид Копперфилд» [20, с. 274]. Тем не менее, хотя Ч. Диккенс придерживался такой концепции и в воспитании собственных детей, сыновья писателя на протяжении жизни испытывали серьезные финансовые трудности, что Э. Уилсон называет «неудачей» [20, с. 277–280].

Говоря о воспитании, стоит отметить, что значимым фактором, сыгравшим роль в становлении Ч. Диккенса как писателя, является его собственное детство. И.М. Катарский называет Диккенса «большим ребенком, который никак не может простить взрослым, некогда – еще в детстве – обидевшим его», особо обращая внимание на материально неблагополучную жизнь родителей писателя и тот факт, что юному Ч. Диккенсу с десяти лет пришлось работать в самых тяжелых условиях [7].

Такие обстоятельства коренным образом повлияли на характер отображения современной Ч. Диккенсу действительности в его романах, которые часто называют социальными. Важное место в них занимает критика «существующих политэкономических концепций» [4], причем «проникнутая энергией и юмором» [2, с. 604]. Однако стоит отметить, что ошибочно полагать Ч. Диккенса сатириком – И.М. Катарский уверяет, что в Англии «никто всерьез не принимает его «сатиры» [7], того же мнения придерживался и В.В. Набоков, отмечая, что романы писателя кажутся сатирой «только на первый взгляд» [14, с. 102–103]. Юмор для Ч. Диккенса – средство преодоления тягот действительности, возвращения «к живым проявлениям человеческой природы» [4].

Еще одна особенность творчества Чарльза Диккенса, которая также неоднократно отмечается его биографами и исследователями творчества писателя – природная наблюдательность [13]. Начав творческую карьеру в качестве журналиста, Ч. Диккенс создавал свой художественный мир, в котором воплощал собственные наблюдения за нравом и бытом жителей Лондона [6]. Популярность писателя, а с ней и расцвет английского реализма, связана с тем, что он был «глубоко связан духом с обычными людьми» [23, с. 33], и каждое новое произведение находило небывалый отклик среди читателей самых разных социальных слоев. При этом, будучи реалистом, Ч. Диккенс «находит в реальности черты фантастического, а в фантастическом – признаки реальности» [6].

Как правило, творчество Ч. Диккенса делят на принципиально разные периоды. Основанием деления выступает, как правило, полнота и характер изображения действительности. При этом граница деления достаточно условна: в разных работах может выделяться два [23, с. 52–53], три [7] и большее [6] количество таких периодов. Это можно объяснить заметной логической связью между романами: «проблематика одних произведений Диккенса перекликается с тематикой других, последующих его творений, причем она более тщательно и глубоко разрабатывается» [6].

Ниже для удобства анализа приводится укрупненная периодизация творчества Ч. Диккенса, включающая три периода: ранний, зрелый и поздний.

К раннему периоду относят произведения, написанные до 1848 года, когда вышел в свет роман «Домби и сын». Их отличительная особенность состоит в «неполноте» изображения действительности. Это связано с тем, что в центре внимания – единственный главный герой, на основании личностного опыта которого («случайного и естественно ограниченного») и воспроизводится действительность [18]. При этом уже в романе «Домби и сын» и некоторых предшествующих ему исследователи отмечают творческий прогресс Ч. Диккенса, проявившийся, в частности, в усложнении повествовательной манеры, связанном с «расширением социального кругозора» писателя после его поездки в США [6].

С начала выхода романа «Дэвид Копперфилд» отсчитывается зрелый период в творчестве Ч. Диккенса. Романы этого периода «мягче и тоньше изображают человеческие чувства» [23, с. 66–67], в то время как «карикатура в чистом виде» в них встречается уже реже [23, с. 52], а «социальное зрение» писателя становится «острее» [6]. Особое влияние на социальные романы писателя оказывает общественно-политическая обстановка в послереформенной Англии, в частности зарождение движения чартистов [7]. Также в зрелом периоде Ч. Диккенс переходит к «роману воспитания» [18], о котором будет упомянуто более подробно в пункте 1.3.

Поздний период – это последнее десятилетие жизни писателя. И.М. Катарский отмечает слабый интерес исследователей к диккенсовскому творчеству 1860-х гг., связывая это с тем, что Ч. Диккенс стал уделять большее внимание участиям в публичных чтениях собственных произведений, а также издательской деятельности [7]. В то же время в этот период писатель переосмысляет свое отношение к сюжету, уходя от характерной для раннего периода случайности, хаотичности к стройности и логичности, а в своем последнем произведении – неоконченном романе «Тайна Эдвина Друда» – Ч. Диккенс и вовсе обращается к жанру детектива [23, с. 68].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 9406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.43 (0.009 с.)