Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ романа «Приключения Оливера Твиста»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Общая характеристика романа
Роман «Приключения Оливера Твиста» впервые публиковался с 1837 по 1839 год в журнале «Bentley’s Miscellany». Это второй роман Чарльза Диккенса, который относится к раннему периоду творчества писателя. Роман объединяет в себе две темы: вечную тему детства и конкретно-историческую тему жизни бедных детей в английском обществе первой половины XIX века. Проблематикой произведения выступает вопрос о взаимоотношении личности и общества. Ответом на него и художественной идеей романа становится мысль о том, что окружающий человека мир имеет огромное влияние на становление личности: как положительное, так и отрицательное. Исходя из этого, конкретно-исторический аспект тематики стоит считать средством раскрытия данной мысли. Сюжет романа повествует о судьбе юного сироты, девятилетнего мальчика Оливера Твиста, родившегося в работном доме. Работный дом в Англии XIX века – приют для бедняков, отличавшийся строгим режимом, близким к тюремному. В романе же работный дом является одним из отражений «негативного общества», где выгода ставится превыше личности. Так, миссис Манн, в чьей ведомости находится «ферма» – отделение работного дома для детей до девяти лет, – предпочитает оставлять себе большую часть ежедневной суммы, выдаваемой на содержание детей. Результатом такого подхода становится то, что «в восьми с половиной случаях из десяти» дети погибают, а тот факт, что их смерть случилась по недосмотру, тщательно утаивается во избежание неприятностей с судом [3, с. 14–16]. В этом отношении интересны образы людей, которых встречает Оливер на своем пути в первых главах. Мистер Гэмфилд, трубочист, смакует подробности своих издевательств над мальчишками, застрявшими в трубах [3, с. 30]; гробовщик мистер Сауербери вторит Бамблу, возмущаясь вместе с ним в ответ на негодование бедняка, чья жена умерла от плохого лечения [3, с. 52]; наконец, один из сирот работного дома, умирающий бедный Дик, получает отказ на свою последнюю просьбу: передать прощальный привет Оливеру Твисту [3, с. 157–158]. Смерть бедняка, даже ребенка, в мире Бамбла, Сауербери и прочих – лишь множество неудобств и издержек, связанных с похоронами и поиском новых работников. (Любопытно, что совсем в других словах Бамбл говорит о смерти «достойного джентльмена в белом» [3, с. 483].) Лишь единственный раз взрослый персонаж в этой части романа проявляет искреннее сострадание к детям – речь о судьях, решающих вопрос о передаче Оливера в учение к трубочисту мистеру Гэмфилду [3, с. 36]. В остальном же бедняк не воспринимается людьми, имеющими власть в обществе, как самодостаточная личность. Показывая это, Ч. Диккенс намеренно использует доведение до абсурда. Так, после того как Оливер оказывается заперт в чулане семейства Сауербери, бидл даже не желает выслушать мнение мальчика, сразу вынося приговор [3, с. 66–68]. Ранее простая просьба Оливера о добавке («Простите, сэр, я хочу еще» [3, с. 25]) становится поводом избавить приход от него, а оставшийся безымянным джентльмен в белом проводит опять же весьма абсурдную логическую цепочку, решая на основании поступка мальчика, что тот «кончит жизнь на виселице» [3, с. 26]. Не лишено изображение работного дома и других приемов, использующихся в сатирических и юмористических произведениях. Так, гротескной является реакция надзирателя и его помощниц на просьбу Оливера о добавке: «Надзиратель был дюжий, здоровый человек, однако он сильно побледнел. Остолбенев от изумления, он смотрел несколько секунд на маленького мятежника, а затем, ища поддержки, прислонился к котлу. Помощницы онемели от удивления, мальчики – от страха» [3, с. 25]. Кроме того, Ч. Диккенс нередко использует иронию, якобы одобряя описываемые им картины: «Какая превосходная иллюстрация к милосердным законам Англии! Они разрешают беднякам спать!» [3, с. 23]. Образ детства играет в романе особую роль. Выполняя техническую задачу усиления эмоционального воздействия, он также конкретизирует художественную идею. В первой главе настоящей работы уже отмечался высокий интерес Ч. Диккенса к вопросам воспитания, развития и становления личности с самого детства. В романе писатель показывает, какие последствия может иметь для ребенка дурное влияние. Собирательным образом такого влияния выступает Феджин – старый еврей, который берет юных беспризорников себе в помощники и обучает их воровству. В отличие от других взрослых персонажей романа, демонстрирующих, как правило, свое превосходство либо физической силой, либо властью, Феджин выступает прежде всего как искусный и хитроумный манипулятор. Например, он скрывает от Оливера, что все платки и бумажники – ворованные, убеждая мальчика в том, будто они «сделаны» и сделаны «искусно». Тем самым Феджину удается заинтересовать Оливера, желающего «делать носовые платки так же искусно, как Чарли Бейтс» [3, с. 85]. Другой пример: видя отчаяние Чарли Бейтса после поимки Ловкого Плута, Феджин, стремясь сохранить влияние на юного помощника, объясняет тому случившееся не заслуженным наказанием за преступления «простого воришки», а предметом гордости: «Феджин столь искусно воздействовал на эксцентрический характер своего молодого друга, что Бейтс, который сначала был склонен почитать арестованного Плута жертвой, смотрел на него теперь как на первого актера на сцене» [3, с. 403]. Несмотря на принципиальную разницу между работным домом и шайкой Феджина, обе эти социальные группы в романе имеют очевидное сходство, проявляющееся в эгоизме, алчности и жестокости принадлежащих к ним людей. Оливер Твист выступает не только героем романа, но и своеобразным инструментом автора, вскрывающим истинную сущность вещей в обществе. В этом отношении особенно показательна судьба персонажей, которую Ч. Диккенс раскрывает как по ходу сюжета, так и в традиционном для романов XIX века «послесловии», данном в главе LIII романа. Например, приходской бидл мистер Бамбл и его супруга теряют свое привилегированное положение в обществе и заканчивают жизнь бедняками – такими же, каких они сами привыкли унижать [3, с. 503]. Портрет Билла Сайкса перед смертью и вовсе приобретает нечеловеческие черты: Ч. Диккенс называет его «призраком Сайкса» [3, с. 468]. Гибель Сайкса, повесившего самого себя при попытке сбежать, содержит в себе некоторую иронию, а смерть его собаки и вовсе оказывается аллегорией на слепую преданность людей своим убеждениям [3, с. 474–475]. Однако Оливер Твист неспроста выбран главным героем. Он не удовлетворен своим положением и не может находиться там, где его жизнь будет обречена на такую же нелепую смерть, как гибель Сайкса, либо же на такую трагичную и одинокую, как смерть бедного Дика. Как результат, усилия Оливера приводят его к своей настоящей семье, в мир родной тети Роз Мэйли и добродетельного мистера Браунлоу. Своими поступками эта группа персонажей характеризует себя иначе, чем люди из прихода или шайка Феджина. Они готовы бескорыстно помогать Оливеру вновь обрести свое доброе имя. Даже любовь Роз Флемминг и Гарри Мэйли совсем не похожа на отношения мистера Бамбла и надзирательницы миссис Корни. Последние описаны в главе XXIII, где мистер Бамбл после довольно навязчивого разговора начинает буквально приставать к миссис Корни: «Бидл… преспокойно поцеловал надзирательницу», «Вместо ответа мистер Бамбл не спеша, с достоинством обвил рукой талию надзирательницы» [3, с. 213]. Совсем иначе ведет себя Гарри Мэйли, объясняясь в любви к Роз: он просит дать ответ на коленях, а объясняясь в чувствах, нередко делает паузы, подбирая слова [3, с. 317–323]. Мир, в котором оказывается Оливер в конце романа – это характерный для раннего диккенсовского творчества мир любви, доброты и благородства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 6090; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.106 (0.011 с.) |