Высшая школа печати и медиаиндустрии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Высшая школа печати и медиаиндустрии



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

МОСКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВЫСШАЯ ШКОЛА ПЕЧАТИ И МЕДИАИНДУСТРИИ

 

Институт Издательского дела и журналистики

 

направление подготовки

Издательское дело»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «История зарубежной литературы»

На тему: «Образы детей и тема детства в романе Чарльза Диккенса «Приключения Оливера Твиста»

 

Выполнил: студент группы 172-011

 

Борисов А.А.

(Фамилия И.О.)

 

Отлично.

В работе хорошо систематизирован материал, желательна большая самостоятельность анализа текста.

заимствования 6,4%

цитирования 0%

оригинальность 93,6%

 

Москва

2018

Оглавление

 

Введение 3

1. Место темы детства в творчестве Ч. Диккенса и мировой литературе 5

1.1. Тема детства в историко-литературном контексте 5

1.2. Общая характеристика творчества Чарльза Диккенса 8

1.3. Тема детства в романах Чарльза Диккенса 11

2. Анализ романа «Приключения Оливера Твиста» 14

2.1. Общая характеристика романа 14

2.2. Тема детства и образы детей в романе 18

2.3. Оливер Твист как главный герой и авторский идеал 20

Заключение 23

Список используемой литературы 25

 

 

Введение

 

Особое место в английской литературе середины XIX века занимает творчество Чарльза Диккенса. Гуманистические идеи романов классика мировой литературы оказали огромное влияние как на современников, так и на будущие поколения. Одной из ключевых тем творчества Диккенса, значительно переосмысленной им в сравнении с другими видными представителями английского романа, является тема детства.

Актуальность темы обусловлена социальной значимостью детской литературы как для детей, поскольку развитие и формирование личности неразрывно связано с приобщением к сложным морально-этическим вопросам и не в последнюю очередь – за счет литературы, так и для взрослых в их взаимодействии с детьми и процессе воспитания. Редактору, работающему с детской литературой, особенно важно иметь представление о богатом культурном наследии, существующем в этой области.

Целью настоящей курсовой работы является исследование образов детей и темы детства в творчестве Чарльза Диккенса на примере романа «Приключения Оливера Твиста». Отсюда вытекают следующие исследовательские задачи:

· изучение биографии Ч. Диккенса и влияния жизненного опыта писателя на его творчество в целом и произведения о детях в частности;

· рассмотрение роли детской темы в творчестве Чарльза Диккенса и в мировой культуре;

· анализ художественных особенностей романа «Приключения Оливера Твиста», системы детских образов в романе и путей их раскрытия в соответствии с авторской задачей.

Объект исследования курсовой работы – творчество Чарльза Диккенса как представителя английской прозы XIX века.

Предметом исследования в настоящей курсовой работе являются образы детей и тема детства в романе Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста».

Эмпирический базис исследования составляет произведение Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста».

Для решения поставленных задач в курсовой работе используются общелогические методы, а также профессиональный метод литературоведческого анализа.

Источниковедческая база курсовой работы включает учебные и справочные пособия по истории зарубежной литературы XIX века; научные работы, посвященные теме детской литературы и творчеству Ч. Диккенса; публицистические очерки о творчестве писателя.

В первой части курсовой работы приводится исследование теоретических материалов, посвященных творчеству Чарльза Диккенса, а также теме детства, детской литературе и литературе о детях.

Во второй части курсовой работы проводится анализ романа «Приключения Оливера Твиста», формулируется замысел произведения и исследуется роль детских характеров в его раскрытии.

 

Общая характеристика романа

 

Роман «Приключения Оливера Твиста» впервые публиковался с 1837 по 1839 год в журнале «Bentley’s Miscellany». Это второй роман Чарльза Диккенса, который относится к раннему периоду творчества писателя.

Роман объединяет в себе две темы: вечную тему детства и конкретно-историческую тему жизни бедных детей в английском обществе первой половины XIX века.

Проблематикой произведения выступает вопрос о взаимоотношении личности и общества. Ответом на него и художественной идеей романа становится мысль о том, что окружающий человека мир имеет огромное влияние на становление личности: как положительное, так и отрицательное. Исходя из этого, конкретно-исторический аспект тематики стоит считать средством раскрытия данной мысли.

Сюжет романа повествует о судьбе юного сироты, девятилетнего мальчика Оливера Твиста, родившегося в работном доме. Работный дом в Англии XIX века – приют для бедняков, отличавшийся строгим режимом, близким к тюремному. В романе же работный дом является одним из отражений «негативного общества», где выгода ставится превыше личности. Так, миссис Манн, в чьей ведомости находится «ферма» – отделение работного дома для детей до девяти лет, – предпочитает оставлять себе большую часть ежедневной суммы, выдаваемой на содержание детей. Результатом такого подхода становится то, что «в восьми с половиной случаях из десяти» дети погибают, а тот факт, что их смерть случилась по недосмотру, тщательно утаивается во избежание неприятностей с судом [3, с. 14–16].

В этом отношении интересны образы людей, которых встречает Оливер на своем пути в первых главах. Мистер Гэмфилд, трубочист, смакует подробности своих издевательств над мальчишками, застрявшими в трубах [3, с. 30]; гробовщик мистер Сауербери вторит Бамблу, возмущаясь вместе с ним в ответ на негодование бедняка, чья жена умерла от плохого лечения [3, с. 52]; наконец, один из сирот работного дома, умирающий бедный Дик, получает отказ на свою последнюю просьбу: передать прощальный привет Оливеру Твисту [3, с. 157–158].

Смерть бедняка, даже ребенка, в мире Бамбла, Сауербери и прочих – лишь множество неудобств и издержек, связанных с похоронами и поиском новых работников. (Любопытно, что совсем в других словах Бамбл говорит о смерти «достойного джентльмена в белом» [3, с. 483].)

Лишь единственный раз взрослый персонаж в этой части романа проявляет искреннее сострадание к детям – речь о судьях, решающих вопрос о передаче Оливера в учение к трубочисту мистеру Гэмфилду [3, с. 36]. В остальном же бедняк не воспринимается людьми, имеющими власть в обществе, как самодостаточная личность. Показывая это, Ч. Диккенс намеренно использует доведение до абсурда.

Так, после того как Оливер оказывается заперт в чулане семейства Сауербери, бидл даже не желает выслушать мнение мальчика, сразу вынося приговор [3, с. 66–68]. Ранее простая просьба Оливера о добавке («Простите, сэр, я хочу еще» [3, с. 25]) становится поводом избавить приход от него, а оставшийся безымянным джентльмен в белом проводит опять же весьма абсурдную логическую цепочку, решая на основании поступка мальчика, что тот «кончит жизнь на виселице» [3, с. 26].

Не лишено изображение работного дома и других приемов, использующихся в сатирических и юмористических произведениях. Так, гротескной является реакция надзирателя и его помощниц на просьбу Оливера о добавке: «Надзиратель был дюжий, здоровый человек, однако он сильно побледнел. Остолбенев от изумления, он смотрел несколько секунд на маленького мятежника, а затем, ища поддержки, прислонился к котлу. Помощницы онемели от удивления, мальчики – от страха» [3, с. 25]. Кроме того, Ч. Диккенс нередко использует иронию, якобы одобряя описываемые им картины: «Какая превосходная иллюстрация к милосердным законам Англии! Они разрешают беднякам спать!» [3, с. 23].

Образ детства играет в романе особую роль. Выполняя техническую задачу усиления эмоционального воздействия, он также конкретизирует художественную идею. В первой главе настоящей работы уже отмечался высокий интерес Ч. Диккенса к вопросам воспитания, развития и становления личности с самого детства. В романе писатель показывает, какие последствия может иметь для ребенка дурное влияние. Собирательным образом такого влияния выступает Феджин – старый еврей, который берет юных беспризорников себе в помощники и обучает их воровству.

В отличие от других взрослых персонажей романа, демонстрирующих, как правило, свое превосходство либо физической силой, либо властью, Феджин выступает прежде всего как искусный и хитроумный манипулятор. Например, он скрывает от Оливера, что все платки и бумажники – ворованные, убеждая мальчика в том, будто они «сделаны» и сделаны «искусно». Тем самым Феджину удается заинтересовать Оливера, желающего «делать носовые платки так же искусно, как Чарли Бейтс» [3, с. 85]. Другой пример: видя отчаяние Чарли Бейтса после поимки Ловкого Плута, Феджин, стремясь сохранить влияние на юного помощника, объясняет тому случившееся не заслуженным наказанием за преступления «простого воришки», а предметом гордости: «Феджин столь искусно воздействовал на эксцентрический характер своего молодого друга, что Бейтс, который сначала был склонен почитать арестованного Плута жертвой, смотрел на него теперь как на первого актера на сцене» [3, с. 403].

Несмотря на принципиальную разницу между работным домом и шайкой Феджина, обе эти социальные группы в романе имеют очевидное сходство, проявляющееся в эгоизме, алчности и жестокости принадлежащих к ним людей. Оливер Твист выступает не только героем романа, но и своеобразным инструментом автора, вскрывающим истинную сущность вещей в обществе.

В этом отношении особенно показательна судьба персонажей, которую Ч. Диккенс раскрывает как по ходу сюжета, так и в традиционном для романов XIX века «послесловии», данном в главе LIII романа. Например, приходской бидл мистер Бамбл и его супруга теряют свое привилегированное положение в обществе и заканчивают жизнь бедняками – такими же, каких они сами привыкли унижать [3, с. 503]. Портрет Билла Сайкса перед смертью и вовсе приобретает нечеловеческие черты: Ч. Диккенс называет его «призраком Сайкса» [3, с. 468]. Гибель Сайкса, повесившего самого себя при попытке сбежать, содержит в себе некоторую иронию, а смерть его собаки и вовсе оказывается аллегорией на слепую преданность людей своим убеждениям [3, с. 474–475].

Однако Оливер Твист неспроста выбран главным героем. Он не удовлетворен своим положением и не может находиться там, где его жизнь будет обречена на такую же нелепую смерть, как гибель Сайкса, либо же на такую трагичную и одинокую, как смерть бедного Дика. Как результат, усилия Оливера приводят его к своей настоящей семье, в мир родной тети Роз Мэйли и добродетельного мистера Браунлоу.

Своими поступками эта группа персонажей характеризует себя иначе, чем люди из прихода или шайка Феджина. Они готовы бескорыстно помогать Оливеру вновь обрести свое доброе имя. Даже любовь Роз Флемминг и Гарри Мэйли совсем не похожа на отношения мистера Бамбла и надзирательницы миссис Корни. Последние описаны в главе XXIII, где мистер Бамбл после довольно навязчивого разговора начинает буквально приставать к миссис Корни: «Бидл… преспокойно поцеловал надзирательницу», «Вместо ответа мистер Бамбл не спеша, с достоинством обвил рукой талию надзирательницы» [3, с. 213]. Совсем иначе ведет себя Гарри Мэйли, объясняясь в любви к Роз: он просит дать ответ на коленях, а объясняясь в чувствах, нередко делает паузы, подбирая слова [3, с. 317–323]. Мир, в котором оказывается Оливер в конце романа – это характерный для раннего диккенсовского творчества мир любви, доброты и благородства.

 

Заключение

 

При подготовке курсовой работы были исследованы образы детей и тема детства в творчестве английского писателя-реалиста Чарльза Диккенса. Рассмотрено место темы детства в творчестве Чарльза Диккенса и в мировой культуре. Теоретические положения подкрепляются анализом романа «Приключения Оливера Твиста».

Детство – особый период формирования личности, в который закладываются духовные ценности и основы характера будущего члена социума. Интерес к детству зарождается в мировой культуре в эпоху Просвещения. Детство относится к вечным темам художественной литературы, а также является важным способом переосмысления действительности. Значимость темы и интерес к ней делают ее актуальной в современной деятельности редактора.

В творчестве Чарльза Диккенса тема детства занимает важное место, что вызвано, во-первых, биографией писателя, во-вторых, его гуманистическими воззрениями. Идеальный ребенок в творчестве Ч. Диккенса – это ребенок, отличающийся добротой, искренностью и милосердием к окружающим.

Этого идеала достигает Оливер Твист в романе «Приключения Оливера Твиста», который утверждает мысль о важности роли общества в воспитании ребенка. В романе противопоставлены два мира, в одном из которых дети являются лишь инструментом в руках корыстолюбивых взрослых и превращаются в изгоев общества, в другом – окружены теплом и заботой и получают хорошее воспитание, достойное честного человека.

Образы детей в романе отличаются беззащитностью, подверженностью влиянию взрослых и в то же время искренностью. Особое место в системе образов занимают ребята – уличные воры из шайки Феджина. С развитием сюжета, а с ним и судеб своих героев Ч. Диккенс показывает, насколько непоправим может быть ущерб, нанесенный ребенку взрослыми, плохо осознающими последствия своих поступков.

Оливер Твист представляет собой тип «взрослеющего» персонажа, имеющего четкие жизненные ориентиры и сформированный характер. Отвага мальчика позволяет Оливеру оставить прежний мир – мир работного дома и уличной шайки – и открыть для себя идеал семьи.

Таким образом, из проделанной работы можно сделать вывод, что работа автора над характерами персонажей позволяет не только создать реалистичный мир произведения, но и раскрыть авторский замысел. Детство как тема и образ дает писателю возможность говорить о неудобных для других вещах без прикрас и максимально убедительно обосновывать заложенную в художественное произведение идею. Задача редактора – увидеть эту взаимосвязь и учитывать ее при работе с текстом, направляя автора в соответствии с целями произведения, а не затрудняя их выполнение.

 

 

Список используемой литературы

 

1. Артамонов, С.Д. [и др.] История зарубежной литературы XVII–XVIII вв. [Текст]: учебник / С.Д. Артамонов, З.Т. Гражданская, Р.М. Самарин. – 3-е изд. – М.: Издательство «Просвещение», 1967. – 854 с.

2. Белинский, В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. Т. 5. Статьи и рецензии. 1841–1844 [Текст] / В.Г. Белинский; под ред. Н.Ф. Бельчикова. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1954. – 863 с.; 6 л. ил.

3. Диккенс, Ч. Приключения Оливера Твиста [Текст]: роман / Чарльз Диккенс; пер. с англ. А. Кривцовой. – М.: Вече, 2018. – 512 с.

4. Дьяконова, Н.Я. Философские истоки миросозерцания Диккенса [Электронный ресурс] / Н.Я. Дьяконова // Известия АН. Серия литературы и языка. – Т. 55. – № 1 // http://www.philology.ru/

5. Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения [Текст]: учеб. пособие / А.Б. Есин. – 4-е изд. – М.: Флинта; Наука, 2002. – 248 с.

6. История зарубежной литературы XIX века [Текст]: учебник / под ред. Н.А. Соловьевой. – М.: Высшая школа, 1991. – 637 с.

7. Катарский, И.М. Диккенс и его время [Электронный ресурс] / И.М. Катарский // http://charles-dickens.ru/

8. Киприна, С.В. Развитие темы детства в английской литературе второй половины XX века [Электронный ресурс] / С.В. Киприна // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. – 2011. – № 1 // https://cyberleninka.ru/

9. Крупенина, М.И. Концепция детства в литературе [Электронный ресурс] / М.И. Крупенина // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2015. – № 3 // https://cyberleninka.ru/

10. Литературная энциклопедия терминов и понятий [Текст] / под ред. А.Н. Николюкина. – М.: НПК «Интелвак»; ИНИОН РАН, 2001. – 1600 стб.

11. Макаренко, А.С. Стиль детской литературы [Текст] / А.С. Макаренко // Макаренко, А.С. Педагогические сочинения. В 8 т. Т. 7 / А.С. Макаренко; сост. Л.Ю. Гордин, А.А. Фролов. – М.: Педагогика, 1986. – С. 185–190.

12. Мамаева, Н.Н. Светлее алмазов горят в небе звезды. Английская литературная сказка как явление [Электронный ресурс] / Н.Н. Мамаева // Известия Уральского государственного университета. – 2000. – № 15 // http://elar.urfu.ru/

13. Михальская, Н.П. Чарльз Диккенс: Биография писателя [Электронный ресурс] / Н.П. Михальская // http://charles-dickens.ru/

14. Набоков, В.В. Лекции по зарубежной литературе [Текст] / Владимир Набоков; под общ. ред. В.А. Харитонова. – М.: Издательство Независимая Газета, 1988. – 512 с. – (Серия «Литературоведение»).

15. Нерсесова, М.А. Творчество Диккенса [Текст] / М.А. Нерсесова. – М.: Знание, 1957. – 32 с.

16. Одышева, А.С. Репрезентация детства в английской литературе [Электронный ресурс] / А.С. Одышева // Вестник Тюменского государственного университета. – 2011. – № 3 // https://cyberleninka.ru/

17. Редакторская подготовка изданий [Электронный ресурс]: учебник / С.Г. Антонова, В.И. Васильев, И.А. Жарков [и др.]; под общ. ред. С.Г. Антоновой // http://www.hi-edu.ru/

18. Сильман, Т.И. Диккенс: Очерк творчества [Электронный ресурс] / Т.И. Сильман // http://charles-dickens.ru/

19. Тугушева, М.П. Чарльз Диккенс. Очерк жизни и творчества [Электронный ресурс] / М. Тугушева // http://charles-dickens.ru/

20. Уилсон, Э. Мир Чарльза Диккенса [Текст] / Энгус Уилсон; пер. и комм. Р. Померанцевой и В. Харитонова. – М.: Прогресс, 1975. – 320 с.

21. Урнов, М.В. Неподражаемый. Чарльз Диккенс – издатель и редактор [Текст] / М.В. Урнов. – М.: Книга, 1990. – 286 с.

22. Черкасова, Т.М. Типология детского характера в творчестве Чарльза Диккенса [Электронный ресурс]: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.03 / Т.М. Черкасова // http://cheloveknauka.com/

23. Честертон, Г.К. Чарльз Диккенс [Текст] / Г.К. Честертон; пер. с англ. Н. Трауберг. – М.: Радуга, 1982. – 205 с.

3

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

МОСКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВЫСШАЯ ШКОЛА ПЕЧАТИ И МЕДИАИНДУСТРИИ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.235.209 (0.032 с.)