Тема детства и образы детей в романе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема детства и образы детей в романе



 

Важнейшей особенностью произведения, восходящей к творчеству Ч. Диккенса как представителя реализма, является максимально достоверное изображение действительности, включая самые неудобные ее стороны. Об этом сам автор говорит в предисловии: «одна из задач этой книги – показать суровую правду, даже когда она выступает в обличье тех людей, которые столь превознесены в романах, а посему я не утаил от своих читателей ни одной дырки в сюртуке Плута, ни одной папильотки в растрепанных волосах Нэнси» [3, с. 9].

Эта особенность напрямую относится к изображению детства в романе. Судьбы героев так или иначе показывают то, как окружающий мир влияет на них, обрекая одних на смерть, других на бедность, третьих на воровство. Для убедительности авторской идеи весьма важно, чтобы убедительным был сам мир романа.

Прежде всего дети в романе беззащитны. На «ферме» миссис Манн они лишены всякого присмотра и могут окончить жизнь весьма рано и весьма нелепо: например, опрокинув на себя кровать [3, с. 16]. В работном доме из-за бедной еды они превращаются в настоящих зверей: один обещает съесть товарищей, если ему не дадут добавки [3, с. 25]. Ревнивая и мстительная жена Эдвина Лифорда, пользуясь положением в обществе, обрекает на жалкое существование Оливера Твиста и его тетю, юную Роз Мэйли [3, с. 486]. В шайке Феджина дети полностью подвержены его влиянию и готовы предавать, красть, сквернословить.

Образы последних весьма контрастны, что является, пожалуй, самой яркой особенностью романа. Обычный ребенок, например – Джек Даукинс, или Ловкий Плут, мечтающий казаться взрослым и носящий взрослый сюртук, оборачивается настоящим дикарем в своей нахальной речи на собственном суде (глава XLIII романа). Он ведет себя искренне, ведь действительно считает, что быть взрослым – значит быть таким, как Феджин, Сайкс или Читлинг, а вернее, как Плут себе их представляет (совершенно иначе, жалко ведет себя на суде тот же Феджин в главе LII).

Искренность детей оборачивается против них. Дети, которых Феджин много лет воспитывает как воров, забирая себе всю «добычу» и сохраняя руки сухими, воспринимают происходящее как нечто само собой разумеющееся: «если ты не будешь таскать носовые платки и часы, все равно их стащит кто-нибудь другой» [3, с. 169–170]. Тренировку «мазуриков» Феджин превращает в веселую игру: со смехом Ловкий Плут и Чарли Бейтс отнимают у него вещи, пока старик делает вид, что ничего не замечает («похлопывал себя поочередно по всем карманам так забавно и натурально, что Оливер смеялся до слез») [3, с. 86].

Особенно показательно отношение к происходящему юного Бейтса, насмехающегося над опасностью: Оливеру он объясняет, что Плута «вздернут» (т.е. повесят) и изображает это в виде шутливой пантомимы [3, с. 169], и, как позже объясняется, ожидает, что это произойдет «по меньшей мере из-за золотых часов с цепочкой и печатками». Однако судьба оборачивается по-другому: Плут оказывается схвачен и отправлен на каторгу из-за простой серебряной табакерки, и это становится первым ударом для юного Бейтса, который чувствует себя «грустным и угнетенным» [3, с. 401]. Вслед за потерей одного друга юноша теряет всех остальных: Сайкс убивает Нэнси, и вскоре шайке Феджина приходит конец. В конце романа упоминается, что юный Бейтс после долгих трудов добился честного успеха, став скотопромышленником.

И тем не менее, случай юного Бейтса скорее представляется исключением, нежели правилом. Оливер Твист смог измениться при помощи других и за счет силы воли, демонстрируемой им с самых первых строк (см. п. 2.3). Все же другие дети и молодые люди из шайки Феджина – Плут, Нэнси, Сайкс, Бет, Ноэ Клейпол, Том Читлинг – так или иначе не смогли прийти к добропорядочной жизни. Причина этого – привязанность человека к старой жизни, неверие в возможность что-либо изменить, как отчетливо следует из слов Нэнси, обращенных к Роз Мэйли и мистеру Браунлоу: «Я прикована цепями к прежней жизни. Теперь она мне отвратительна и ненавистна, но я не могу ее бросить. Должно быть, я зашла слишком далеко, чтобы вернуться» [3, с. 430].

Важно отметить, что избегая идеализации самого общества, в котором оказываются персонажи романа, Ч. Диккенс не отказывается от идеализации самих персонажей, показывая, что даже в самых тяжелых условиях дети остаются чистыми, непорочными. В душе Чарли Бейтса есть место идеалам дружбы и чести. Нэнси готова прийти на помощь Оливеру и его новым друзьям, несмотря на то, что для нее это слишком рискованно и абсолютно невыгодно.

К таким идеалам относится и бедный Дик: мальчик, с которым прощается Оливер при своем бегстве из работного дома и который впервые в жизни героя романа благословляет того [3, с. 70]. Дик умирает. На протяжении всего произведения так и не разъясняется, что же именно стало причиной его болезни и была ли она так уж неизлечима – этот вопрос не столь важен, и даже не столь важно безразличие взрослых персонажей к его болезни, сколь значительна доброта Дика. Будучи обреченным, он остается человеком и переживает не за себя, а за своего друга – Оливера: «я сидел и плакал, думая о том, что он скитается в темную ночь и нет никого, кто бы ему помог» [3, с. 157].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 690; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.196 (0.006 с.)